Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 06:52, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в изучении роли общественных объединений в политической системе.
Для достижения поставленной цели определены следующие основные задачи:
изучить понятие и структуру политической системы;
раскрыть понятие общественных объединений, изучить их виды;
рассмотреть формы контроля за деятельностью общественных объединений.
Введение …..................................................................................................................
Глава 1. Понятие и структура политической системы ….......................................
Глава 2. Понятие и виды общественных объединений …......................................
Глава 3. Надзор и контроль за деятельностью общественных объединений.......
Заключение...................................................................................................................
Список использованной литературы.
Общественные объединения не обладают государственно-властными полномочиями, но наделены некоторыми правами и обязанностями и поэтому могут быть участниками разнообразных административных правоотношений. Они имеют право участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренном законодательством; представлять и защищать свои права и законные интересы своих членов, а также других участников (граждан); выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни и вносить предложения в орган государственной власти.
Эффективность деятельности общественной организации позволяет ей оказывать влияние на местную, а впоследствии и государственную власть. Так, например, «миграционные потоки могут контролироваться не только миграционной службой, но отчасти и объединениями национально-этнического характера, образующими диаспоры и землячества, которые, ко всему прочему, обладают потенциалом коммуникативного воздействия для ассимиляции мигрантов в новом политико-правовом пространстве. В данных процессах общественные объединения взаимодействуют не только с органами публичной власти, но и между собой с целью установления прочных связей между социальными группами, выявления общих и пересекающихся интересов, например, ветеранов войны, инвалидов, верующих и т.д. Это способствует укреплению гражданского общества, сотрудничеству между общественными организациями и включению представляемых интересов в социальные процессы, постепенному трансформированию их из групповых в общественные20.
Итак, под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Общественные объединения представляют собой специальный вид добровольных организаций, обладающих присущими им характерными чертами: образуются на добровольной основе; не обладают государственно-властными полномочиями и не признаны субъектами правотворчества; действуют от своего имени; не являются коммерческими организациями, преследующими в качестве цели своей деятельности – извлечение прибыли.
Специфическим характером общественных объединений является то, что они создаются для выполнения определенной деятельности, в процессе которой реализуются их права. Общественные объединения не обладают государственно-властными полномочиями, но наделены некоторыми правами и обязанностями и поэтому могут быть участниками разнообразных административных правоотношений.
Государство не вмешивается в деятельность общественных объединений, обеспечивает соблюдение их прав и законных интересов, оказывает им поддержку, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ. В этом проявляется правовая специфика их статуса.
2.2 Виды общественных объединений
Общественные объединения классифицируются по различным основаниям.
1. Федеральный закон «Об
Нужно отметить, что употребляемое комментируемым Законом понятие "организационно-правовая форма" отличается от такого же понятия, используемого в ГК РФ. «Последний оперирует им только применительно к юридическим лицам, а Закон - ко всем общественным объединениям, в том числе и к тем, которые могут не регистрироваться в качестве юридических лиц. ГК РФ устанавливает закрытый, ограниченный перечень всех возможных организационно-правовых форм юридических лиц, являющихся коммерческими организациями. Они могут создаваться только в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, согласно п. 3 ст. 50 ГК РФ, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Из содержания ст. 7 Закона следует, что организационно-правовые формы общественных объединений - юридических лиц могут быть самыми разнообразными и предусматриваться в иных федеральных законах»21.
Объединения различных организационно-правовых форм имеют свои особенности, которые прежде всего касаются целей создания, особенностей управления, режима использования имущества. В соответствии со ст. 7 ФЗ «Об общественных объединениях» общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:
- общественная организация;
- общественное движение;
- общественный фонд;
- общественное учреждение;
- орган общественной
- политическая партия.
Подробнее остановимся на каждой из организационно-правовых форм общественных объединений.
Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.
Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.
Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели.
Общественным учреждением называется не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения.
Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, цель которого - совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.
Политическая партия представляет собой общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
2. В зависимости от
Под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.
Под межрегиональным общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.
Под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.
Под местным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления.
Общероссийские общественные объединения могут использовать в своих названиях наименования "Россия", "Российская Федерация" и образованные на их основе слова и словосочетания без специального разрешения правомочного государственного органа (ст. 14 ФЗ «Об общественных объединениях»).
3. В зависимости от формального способа их легализации общественные объединения подразделяются на объединения, получившие государственную регистрацию, и организации, действующие без такой регистрации. Зарегистрированные общественные объединения приобретают статус юридического лица, а его орган - правомочия по осуществлению прав и обязанностей в соответствии с уставом.
Незарегистрированное
4. В зависимости от принципа
организации общественные
5. В зависимости от направления
и сферы деятельности, закрепленной
в уставе: благотворительные,
Такая классификация наверняка не является исчерпывающей и может быть названа условной. Тем не менее она позволяет разобраться в структуре и огромном множестве российских объединений граждан, выделить отдельные виды и дать представление об их реестре.
Общественные объединения независимо от их вида вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения. Правоспособность союзов (ассоциаций) общественных объединений как юридических лиц возникает с момента их государственной регистрации22.
Итак, общественные объединения весьма разнообразны по своему характеру. Они отличаются друг от друга по разным параметрам: социальной базе, структуре и методам деятельности, месту и роли в политической системе страны, идеологическим и программным установкам и т.п. Классификация их видов выполняет важную роль в систематизации и упорядочении всей структуры общественных объединений.
3 Надзор и
контроль за деятельностью
Надзор и контроль за деятельностью общественных объединений осуществляет орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, - Минюст РФ, а также органы прокуратуры.
Полномочия, предоставленные
для осуществления надзора
Скажу несколько слов о том, что представляет собой прокурорский надзор за исполнением законодательства РФ. Предметом такого надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами власти и должностными лицами.
Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
Сами прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются. Прокуроры и следователи в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений.
Требования прокурора подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора и следователя безвозмездно.
Информация о работе Общественные объединения в политической системе