Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 17:43, курсовая работа
Отмечая определенную степень научной проработанности отдельных аспектов этой проблематики, вместе с тем следует констатировать, что в юридической науке недостаточно исследованы вопросы: о конкретных приемах и правилах толкования норм права; соотношении, очередности и приоритетности тех или иных видов толкования; возможности формулирования новых норм права в ходе толкования правовых норм и соотношении толкования норм права со способами восполнения пробелов в законодательстве - аналогией закона и права, судебным прецедентом и правовым обычаем.
Начнем с соотношения норм акта высшей юридической силы - Конституции РФ - и отраслевых норм. Нормы Конституции имеют преимущество перед нормами отраслевых законов. Основной Закон устанавливает начала построения отраслевого законодательства. Но Конституция - это еще и акт прямого действия (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ). При необходимости (в случае противоречия Основному Закону отраслевых норм, обнаружения пробелов в отраслевом законодательстве) конституционные нормы могут применяться в уголовном процессе непосредственно.
Вопрос о непосредственном действии норм Конституции РФ заслуживает отдельного рассмотрения. Он возник в связи с различными позициями, которые заняли в этом вопросе высшие судебные органы страны, а именно Конституционный Суд и Верховный Суд Российской Федерации. Так, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 2 постановления от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" указал, что суды при разрешении дел должны непосредственно применять конституционные нормы, если:
а) закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия ФЗ, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;
б) суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации, ей противоречит;
в) суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции Российской Федерации, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции;
г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, противоречит Конституции Российской Федерации, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.
Однако согласно ст. 3, 22 ФКЗ от 21 июля 1994 г. "О Конституционном Суде Российской Федерации" дела о соответствии федеральных законов Конституции Российской Федерации разрешает лишь Конституционный Суд. То есть в случае обнаружения неопределенности в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации закон, иной нормативный акт, любой иной суд обязан обратиться с запросом в Конституционный Суд РФ. Таким образом, к предметной подсудности судов общей юрисдикции не относятся вопросы о прямом применении норм Конституции в случае, если нормы федерального закона вступают в противоречие с нормами конституционными. В этих случаях необходимо опосредующее решение Конституционного Суда Российской Федерации, которым бы нормы отраслевого федерального закона признавались бы не соответствующими Конституции РФ и не подлежащими применению.
Также в случае коллизии правовых
норм приоритет над обычными законами
принадлежит федеральным
Так, например, можно констатировать,
что правила определения
Итак, из подсудности военных судов, дислоцирующихся за пределами территории Российской Федерации, в УПК РФ, по сравнению с Федеральным конституционным законом "О военных судах Российской Федерации":
а) исключены военнослужащие, которые не проходят службу непосредственно в войсках Российской Федерации, но в соответствии с Федеральными законами "О статусе военнослужащих" и "О воинской обязанности и военной службе" исполняют иные обязанности, в частности прикомандированы к государственным органам и учреждениям, иным предприятиям, учреждениям и организациям, международным организациям и т.д.;
б) подсудность таких военных судов распространяется только на граждан Российской Федерации, а иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступления против интересов России и ее граждан, а также международные преступления, из-под нее выводятся (хотя в силу международно-правовых принципов защиты и безопасности, а также универсальности признается экстерриториальная юрисдикция национальных судов);
в) буквальному смыслу ч. 8 ст. 31 УПК РФ военным судам, находящимся за пределами территории Российской Федерации, оказываются подсудны не только дела о преступлениях военнослужащих, но и членов их семей, даже если они не проживают совместно с этими военнослужащими за границей, но своими деяниями "посягают на интересы Российской Федерации";
г) к подсудности военных судов, дислоцирующихся за пределами территории Российской Федерации, относятся, в частности, деяния, совершенные на территории, "находящейся под юрисдикцией Российской Федерации". Но согласно ч. 1 ст. 67 Конституции РФ "территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними". Российская Федерация также "осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом и нормами международного права" (ч. 2 ст. 67 Конституции РФ). Таким образом, данная норма может реально применяться только при том условии, что каким-либо международно-правовым договором, предусматривающим размещение контингента российских войск на территории другого государства, установлена юрисдикция России над частью территории этого иностранного государства.
Согласно ч. 3 ст. 76 Конституции РФ "федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам". Закон "О военных судах Российской Федерации" является именно федеральным конституционным законом. Поэтому на основании сделанного выше анализа следует прийти к выводу, что ч. 6 и 8 ст. 31 УПК РФ, регулирующие подсудность окружных (флотских) военных судов и военных судов, дислоцирующихся за пределами территории РФ, применению не подлежат до тех пор, пока в Федеральный конституционный закон "О военных судах Российской Федерации" не будут внесены соответствующие изменения*(40).
Как отмечается в п. 2.1 постановления Конституционного Суда РФ от 29 июня 2004 г. N 13-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 7, 15, 107, 234 и 450 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы", "...положения частей первой и второй статьи 7 УПК Российской Федерации - по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм - не затрагивают определенную Конституцией Российской Федерации иерархию нормативных актов в правовой системе Российской Федерации и не предполагают распространение приоритета Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации на разрешение возможных коллизий между ним и какими бы то ни было федеральными конституционными законами, а также между ним и международными договорами Российской Федерации. Если же в ходе производства по уголовному делу будет установлено несоответствие между федеральным конституционным законом (либо международным договором Российской Федерации) и Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (который является обычным федеральным законом), применению - согласно статьям 15 (часть 4) и 76 (часть 3) Конституции Российской Федерации - подлежит именно федеральный конституционный закон или международный договор Российской Федерации как обладающие большей юридической силой по отношению к обычному федеральному закону".
Г. Влияние кодификации законодательства на систематическое толкование правовых норм
Если решение вопроса о
Так, в частности, согласно п. 2 ст. 7.1 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" при наличии у адвокатов, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом сделки или финансовые операции:
- сделки с недвижимым
- управление денежными
- управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
- привлечение денежных средств
для создания организаций,
- создание организаций,
Представляется, что при решении данного вопроса прежде всего следует принять во внимание тенденцию, которая укрепилась в российском праве и состоит в том, что кодифицированные нормативные акты имеют приоритет над актами некодифицированными. Например, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 13 июня 1996 г. N 64-ФЗ "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации" другие законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации, подлежат приведению в соответствие с Уголовным кодексом Российской Федерации. Согласно Федеральному закону от 18 декабря 2001 г. N 177-ФЗ "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" все действующие на территории Российской Федерации федеральные законы и иные нормативные правовые акты, связанные с регулированием отношений в области уголовного процесса, должны быть приведены в соответствие с этим Кодексом. Более того, уголовно-процессуальные отношения могут регулироваться только этим Кодексом и Конституцией России (ст. 1 УПК РФ). Федеральный закон от 26 января 1996 г. N 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" также устанавливает, что "впредь до приведения законов и иных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с частью второй Кодекса законы и иные правовые акты Российской Федерации, в также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат части второй Кодекса". Такая тенденция прогрессивна, поскольку кодификация предполагает обязательное установление системных связей между отдельными нормами и институтами той или иной отраслевой принадлежности; нормы же, находящиеся вне этой системы, как бы выбиваются из общего ряда и (в случае противоречия принципам и общим положениям, закрепленным в Кодексе) являются нелегитимными. Кодифицированные системные связи в праве более ценны и актуальны, нежели какие-либо иные, так как отражают "объективно обусловленный интерес государства к самостоятельному регулированию данного комплекса общественных отношений"*(41).
Если кодификация есть форма систематизации нормативного материала, в результате которой возникает новый нормативный акт, то некоторые законы, даже если формально они не получили названия "Кодекс", могут считаться результатом кодификации. Таков, в частности, названный выше Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". Со дня вступления в силу этого Федерального закона был признан не действующим целый ряд прежних нормативных правовых актов, регулирующих адвокатскую деятельность: Закон СССР от 30 ноября 1979 г. N 1165-Х "Об адвокатуре в СССР" (Ведомости Верховного Совета СССР. 1979. N 49. Ст. 846); Закон РСФСР от 20 ноября 1980 г. "Об утверждении Положения об адвокатуре РСФСР" (Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1980. N 48. Ст. 1596); постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 8 июля 1991 г. N 1560-I "О мерах по социальной защите граждан, занимающихся адвокатской практикой в коллегиях адвокатов РСФСР в условиях перехода экономики к рыночным отношениям" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 28. Ст. 977). Многие нормы этих законов после переработки и систематизации вошли в новый Федеральный закон, который таким образом приблизился по своему значению к кодифицированному акту. По своей внутренней структуре он также напоминает кодекс, ибо имеет своего рода общую часть ("Общие положения") и часть особенную (положения о статусе адвоката и организации адвокатской деятельности). И хотя данный нормативный правовой акт не лишен недостатков, он пытается придать нормативному материалу определенную стройность, последовательность, непротиворечивость и полноту. Правда, в ст. 4 данного Закона сказано, что законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре основывается на Конституции Российской Федерации и состоит не только из этого Федерального закона, но и других федеральных законов, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих адвокатскую деятельность, а также из законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Это, однако, не исключает вывода о том, что Федеральный закон от 31 мая 2002 г. "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" представляет собой важный шаг в направлении так называемой специальной кодификации соответствующих правовых норм. Иные нормативные правовые акты, регулирующие адвокатскую деятельность (в рассмотренном выше случае - в части фискальных "обязанностей" адвокатов), как правило, не могут, на наш взгляд, противоречить Федеральному закону "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", а в случае их коллизии должны применяться нормы данного Закона как наиболее систематизированного акта.