Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 01:25, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Теория государства и права".
Обсуждение, согласование,
доработка проекта нормативного
акта. Закон или иной нормативный акт обычно
затрагивает интересы большого числа
граждан и организаций. Поэтому в зависимости
от содержания проекта каждого нормативного
акта инициаторы его разработки или орган,
принимающий этот акт, должны принять
меры к тому, чтобы были учтены мнения
и пожелания как можно большего числа
заинтересованных субъектов. Для достижения
этой цели используется такое средство,
как обсуждение проекта с приглашением
представителей этих субъектов (государственных
и научных учреждений, политических, профсоюзных
и других общественных объединений, коммерческих
структур и проч.). Практикуется рассылка
проекта в указанные организации с предложением
(просьбой) высказать свое мнение и дать
замечания.
Проекты наиболее важных нормативных актов (например, конституции) выносятся на всенародное обсуждение. Используются различные способы выявления общественного мнения (опросы, анкетирование и др.). Собранная информация используется для доработки проекта.
Принятие нормативного акта. После доработки и окончательного редактирования проект принимается и в результате становится законом или иным нормативным актом, нормы которого обязательны для исполнения. Эта стадия является ключевой, центральной в правотворческом процессе: все предшествующие стадии служат необходимой подготовкой к тому, чтобы нормативный акт быт принят.
Принятие осуществляется по-разному. В коллегиальных органах (например, законодательных) соответствующий акт принимается голосованием (простым или квалифицированным большинством голосов). В органах, основанных на единоначалии (например, в аппарате президента и министерствах), это происходит путем подписания подготовленного проекта.
Опубликование и регистрация нормативного правового акта. В соответствии с Конституций РФ (ст. 15 п. 3) «неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения». То есть большинство нормативных актов подлежат обязательному опубликованию. Поэтому обычно в названии данной стадии используется терминология, включающая слово «опубликование». Однако не все нормативные акты публикуются. В частности речь идет о внутриведомственных актах, относящихся только к работникам соответствующих ведомств, учреждений, предприятий. Поэтому, вообще-то, более точно говорить о доведении нормативного акта до его адресатов.
Некоторые ведомственные подзаконные нормативные акты, в том числе затрагивающие права и свободы граждан, устанавливающие правовой статус организаций и носящие межведомственный характер, подлежат регистрации в органах Министерства юстиции.
Особенности законотворческого процесса. Среди нормативных актов особое место занимают законы. Именно они обладают высшей юридической силой и содержат нормы права, регулирующие наиболее важные общественные отношения.
В этой связи установлен особый, более сложный порядок их разработки, рассмотрения и принятия. Ключевые особенности законотворческого процесса в Российской Федерации заключаются в следующем.
Во-первых, определен круг субъектов, обладающих правом законодательной инициативы. Для законов Российской Федерации таким правом обладают: Президент, Совет Федерации, члены этого Совета и депутаты Государственной Думы, Правительство, законодательные органы субъектов Федерации, а по вопросам их ведения Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. Это право состоит в том, что внесение ими в Государственную Думу соответствующих предложений порождает в обязательном порядке начало законотворческой процедуры, в то время как предложения других субъектов могут быть отвергнуты. Законопроекты, требующие материальных затрат, в обязательном порядке должны сопровождаться заключением Правительства РФ. Без указанного заключения они не принимаются к рассмотрению в первом чтении.
Во-вторых, законопроекты подлежат обязательному рассмотрению в профильных комитетах Государственной Думы.
В-третьих, ни один закон не может быть принят сразу. Они должны пройти три (в некоторых случаях даже четыре) чтения, т.е. каждый законопроект проходит, по крайней мере, три голосования. Сначала принимается концепция закона. При втором чтении рассматриваются замечания и предложения, и только при третьем чтении закон принимается в окончательной редакции.
В-четвертых, к работе над законопроектом широко привлекаются эксперты — в основном ученые-юристы.
В-пятых, принятый Государственной Думой закон должен быть одобрен Советом Федерации. Одобрением считается и тот случай, если в течение 14 дней закон не был рассмотрен Советом Федерации. Законы о федеральном бюджете, о федеральных налогах и сборах и по ряду других вопросов подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации. В случае отклонения закона Конституция РФ предусматривает согласительные процедуры.
И наконец, принятый таким образом закон направляется на подпись Президенту Российской Федерации, которому предоставлено право отлагательного вето, которое может быть преодолено при повторном голосовании в Государственной Думе и Совете Федерации квалифицированным большинством голосов.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"