Курс лекций по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 09:17, курс лекций

Описание работы

Работа содержит полный курс лекций по предмету "Политологии".

Файлы: 7 файлов

Власть.doc

— 110.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Государство.doc

— 1.02 Мб (Скачать файл)

7.                                   Субъекты федерации не обладают  правом выхода из состава федерации.

     Федерации строятся по территориальному, национальному, и смешанному (Россия) признаку, который  в значительной мере определяет характер, содержание, структуру государственного устройства.

Территориальная федерация (США) характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации. Национальные федерации (Индия) характеризуются  более сложным государственным устройством. Основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований.

     В составе федерации может быть разное количество субъектов: в США - 50, в Канаде - 10, в Австрии - 9 и т.д.

Конфедерация

     Конфедерация  — это временный юридический  союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов.

     При конфедеративном устройстве государства - члены конфедерации -сохраняют  свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах.

     В отличии от федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами:

     - конфедерация   не   имеет   своих   общих   законодательных,

исполнительных  и судебных органов, в отличии  от федерации; - конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой

системы налогов, единого государственного бюджета; - сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во

временном союзе;

     - государства могут договориться о единой денежной системе, о единых таможенных правилах, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза.

     Как правило конфедеративные государства  не долговечны, либо они распадаются, либо превращаются в федерацию: Германский союз (1815-1867), Швейцарский союз (1815 - 1848) и США, когда в 1781 году была законодательно утверждена конфедерация, Германия (1815 - 1867). Современными примерами конфедерации являются Британское Содружество наций, Европейский Союз.

Империя

     Империя - это своеобразные государственные  образования, для которых характерны: обширная территория, многонациональный состав населения при обязательном наличии государствообразующей нации, сильная централизованная власть.

     В истории человечества известны Китайская, Монгольская, Римская, Византийская, Германская, Французская, Английская, Российская и др. империи. Большинство империй возникли за счет насильственного присоединения новых территорий к сильному национальному государству. Отношения в рамках империй строились по вертикали метрополия - колония, центр - провинция, центр - национальные республики. В разных формах империи, возникшие в рабовладельческом обществе, просуществовали до 2 половины 20века и были сметены в результате европейских социальных революций и национально — освободительного движения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Характерные черты республиканской формы государственного

     правления

Основные  критерии формы правления, порядок выборов президента Парламентская республика Президентская республика Смешанная республика
Порядок формирования правительства Правительство формируется на партийных заседаниях из числа представителей партий, которые имеют большинство в парламенте. Правительство формируется через назначение его членов президентом независимо от партийного состава парламента. Президент лично  предлагает состав правительства, который обязательно должен быть утвержден парламентом.
Объем полномочий президента Президент - глава  государства, но исполняет в основном представительские функции Президент одновременно глава государства и глава правительства. Он полностью наделен исполнительной властью Занимается вопросами обороны, национальной безопасности, назначает премьер -министра
Наличие должности премьер — министр Должность наличествует, при этом глава правительства часто выступает как первое руководящее лицо в государстве Как правило, эта  должность отсутствует Должность есть; премьер - министр возглавляет исполнительную власть.
Всенародное голосование Президент избирается парламентом или коллегиями, значительную часть которых составляют члены парламента и члены представительной власти областей, штатов, земель. Президент избирается на прямых и всеобщих выборах или определенной коллегией выборщиков, членов которой выбирает население. Президент избирается всеобщим голосованием.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Правовое  государство

     Владыки! Вам венец и трон Дает Закон - а  не природа; Стоите выше вы народа, Но вечный выше вас Закон, И горе, горе племенам, Где дремлет он неосторожно, Где иль народу, иль царям, Законом властвовать возможно

А.С. Пушкин

     Термин "правовое государство" (Rechfssaat) твердо установился в немецкой юридической литературе в первой половине 19 века (в работах К.Т. Вельхера, Р. фон Моля и др.), а в дальнейшем получил широкое распространение. Сторонником идеи правового государства был украинский ученый Б. А. Кистяковский. Идея правового государства зародилась в глубокой древности. Платон писал, что государство возможно лишь там, где господствуют законы, "где закон - царь над правителями, а они его рабы". На страже законов должно стоять правосудие. Платон заметил, что в государстве должны быть соответственно организованные суды. Хотя в понимании Платова судебная власть еще не самостоятельная ветвь власти.

     В 18-19 веках в Европе сформировалась целостная концепция правового  государства. Французские философы Ш. Монтескье (концепция разделения власти) и Ж-Ж. Руссо (идея народного суверенитета) считали, что в природе и обществе действуют естественные объективные законы. Законы в государстве регулируют отношения между людьми, народами и правителями. С помощью общественного договора люди делегируют государству часть своих прав и свобод, получая взамен твердые правовые гарантии от государства. Развивая идею об общественном договоре, немецкий философ И. Кант указывал, что в правовом государстве будет постоянно расширяться практическое применение принципов свободы и социальной справедливости. По мнению Канта, только соединенная воля всех лиц, образующих народ, может быть источником законов в правовом государстве. Обладая правом участия в общем решении, каждый в тоже время обязан неукоснительно ему подчиняться. Любой гражданин вправе признать над собой только такую власть, которая сама неукоснительно соблюдает те же законы, что и он. "Правовое государство" ЙКанта основывалось на принципе разделения власти на законодательную, исполнительную, судебную. Граждане могут делать все, что не запрещено законом, государство может делать только то, что разрешено законом, правосудие должно быть независимым и полагаться на презумпцию невиновности. Права человека должны иметь приоритет над правами любой общности (нации, класса), а права нации должны быть приоритетными над правами государства.

     Правовое  государство - это такое государство, где на практике обеспечена высшая власть закона, где власть основана на праве, им ограничивается и через него реализуется.

Основные  принципы правового государства

1.                                  Верховенство правового закона  во всех сферах общественной  жизни

2.                                 Гарантированная    защищенность    государством    свободы личности, ее прав и интересов.

3.                                   Взаимная ответственность и доверие государства к личности.

4.                                  Разделение властей на исполнительную, законодательную, судебную является необходимым условием существования правового государства. Принцип разделения власти должен иметь своим следствием не просто распределение функций между различными звеньями государственного аппарата, а создание относительно независимых сфер властвования с действующими в каждой из них особыми структурами. Этот принцип    демократичен:    он    предусматривает    такую организацию  государственной   власти,   которая   позволяет эффективно выявлять и отражать интересы как большинства, так и меньшинства населения, его различных групп -национальных, региональных, профессиональных

5.                                   Эффективные формы контроля и надзора за осуществлением закона.    Конкретное    осуществление    этого    принципа государством и обществом возлагается на органы суда, прокуратуры, арбитраж, налоговые службы.

Становление правового  государства - длительный исторический процесс, протекающий одновременно с формированием гражданского общества. Государство может стать правовым только при условии превращения подданного в гражданина, следующего требованиям закона не из-за страха быть наказанным за его нарушения, а из чувства ответственности, повинуясь внутреннему долгу, самодисциплине. Первоосновой правового государства является определенный уровень правовой культуры, которая зиждется на фундаменте элементарной порядочности, нравственности, чувстве долга.

     Создание  правового государства требует  целенаправленных усилий как от государства, так и от рядового гражданина.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ключевые  понятая ■ термины

Государство  Аппарат государства                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Государственная власть Формы государственного правления                                                                                                                                                                                                                                                           

Признаки государства  Формы государственного устройства                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Формы государства   Президент                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Абсолютная монархия   Унитарное государство                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Полит. партии и полит. сис-ы.Группы интересов.doc

— 122.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Полит. элита.doc

— 105.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Политология как наука.doc

— 80.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Становление и развитие политологии как науки.doc

— 175.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тоталитаризм.doc

— 54.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Курс лекций по "Политологии"