Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:40, отчет по практике
Курукина Полина Алексеевна с 17.12.2012 по 08.02.2013 года проходила преддипломную практику в Институте социально-экономических и гуманитарных исследований Южного научного центра Российской академии наук.
В период прохождения преддипломной практики Курукина Полина Алексеевна показала себя ответственной студенткой, к заданиям относилась добросовестно, все поручения выполняла качественно в четко установленные сроки.
— Интернет — феномен,
который требует особого
Любой шаг в регулировании Интернета нужно делать с максимально широким обсуждением, чтобы избежать опасений в ограничении свободы слова и обвинений в кулуарности и предвзятости. Необходимо привлекать самых разных экспертов для работы над формулировками, благо сам Интернет дает уникальные возможности обратной связи, которые раньше были невозможны.
— Скоро федеральные выборы, и Центризбирком уже озабочен тем, как отслеживать агитацию в пользу или против тех или иных партий и кандидатов в блогах. Должна ли, на ваш взгляд, подпадать такая агитация под ограничения избирательного законодательства?
— Думаю, нужно двигаться постепенно. Сначала принять закон о добровольной регистрации электронных СМИ, и сформировать для этого сектора Интернета цивилизованную правовую среду, а потом идти дальше. Очевидно также, что Интернет как средство общения нужно всячески поддерживать и развивать, тем более что в условиях огромной территории нашей страны это, по сути, один из самых эффективных способов информационного и коммуникационного единства страны.
— Из ваших слов следует, что ни новой редакции закона о СМИ, ни закона об Интернете в ближайшее время не появится.
— Ближайшее время — понятие относительное. Моя задача как председателя комитета — сделать максимум для того, чтобы как можно быстрее прийти к согласованной редакции и по одному, и по другому вопросу. Но согласование требует большого внимания к деталям и эффективного взаимодействия со всеми заинтересованными сторонами. Без всесторонней проработки социально значимые законы принимать нельзя.
— Свобода слова — больная тема. Многие депутаты считают, что в этой части действующее законодательство недостаточно четко прописывает ответственность журналистов и СМИ вообще. А вы?
— Здесь, по моему мнению, должно действовать правило: «все, что не запрещено законом, разрешено». Обоснованные ограничения и даже запреты в случае пропаганды расизма, педофилии и других подобных мерзостей должны быть жестко прописаны, причем в формулировках, не допускающих двойного толкования. А со всем остальным, включая обиды, которые могут возникать у того или иного персонажа публикаций и репортажей, — пожалуйте в суд, который разберется, было или не было нанесено оскорбление, достоверна или нет информация, и виновного накажет.
Вообще я бы хотел, чтобы большинство новаций в вопросах, касающихся стандартов поведения, формы предоставления информации, общения друг с другом и аудиторией, принимались бы на уровне саморегулирования самого медиасообщества. Оно гораздо лучше представляет себе все вызовы современного общества — законодательство никогда не будет быстрее жизни. Но дело в том, что и саморегулирование у нас находится в стадии самоосознания и формирования… Я очень рассчитываю в этой работе на лидеров нашего медиасообщества, которые своим авторитетом и опытом смогут мотивировать коллег на следование принципам добросовестной практики.
— Сергей Владимирович, вам не кажется странным, что в здании Госдумы, где многие депутаты — да и вы сами — не расстаются с компьютерными новинками, до сих пор нет Wi-Fi? Аппарат ссылается на проблемы безопасности…
— Сейчас почти каждый сотовый телефон является точкой беспроводного доступа в Интернет, поэтому персональных Wi-Fi-сеток в Думе несколько сотен. Что же касается создания беспроводной сети в зале пленарных заседаний, мы по поручению председателя Госдумы совместно с Комитетом по регламенту, аппаратом Думы и службами, отвечающими за безопасность, сейчас работаем над решением этого вопроса. Надеюсь, общими усилиями вскоре оно появится. Одновременно — в рамках проекта по развитию электронного парламентаризма — мы работаем над созданием версии думского сайта с доступом ко всем законопроектам, проходящим через Госдуму, для работы на мобильных телефонах и планшетных компьютерах и надеемся запустить ее в текущем году.
— Вы читаете газеты?
— Каждое утро обязательно просматриваю основные информационные ленты и издания. Мне, конечно, удобнее смотреть электронные версии, тем более что практически у всех газет они сейчас есть. К моменту прибытия на работу уже понимаю, что в стране и мире обсуждается, в течение дня отслеживаю основные темы. Через Интернет путем тематического поиска получаю недостающую информацию… Радио не всегда удается слушать, очень много приходится общаться в пути по телефону, благо изобрели гарнитуры, но некоторые радиодискуссии очень интересны.
— А телевизор смотрите?
— Пытаюсь смотреть новостные программы, когда получается. Если ток-шоу по теме, которая мне интересна, — прошу записать и потом смотрю. Опять-таки любую вышедшую программу, как правило, можно найти на сайте канала.
материал: Марина Озерова
осковский Комсомолец № 25282 от 18 февраля 2010 г., просмотров: 1753
В состоянии российской свободы слова виноваты и власть, и журналисты
Вверху: рисунок Алексея Меринова, внизу: Михаил Федотов. |
||
фото: Михаил Ковалев |
В Москве завершился
национальный медиафорум, организованный
Союзом журналистов России. Ведущие отечественные
и зарубежные деятели медиасообщества
в течение месяца ежедневно встречались
в Домжуре, чтобы поделиться видением
происходящего с нашей прессой. Специально
для “МК” диагноз отечественным СМИ поставил
экс-министр печати, секретарь Союза журналистов
и кандидат на пост представителя ОБСЕ
по свободе прессы Михаил ФЕДОТОВ.
— Как вы оцениваете сегодняшнее
состояние периодики и свободы слова в
стране?
— Как кисло-горькое. В отличие
от кисло-сладкого, этого есть не хочется —
хочется выплюнуть. Горечь придает отношение
государства к свободе печати, а кислоту
— пассивная позиция самих журналистов.
У государства до сих пор нет понимания,
что СМИ смогут выполнять свою социальную
функцию только тогда, когда они будут
независимыми, свободными. Я не знаю, что
делать с нашей властью. Рекомендовать
ей поступить на журфак, чтобы Засурский
(почетный президент факультета журналистики
МГУ. — “МК”) растолковал ей,
что без свободной прессы не может быть
в современном обществе ни демократии,
ни процветания?..
Но и наши журналисты никак не
могут определиться со своей ролью,
подобрать костюм по росту. Или они
говорят: “Мы — четвертая власть”
— и ведут себя как худшие представители
любой другой власти, или, наоборот, стараются стать подручными у
чиновников. И то и другое — безобразно.
Конечно, мы не на это рассчитывали,
когда в конце 80-х годов создавали
сначала Закон СССР о печати, потом
российский — о СМИ. Эти законы
стали результатом и
Президент Медведев в этом отношении
уповает на Интернет, но им у нас
пользуется от силы треть населения.
Кроме того, и в Сети появилось
слишком много ограничений. К
примеру, из-за некорректного комментария от
читателя на форуме могут закрыть все
интернет-издание. Понятно, что когда мы
писали Закон о СМИ, никакого Интернета
еще у нас не было. Но очевидно, что на форуме
должна действовать такая же модель правового
реагирования, как и в отношении прямого
эфира на ТВ и радио. Не может журналист,
редактор отвечать за то, что человек говорит
ему в прямом эфире. Но наши суды делают
вид, что они не понимают сути онлайн-общения.
А не понимают они потому, что разбирают
дела, за которыми стоят политические
фигуры или так называемые компетентные
органы. Я ни разу не видел, чтобы газету
закрыли или блоггера осудили за разжигание
ненависти к библиотекарям или пенсионерам.
Только к чиновникам — с погонами и без...
Проблема независимых СМИ идет параллельно с проблемой независимого
суда. Пока нет независимого суда — не
будет свободных СМИ, потому что им просто
негде защищать свои права. И судье, желающему
отстоять свою самостоятельность, без
свободных СМИ никак не достучаться до
общества. Ситуация усугубляется тем,
что наши власти предпочитают реагировать
на острые выступления прессы или молчанием,
или обращениями в суд с обвинениями в
диффамации, а то и в клевете, оскорблении,
экстремизме. В 1996 году первый Президент
России своим указом обязал чиновников
в двухнедельный срок отвечать на критику
в прессе. Увы, второй президент отправил
этот указ в корзину.
— Наше нынешнее законодательство
о СМИ неудачно по сути или оно
неправильно применяется?
— Путин считает, что наш Закон
“О СМИ” — один из самых либеральных в мире. Некоторые
называют его одним из лучших в мире. Я,
хоть и один из авторов этого закона, не
стал бы высказываться столь категорично,
потому что вижу в нем серьезные недостатки.
Но главная беда не в законе, а в практике
его применения. Например, в законе прописан
простой и демократичный механизм регистрации
новых СМИ. Отказать практически невозможно.
В законе написано, что предъявление каких-то
дополнительных требований недопустимо.
Но наши чиновники дополнили эти простые
правила целым административным регламентом,
и получилось: если хочешь открыть газету
— нужно принести целый ворох документов.
А закрыть СМИ, наоборот, проще простого.
В 2002 году приняли “замечательный” закон
о противодействии экстремизму. Он позволяет
закрыть любое СМИ, что называется, по
подозрению. Там так и написано, что основанием
является не только нанесение публикацией
реального ущерба кому-то, но и угроза
нанесения такого ущерба кому-то. То есть
если прокурор полагает, что ваша публикация
может повредить чьим-то интересам, —
газету можно закрывать. Хорошо еще, что
только через суд. Но ведь надо еще найти
независимого судью. И не в Страсбурге,
а здесь, в России. Абсурд!
* * *
— Союз журналистов справляется
с ролью защитника свободы
слова?
— Конечно, не справляется. Потому что
эта роль по плечу только всему обществу.
Но для этого общество должно захотеть
знать правду, иметь механизмы контроля
за властью. А журналисты для этого должны
завоевать доверие общества. И требовать
от него защиты. И здесь мы снова видим
“кислую” сторону проблемы. У нас в цеху
развелось очень много людей, которые
являются журналистами только по названию
должности. А сути своей профессии не понимают.
В Законе “О СМИ” написано, что государство
гарантирует журналисту защиту его чести,
жизни, имущества и т.д. — как лицу, выполняющему
общественный долг. Журналист служит обществу!
Он — тот самый сторожевой пес демократии,
о котором все время говорят на Западе.
Но как мало у нас таких журналистов! И
как много тех, кто согласен на роль диванной
болонки. Или, наоборот, хозяйского скалозуба,
готового лаять на всякого, кто не нравится
хозяину: “Не трогайте моего мэра, моего
президента, моего олигарха или микроолигарха”...
У настоящего журналиста только один хозяин
— это его читатель, зритель, общество
в целом.
— В развитых демократиях
существуют аналоги нашего Союза
журналистов? И насколько они
эффективны?
— Они есть во всем мире и объединены
в Международную федерацию. В
Германии, например, существуют Союз германских
журналистов и Союз берлинских журналистов.
Они конкурируют между собой, чтобы привлечь
в свои ряды больше акул пера. А привлечь
есть чем. Скажем, если берлинский журналист
покупает новую машину немецкого производства
— он получает скидку. Об этом договорились
союз и крупнейшие автопроизводители.
Но там совсем не такие членские
взносы, как у нас. В России они
носят символический характер, потому
что большинство журналистов, особенно
в провинции, зарабатывают очень
мало. А на маленькие взносы и
сделать можно немного.
С защитой прав журналистов в некоторых
странах справляются лучше, чем у нас.
Но у них там и задачи проще. Медийных скандалов,
подобных тем, что были у нас в “нулевые”
годы (например, вокруг НТВ), в той же Германии
не было уже очень давно. Там власть не
атакует независимые СМИ, а прислушивается
к ним. И защита сводится в первую очередь
к проведению переговоров с другими участниками
медийного рынка. Например, с ассоциацией
редакторов (там журналисты и редакторы
сидят по разные стороны стола и входят
в разные союзы) и, самое главное, с издателями.
Они собираются и обсуждают вопросы условий
и оплаты труда, авторских прав, обязательно
— условия отдыха журналистов.
— А почему наши союзы
этим не занимаются?
— Мы хотели бы этим заниматься, и мы
к этому готовы. Но не готовы другие.
Где у нас ассоциация редакторов, которая
имела бы право выступать от имени всех
редакторов российских СМИ? Ее нет как
факта. Есть клуб главных редакторов и
другие неформальные организации, которые
не могут стать действующими лицами на
медийном рынке. То же касается издателей.
Да, у нас есть Гильдия издателей периодической
печати, есть Национальная ассоциация
издателей. Но они не имеют права заключать
договоры от имени своих членов. А в идеале
должна быть единая гильдия издателей,
которая от имени своих членов могла бы
сесть за стол переговоров с Союзом журналистов
и договориться: зарплата журналиста должна
быть не ниже такой-то, отпуск — не короче...
И так далее. Мы к этому придем, тем более
что на некоторых других отраслевых рынках
такие соглашения уже подписываются и
выполняются.
— Какими, на ваш взгляд,
должны быть “правильные” взаимоотношения
прессы и государства?
— Еще в 2002 году министр печати
Михаил Лесин заявил, что государство
должно постепенно уходить из сферы
СМИ, а оставить себе одну газету, одну
радиостанцию, один телеканал и одно информационное
агентство. Все аплодировали. Произошло
все наоборот. Мы можем по пальцам пересчитать
независимые от государства СМИ. Все остальные
зависят: либо через акционерный капитал,
часть которого находится в руках государства,
либо — через политические связи между
владельцем издания и властями. Мы ведь
родили уникальную форму монополизации,
которой нет больше нигде, — политическую.
Возьмем практически любой регион и увидим,
что там есть несколько медиахолдингов,
которые экономически между собой конкурируют.
Монополии вроде бы нет. Есть конкурентная
среда. Казалось бы — ура! Но при более
внимательном изучении содержания местных
СМИ оказывается, что все эти холдинги
находятся под контролем губернатора.
Да, они будут конкурировать по рекламе,
по развлекательным сюжетам, но они не
могут конкурировать в политике, в обсуждении
социальных проблем, в новостях, потому
что здесь — монополия местного царька.
На федеральном уровне все немногим лучше.
Существует некоторое количество самостоятельных
газет и свободно мыслящих журналистов.
Но разве их много?
Информация о работе Отчет оп практике направления подготовки «Конфликтология» (ОДО)