Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 09:17, курс лекций
Работа содержит полный курс лекций по предмету "Политологии".
Проанализировав
фактическое положение
Основные способы формирования правительства
В современных государствах в зависимости от формы правления правительства формируются тремя основными способами, специфические черты которых определяются степенью участия парламентов в этом процессе.
Внепарламентский способ формирования правительства применяется в президентских республиках. Уполномочие на формировании правительство здесь имеет юридически своим источником не парламент, а избирательный корпус, так как правительство формируется президентом, избираемым посредством непарламентских выборов. Глава государства формирует правительство по своему усмотрению из известных деятелей своей партии (Бразилия, Египет, Колумбия, Мексика, и др.), хотя в некоторых таких республиках в формировании правительства участвует верхняя па-тата (в США согласие на назначение министров дает сенат; он не занимается вопросом партийной принадлежности назначаемых на должность министров, а проверяет лишь компетентность и моральный облик кандидатов). В единичных еще сохранившихся абсолютных монархиях, в том числе и прикрытых конституционно-парламентской оболочкой, глава государства назначает членов правительства обычно из своих ближайших родственников (Бахрейн, Катар, Кувейт, Саудовская Аравия и др.). Выбор министров свободен для главы государства и в дуалистических монархиях, хотя король иногда учитывает ситуацию в парламенте.
Частично парламентский способ формирования правительства применяется в полупрезидентских республиках. Партийный состав парламента учитывается при формировании правительства, поскольку для назначения премьер-министра обычно требуется согласие парламента (нижней палаты). В Украине и некоторых других постсоциалистических государствах установлен именно такой порядок. После выборов президента, даже если избрано то же лицо на второй срок, правительство формируется заново.
Парламентский способ формирования правительства применяется в парламентских монархиях и парламентских республиках. После каждых выборов (и при досрочном роспуске парламента) правительство формируется заново, даже если у власти и осталась та же партия, но выборы нового президента не влекут за собой создание нового правительства. При этом способе формирования правительство считается созданным, когда получает доверие парламента, но юридически оно создается следующим за этим указом (декретом и т. п.) главы государства. В данном случае глава государства (в Швеции, что редкость, — председатель парламента) сначала назначает кандидата в премьер-министры — лидера партии (блока партий), в отношении которого можно полагать, что созданное им однопартийное или коалиционное правительство получит в парламенте при голосовании утверждение — вотум доверия. Предварительно глава государства иногда встречается с представителями различных партий для выяснения их мнения. Назначенное в качестве кандидата на пост главы правительства лицо подбирает кандидатуры министров, представляет их вместе с программой деятельности парламенту и просит его о доверии. В некоторых странах (Португалия, Швеция) положительным считается такое голосование парламента, при котором против не проголосовало большинство (а не большинство "за"). В этом случае с учетом воздержавшихся правительство может быть утверждено меньшинством парламентариев. После этого глава государства издает соответствующий нормативный документ. В Болгарии и Германии парламентом утверждается только глава правительства, а министров назначает или смещает он сам.
В отдельных странах, особенно там, где в парламенте представлено много мелких партий (некоторые Скандинавские страны, государства Северной Европы), кандидат на пост премьер-министра, которому глава государства поручает формирование правительства, обычно называется форматором. Иногда сменяются несколько форматоров, прежде чем состав правительства представляется парламенту, который к тому же не всегда его утверждает.
При подборе министров в состав правительства соблюдаются определенные условия. Чаще всего они отражают обычаи и традиции страны. В Индии в состав правительства обязательно включаются представители крупнейших штатов (Уттар-Прадеш, Гуджарат и др.), в Кении — представители племен, насчитывающих не менее 3 % населения страны, в Канаде учитываются национальность и язык. Бывает, что условия для вхождения в состав правительства устанавливаются конституцией. В Бельгии согласно ст. 86-бис конституции в состав правительства должно быть включено равное количество министров, говорящих на французском и нидерландском языках; ст. 96 конституции Швейцарии устанавливает, что в состав правительства не может быть включено более одного министра от одного кантона.
Формы правительства
В парламентских государствах, где какая-либо партия имеет абсолютное большинство (50 % плюс один голос в однопалатном парламенте либо в его нижней палате), создается однопартийное правительство; Такая ситуация характерна для стран с двухпартийной системой (Великобритания, Австралия, Канада и др.) и с одной доминирующей партией (например, в Индии и Японии такая ситуация сохранялась довольно долго). В таких государствах лишь во время войны, чрезвычайных событий в однопартийное правительство включаются представители других партий ("частично разделенная ответственность").
В президентских республиках также создается однопартийное правительство. Глава государства назначает министров из своей партии и лишь иногда вводит в состав кабинета единичных представителей других партий или беспартийных специалистов. Представители других партий должны действовать в таких правительствах в соответствии с политикой президента. В полупрезидентских республиках состав правительства в определенной мере может быть связан с составом парламента (во Франции правительство по традиции должно получить вотум доверия). Во многих постсоциалистических полупрезидентских республиках та, но в действительности в какой-то мере учитывает. Во всяком случае он учитывает отношение парламента к кандидатуре премьер-министра, поскольку его назначение президентом должно получить предварительно согласие парламента (путем голосования). Хотя в постсоциалистической президентской республике в состав правительства могут входить представители разных партий (при их многочисленности и дробности обычно нет какой-либо ведущей), правительство часто рассматривается как беспартийное. Оно не должно проводить политику какой-то одной партии, тем более что общее руководство им осуществляет беспартийный или считающийся таковым президент.
Однопартийные правительства всегда создаются в странах социализма, где действует одна партия, но там, где имеются другие партии, их представители обычно включаются в состав совета министров, что не изменяет по существу его характера: министры-коммунисты всегда составляют в нем абсолютное большинство.
Если в парламентарной монархии или парламентарной республике в парламенте нет большинства от какой-либо партии, то на основе предварительного соглашения между лидерами нескольких партий формируется коалиционное правительство, поддерживаемое большинством парламентариев. Лидеры этих партий делят между собой президентские посты. Такое правительство часто оказывается непрочным из-за разногласий в коалиции. Например, в Германии вследствие особенностей ее партийной системы вопрос о характере коалиционного правительства иногда решает небольшая по численности свободная демократическая партия. Поскольку голоса между ведущими партиями — христианско-демократическим союзом и социал-демократической партией — распределяются на выборах приблизительно поровну и ни одна из них не получает абсолютного большинства мест в парламенте, то от свободной демократической партии зависит, кто будет формировать состав правительства, — это будет лидер той партии, к которой она примкнет, с которой вступит в коалицию.
В кризисные моменты, особенно в условиях войны, может быть образовано коалиционное правительство особого рода — правительство национального единства с широким представительством разных партий, принимающих на себя ответственность за руководство государством.
Если в правительстве есть одна - две крупные партии, не имеющие, однако, порознь большинства в парламенте, может быть создано правительство парламентского меньшинства. Одна из партий формирует правительство, а несколько (или одна-две) малочисленных партий, не входя по принципиальным соображениям или не будучи приглашенными в коалицию, обещают поддержать правительство голосованием при вотуме доверия и делают это.
Если в парламентской республике или парламентской монархии не удается сформировать правительство на коалиционной основе, создается служебное_(деловое, чиновничье) правительство из специалистов. Они могут быть беспартийными или принадлежать к партиям, но в их деятельности не должна учитываться партийная принадлежности. Такое правительство обычно носит временный характер и существует до новых выборов в парламент, когда можно будет сформировать правительство на партийной основе. Часто оно создается именно для того, чтобы в условиях правительственного кризиса и отставки правительства организовать такие выборы (Болгария, 1997 г.). Беспартийные правительства существуют также всегда в странах, где все политические партии запрещены или политическое развитие еще не привело к созданию партий.
В результате военных и революционных переворотов нередко создается временное правительство. Оно образуется внепарламентским путем и не на основе конституционных норм. Временное правительство по составу может быть партийным и беспартийным. Нередко оно не называется временным, но в действительности является таковым.
За свою деятельность
правительство несет
Наряду с политической ответственностью многие конституции предусматривают гражданскую ответственность правительства и отдельных министров за их служебную деятельность. Такая ответственность означает возмещение ущерба, который причинен гражданам и юридическим лицам в результате деятельности правительства. Наконец, существует и уголовная ответственность правительства и его членов за нарушение законов при исполнении служебных обязанностей. Во многих странах ее формы аналогичны ответственности президента (импичмент; суд, осуществляемый одной из палат парламента; особый суд, специально образуемый парламентом; процесс, проводимый в конституционном суде). Члены правительства в Италии и Японии подвергались уголовной ответственности за взяточничество и неуплату налогов.