Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 01:25, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Теория государства и права".
- преимущественная защита
Таким образом, республика – это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок и ответственными перед ним.
Современная практика государственного республиканского строительства знает два основных вида республики – президентскую и парламентарную (парламентскую).
На выбор формы правления
оказывает влияние ряд
Президентская республика представляет собой определенное соотношение полномочий президента – главы государства, парламента – законодательного органа и правительства – органа исполнительной власти, при котором в руках президента соединяются полномочия главы государства и главы правительства (США, Аргентина, Мексика, Бразилия). В республике этого вида государственное управление строится по принципу жесткого разделения властей. Президент управляет, парламент принимает законы. Высшие органы государства не только структурно обособлены, но и обладают значительной самостоятельностью. Президентская республика отличается, как правило, внепарламентским способом избрания президента (всенародное избрание) и формирования правительства, отсутствием ответственности правительства перед парламентом. Правительство формирует президент, но зачастую с согласия парламента. Правительство ответственно перед президентом. Президент лишен права роспуска парламента, и наоборот, парламент может возбудить против президента процесс его отстранения от власти (так называемый импичмент). Это происходит тогда, когда президент допускает злоупотребление своей властью, совершает преступление, умышленно, грубо нарушает Конституцию. На практике случаи отстранения президента от должности весьма редки (в США было три попытки импичмента и ни одна не осуществилась). В 1993 г. импичмент был осуществлен в Бразилии, Венесуэле. Было принято решение об отставке президента парламентом Югославии. Словом, президентская республика создает весьма благоприятные юридические предпосылки для сосредоточия в руках президента множества властных полномочий. В некоторых исторических условиях это становится вполне оправданным. Теоретический анализ в связи с этим выделяет такие исторические ситуации, как, например, переход от феодальных отношений к буржуазным. Кроме того, такого рода формы правления возникают там, где были сильны монархические традиции, в ситуациях, не отличающихся стабильностью. Иногда президентское правление становится эффективным в период проведения реформ в странах, имеющих обширную территорию, в многонациональных государствах и т.д. В свою очередь, отсутствие права роспуска парламента лишает президента и правительство возможности «давить» на парламент, повышает его устойчивость и снимает конъюнктурность в принятии им законов.
Таким образом, в президентской республике при условии соблюдения конституционной законности правительство более стабильно, а парламент обладает более реальными полномочиями. Президентская республика является весьма гибкой формой правления, поэтому она и получила довольно широкое распространение.
При неразвитости демократических традиций, в том числе и в случае отсутствия опыта взаимоотношений различных властей, здесь не исключены их серьезные столкновения. Это бывает в тех случаях, когда парламентское большинство и президент принадлежат к различным политическим силам. В особенности, если у них различные социальные ориентиры. В развитых странах такая система работает на базе установившихся десятилетиями, а то и столетиями, процедур, поисков компромиссов и консенсуса. В развивающихся странах иногда приходится принимать специальные меры для обеспечения стабильности. Так, конституции этих стран предусматривают такие механизмы выборов, чтобы пост президента и парламентское большинство принадлежали одной и той же партии (например, в Ботсване). В большинстве президентских республик в развивающихся странах такие меры не предусмотрены законодательством. В странах Латинской Америки власть президента на практике значительно сильнее, а парламента – слабее, чем это предусмотрено правовыми нормами, в связи с чем некоторые из них получили название суперпрезидентских республик. Их основная черта – гипертрофированная и по существу неконтролируемая президентская власть (президент избирается населением, обладает правом роспуска парламента, проведения референдумов и т. д.)2.
Парламентская республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальной отличительной особенностью этого вида республики является наличие должности премьер-министра, которого избирает (назначает) парламент. Здесь правительство формируется только парламентским путем из числа лидеров партии, получившей большинство в парламенте, и остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства. Участие президента в формировании правительства номинально. Хотя он формально и наделяется большими полномочиями, на практике не оказывает почти никакого влияния на осуществление государственной власти. Любое его действие может быть осуществлено только с согласия правительства, исходящие от него нормативные акты приобретают юридическую силу, как правило, только после одобрения правительством или парламентом, которые и несут за них ответственность.
Парламентарных республик в настоящее время немного – около 1/15 части всех государств с республиканской формой правления. Наиболее крупными среди них являются Индия, ФРГ, Италия, Турция и др.
Достоинством этой формы является то, что состав и политика правительства непосредственно отражают соотношение сил в парламенте – органе народного представительства. Однако это становится и крупным недостатком: при отсутствии прочного большинства у какой-либо одной партии (устойчивого союза нескольких партий), при переходе депутатов парламента из одной партии в другую (в ряде стран это запрещено, такой депутат теряет место в парламенте), при расколах правящей партии и появлении фракции (фракций), голосующей вместе с ее противниками, правительство утрачивает стабильность, его часто «свергают» путем вотума недоверия. К примеру, за послевоенные годы в Италии сменилось 60 составов правительства, каждое из которых управляло в среднем менее года.
В современных условиях «чистые» президентские и парламентские республики встречаются сравнительно редко. Возникают гибридные формы. С одной стороны, в президентских республиках предусматриваются некоторые ослабленные формы политической ответственности министров (но не кабинета в целом, поскольку его возглавляет президент, не несущий ответственности перед парламентом), а с другой – возникают полупарламентарные республики. Первый путь характерен для отдельных стран Латинской Америки (Венесуэла, Перу, Уругвай, Колумбия и др.).
Второй путь создания смешанных, гибридных форм был указан Французской Конституцией 1958 г. и со значительными изменениями воспринят Грецией (по Конституции 1975 г.), Португалией (по Конституции 1976 г. до последующих изменений), рядом развивающихся стран (Мадагаскар, Алжир и т.д.), где конституциями предусмотрена ответственность министров перед парламентом: он может выразить им недоверие, порицание.
В этих государствах фактическим руководителем правительства является президент, что сближает их с президентскими республиками, под его председательством созываются так называемые официальные заседания правительства, но наряду с этим имеется конституционная должность премьер-министра. Его и членов правительства назначает президент, но ответственно правительство перед парламентом, что отличает данную форму от президентской республики и - сближает с парламентской. Причем эта ответственность крайне затруднена.
Гибридные формы республики имеют определенные позитивные черты: они обеспечивают стабильность правительства, противостоят его замене по разным конъюнктурным, партийным соображениям, исключает министерскую чехарду, свойственную некоторым парламентарным республикам. С другой стороны, есть и определенные минусы: нарушается разделение властей, система «сдержек и противовесов», усиливается президентская власть, а ее носители иногда обнаруживают тенденции к авторитаризму. Тем не менее, начатое Францией создание гибридных форм – устойчивая тенденция развития республиканской формы в течение последних десятилетий.
В современном мире существуют и нетипичные виды республик. Например, теократическая республика (Иран, Афганистан). Для некоторых стран Африки характерна своеобразная форма президентской монократической республики: в условиях однопартийного политического режима лидер партии провозглашался пожизненным президентом, парламент же реальных полномочий не имел (Заир, Малави).
Долгое время в отечественной юридической науке особой формой республики считалась Республика Советов. Ее признаками назывались: 1)откровенно классовый характер (диктатура пролетариата и беднейшего крестьянства), 2)отсутствие разделения властей при полновластии Советов, жесткая иерархия последних (обязательность решений вышестоящих Советов для нижестоящих), 3)право отзыва избирателями депутатов Советов до истечения срока их полномочий (императивный мандат), 4)реальное перераспределение власти от эпизодически собиравшихся Советов в пользу их исполнительных комитетов и др. Но крах социалистического строя в СССР привел к утверждению в нашей стране республики смешанного типа (президентской с элементами парламентской).
Раскрывая социальное содержание республиканской формы правления в современном мире, следует констатировать, что по существу республика – это такая форма правления, при которой все высшие органы государственной власти избираются народом либо формируются общенациональным представительным учреждением. В разных странах существуют различные избирательные системы, одни из них менее, другие более демократичные. Но непреложным остается тот факт, что народ так или иначе, но обязательно участвует в формировании органов государственной власти.
Республика сопровождается, как правило, рациональным, т.е. рассудочно-утилитарным восприятием населением государственной власти. При этом общественное сознание исходит в большинстве случаев из принципа формального равенства людей, их солидарности, объединенности в государстве, необходимости компромиссов и стабильности. Идея равенства позволяет выдвигать на те или иные должности чаще всего любого гражданина, кроме тех, кто на основании закона ограничен в своих правах.
Смешанная форма правления.
В последние годы в юридической литературе предлагается различать не две (монархия и республика), а три формы правления, дополнив их смешанной формой (Л.М. Волосникова).
Первые рассуждения о смешанной форме правления встречаются еще у Полибия (VI в. до н.э.), когда он писал о соединении в одном государственном управлении монархии, аристократии и демократии.
Смешанная форма правления была известна и использовалась в средние века, она встречается и в настоящее время.
Активными сторонниками смешанной формы правления для России были М.М. Ковалевский, Б.Н. Чичерин, поскольку такое правление, по их мнению, исключило бы крайности российской государственности. Монархия представляет начало власти, народ и его представители – начало свободы, аристократическое собрание – постоянство закона, и все эти элементы, входя в общую организацию, должны действовать для достижения общей цели, считал Б.Н. Чичерин.
Смешанную форму правления в современных государствах подробно рассматривает В.Е. Чиркин в работе «Государствоведение».
Смешанная форма правления, считает Л.М. Волосникова, является реальным фактом истории и современного конституционализма. Эта форма правления неоднократно оказывала услуги общественному развитию, способствуя политической стабилизации, достижению социального компромисса. С этим суждением трудно не согласиться. Смешанная форма правления возникает тогда, когда элементы одной формы, например республиканской, проникают, внедряются в другую форму правления (монархию), и наоборот. Подобное взаимопроникновение форм правления в истории случалось и случается нередко. Поэтому появление в XX в. конституционных монархий, полупрезидентских и полупарламентских республик стало очевидной тенденцией государственно-политического строительства.
Характерные черты смешанной формы правления можно проследить на примере полупрезидентской республики.
Название «полупрезидентская»
не означает слабой власти президента,
хотя она действительно немного
слабее, чем в президентских
Характерные черты полупрезидентской республики: 1)президент избирается непосредственно гражданами, что дает президенту возможность иметь некую свободу действий по отношению к парламенту, позволяет быть ему во многом быть не зависимым от парламента; 2)президент самостоятельно формирует правительство, т.е. назначает министров, утверждает структуру правительства и т.д. Но премьер-министра, как правило, он назначает с согласия парламента; правительство несет ответственность перед президентом; парламент может объявить вотум недоверия правительству; парламент может объявить импичмент президенту, т.е. поставить вопрос об отстранении президента от должности.
1 Хропанюк В.С. Теория государства и права. М., 1993. С.79-80.
2 Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. М., 1994.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"