Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 19:59, диссертация
Актуальность темы. Закон “ О Президенте РСФСР” от 24 апреля 1991 г. характеризовал Президента как высшее должностное лицо РСФСР и главу исполнительной власти в РСФСР. В своем развитии этот институт претерпел определенные изменения. С принятием Конституции Российской Федерации -1993 г. произошла трансформация статуса Президента РФ из главы исполнительной власти в главу государства. С момента введения поста Президента в России прошло почти десять лет. Президент большую часть своих функций главы государства реализует посредством издания правовых актов.
ВВЕДЕНИЕ__________________________________________3
ГЛАВА 1 Правовые акты Президента Российской Федерации, форма реализации его конституционных полномочий.
§ 1 Понятие и юридическая природа правового акта Президента Российской Федерации__________________________________10
§ 2 Классификация и виды правовых актов Президента Российской Федерации_________________________________30
§ 3 Подготовка порядок издания правовых актов Президента Российской Федерации _________________________________58
ГЛАВА 2 Место правовых актов Президента Российской Федерации в системе нормативных правовых актов § 1 Соотношение правовых актов Президента Российской Федерации и федеральных нормативных правовых актов_____81
§ 2 Правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации 105
ЗАКЛЮЧЕНИЕ______________________________________ 117
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ___________124
Помимо этого, все правовые
акты Президента должны иметь единые реквизиты,
свидетельствующие об их официальном
характере и юридической силе. Каждый
правовой акт Президента Российской Федерации
должен иметь следующие реквизиты:
1) Государственный герб Российской Федерации.
Он свидетельствует об официальном характере
правового акта Президента Российской
Федерации. Но при опубликовании правовых
актов в официальных изданиях обозначать
герб нет необходимости, так же как и печать
подразделения Администрации Президента,
осуществляющего учёт издаваемых указов.
2) Заголовок. В заголовке формулируются
вопросы, которые регулирует данный правовой
акт, и определяется его тематика. Как
правило, это достигается путём употребления
в начале заголовка букв «О» или «Об» в
значении предложного падежа. Сравнительно
немногочисленная группа указов начинается
со слова «Вопросы», например, Указ от
4 января 1999 года No 4 «Вопросы прохождения
66
военной службы»1.
Заголовок - главный реквизит указа. Все
остальные положения, содержащиеся в указе,
должны соответствовать заголовку. Если
из заголовка указа следует,
что он регулирует вопросы социальной
защиты, в него не должны включаться положения,
касающиеся, например, вопросов государственного
строительства.
С заголовка указа начинается ознакомление с его содержанием. Он должен быть чётким и, по возможности, кратким. Указы с длинными заголовками издавать не желательно, так как это мешает их запоминанию и уяснению.
Каждое слово в заголовке указа должно быть тщательно продумано, лишние слова и речевые обороты отвергнуты. Например, регулярно издаются указы с заголовками, начинающимися со слов «О неотложных мерах...». Упоминанием о неотложности каких-либо мер акцентируется внимание на необходимость их немедленной реализации. Однако этот оборот нужно использовать осторожно, так как употребление «неотложности» даёт основание ошибочно предположить возможность существования каких-либо мер, осуществление которых предусмотрено другими указами, но которые можно отложить и пока не осуществлять. Между тем такое откладывание означало бы несвоевременное, слишком раннее издание указа, попытка регулирования ещё не сформировавшихся общественных отношений, что не желательно, а иногда и невозможно.
Отметим, что несколько указов Президента Российской Федерации всё же не имеют заголовков. Речь идёт об указах, изданных в связи с деятельностью ГКЧП СССР 19 - 21 августа 1991 года. Отсутствие заголовков объясняется крайней спешкой при подготовке указов, когда основное внимание уделялось их
1 См.: Российская газета от 20 января 1999г. No10 (2119)
67
содержанию, а не оформлению.
3) Подпись Президента. При официальном
опубликовании указа подпись Президента
обозначается в правом нижнем углу последней
страницы текста указа печатными буквами:
«Президент Российской Федерации...», далее
указывается инициал имени и фамилия Президента.
На появившиеся в средствах массовой информации сообщения о том, что некоторые указы Президента России подписываются с помощью факсимиле, начальник Главного Государственно-правового управления Президента заявил, что факсимиле используется только с разрешения Президента и «только в тех случаях, когда президент даёт поручения»1.
На наш взгляд, использование
президентского факсимиле недопустимо.
Президент Российской Федерации все свои
документы, а тем более указы, должен подписывать
только лично. Существование же факсимиле свидетельствует
о том, что Президентом санкционируется
подписание указов, которых он даже не
читал.
4) Место издания. Местом издания указа
считается место постоянной работы Президента
- Московский Кремль. Поэтому даже на указах,
подписанных Президентом во время различных
поездок, в качестве места издания в левом
нижнем углу последней страницы текста
указа ниже подписи Президента обозначается:
«Москва, Кремль».
5) Дата. Датой издания указа считается
дата его подписания Президентом. Дата
издания указа ставится ниже обозначения
места издания. Число и год издания указываются
арабскими цифрами, месяц издания - словом.
Дата издания указа имеет значение для
решения вопросов его действия во времени.
6) Номер. Номер указа также обозначается
арабскими цифрами и располагается ниже
всех других реквизитов указа. Если после
номера указа ставится буква «с»,
68
то это значит, что указ содержит секретные сведения. С началом каждого календарного года нумерация указов начинается заново.
Нумерация указов имеет значение в следующих случаях. Во-первых, она позволяет вести точный учёт указов, ведь ежегодно Президент издаёт их более полутора тысяч (в 1993 году - около двух тысяч трёхсот тридцати). Во-вторых, возможно (но не желательно), что в один и тот же день будут изданы указы с одинаковыми заголовками (например, «О признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации»), и их можно будет различать по номерам. В-третьих, при исследовании массива указов учёные- юристы для краткости изложения материала нередко пользуются только номерами указов, обозначив их остальные реквизиты только один, первый раз.
При отсутствии хотя бы одного из названных реквизитов указ Президента Российской Федерации не может считаться официальным документом, не имеет юридической силы и не подлежит исполнению. Все они, за исключением заголовка, являются неизменными, т. е. не могут быть изменены никакими другими актами, в том числе и другими указами Президента.
Очень часто указы
Президента содержат преамбулу, которая
следует сразу после названия указа.
В преамбулах должны содержаться ссылки
на акты более высокой юридической силы,
во исполнение которых издан указ (обычно
на федеральные законы), а также фиксируются
цели его издания. В преамбуле могут отражаться
события, в связи с которыми издан указ.
Такие ссылки, однако, должны быть уместными
и ими не следует злоупотреблять.
Преамбулы помогают лучше понять необходимость
и назначение правового акта (указа), заостряют
внимание на актуальных вопросах правового
регулирования. Важно снабжать акт преамбулой,
когда он вносит в правовое
1 См.: данные сообщения «Интерфакса» от 4 дек. 1998г.
69
регулирование существенные
изменения1.
Следует иметь ввиду, что преамбула указа
не может содержать нормативных предписаний,
а выполняет связующую функцию либо между актами
более высокой юридической силы и другими
положениями указа, либо между последними
и социальной действительностью. существовавшей
в момент его издания. Поэтому преамбула
указа Президента имеет также социальное
содержание. В то же время не следует преуменьшать
и собственно юридическое значение преамбулы.
Если какое-либо положение указа не согласуется
с его преамбулой, то это значит, что оно
не соответствует либо актам более высокой
юридической силы, во исполнение которых
издан указ, либо целям его издания. В обоих
случаях эта несогласованность должна
быть устранена, так на практике она создаёт
неопределённость в вопросе о том, какими
положениями необходимо руководствоваться.
Внесение в преамбулу изменений возможно, но производится редко, например, когда изменяется федеральный закон, во исполнение которого он издан. Если же в преамбуле фиксируются только цели издания указа, то изменять её нет необходимости. Если изменения в преамбулу всё-таки вносятся, то необходимо соблюсти соответствие этим изменениям остальных положений указа, иначе его текст получится противоречивым. Преамбула указов Президента завершается словом «постановляю». Указов, которые не имеют преамбулы, насчитывается немного1. Очень редко в указах Президента встречается так называемое послесловие, которое дополнительно к преамбуле объясняет издание указа, подчёркивает его важность и усиливает внимание к нему. Постановляющая часть указов Президента, как правило,
1 См.: Пиголкин А.С.
Подготовка проектов
1 См., напр., Указ Президента РФ от 28 октября
1996г. No1497 «Об утверждении положения о посольстве
РФ//Российская газета от 31 октября 1996г.
70
подразделяется на пункты, пункты - на подпункты, а утверждаемые указами положения, концепции и т. д. - на разделы, главы, пункты, подпункты и абзацы. Приложения в табличном виде без нумерации делятся на позиции. Обычно все структурные единицы указа обозначаются родовым понятием «положение указа».
Пункты указов Президента имеют сквозную (независимо от деления на разделы) и сплошную (без пропусков в расчёте на внесение дополнений) нумерацию. Пункты нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют. Если в начало или середину пронумерованных пунктов указа вносятся дополнительные пронумерованные пункты, то нумерация пунктов соответственно изменяется (например, если после пункта 4 указ дополняется новым пунктом, то пункт, который ранее имел номер 5, становится пунктом 6, а внесённый пункт - номером 5, и т. д.). На наш взгляд, такие изменения указов следует ограничивать, так как они затрудняют ссылки на них в практической и исследовательской деятельности. Дополнение пунктов целесообразнее производить введением дополнительной нумерации цифр, которыми обозначаются пункты указа (например, «пункт 1-1», «пункт 3-4» и т. д.). Такой способ дополнения давно используется в законодательных актах.
В наиболее крупных
указах пункты могут объединяться в разделы.
Разделы, в свою очередь, могут подразделяться
на главы. Заголовки разделов и глав, если
они имеются, располагаются в середине
строки без точки в конце и указываются
прописными буквами без подчёркивания,
или с прописной буквы в середине строки,
выделенные жирным шрифтом. В подпунктах
после строчных буквенных обозначений
со скобкой:
а), б), в) - знак препинания не ставится;
подпункты нужно начинать со строчной
буквы и отделять точкой с запятой. Если
подпункт состоит из нескольких абзацев,
то они отделяются друг от друга точками.
Каждый пункт (абзац) указа
71
должен выражать какую либо мысль в законченном виде и включать, как правило, одно предписание. Несколько связанных между собой предписаний помещаются в один пункт в тех случаях, когда они взаимно дополняют и обусловливают друг друга или обращены к одному субъекту. Но это не значит, что каждый абзац должен состоять только из одного предложения с многочисленными причастными оборотами и знаками препинания, которые усложнят его понимание. По этой же причине нежелательно, чтобы в одном пункте было сформулировано несколько самостоятельных правовых предписаний.
Если в указе требуется упомянуть тот или иной объект (круг объектов), а равно когда в указе неоднократно употребляется какой-либо вновь образуемый орган, при первом упоминании приводятся их полное наименование и в скобках - сокращённое (со словами: «далее именуется...» или «далее...»), а в последующем тексте употребляется только его сокращённое наименование. Наименования органов, организаций и других объектов приводятся в полном соответствии с их официальным наименованием, предусмотренном в уставе, положении, решении о переименовании и т. д.
В приложениях к указам Президента помещаются перечни, положения, таблицы и т. п., если они необходимы для его надлежащего применения. Если в тексте указа даётся ссылка «согласно приложению» или «прилагается» (при наличии нескольких приложений они нумеруются), то на первой странице в приложениях пишется «ПРИЛОЖЕНИЕ к Указу Президента Российской Федерации от ... No ...; «Приложение No ... к Указу Президента Российской Федерации от ... No ...». В приложениях нормативного характера перед заголовком указа помещается гриф «УТВЕРЖДЕНО Указом Президента Российской Федерации от ... No ...». Слово «утверждено» должно согласовываться в роде и числе с первым словом наименования приложения,
72
например, «УТВЕРЖДЕНА Указом Президента Российской Федерации Программа...».
Разрабатывать проект указа нужно таким образом, чтобы не предполагать большую вероятность внесения в него изменений и дополнений. Однако постоянно меняющаяся жизнь вынуждает правовое регулирование приспосабливаться к себе, вносить в указы изменения. В то же время частое изменение указов означает недостаточную юридическую проработанность его проекта и отсутствие постоянства в правовом регулировании и поэтому нежелательно.
В вышеназванный Справочник включены также Методические указания по рассмотрению предложений о признании утратившими силу или изменении и дополнении указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации1. Подготовленные в соответствии с ними к рассмотрению перечни указов должны быть исчерпывающими и юридически обоснованными. В перечни должны включаться указы и их структурные части, противоречащие новому указу или федеральному закону. К проектам поступающих на рассмотрение перечней прилагаются подборка указов, подлежащих изменению или отмене; обоснование включения в перечень; справка о согласовании вносимых предложений с органами власти, местного самоуправления и общественными организациями, интересы которых затрагивают указы, включаемые в перечень.
Рассмотрение перечня начинается с тщательного изучения акта, в связи с принятием которого подготовлен перечень, а также всех изданных во исполнение этого акта других актов. В процессе изучения уточняется круг вопросов, решение которых предусмотрено новым актом. В перечень включаются как указы в целом, так и отдельные их части, которые противоречат
73
новому правовому акту или перечень подлежат также указы (их части), которые ранее фактически утратили своё значение (по любым основаниям), но не были признаны утратившими силу в общей форме (без перечисления актов).
Информация о работе Правовые акты президента Российской Федерации