Общественные объединения в политической системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 06:52, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в изучении роли общественных объединений в политической системе.
Для достижения поставленной цели определены следующие основные задачи:
изучить понятие и структуру политической системы;
раскрыть понятие общественных объединений, изучить их виды;
рассмотреть формы контроля за деятельностью общественных объединений.

Содержание работы

Введение …..................................................................................................................
Глава 1. Понятие и структура политической системы ….......................................
Глава 2. Понятие и виды общественных объединений …......................................
Глава 3. Надзор и контроль за деятельностью общественных объединений.......
Заключение...................................................................................................................
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

+ Общественные объединения в политической системе.doc

— 499.00 Кб (Скачать файл)


План

Введение …..................................................................................................................

Глава 1. Понятие  и структура политической системы  ….......................................

Глава 2. Понятие  и виды общественных объединений …......................................

Глава 3. Надзор и контроль за деятельностью общественных объединений.......

Заключение...................................................................................................................

Список использованной литературы.........................................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Назначение  государства состоит в организации  социального управления, само государство - специфическая форма организации  управления обществом. В этом управлении, наряду с государственными органами, принимают участие граждане и объединения граждан (партии, профсоюзы, церковь и т.п.)

Совокупность  государственных органов, разнообразных  общественных объединений и граждан, участвующих в политическом управлении делами общества, и получила название политической системы общества.

В состав политической системы входят следующие социальные институты: государство, партии, профсоюзы  и другие организации и движения, участвующие в сфере общественной жизни, где ядром является завоевание, удержание и использование власти. Именно власть и отношения по ее поводу характеризуют политические функции различных социальных институтов, являются системообразующими факторами, формирующими, образующими политическую систему.

Немаловажная  роль в политической системе имеют  общественные объединения. Эти объединения  оказывают воздействие на политику государства, хотя политическая деятельность не является основной их целью, а представляет собой вспомогательное средство реализации своих интересов.

Общественные объединения в  современной России являются развивающимся  политико-правовым институтом, начинающим выполнять посредническую функцию  между гражданским обществом  и публичной властью по обеспечению  и защите прав и свобод граждан, а также их интересов и инициатив. Перед ними стоит задача занять собственную нишу, во-первых, соответствующую внутренним ресурсам и интересам, а во-вторых, отвечающую потребностям и интересам общества. Эта двуединая задача включает деятельность общественных объединений в политическую систему, которая определяет как ее параметры, так и способы взаимодействия государства с участниками общественно-политических отношений, формирующих современное политико-правовое пространство РФ.

Цель курсовой работы заключается в изучении роли общественных объединений в политической системе.

Для достижения поставленной цели определены следующие основные задачи:

  1. изучить понятие и структуру политической системы;
  2. раскрыть понятие общественных объединений, изучить их виды;
  3. рассмотреть формы контроля за деятельностью общественных объединений.

Теоретическую основу работы составили труды ученых и юристов, исследующих вопросы  политической системы, общественных объединений, места и роли общественных объединений  в политической системе, нашедшие свое отражение в опубликованных научных статьях, монографиях. Также изучены комментарии к действующему законодательству, учебные пособия и публицистические материалы.

Курсовая работа основана на анализе действующего законодательства. Основным нормативным источником является Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ "Об общественных объединениях".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Понятие и  структура политической системы

Общество - многогранное и сложное  явление. Оно включает различные  сферы взаимодействия людей, явления и процессы. Так, определенную сферу жизни общества составляет экономическая система, охватывающая производство, распределение, обмен и потребление материальных благ, в основе которых лежат прежде всего отношения собственности. Выделяют также духовную жизнь общества, т.е. производство и распределение духовных ценностей, формы и средства удовлетворения духовных потребностей людей. Сюда можно отнести знания, идеи, модели поведения, ритуалы, обычаи, традиции, предметы культа, книги, произведения искусства и т.д.

Самостоятельную сферу составляет политическая система общества, которая  связана с осуществлением политической власти, в том числе государственной, с деятельностью специальных  государственных органов управления и принуждения.

Политическая система включает в себя политические отношения, политические процессы, политические институты, политические нормы и т.д.

При этом под системой принято  понимать множество элементов, определенным образом упорядоченных и взаимосвязанных, образующих некоторое целостное единство, обладающее относительной самостоятельностью, устойчивостью и функциональной автономностью.

Что касается понятия "политическая система", то в отечественной и  зарубежной литературе существует множество  его определений. Довольно широкое распространение получило определение политической системы, данное Ф. М. Бурлацким, раскрывающем ее как "относительно замкнутую систему, которая обеспечивает интеграцию всех элементов общества и само существование его как единого, централизованно-управляемого политической властью организма, сердцевину которого составляют государство, выражающее интересы экономически господствующих классов1. В. Е. Чиркин считает, что "политическая система - это универсальная управляющая система общества, компоненты которой связаны вторичными политическими отношениями и которая в конечном счете регулирует производство и распределение социальных благ на основе использования крупными социальными общностями государственной власти"2. Некоторые ученые отождествляют политическую систему с политической организацией общества, другие полагают, что политическая система более широкое понятие, включающее, в частности, не только организации, но и политические нормы3. Нередко политическую систему определяют через перечисление ее структурных элементов. Баранов Н.А. определяет политическую систему общества как разветвленную совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм, норм и принципов взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть4.

Чаще всего выделяют следующие  особенности политической системы:

1) связь с государственной властью; 

2) отражение в ней происходящих  в обществе политических процессов,  в том числе противоборства  различных социальных сил и интересов;

3) управляющее и регулирующее  назначение, т.е. управление делами  общества, выражение интересов существующих  групп, слоев населения; 

4) регулирование ее деятельности  политическими нормами и правилами,  сложившимися в политической  жизни страны5.

Исходя из этих признаков, политическую систему можно определить как  совокупность государственных и  негосударственных институтов, посредством  которых осуществляются политическая власть и управление обществом.

Любая система общества, в том  числе и политическая, представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых порождает новое качество, не присущее ее частям. Политическая система состоит из подсистем, взаимодействие которых образует политическую целостность, свою структуру.

Под структурой политической системы  понимается способ связи ее элементов  в единое, целостное системное  образование, т.е. установление устойчивых связей и отношений между элементами этой системы.

В юридической литературе принято  выделять следующие компоненты, или подсистемы, политической системы:

а) институциональную подсистему, т.е. из каких институтов она состоит. Иногда эту подсистему называют организационной;

б) регулятивную, или нормативную;

в) функциональную;

г) коммуникативную.

Иногда к компонентам политической системы относят политическую идеологию и политическую культуру.

Институциональная (организационная) подсистема включает в себя:

1. Собственно политические  организации - государство, политические  партии, политические движения, некоторые общественные объединения политического характера. Особенность этих элементов - непосредственная связь с политикой, а цель деятельности - овладение государственной властью, участие в реализации внутренней и внешней политики, политическое воздействие на отдельные группы и слои населения, проведение политических интересов определенных групп и слоев.

2. Несобственно политические  организации, которые формируются  для активной деятельности не  в политической, а в других  сферах жизни общества - экономической, духовной и иных. Это профсоюзы, кооперативные организации, творческие союзы и т.д. Тем не менее они оказывают определенное политическое влияние на политические процессы и развитие политических отношений.

3. Некоторые ученые - проф. М.Н.  Марченко, проф. С.А. Комаров, выделяют также организации, которые в своей деятельности имеют незначительный политический аспект, например общества нумизматов, автолюбителей, клубы собаководства и др67. Они являются объектом государственного воздействия, но сами не выступают субъектами (т.е. носителями) политической власти.

4. С.А. Комаров выделяет  человека как субъекта политической  системы, т.е. человек рассматривается  как первичный элемент политической  системы8.

Спорен в науке вопрос о  том, включаются ли религиозные организации и институт церкви в политическую систему. Чаще всего они не преследуют политических целей. Тем не менее в клерикальных и особенно в теократических государствах религиозные организации государственной конфессии играют большую и нередко определяющую роль в политической жизни и, следовательно, входят в состав политической системы в качестве ее организационного элемента. Но и в светских государствах религиозные организации посредством благотворительной, миротворческой деятельности, путем воспитания людей в духе общечеловеческих, нравственных принципов участвуют в управлении делами общества. Кроме того, верующие и церковные служители как граждане государства участвуют в избирательных кампаниях, в референдумах. Государство регулирует своими законами деятельность религиозных организаций. Поэтому и в светских государствах хотя религиозные организации не являются непосредственным элементом политической системы, тем не менее они участвуют в политической жизни общества. Существуют политические партии религиозного толка, например в Бельгии Социально-христианская партия, Христианская народная партия, в Италии - Христианско-демократическая партия и т.д9.

5. Значительное место в структуре  политической системы занимают  средства массовой информации (СМИ). Они оказывают серьезное влияние на развитие политических процессов в обществе, воздействие на мировоззрение общества и отдельных людей, в том числе формирование их политических взглядов, позиций, убеждений, на обеспечение коммуникативных связей в политической системе, на осуществление социального контроля за протекающими событиями и т.д. Это позволило называть СМИ четвертой властью наряду с законодательной, исполнительной, судебной. СМИ стали по существу самостоятельной сферой политической деятельности, а государство, в свою очередь, без СМИ практически не может влиять на протекающие в стране общественные процессы.

СМИ образуют относительно самостоятельный  политический институт, который функционирует  во многом на основе своих корпоративных  норм и ведет активную политическую деятельность, вмешиваясь в отношения между другими политическими и социальными институтами, формируя общественное мнение вокруг отдельных наиболее крупных событий, государственных решений, политических и государственных деятелей и нередко манипулируя общественным мнением.

6. В составе политической  системы выделяют также органы  местного самоуправления, которые  не являются государственными  органами, но активно участвуют  в управлении делами, имеющими  местный характер, например, управление  муниципальной собственностью, местными финансами, охрана общественного порядка, благоустройство, транспортное, торговое обслуживание населения и т.д. Органы местного самоуправления могут принимать решения и нормативные акты и несут ответственность перед населением за результаты своей деятельности, а также перед государством в случае нарушения конституции или иных законодательных актов. Государство устанавливает правовые, организационные, политические, экономические и иные гарантии местного самоуправления.

7. В качестве компонента политической системы возможно выделить также органы социального партнерства, которые могут создаваться на различных уровнях (федеральном, в субъектах Федерации, отраслевом и уровне отдельной организации) для регулирования взаимоотношений между работниками и работодателями, в том числе социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров, подготовки и заключения коллективного договора и соглашения, для устранения разногласий, участия работников в управлении организацией. При этом представители работников вправе получать от работодателя информацию по вопросам реорганизации и ликвидации организации, изменения условий труда, профессиональной подготовки и переподготовки, а также повышения квалификации работников.

«Некоторые ученые включают в политическую систему запрещенные ассоциации фашистского, экстремистского характера (проф. В.М. Сырых). Он же включает в состав политической системы преступные сообщества на том основании, что они подкупают государственных чиновников, проводят своих представителей в законодательные органы, оказывают влияние на исполнительную власть. Ученый считает их самостоятельным компонентом политической системы»10. Думается, что это неправильно. Названные объединения и сообщества не имеют права официально участвовать в политической жизни государства и общества. Они находятся вне закона, их деятельность противозаконна, хотя они, конечно, пытаются занять определенное место в политической жизни общества.

В составе нормативной (регулятивной) подсистемы политической системы обычно выделяют:

1) правовые нормы и принципы, имеющие политическое содержание;

2) корпоративные нормы политического  характера; 

3) политические традиции и  политические обычаи;

4) правила политической этики. 

Информация о работе Общественные объединения в политической системе