Курс лекций по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 09:17, курс лекций

Описание работы

Работа содержит полный курс лекций по предмету "Политологии".

Файлы: 7 файлов

Власть.doc

— 110.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Государство.doc

— 1.02 Мб (Скачать файл)

мест, становится главой государства; - в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической; - законодательные акты принимаются парламентом и формально

подписываются монархом; - правительство, согласно конституции, несет ответственность не

перед монархом, а перед парламентом.

     Примером  такой монархии можно считать - Великобританию, Японию, Швецию, Бельгию, Данию и др.

     При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом.

Правительство в дуалистических монархиях формируется  независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент представляет буржуазию и другие слои населения. Монарх наделен исполнительной властью и лишь частично - законодательной. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии (1871 - 1918), а сейчас в Марокко, Кувейте, Иордании.

В некоторых  государствах монарх возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной. Такие монархи носят название теократические (Саудовская Аравия)

Такова краткая  характеристика основных разновидностей монархической формы государственного правления. Монархии сохранились в  тех странах, где процесс демократического развития протекал в эволюционной форме. Современные монархии (Англия, Испания, Швеция, Япония и т.д.) выполняют интегрирующую функцию в обществе, передают от поколения к поколению традиционные для данной страны ценности. И только на востоке, в странах Персидского залива монархии и в наши дни существуют в почти неизменном виде.

РЕСПУБЛИКА

     Республика (от лат. Respublika, где res - дело и publika - общественный) -это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Общими признаками республиканской формы правления являются: - существование единоличного и коллегиального главы государства; - выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти; - осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению народа; - юридическая ответственность главы государства, в случаях предусмотренных законом; - обязательность решений верховной государственной власти. Республиканская форма правления в окончательном виде сформировалась в Афинском государстве. По мере развития общественной жизни она видоизменялась, приобретала новые черты, все больше наполнялась демократическим содержанием.

Насчитывается несколько основных разновидностей республиканского правления. В свою очередь они делятся по форме государственного устройства на: - парламентарные;

- президентские;

полупрезидентские (смешанные);

- суперпрезидентские.

     Парламентская республика — разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.

     В такой республике правительство  формируется парламентским путем  из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом о своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинства членов парламента правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.

Правительство обладает исключительной властью и  правом ходатайства перед президентом о роспуске парламента. Функции президента в основном сводятся к представительским.

     Как правило, глава государства в  подобных республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в современных парламентарных республиках неодинакова.

     Наиболее  существенной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство  лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.

     Главной функцией парламента является законодательная  деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально -экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики. К парламентарным республикам можно отнести Италию (по конституции 1947 года), Австрию, Швейцарию, Исландию, Ирландию, Израиль и др.

     Президентская республика — одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.

Наиболее характерные  черты президентской республики:

- непарламентский метод избрания президента и формирования

правительства; - ответственность правительства перед президентом, а не перед

парламентом;

- более широкие, чем в парламентарной республике полномочия главы государства.

     Классической  президентской республикой являются США. В соответствии с конституцией США, в основе которой лежит принцип разделения властей, четко определено, что законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная - президенту, судебная -Верховному суду. Президент США избирается населением страны путем косвенного голосования (выборов) — через коллегию выборщиков. Количество выборщиков должно соответствовать числу представителей каждого штата в парламенте (конгрессе). Правительство формируется победившим на выборах президентом, из лиц принадлежащих к его партии.

     Президентская форма правления в различных  странах имеет свои особенности. Во Франции президент избирается всеобщим голосованием. Избранным считается кандидат, получивший абсолютное количество голосов.

В президентской  республике правительство отличается стабильностью. Парламент не может вынести правительству вотум недоверия, президент же не вправе распустить парламент. Лишь в случае серьезных антиконституционных действий со стороны президента ему может быть выражен импичмент - он досрочно отстраняется от власти.

     В цивилизованных странах президентскую  республику отличает сильная исполнительная власть, наравне с которой по принципу разделения властей нормально функционируют законодательная и судебная власти. Эффективно действующий механизм издержек и противовесов, существующих в современных президентских республиках, способствует возможности гармоничного функционирования властей, позволяет избежать произвола со стороны исполнительной власти. Парламент может ограничивать действия президента с помощью законов и через утверждение бюджета. Президент обычно обладает правом облагательного вето на решения парламента. Президентская республика преобладает в Латинской Америке (Аргентина, Бразилия).

     Полупрезидентская республика (смешанная). Глава государства (президент) лично предлагает состав правительства, который обязательно должен быть утвержден парламентом. Президент избирается на всенародных выборах. Исполнительную власть возглавляет премьер — министр. В Украине функционирует полупрезидентская форма государственного управления. Первым всенародно избранным Президентом был Л. Кравчук. Вторым Президентом был избран Л. Кучма (июнь 1994год), которого в октябре 1999 года переизбрали на второй срок.

     Смешанная республика существует сегодня в  Австрии, Финляндии, Болгарии, Польше и ряде других стран.

     В странах Латинской Америке, Азии, Африке, часто встречаются "суперпрезидентские республики". Эта форма правления - практически независимая, слабоконтролируемая законодательной и судебной властью исполнительная власть. Это особый конгломерат традиционной формы с полудиктаторским управлением, а кое-где президент даже объявляется пожизненным главой государства ( Заир, Малави и др.)

Форма государственного устройства

Форма государственного устройства - это национальное и  административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления власти.

     В отличии от форм правления организация  государства рассматривается с  точки зрения распределения государственной  власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделение между составными частями государства.

     По  форме государственного устройства все государства можно подразделить на четыре основные группы:

- унитарное (простое)

- федеративное

- конфедеративное сложное

- империя

Унитарное государство

Унитарное государство - это единое, цельное государственное образование, состоящее из административно — территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают.

     Унитарное государство характеризуется следующими признаками:

     - унитарное устройство предполагает единые, общие для все страны высшие исполнительные, представительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами;

     - на территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство;

     - составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают;

     - унитарное государство, на территории которого проживают не большие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономии; - все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене:

     - имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.

     Различия  в степени и формах контроля центральной  власти над местными органами управления позволяют говорить о централизованных (Великобритания, Швеция, Дания и др) и децентрализованных (Франция, Италия, Испания) унитарных государствах, но эти различия касаются относительно узкой сферы управления.

     К унитарным государствам относятся  такие государства как Франция, Турция, Япония, Финляндия, Украина, Англия, Китай. В ряде унитарных государств некоторые регионы пользуются административной автономией (Шотландия и Северная Ирландия в Великобритании, областная автономия в Италии, Крым в Украине).

Федерация

     Федерация - представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.

Федеративное  государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет  свои уникальные особенности, которые  определяются историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием быта и культуры народов, входящих в союзное государство.

     Вместе  с тем можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:

1.                                    Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантонов, земель, республик и т.д.

2.                                  В    союзном    государстве        верховная    исполнительная, законодательная  и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам.

3.                                   Субъекты  федерации  имеют   право  принятия  собственной  конституции,     имеют    свои     высшие     исполнительные, законодательные и  судебные органы.

4.                                  В большинстве федераций существует союзное гражданство и гражданство федеральных единиц.

5.                                  При федеральном государственном  устройстве в парламенте имеется  палата, представляющая интересы  членов федерации.

6.                                   Основную      общегосударственную      внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные федеральные органы.   Они   официально   представляют   федерацию   в межгосударственных  отношениях  (США,  Бразилия,  Индия, Канада, Мексика и др.).

Полит. партии и полит. сис-ы.Группы интересов.doc

— 122.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Полит. элита.doc

— 105.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Политология как наука.doc

— 80.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Становление и развитие политологии как науки.doc

— 175.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тоталитаризм.doc

— 54.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Курс лекций по "Политологии"