Общественные объединения в политической системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 06:52, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в изучении роли общественных объединений в политической системе.
Для достижения поставленной цели определены следующие основные задачи:
изучить понятие и структуру политической системы;
раскрыть понятие общественных объединений, изучить их виды;
рассмотреть формы контроля за деятельностью общественных объединений.

Содержание работы

Введение …..................................................................................................................
Глава 1. Понятие и структура политической системы ….......................................
Глава 2. Понятие и виды общественных объединений …......................................
Глава 3. Надзор и контроль за деятельностью общественных объединений.......
Заключение...................................................................................................................
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

+ Общественные объединения в политической системе.doc

— 499.00 Кб (Скачать файл)

Общественные объединения  не обладают государственно-властными  полномочиями, но наделены некоторыми правами и обязанностями и  поэтому могут быть участниками  разнообразных административных правоотношений. Они имеют право участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренном законодательством; представлять и защищать свои права и законные интересы своих членов, а также других участников (граждан); выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни и вносить предложения в орган государственной власти.

Эффективность деятельности общественной организации позволяет ей оказывать  влияние на местную, а впоследствии и государственную власть. Так, например, «миграционные потоки могут контролироваться не только миграционной службой, но отчасти и объединениями национально-этнического характера, образующими диаспоры и землячества, которые, ко всему прочему, обладают потенциалом коммуникативного воздействия для ассимиляции мигрантов в новом политико-правовом пространстве. В данных процессах общественные объединения взаимодействуют не только с органами публичной власти, но и между собой с целью установления прочных связей между социальными группами, выявления общих и пересекающихся интересов, например, ветеранов войны, инвалидов, верующих и т.д. Это способствует укреплению гражданского общества, сотрудничеству между общественными организациями и включению представляемых интересов в социальные процессы, постепенному трансформированию их из групповых в общественные20.

Итак, под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное  по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Общественные объединения представляют собой специальный вид добровольных организаций, обладающих присущими им характерными чертами: образуются на добровольной основе; не обладают государственно-властными полномочиями и не признаны субъектами правотворчества; действуют от своего имени; не являются коммерческими организациями, преследующими в качестве цели своей деятельности – извлечение прибыли.

Специфическим характером общественных объединений является то, что они создаются для выполнения определенной деятельности, в процессе которой реализуются их права. Общественные объединения не обладают государственно-властными полномочиями, но наделены некоторыми правами и обязанностями и поэтому могут быть участниками разнообразных административных правоотношений.

Государство не вмешивается в деятельность общественных объединений, обеспечивает соблюдение их прав и законных интересов, оказывает им поддержку, законодательно регулирует предоставление им налоговых  и иных льгот и преимуществ. В  этом проявляется правовая специфика их статуса.

2.2 Виды общественных  объединений

Общественные  объединения классифицируются по различным  основаниям.

1. Федеральный закон «Об общественных  объединениях» разделяет общественные  объединения  по их организационно-правовой  форме. Организационно-правовая форма юридического лица определяется цивилистами как совокупность конкретных признаков, объективно выделяющихся в системе общих признаков юридического лица и существенно отличающих данную группу юридических лиц от всех остальных.

Нужно отметить, что употребляемое комментируемым Законом понятие "организационно-правовая форма" отличается от такого же понятия, используемого в ГК РФ. «Последний оперирует им только применительно к юридическим лицам, а Закон - ко всем общественным объединениям, в том числе и к тем, которые могут не регистрироваться в качестве юридических лиц. ГК РФ устанавливает закрытый, ограниченный перечень всех возможных организационно-правовых форм юридических лиц, являющихся коммерческими организациями. Они могут создаваться только в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, согласно п. 3 ст. 50 ГК РФ, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Из содержания ст. 7 Закона следует, что организационно-правовые формы общественных объединений - юридических лиц могут быть самыми разнообразными и предусматриваться в иных федеральных законах»21.

Объединения различных  организационно-правовых форм имеют  свои особенности, которые прежде всего  касаются целей создания, особенностей управления, режима использования имущества. В соответствии со ст. 7 ФЗ «Об общественных объединениях» общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

- общественная организация;

- общественное движение;

- общественный фонд;

- общественное учреждение;

- орган общественной самодеятельности;

- политическая партия.

Подробнее остановимся на каждой из организационно-правовых форм общественных объединений.

Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели.

Общественным учреждением называется не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения.

Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, цель которого - совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.

Политическая партия представляет собой общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

2. В зависимости от территориальной сферы деятельности можно говорить о таких видах общественных объединений как общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения (ст. 14 ФЗ «Об общественных объединениях»).

Под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.

Под межрегиональным общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов  Российской Федерации и имеет  там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.

Под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.

Под местным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его  уставными целями осуществляется в  пределах территории органа местного самоуправления.

Общероссийские общественные объединения могут использовать в своих названиях наименования "Россия", "Российская Федерация" и образованные на их основе слова и словосочетания без специального разрешения правомочного государственного органа (ст. 14 ФЗ «Об общественных объединениях»).

3. В зависимости от формального  способа их легализации общественные объединения подразделяются на объединения, получившие государственную регистрацию, и организации, действующие без такой регистрации. Зарегистрированные общественные объединения приобретают статус юридического лица, а его орган - правомочия по осуществлению прав и обязанностей в соответствии с уставом.

Незарегистрированное общественное объединение не приобретает юридического лица (не может быть истцом  и ответчиком в суде, иметь расчетный счет, заключать сделки и т.д. и т.п.), но оно является субъектом административного права, т.е. организацией, которая в соответствии с Российским законодательством может быть участником регулируемых административным правом управленческих общественных отношений. Как и все остальные общественные объединения подобное объединение является коллективным субъектом административного права.

4. В зависимости от принципа  организации общественные обеднения  делятся на два типа – основанные  на членстве и не имеющие  членства. Члены объединения имеют  права и несут обязанности в соответствии с уставом объединения. Участники общественного движения принимают в нем участие без оформления условий своего участия.

5. В зависимости от направления  и сферы деятельности, закрепленной  в уставе: благотворительные, экологические, молодежные, культурные, образовательные, женские, ветеранские, физкультурно-спортивные и т.д.

Такая классификация наверняка  не является исчерпывающей и может  быть названа условной. Тем не менее  она позволяет разобраться в  структуре и огромном множестве российских объединений граждан, выделить отдельные виды и дать представление об их реестре.

Общественные объединения  независимо от их вида вправе создавать  союзы (ассоциации) общественных объединений  на основе учредительных договоров  и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения. Правоспособность союзов (ассоциаций) общественных объединений как юридических лиц возникает с момента их государственной регистрации22.

Итак, общественные объединения весьма разнообразны по своему характеру. Они отличаются друг от друга по разным параметрам: социальной базе, структуре и методам деятельности, месту и роли в политической системе страны, идеологическим и программным установкам и т.п. Классификация их видов выполняет важную роль в систематизации и упорядочении всей структуры общественных объединений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Надзор и  контроль за деятельностью общественных  объединений

Надзор и контроль за деятельностью  общественных объединений осуществляет орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, - Минюст РФ, а также органы прокуратуры.

Полномочия, предоставленные  для осуществления надзора органам  прокуратуры, установлены Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации"23, а полномочия для осуществления контроля Минюста РФ - нормой ч. 2 ст. 38 ФЗ «Об общественных объединениях».

Скажу несколько слов о том, что представляет собой прокурорский надзор за исполнением законодательства РФ. Предметом такого надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами власти и должностными лицами.

Проверки исполнения законов  проводятся на основании поступившей  в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих  принятия мер прокурором.

Сами прокурорские работники  не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются. Прокуроры и следователи в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений.

Требования прокурора подлежат безусловному исполнению в установленный  срок. Статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые  при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора и следователя безвозмездно.

Информация о работе Общественные объединения в политической системе