Курс лекций по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 09:17, курс лекций

Описание работы

Работа содержит полный курс лекций по предмету "Политологии".

Файлы: 7 файлов

Власть.doc

— 110.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Государство.doc

— 1.02 Мб (Скачать файл)

    4. Принуждение.  Никто  не  может произвольно  принимать решение о своем существовании вне государства и о не подчинении   государственной власти. Безгосударственность (апатридизм) трактуется как ненормальное явление, что было признано Всеобщей декларацией прав человека, подписанной в 1948 году. Явления апатридизма бывают возможны в случаях межгосударственных   конфликтов   или   несогласованности правовых   систем   отдельных   государств   в   вопросе   о гражданстве.

    5. Право   на   применение   насилия.      Государство   имеет специализированные органы насилия, к которым прибегает в ситуациях, установленных законом.

    6. Суверенитет. Суверенитет государства имеет внешнее и внутреннее   измерение.   Это   означает,   что   государство располагает высшей и неограниченной властью по отношению к внутренним субъектам, действующим в его границах, а другие государства обязаны уважать этот принцип.

    7. Всеобщность.  Государство охватывает своим влиянием всех людей, находящихся на его территории (это касается также граждан других государств).

    8. Право на взимание налогов и сборов населения. Налоги необходимы для содержания многочисленных служащих и для материального    обеспечения    государственной    политики: оборонной, экономической, социальной, и т.д.

Итак, на основании  вышеизложенного можно дать такое определение государства.

     Государство — это особая форма политической организации власти, образуемая национальной или многонациональной общностью на определенной территории, обладающая суверенитетом и осуществляющая управление обществом на основе права с помощью специального механизма (государственного аппарата) и материально-финансовых ресурсов (налогов).

Функции государства

Формы активности государства по отношению к окружающей среде, обществу, зарубежным странам, и т.д. классифицируются в виде его функций. Функции государства - это главные направления его деятельности.

    Традиционно функции государства подразделяются на внутренние и внешние.

К внутренним функциям следует отнести политическую, экономическую, организаторскую, правовую, социальную, образовательную, культурно - воспитательную. 

1. Политическая    функция    состоит    в    обеспечении политической    стабильности,    осуществлении    властных полномочий, выработки политического курса.

2. Экономическая  функция  заключается  в  выработке  и осуществлении налоговой политики,  выделении кредитов, использовании экономических санкций.

3. Правовая функция обеспечение правопорядка, установление правовых норм, которые регулируют общественные отношения и  поведение  граждан,  охрана  общественного  строя  от дестабилизации.

4. Организаторская   функция   -   исполнение   решений, формирование    и    использование    кадрового    корпуса управленцев, осуществление контроля выполнения законов, решений.

5. Социальная функция состоит в удовлетворении жизненно важных потребностей людей в работе, жилье, поддержании здоровья, осуществлении социальной защиты.

6. Образовательная функция — обеспечение демократизации образования, его непрерывность, предоставление людям равных возможностей его получения.

7. Культурно - воспитательная функция направлена на создание     условий    для    удовлетворения     культурных потребностей людей,  формирование  высокой духовности, гражданственности.

Среди внешних функций следует выделить:

1. Оборонная функция заключается в обеспечении целостности, безопасности и суверенитета государства.

2. Военно-агрессивная   функция   —   вмешательство   во внутренние дела других государств.

3. дипломатическая функция - связана с поддержанием и развитием межгосударственных отношений.

4. Внешнеэкономическая функция заключается в развитии взаимовыгодного экономического сотрудничества и интеграции с другими странами, участием в международном разделении труда.

Все функции  связаны между собой. Внешние  функции закономерно вытекают из внутренних и являются их продолжением, вместе с тем они оказывают обратное влияние на внутренние функции.

Существуя на протяжении многих тысячелетий, государство изменяется вместе с развитием всего общества, частью которого оно является. В развитии государства можно выделить два глобальных этапа: традиционный и конституционный.

Традиционные  государства возникли и существовали преимущественно стихийно, на основе обычаев и норм, уходящих корнями вглубокую древность. Они имели институционально не ограниченную власть над подданными, отрицали равноправие всех людей, не признавали личность как источник государственной власти. Типичным воплощением такого типа государства являлись монархии.

Конституционное государство  является объектом сознательного человеческого воздействия, организации, управления и регулирования. Конституционный этап связан с появлением конституции. Первые конституции были приняты в 1789 году в США ( в 1791 году Билль о правах) и во Франции (в 1789 году Декларация прав человека и гражданина и в 1791 году Конституция). Конституция выступает как бы текстом "общественного договора", заключаемого между гражданами и государством и регламентирующего его деятельность.

Важнейшими институтами  государства являются:

- Представительные органы (парламент);

- Исполнительно-распорядительные органы (президент, правительство, премьер-министр...);

- Надзорно-контрольные органы;

- Судебная система;

- Органы  власти  общественного  порядка,   государственной безопасности;

- Вооруженные силы.  
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Форма государства

     Типология государств тесно связана с понятием формы государства. Особенности  каждого конкретного типа государства  устанавливаются на основе анализа его организационного устройства, методов осуществления государственной власти.

     Четкого соотношения между типом и  формой государства нет. С одной  стороны в пределах государства  одного и того же типа могут встречаться  различные формы организации и деятельности государственной власти, а с другой государства различного типа могут обличаться в одинаковую форму.

Серьезное влияние  на форму государства оказывает  культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальные особенности, природные условия проживания и другие факторы. Специфику формы государства определяет также характер взаимоотношений государства и его органов с негосударственными организациями (партиями, профсоюзами, общественными движениями, церковью и другими организациями).

     ФОРМА ГОСУДАРСТВА  - сложное общественное явление, которое

включает в  себя три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного режима.

В различных  странах государственные формы  имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействий. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.

Форма правления

     Форма правления представляет собой структуру  высших органов государственной власти, порядок их образование и распределение компетенции между ними.

     Форма государственного правления дает возможность  уяснить:

- как создаются высшие органы государства и какого их строение;

- как   строятся   взаимоотношения   между   высшими   и   другими государственными органами;

- как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны; - в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

По указанным  признакам формы государственного правления подразделяются на:

- монархические (единоличные, наследственные) - республиканские (коллегиальные, выборные).

2.1 МОНАРХИЯ

     Монархия (от греч. monarchia - единовластие) это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству

     Основными признаками классической монархической  формы управления являются:

- существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах);

- наследственный порядок преемственности верховной власти; - представительство государства монарха по своему усмотрению; - юридическая безответственность монарха.

Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, а в основном формальные черты монархического управления.

     В свою очередь монархия делится на:

     -  абсолютную

     -  ограниченную(конституционная)

     -                 дуалистическую

     -                 теократическую -парламентарную.

     Абсолютная  монархия такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу.

     По  формуле Петровского Воинского  устава — " самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен". Основным признаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих компетенцию монарха.

     Возникновение абсолютизма связано с процессом  зарождения буржуазных отношений и начинающимся процессом разложения феодализма и старых феодальных сословий. К наиболее существенным чертам абсолютной монархии относятся: ликвидация или полный упадок сословных представительных учреждений, юридически неограниченная власть монарха, наличие в его непосредственном подчинении и распоряжении постоянной армии, полиции и развитого бюрократического аппарата.

     Власть  в центре и на местах принадлежит не крупным феодалам, а чиновникам, которые могут назначаться и увольняться монархом.

     Государственное вмешательство в частную жизнь  в эпоху абсолютизма приобретает   более   цивилизованные   формы,   получает   юридическое закрепление, хотя по-прежнему имеет принудительную направленность. В истории такими странами были Россия 17 - 18 и Франция до революции 1789 года.

     Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не вправе изменить конституцию.

Как форма правления, конституционная монархия возникает  в период становления буржуазного общества. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция и др.).

     Конституционная монархия бывает парламентарной и дуалистической. Парламентарная монархия характеризуется  следующими основными признаками:

- правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент; - лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских

Полит. партии и полит. сис-ы.Группы интересов.doc

— 122.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Полит. элита.doc

— 105.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Политология как наука.doc

— 80.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Становление и развитие политологии как науки.doc

— 175.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тоталитаризм.doc

— 54.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Курс лекций по "Политологии"