Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 19:59, диссертация
Актуальность темы. Закон “ О Президенте РСФСР” от 24 апреля 1991 г. характеризовал Президента как высшее должностное лицо РСФСР и главу исполнительной власти в РСФСР. В своем развитии этот институт претерпел определенные изменения. С принятием Конституции Российской Федерации -1993 г. произошла трансформация статуса Президента РФ из главы исполнительной власти в главу государства. С момента введения поста Президента в России прошло почти десять лет. Президент большую часть своих функций главы государства реализует посредством издания правовых актов.
ВВЕДЕНИЕ__________________________________________3
ГЛАВА 1 Правовые акты Президента Российской Федерации, форма реализации его конституционных полномочий.
§ 1 Понятие и юридическая природа правового акта Президента Российской Федерации__________________________________10
§ 2 Классификация и виды правовых актов Президента Российской Федерации_________________________________30
§ 3 Подготовка порядок издания правовых актов Президента Российской Федерации _________________________________58
ГЛАВА 2 Место правовых актов Президента Российской Федерации в системе нормативных правовых актов § 1 Соотношение правовых актов Президента Российской Федерации и федеральных нормативных правовых актов_____81
§ 2 Правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации 105
ЗАКЛЮЧЕНИЕ______________________________________ 117
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ___________124
При подготовке перечней в связи с изданием новых указов изучению подлежат не только те части указов, которые затрагиваются новым указом, но и все другие части указа для определения возможности признания указа утратившим силу в целом. Указ, утративший своё значение не только в той части, которая противоречит новому акту или поглощена им, но и в остальной части, включается в перечень на полную отмену. Если указ утратил значение не полностью, он включается в перечень для признания утратившим силу только в той части, которая противоречит новому указу или поглощена им. Если в указе остаются действующими лишь отдельные пункты, а большая часть подлежит отмене, в перечень включается весь указ с оговоркой о пунктах, сохраняющих своё действие.
В перечень в виде самостоятельных пунктов включаются как основной указ, так и указы о его последующих изменениях и дополнениях. При неоднократном изменении редакции указа или его части в перечень включаются все указы, которыми вносились изменения в основной указ. В тех случаях, когда признанию утратившим силу подлежит пункт, который был изложен в новой редакции после издания указа, названная часть указа включается в перечень с указанием, что она приводится в редакции того указа, которым была предусмотрена. Так же решается вопрос в отношении указов (их частей), в текст которых последующими указами были внесены изменения или дополнения, если они подлежат признанию утратившими силу в неотделимой части.
В виде самостоятельных пунктов в перечень включаются все 1 См.: с.91-95
поглощаются им. Включению в
74
противоречащие новому указу либо поглощённые им указы о последующем распространении основного указа в целом или его отдельных частей на другие органы, территории и отношения, других лиц.
Если основной указ
подлежит признанию утратившим силу в
какой-либо части, то указы, распространяющие
действие основного указа в целом либо
в части, подлежащей признанию утратившей
силу, также включаются в перечень для
отмены в соответствующей части. Если
решение о распространении действия ранее
изданного указа сохраняет своё значение,
основной указ (в целом или в отдельных
частях) включается в перечень с указанием
о сохранении его действия в отношении
тех, на кого он был распространён.
Указы и их части временного действия,
срок действия которых истёк, в перечень
не включаются. Если отнесение указа (его
части) к актам временного действия вызывает
сомнение, то указ (его часть) подлежит
включению в перечень. В тех случаях, когда
в указах наряду с временными нормами,
срок действия которых истёк, содержатся
действующие нормы, подлежащие признанию
утратившими силу, в перечень включается
весь указ. В случаях, когда время действия
указа или его части было продлено на неопределённый
срок либо распространено на другие органы,
территории, отношения и других лиц, в
перечень включается как основной указ,
так и указ о продлении или распространении
его действия.
Если пункт, подлежащий признанию утратившим силу, содержит указание на приложение, которое также подлежит отмене, то в перечень включается только этот пункт, приложение при этом отдельно не оговаривается. Если приложение не может быть отменено полностью, в перечень включаются только его отдельные части, утратившие силу в связи с принятием нового акта.
При внесении в указы изменений готовятся предложения об их изложении (или их частей) в новой редакции.
75
Изменения в указы вносятся в связи с которым они подготовлены. При этом весь текст указа (его части) оценивается как с точки зрения содержания, так и структуры. Необходимо также проанализировать все ранее принятые акты, касающиеся указа (его пункта), излагаемого в новой редакции, в том числе о его изменении и дополнении, о распространении на другие правоотношения с тем, чтобы учесть в новой редакции сохраняющие значение нормативные предписания. Если в перечень включаются отдельные пункты полностью, а другие только в определённой части, то сначала следует указывать пункты, подлежащие признанию утратившими силу полностью. При изменении одного или нескольких слов на другое (другие), а также дополнении текста отдельными словами или словосочетаниями двоеточие перед вносимыми в качестве изменения (дополнения) словами, заключёнными в кавычки, не ставится, например: «в пункте 1 слово «полосе» заменить словом «зоне». Изменения и дополнения вносятся вместе со знаком препинания, постановку которого влечёт за собой вносимое изменение и дополнение, например: «в пункте 2 после слова «товаров» дополнить словом «, грузов».
При внесении в указ изменений принципиального характера или необходимости изменения значительной части его положений целесообразно не формулировать все изменения отдельно, а изложить указ в полностью новой редакции. Если изменений и дополнений в указ нужно внести немного, то следует чётко назвать, какие положения указа изменяются, в какие именно места текста вносятся дополнения.
Не следует вносить изменения в указы, которые содержат много фактически устаревших, практически не действующих и теоретически неприменимых норм. Такие указы целесообразно признать утратившими силу и издать новый указ, при необходимости включив в него отдельные положения,
точном соответствии с новым актом, в
76
содержащиеся в прежних указах (если, конечно,
это исключит противоречивость нового
указа).
Перечень должен содержать порядковую нумерацию включённых в него указов. Все указы располагаются в перечне в хронологическом порядке по дате их издания. В пределах одной и той же даты акты указываются в соответствии с их номерами, номерами статей официальных изданий, в которых они опубликованы, или дней опубликования.
При включении в перечень отдельных частей указа с единой нумерацией, ссылка на имеющиеся в нём разделы не делается. Однако если в таком указе раздел утратил значение полностью, то в перечень для признания утратившим силу включается этот раздел, при этом называется только цифровое или буквенное обозначение раздела. Наименование раздела указывается лишь в случаях, когда он не имеет цифрового или буквенного обозначения.
Перед представлением на утверждение перечень проверяется по контрольным экземплярам актов для выяснения, все ли отсылки к ранее изданным указам учтены. К перечню прилагается проект указа о его утверждении с указанием акта, в связи с которым подготовлен перечень, и официального издания, где он опубликован.
Следует отметить, что в отличие от федеральных законов, в указах Президента реже приводятся определения использованных им терминов.
До времени издания указ Президента проходит менее сложную процедуру, чем предусмотренную Конституцией для принятия федеральных законов.
Из других требований, предъявляемых к указу Президента, отметим, что не следует включать в его текст выражения типа «осудить сложившуюся практику», «поддержать инициативу», «принять предложение» и т. д., так они недостаточно конкретны и создают неопределённость, как их нужно применять. В указе должны быть предусмотрены правовые средства,
77
обеспечивающие его исполнение меры поощрения, контроля и т. д. При отсутствии в законодательстве мер ответственности за неисполнение обязанностей, предусмотренных указом, эти меры надо предусмотреть в указе. В указе должны быть также положения о вступлении его в силу.
Указы и распоряжение Президента РФ подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме правовых актов или отдельных положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Факт опубликования, являясь необходимой предпосылкой введения в действие любого нормативного акта, одновременно служит отправной точкой для исчисления срока вступления его в силу. Официальным считается опубликование в «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» в течение 10 дней, либо распространение актов в машинописном виде научно-техническим центром правовой информатизации «Система». Нормативные решения Президента РФ вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты, в том числе содержащие сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания. Однако в актах Президента РФ может быть установлен и другой порядок вступления их в силу.
Правовые акты (в том числе указы Президента) действуют во времени, в пространстве и по кругу лиц. «Действие норм права во времени, в пространстве и по кругу лиц, - отмечает А. С. Пиголкин, - это и есть конкретное проявление действия права в собственном смысле1 Вопросы такого действия основательно изучены ещё советскими юристами. И хотя в своих работах они не могли касаться указов Президента, это не значит, что вопросы действия указов
78
Президента во времени, в пространстве и по кругу лиц абсолютно не исследованы. Напротив, уровень обобщения, на котором проводились данные исследования, позволяет применить их результаты и к исследованию указов Президента. Косвенное подтверждение этому находит отражение непосредственно в работах советских юристов. Вот что замечает по этому поводу А. А. Тилле в своей работе «Время, пространство, закон» «Слово закон употребляется здесь в смысле ... любого веления ... государства, в какой бы форме оно ни было выражено: в форме закона пли подзаконного акта. Все положения данной работы относятся главным образом к правовым актам нормативного характера, правовым нормам. Но, поскольку акты ненормативного характера тоже действуют во времени и в пространстве, основные положения относятся также и к ним.»2 Поэтому в настоящей работе вопросы действия указов Президента будут исследованы лишь в части, которая не была затронута ранее. Особенности действия указов во времени. Указы Президента Российской Федерации имеют прямое действие. Действие указов во времени начинается с момента вступления их в силу. Указы могут вступать в силу либо с момента подписания, либо со времени, указанного непосредственно в указе, либо по истечении определённого срока после опубликования.
Практика издания указов показывает, что многие из них вступают в силу со дня официального опубликования, а значит, с 00 часов 00 минут этого дня. Согласно пункту 2 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года No 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»1 официальным
1 См.: Правоприменение в советском государстве//М., 1965г. с.11 2 См.: Тилле А.А. Время, пространство, закон// М., 1965 с.5
1 См.: Российская газета от 28 мая 1996г. No99 (1459)
79
опубликованием указов Президента считается публикация их текстов в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». В соответствии с Федеральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»2 указы Президента печатаются в третьем разделе Собрания законодательства. Ранее, до учреждения «Собрания законодательства Российской Федерации», официальное опубликование указов Президента производилось в «Собрании актов Президента и Правительства Российской Федерации», ещё ранее - в «Ведомостях Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации» (РСФСР).
Контроль за исполнением правовых актов главы государства осуществляет Администрация Президента РФ, в частности, полномочный представитель Президента РФ в Межпарламентской Ассамблее государств-участников Содружества Независимых Государств контролирует выполнение указов и распоряжений Федерального Президента, касающихся обеспечения деятельности Ассамблеи, Управление Администрации Президента РФ по вопросам помилования осуществляет контроль за своевременным и правильным исполнением указов по вопросам помилования и т.д.
Основная нагрузка в этой сфере возложена на Главное государственно- правовое и Главное контрольное управления, которые контролируют и проверяют исполнение указов и распоряжений главы государства федеральными органами исполнительной власти субъектов Федерации, их должностными лицами и организациями.
Таким образом, выделяются:
I/ акты Президента Российской Федерации,
к которым относятся указы и
2 См.: СЗ РФ от 20 июня 1994г. No8 ст.801
80
распоряжения, а также концепции, программы, положения и доктрины, утверждаемые указами;
2/ официальные документы главы государства - запросы, заключения, письма, заявления.
Особой разновидностью официального политико-правового документа является ежегодное послание Президента РФ Федеральному Собранию.
По юридической силе правовые акты главы государства делятся на нормативные и правоприменительные, причем нормативными должны быть только указы. Все они издаются в целях реализации внутренних и внешних функций главы государства, временных и постоянных, а также единоличных и коллегиальных.
Порядок издания указов и распоряжений Президента РФ регламентирован его правовыми актами. Ответственность за разработку, оформление и исполнение правовых актов главы государства возложена на его Администрацию, предназначение которой состоит в обеспечении деятельности Президента России.
3) Значительное
число указов Президента
4) Ряд указов
сопровождается неконкретными
Информация о работе Правовые акты президента Российской Федерации