Общественные объединения в политической системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 06:52, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в изучении роли общественных объединений в политической системе.
Для достижения поставленной цели определены следующие основные задачи:
изучить понятие и структуру политической системы;
раскрыть понятие общественных объединений, изучить их виды;
рассмотреть формы контроля за деятельностью общественных объединений.

Содержание работы

Введение …..................................................................................................................
Глава 1. Понятие и структура политической системы ….......................................
Глава 2. Понятие и виды общественных объединений …......................................
Глава 3. Надзор и контроль за деятельностью общественных объединений.......
Заключение...................................................................................................................
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

+ Общественные объединения в политической системе.doc

— 499.00 Кб (Скачать файл)

Характеризуя каждый из элементов  нормативной основы, или подсистемы, необходимо отметить, что отношения государства и политических партий и движений, общественных объединений и других общностей регулируются во многих странах правовыми нормами и носят правовой характер. При этом важнейшим элементом нормативной подсистемы выступает конституция государства. Она закрепляет основополагающие аспекты деятельности политической системы.

В ряде стран, в том числе  в России, существуют специальные  законы о политических партиях, о  других общественных объединениях. Государство также в своих актах регулирует участие политических партий и движений в избирательных кампаниях.

Корпоративные нормы включают принципы и нормы, содержащиеся в  актах политических партий и общественных объединений, регулируют внутриорганизационные отношения в данных объединениях, но одновременно и внешние отношения этих корпораций, например, программные положения, взаимоотношения с другими объединениями и государством. Чаще всего корпоративные нормы обязательны для членов данного объединения, а вовне носят рекомендательный, т.е. необязательный, характер. Большая часть корпоративных норм содержится в уставах и положениях общественных объединений. Уставные нормы не могут противоречить конституции и действующему законодательству.

Важную часть корпоративных норм составляют религиозные нормы. Как особая форма общественного сознания религия воздействует не только на отношения при отправлении религиозных культов, но и на отношения личного характера, на общественную жизнь. Они воздействуют на поведение людей особыми механизмами. В государствах теократических и клерикальных религиозные нормы играют ключевую роль в регулировании жизни общества. Политика этих государств также во многом определяется религиозными нормами. Если партия является правящей, то ее уставные нормы могут стать всеобщими посредством закрепления в законах. Это было характерно для Советского государства, где КПСС выступала правящей партией и потому имела возможность навязывать обществу свои нормы и принципы.

Политические обычаи и традиции являются одной из разновидностей тех обычаев и традиций, которые сложились в обществе. Однако они складываются в политической сфере, в политических отношениях. Среди этих традиций - существование оппозиции, многопартийность, принцип разделения властей и др. В литературе отмечается, что политические обычаи и традиции отличаются устойчивостью, преемственностью, связанностью с государством. В ряде случаев государство санкционирует наиболее важные политические обычаи и традиции либо относится к ним безразлично. Например, традиция лоббирования законопроекта в парламенте в ряде стран закрепляется в специальных законах о лоббировании.

Правила политической этики  содержат определенные требования к  участникам политических отношений  и процессов. Они служат определенным дополнением к другим элементам нормативной подсистемы и отражают общечеловеческие ценности и представления о достойном поведении участников политических отношений. Эти правила тесно связаны с общими нормами морали, принятыми в данном обществе.

Функциональная подсистема включает основные направления и формы деятельности политической системы, способы и средства воздействия на политическую жизнь страны.

Функционирование политической системы складывается из процессов  функционирования ее компонентов и  всей системы в целом, а также эффективности ее воздействия на экономическую, социальную, духовную сферы. Процесс функционирования политической системы не остается во все времена неизменным: с развитием общества, усложнением политической системы изменяется и ее функционирование.

Политической системе присущи  свои, собственные функции. Это функции:

1) политического руководства  обществом и управления его  делами - главная функция, так  как отражает назначение политической  системы; 

2) интеграции, т.е. интеграционная функция. Ее назначение - объединять различные структурные элементы политической системы в единое целое;

3) регулятивная предназначена  для регламентации политического  поведения и политических отношений  в обществе и использует политические  нормы и принципы. Регулятивная функция определяется системой политических ценностей, которые утвердились в обществе и отражают политические идеи, убеждения, взгляды и т.д.;

4) политико-идеологическая, призванная  проводить в жизнь определенные  концепции, теории, лозунги, привлекательные для населения, но выражающие прежде всего интересы тех, кто стоит у власти. Эта функция реализуется в сети политических институтов, политических связей и отношений, которые устанавливаются между различными компонентами политической системы.

Среди функций политической системы называют также информационную, возложенную в первую очередь  на СМИ; мобилизационную, которая включает максимальное использование ресурсов общества в соответствии с целями и программами его развития; дистрибутивную, которая предполагает распределение функциональной нагрузки между различными политическими институтами и компонентами политической системы, а также распределение ресурсов и ценностей в обществе; поддержание нормальной жизнедеятельности политической системы и обеспечение ее повседневного действия и дальнейшего развития.

Таким образом, решение политической системой множества задач обусловливает  разнообразие ее функций. Ведущими, или  приоритетными, считаются функции: политического руководства и  управления делами общества; интеграционная; регулятивная. Остальные функции производны от этих трех функций и дополняют их.

Функционирование политической системы выражается в политическом процессе, под которым понимается совокупная деятельность всех субъектов  политических отношений, связанная с формированием, изменением, преобразованием и функционированием политической системы, опосредствующей публичную власть.

Коммуникативная подсистема политической системы предполагает как отношения  внутри этой системы, так и вовне, при этом как отношения, основанные на нормах права, так и неформальные нормы и отношения, не закрепленные в нормах права. Неформальные отношения существуют между государственным аппаратом и представителями бизнеса, союзами промышленников, банков. Они оказывают существенное влияние на политическую жизнь общества и облик политической системы, ее функционирование. Данная подсистема включает и поддержание международных связей с другими государствами, политическими партиями, международными организациями и т.д.

Политическая система выступает в единстве всех указанных подсистем, которые тесно взаимосвязаны и не могут функционировать, если хотя бы одна из подсистем не работает надлежащим образом. Взаимодействуя друг с другом, они обеспечивают жизнедеятельность политической системы, способствуют эффективной реализации ее функций в обществе. В совокупности подсистемы политической системы определяют политическую активность населения, других компонентов системы, свидетельствуют о приобщении всех субъектов к политической культуре, их ориентированности на определенные взгляды, теории, идеологию.

Итак, политическая система общества - это представленные в едином целостном (системном) комплексе государство и негосударственные структуры, участвующие в политической жизни страны и осуществлении государственной власти.

Политическая система состоит  из подсистем, взаимодействие которых  образует политическую целостность: институциональной (организационной), нормативной (регулятивной), функциональной, коммуникативной.

 Все подсистемы политической системы взаимосвязаны. Взаимодействуя друг с другом, они обеспечивают жизнедеятельность политической системы, способствуют эффективной реализации ее функций в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

2 Понятие и  виды общественных объединений

2.1 Понятие и особенности правового статуса общественных объединений

Неотъемлемым элементом гражданского общества является развитая система  общественных объединений. Повышение  роли общественных объединений в  России в последние годы представляет собой объективную закономерность. Эта закономерность опирается на статью 30 Конституции Российской Федерации, где говорится о том, что "каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется"11.

В статье 5 ФЗ от 19.05.1995 № 82-ФЗ "Об общественных объединениях"12 дается правовое понятие общественного объединения. Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Следует отметить, что существуют определенные разночтения в понимании  термина "общественная организация", приводимого в различных законах  об общественных объединениях (ГК РФ, законах об отдельных видах общественных объединений). Так, ГК РФ специального понятия "общественное объединение" не содержит, хотя и упоминает термин "объединение" как синоним термину "организация" (например, п. 3 ст. 50, п. 1 ст. 117 ГК РФ13). Подобный же подход можно отметить и в других нормативных актах, регламентирующих в той или иной мере вопросы, касающиеся общественных объединений.

Поскольку законодатель не дает четких разъяснений понятий "общественное объединение" и "общественные организации", представляется возможным сделать вывод, что эти понятия тождественны.

Все общественные объединения  имеют характерные для них  черты:

1) добровольность, означает возможность  для граждан без каких-либо  препятствий и без учета внешних причин, без понуждений, проявив свободное волеизъявление, вступить в общественное объединение (стать его участником);

2) самоуправляемость, означает  автономное, независимое функционирование  объединения и определение его  уставных целей по свободному выбору его учредителей;

3) некоммерческий характер, предполагает, что извлечение прибыли не  является основной целью деятельности  общественного объединения и  что полученная прибыль не  распределяется между его участниками.  Однако извлечение прибыли в принципе является допустимым. При этом предпринимательская деятельность может быть основным источником финансирования их деятельности, однако если целью таких организаций не является извлечение прибыли, то они все равно будут некоммерческими. Запрет на распределение прибыли по существу означает ограничение правомочия распоряжения этой прибылью;

4) создано по инициативе  граждан, объединившихся на основе  общности интересов, означает  создание по волеизъявлению граждан  числом не менее трех, которое  прямо и однозначно выражено;

5) создано для реализации  общих целей участников, которые  одновременно являются уставными  целями (другими словами, имеет  целевую направленность деятельности). Цели закрепляются в уставе  общественного объединения. Общественные  объединения могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ14.

Действующие в России общественные объединения весьма разнообразны по своему характеру. «Они отличаются друг от друга по разным параметрам: социальной базе, структуре и методам деятельности, месту и роли в политической системе страны, идеологическим и программным установкам, однако на законодательном уровне достаточно четко определено их равенство перед законом. Равенство общественных объединений перед законом выражается, во-первых, в равенстве членов данных организаций, во-вторых, в равенстве прав и обязанностей объединений в общественной и экономической деятельности и, в-третьих, в равенстве общественных объединений в их отношениях с государством и его органами»15.

Общественные объединения  создаются для "совместного отстаивания  и реализации общих интересов, осуществляют функцию посредничества между государством, призванным обеспечить всеобщий интерес, и гражданским обществом, представляющим собой сочетание частных, групповых интересов, в процессах реформирования политического курса, в рамках которого индивидуальные, коллективные, групповые интересы интегрируются в единый общественный интерес", пишет А.Б. Гаджиалиев16.

Как политико-правовой институт общественные объединения являются формой обеспечения баланса публичных, корпоративно-групповых, частных и  др. интересов на основе динамического  взаимодействия с властными институтами. Государство не вмешивается в деятельность общественных объединений, оно обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, оказывает поддержку их деятельности, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ. Государственная поддержка может выражаться в виде целевого финансирования отдельных общественно полезных программ общественных объединений по их заявкам (государственные гранты); заключения любых видов договоров, в том числе на выполнение работ и предоставление услуг; социального заказа на выполнение различных государственных программ неограниченному кругу общественных объединений17 18. Роль государства, как отмечает А.В. Павроз, "сводится к функции независимого и незаинтересованного арбитра, призванного поддерживать "правила игры", сохранять равновесие среди соперничающих групп, обеспечивать им равный доступ к процессам выработки политики и фиксировать в своих решениях достигнутый баланс интересов"19, что позволяет общественным объединениям стать гарантом их признания, обеспечения, реализации и защиты.

Информация о работе Общественные объединения в политической системе