Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 09:17, курс лекций
Работа содержит полный курс лекций по предмету "Политологии".
Теории возникновения
государства Федерация
Конституционная
монархия Империя
Республика Дуалистическая
монархия
Президентская
республика Правовое государство
Парламентская
республика Смешанная республика
Тема 11 ПАРЛАМЕНТ
Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через свободно избранных представителей ("Всеобщая декларация прав человека"). Здесь, пожалуй, находится фокус парламентаризма, ориентированного на культуру диалога, поиск конструктивного компромисса.
Очевидно, при рассмотрении парламентаризма первостепенное значение имеет характеристика парламента и его конституционной базы. Немало конституций было принято парламентами либо с их непосредственным участием, и именно они создают политико-правовую основу для существования и функционирования всего государственного механизма. Таким образом, можно говорить о ведущей роли парламентов по отношению к другим элементам этого механизма, т. е. речь идет о верховенстве, привилегированном положении парламента, ответственности правительства перед ним.
Повышенный
интерес к парламентам
Такие идеи составили едва ли не главную суть политико-конституционной теории, которая возникла и преобладала в начальный период развития государственности. Со временем смысл и значение их несколько изменились, но они и сегодня являются политико-правовым постулатом, непреходящей социальной и духовной ценностью. Причем подразумевается демократически легитимированный народный представительный орган, действующий в системе разделения власти.
В соответствии с концепцией разделения властей, закрепленной в новой Конституции Украины, среди ветвей государственной власти первое место занимает власть представительная и законодательная. Исполнительная, судебная и контрольная ветви власти, хотя и имеют свои сферы деятельности, действуют для выполнения и от имени законов, принимаемых парламентом.
Парламент: сущность, классификация и основные полномочия
Парламент
является единственным законодательным
органом государства,
Парламент — собрание представителей народа (депутатов), которое обсуждает и коллегиально принимает решения, в первую очередь законы. В состав парламента наряду с депутатами могут входить их заместители, которые вправе выступать при обсуждениях и работать в комиссиях, но в голосовании участия не принимают.
Лицо, получившее депутатский мандат, приобретает депутатский иммунитет и индемнитет.
Депутатский иммунитет — это невозможность ареста и привлечения к судебной ответственности без санкции парламента.
Депутатский индемнитет означает, что:
• депутат получает особое вознаграждение за свою деятельность (заработную плату, некоторые дополнительные выплаты);
• депутат не несет ответственности за свои выступления в парламенте и за те меры парламента, которые он поддерживал своим голосованием.
Правовое положение депутатов определяется Конституцией, соответствующими законами, регламентами парламентов и обычаями.
Современная политико-правовая доктрина рассматривает депутата парламента как представителя всей нации, а не соответствующего избирательного округа. Раньше существовали два подхода к определению положения депутата в парламенте. Согласно первому депутат рассматривался как профессионал, согласно второму — как производственник, совмещающий депутатскую деятельность с работой в учреждении или на предприятии. Сейчас в большинстве парламентов мира (в частности, и в Украине) совместительство парламентской и непарламентской деятельности запрещено. Как правило, разрешается совмещать парламентскую деятельность только с преподавательской и научной.
Порядок формирования парламентов зависит от их структуры. Нижние палаты, как и однопалатный парламент, почти всегда формируются путем прямых выборов. Для верхних палат существует несколько вариантов формирования: прямые или непрямые выборы, назначения, наследования, смешанные пути. Структура парламента представлена палатами (для двухпалатных парламентов), комиссиями и комитетами, партийными фракциями, такими специфическими структурами, как советы старейшин, бюро, президиумы, правления парламента, секретариаты. Каждый орган парламента возглавляет председатель. Руководители палат называются спикерами. В некоторых парламентах есть квесторы, которые поддерживают порядок в зале, подсчитывают голоса.
В основе классификации современных парламентов лежат различные критерии.
По структуре различают парламенты однопалатные (Дания, Финляндия и др.) и двухпалатные (США, Великобритания, Россия и др.)- Историческое объяснение второй, или высшей, палаты связывается с желанием аристократии быть представленной в парламенте независимо от воли избирателей. Некоторые современные ученые считают, что вторая палата в унитарных государствах не имеет разумного, обоснования. Она нужна только в федеративном государстве, где представляет интересы субъектов федерации.
Наряду с этим есть мнение, что существование второй V (высшей) палаты парламентов способствует стабильности и непрерывности^ политической власти, поскольку не имеет установленного срока полномочий и обновляется по частям.
С точки зрения законодательных полномочий различают парламенты с неограниченными и ограниченными полномочиями, а также консультативные.
Парламенты с неограниченными полномочиями могут существовать при различных формах правления (за исключением абсолютных монархий). Они принимают законы по всем основным вопросам общественной жизни.
Парламенты с ограниченными полномочиями правомочны принимать законы лишь по определенным вопросам, установленным конституцией. По некоторым вопросам парламент может принимать законы, которые содержат только принципы регулирования, а детальные нормативные акты издают исполнительные органы.
Консультативные парламенты существуют, как правило, в абсолютных монархиях, где парламент предназначен только для того, чтобы монарх, выслушав мнение депутатов, принял окончательное решение. Некоторые специалисты полагают, что такого типа парламенты существуют в современных мусульманских монархиях.
Основные полномочия парламентов:
1. Принятие законов (законодательные полномочия).
2. Принятие бюджета.
3. Определение или участие в определении основных направлений внутренней и внешней политики государства.
4.
Выборы, назначение и образование высших
органов государства (президент, правительство,
премьер-министр, верховный суд, генеральный
прокурор и др.).
Тема 12 ПРАВИТЕЛЬСТВО
Правительство
в политических системах представляет
собой коллегиальный
Место правительства
Отношения правительства с парламентом зависят от формы правления. В президентских республиках правительство, возглавляемое президентом, формируется внепарламентским путем и не несет за свою деятельность ответственности перед парламентом. Юридически в этих странах правительство должно только исполнять законы, принимаемые парламентом. Поэтому само правительство, согласно применяющемуся в президентских республиках принципу разделения властей рассматривается как исполнительный орган, лишенный каких-либо средств воздействия на законодательное учреждение, кроме права отлагательного вето.
В
парламентских странах
Отношения правительства с главой государства могут быть рассмотрены только применительно к парламентским странам. В президентских республиках президент лично возглавляет правительство. В парламентских странах глава государства может осуществить свою конституционную компетенцию только через правительство или с его санкции. Любые акции главы государства есть не что иное, как правительственная деятельность. Такие важнейшие полномочия главы государства, как право роспуска парламента, досрочного перерыва сессии, издание указов, право вето и другие, осуществляются только по прямому указанию правительства.
Отношения правительства с высшим органом конституцион-ного надзора в опредёлённой степени зависят от способа формирования последнего и объема его полномочий. Известную роль играет также его партийный состав. Да и компетенция органа конституционного надзора, степень обязательной силы его решений определенным образом влияют на его отношения с правительством.
Отношения правительства с политическими партиями зависят прежде всего от формы правления. В парламентских странах правительство тесно связано с политическими партиями, ибо опирается на партийное большинство в парламенте, являющееся конституционной основой его существования. Правительство этих стран осуществляет жесткий контроль над депутатами правящей партии, всеми доступными способами поддерживая партийную дисциплину. В президентских же республиках взаимоотношения правительства с партиями носят иной характер, поскольку исполнительный орган власти не зависит от парламентского большинства. В свою очередь, парламент здесь не подвержен угрозе роспуска, что укрепляет его позиции по отношению к правительству, а последнее в меньшей степени заинтересовано в контроле над парламентскими фракциями. Но это не означает, что такой контроль отсутствует. Правительство осуществляет контроль над парламентом не через партийные фракции, а непосредственно, причем этот контроль сохраняется и тогда, когда правительство и парламентское большинство принадлежат к различным партиям.