Отчет оп практике направления подготовки «Конфликтология» (ОДО)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:40, отчет по практике

Описание работы

Курукина Полина Алексеевна с 17.12.2012 по 08.02.2013 года проходила преддипломную практику в Институте социально-экономических и гуманитарных исследований Южного научного центра Российской академии наук.
В период прохождения преддипломной практики Курукина Полина Алексеевна показала себя ответственной студенткой, к заданиям относилась добросовестно, все поручения выполняла качественно в четко установленные сроки.

Файлы: 1 файл

мой отчет.doc

— 669.50 Кб (Скачать файл)

Современное общество — это  сетевое общество. Информация по своей сущности обладает способностью к проницаемости

границ, проникновению через  преграды и барьеры. Развитие информационных технологий приводит к распространению  сетевого принципа организации различных  структур общества. Возрастающая роль интернет-коммуникации во всех областях жизни современного человека и особенно стремительная динамика удельного веса этого вида информационного взаимодействия в образовательных взаимодействиях приводит к увеличению удельного веса новых форм обучения на базе ИКТ. Виртуальное общение является благоприятной средой для расширения контактов, приобретения информации, проявления определенных свойств и потенциалов личности в свободной и анонимной форме и компенсации тех барьеров в общении и самореализации, которые возникают в реальной жизнедеятельности пользователей.

Сетевые взаимодействия следует  рассматривать как современные  способы информационного поведения  субъектов. Для них характерен ряд  принципов: интеграция (интеграция ресурсов, человеческих, материальных, интеграция структур и т. п.), открытость (возможность присоединения, включения, наблюдения за действиями других), распределенность (в пространстве и во времени) действий, субъектов, ресурсов и пр., объединение (усилий, ресурсов, средств и пр.), совместная деятельность для достижения принятой цели. Таким образом, тенденцией развития сетевых технологий является предоставление пользователю разнообразных и доступных возможностей для распределенного сотрудничества и взаимодействия. С этим связано и неизбежное изменение традиционных ролей, появление новых позиций в схемах взаимодействия.

Какие выгоды (в самом общем  виде) может предоставить всем участникам функционирование сетевого университета? Здесь можно провести аналогии с  виртуализацией образовательной среды. Так, по мнению В. В. Рубцова, виртуально-образовательная среда предоставит новые возможности, в

числе которых: международная  валидация образования и адаптация  его к различным государственным  и общественным системам и на этой основе присоединение к образовательным структурам мирового значения; обеспечение интероперабельности, эффективности, стабильности и других свойств открыто взаимодействующих систем; виртуализация формата «профессионального сообщества»; укрупнение образовательных программ на основе их интеграции, введение широкоформатных межпрофессиональ-ных образовательных потоков и на этой базе разработка системы компактных специализаций; универсализация системы сетевых испытаний и многое другое...

Нам представляется необходимым  отметить тот факт, что в сетевой среде изменяется деятельность человека: изменяются запросы, мотивации, изменяется операционная сторона деятельности, а следовательно, и достигаемые результаты. Существенно должна измениться и система управления процессами. Особенностью развития сетевых социальных процессов является то, что в них, во-первых усиливаются горизонтальные связи в противовес вертикальным. Во-вторых, для нас важно, что в них проявляются интенции, запросы современной молодежной аудитории. Они активно включаются, эффективно действуют в сетевой среде, откликаются на инициативы.

Надо четко осознавать, что в таких «горизонтальных» взаимодействиях, в такой сетевой  среде меняются цели и ценности, поведение субъектов. Несколько  иные подходы следует использовать в оценке достигаемых результатов. Не стоит вводить шкалы «лучше—хуже», это иные ценности, авторитеты, позиции, установки. Надо научиться их понимать, учитывать, использовать в своей профессиональной деятельности. Это новое профессиональное поле, на котором предстоит играть по другим правилам. Авторитарный подход и традиционное управленческие решения в нем малоэффективны. Поэтому освоение

новых ценностей и правил — это профессиональное развитие любого специалиста, связанного с социальной, информационной деятельностью.

Созданы ли у нас предпосылки, которые позволяют предположить, что это направление деятельности может успешно развиваться в нашем университете? Несомненно, созданы. Во-первых, это динамичное развитие информационной инфраструктуры университета, которое происходит последние годы, что создает материальную основу для сетевых взаимодействий. Во-вторых, это накопленный за время осуществления инновационной образовательной программы опыт взаимодействия разных структурных подразделений университета. В-третьих, понимание руководством вуза значимости этой проблемы, о чем свидетельствует проведенное совещание УМО, подписание протокола о намерениях с 35 педагогическими вузами. И, наконец, традиционные прочные связи, которые давно налажены и успешно функционируют во взаимодействиях как с отечественными вузами, так и с зарубежными партнерами.

Какие проблемы в первую очередь  следует решать, чтобы «запустить»  инновационное развитие университета в обсуждаемом направлении? Необходимо развивать сетевые процессы взаимодействия между факультетами, структурными подразделениями внутри университета. Это может стать своеобразной лабораторией для отработки эффективных условий сетевых взаимодействий, приобретения опыта управления этими сложными и нелинейными процессами, создания для их эффективного протекания нужных условий внутри вуза, факультета, кафедры. Нам представляется, что это направление есть важный аспект стратегического развития университета. На этом пути предстоит решить проблемы управленческие, технико-инфраструктурные, кадровые, ресурсные. Как организовать и запускать совместную деятельность? Как оценить возможные риски и приобрете-

ния? Как и в чем будут  проявляться новые эффекты взаимодействий — для студентов, для преподавателей, для кафедры, факультета, вуза в целом?

Всё вышеизложенное, как нам представляется, есть одна из важных стратегических линий развития нашего университета по внедрению новых технологий сетевой

деятельности, изменению  педагогического, профессионального  мышления, принятию новых целей и  ценностей развития образовательной среды и пр. Это выход на мировые тенденции развития университетов, повышение конкурентоспособности вуза, развитие академической мобильности студентов, мобильности сотрудников вуза и пр.

 
 
Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/vyzovy-setevogo-soobschestva#ixzz2Imc965UO

 

 

Текст научной работына тему "КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ СМИ И ИЗМЕНЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ". Научная статья по специальности "Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации"

МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ

О.В. КРАСНОЯРОВА

кандидат искусствоведения, доцент

КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ СМИ  И ИЗМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ

Широко распространено мнение обывателя о том, что в некоторой потере современным обществом нравственных ориентиров виноваты СМИ и журналисты. Главной причиной этого называется коммерциализация СМИ. Естественно, такая точка зрения невозможна в научных исследованиях, поскольку ученые рассматривают явления во взаимосвязи с другими и как часть той или иной системы (а СМИ являются частью общей социальной системы).

Коммерциализация СМИ  — следствие изменений, произошедших в социально-экономической системе  российского общества. Государство  экономически больше их не содержит, за исключением тех, которые ему принадлежат. Экономическое выживание общественных или коммерческих изданий, телеканалов, радиостанций зависит от того, насколько они адекватно отвечают интересам рынка и его потребителя (покупателя печатных изданий, потребителя теле-, радио-, интернет-продукции, в том числе и обывателя, сетующего на падение нравов в журналистике)1. Но государство с помощью законодательной базы и административных рычагов может регулировать деятельность журналистов, привлекая их к ответственности за нарушения и злоупотребления или поощряя их социальные заслуги. Это называется государственной политикой в сфере массовых коммуникаций. В свою очередь, общество, все его граждане в рыночных условиях могут своим выбором влиять (и влияют) на информационные потоки, определяя в них те или иные приоритеты.

Сетования на журналистов  как на виновников нравственного  нездоровья общества (из-за того что  по телевидению идут вульгарные шоу  и показывается насилие, а в скандальных  газетах полощется грязное белье) по меньшей мере несостоятельны. Однако такая позиция позволяет обвинителю снять с себя ответственность за происходящее и перенести ее на некоего врага (известный и хорошо изученный

социальной психологией  механизм). Информационные процессы в обществе формируются не стихийно, спонтанно, а всегда обусловлены системой существующих отношений и ценностей. И подобно тому как искусство является формой духовного, культурного самосознания общества, журналистика является формой его социального самосознания. И это одна из причин, по которой она является социальным институтом общества. Журналистика предельно обнажает все общественные язвы, проблемы и по большому счету способствует развитию, эволюции общества. Обыватель же, гневаясь на журналистику, по сути, гневается на себя и свои проблемы.

Впрочем, не будем упускать из виду то, что СМИ должны рассматриваться  с двух сторон: как испытывающие на себе и также отражающие общие  социальные изменения в обществе (как раз об этом мы говорили выше); как, в свою очередь, влияющие на общество и вызывающие в нем те или иные изменения (ведь материальная и духовная культура общества во многом зависит от состояния, уровня информационных технологий). Во втором случае можно говорить о конкретной взаимосвязи качественного уровня СМИ с уровнем культуры в том или ином обществе. Недаром журналистика всегда была не только информационным институтом, но и социально-духовным, служащим просвещению общества. И если СМИ потакают низменным нравам публики, то служат не просвещению, а падению нравов. Однако мы опять же не можем категорически обвинять в этом СМИ как таковые, потому что решающим здесь будет вопрос о широте и многообразии СМИ, а точнее, информационного пространства и информационной среды (а они зависят от уровня социума!).

Если такого многообразия и широты недостаточно, чтобы перевесить позитивом негативное воздействие  от тех СМИ, что действительно  девальвируют ценности (унижают

человеческое достоинство  показом насилия, распространением расовой, религиозной нетерпимости и пр.), а государство и общество не предпринимают шагов по оздоровлению своего информационного пространства, то ситуация и в самом деле складывается опасная, а СМИ становятся как бы детонатором. Но во-первых, разрушается, деформируется то, что может разрушиться, а что не может — не разрушается, а во-вторых, та или иная деформация, разрушение чего-либо — определенная стадия жизни социума, обусловленная объективными социальными причинами. То есть мы вновь подошли к точке зрения, согласно которой СМИ рассматриваются в общей системе, а не как самостоятельная доминирующая структура.

Современная коммерциализация СМИ — объективный фактор нашей  реальности, который чаще всего оценивают  с позиции или «плохо», или  «хорошо». Но подобная абсолютизация  оценок уничтожает многогранность, многозначность оцениваемого явления, в котором, действительно, есть как позитивное (рынок дает возможность выбора), так и негативное (давление коммерческих интересов на формирование информационной политики, приводящее в том числе и к негативным изменениям в информационной среде). Первое реализуется наиболее эффективно при условии развития гражданского самосознания и прав личности в обществе. Второе становится опасным в условиях сильного крена в сторону прежде всего потребительских потребностей, а не гражданских интересов, именно тогда и проявляются те последствия коммерциализации СМИ, которые заставляют беспокоиться любого неравнодушного культурного человека о нравственном здоровье общества.

Коммерциализация означает все большую привязку СМИ к потребностям рынка. О степени коммерциализации сегодня говорит то, что в конце XX в. 80% доходов мировых СМИ поступали от рекламы и лишь 20% от распространения тиража по подписке или продажи в розницу. Иными словами, мы можем оказаться в таком положении, когда что-либо продающая реклама или какая-либо коммерческая тема станут для СМИ намного важнее, нежели актуальные информационные потребности аудитории. Коммерческий интерес в такой ситуации неизбежно вступает в конфликт с информационными функциями СМИ. Сегодня это общемировая тенденция,

правда, она еще не достигла угрожающей стадии. Показательна в  этом отношении история, случившаяся  летом 1994 г. на газетном рынке США.

Тогда, по утверждениям специалистов, американские качественные ежедневные газеты впервые вторглись на поле таблоидной (желтой, скандальной) прессы, осветив в национальных масштабах скандал вокруг дела бывшего футбольного игрока О. Джея Симп-сона, обвиненного в убийстве жены. Члены и подписчики Ассошиэйтед Пресс признали дело Симпсона темой года, поставив его выше выборов в конгресс, хотя, по опросам авторитетной социологической службы «Таймс мир-рор», в том году читателей в США больше интересовало землетрясение в Южной Калифорнии и холод на Северо-Востоке, а отнюдь не дело Симпсона2. Таким образом, очевидно, что информационные предпочтения аудитории разошлись с оценками производителей информационного продукта — редакторов, издателей. Этот факт историки журналистики рассматривают как опасный и характерный прецедент. Он вызвал множество опасений и в обществе, которые затем, в 1998 г., после «расследований» прессой отношений президента Клинтона и Моники Левински переросли в открытое недовольство. По признанию специалистов, этот конфликт интересов — самое опасное в развитии коммерциализации СМИ.

Несомненно, коммерциализация ярко обнаруживает двойственность современной  журналистики. С одной стороны, СМИ  ориентированы на коммерческий успех, обращены к потребителю информации, участнику рыночных отношений, с  другой стороны, в силу своих социальных функций журналистика должна обращаться (и обращается) к общественному мнению, к гражданину, к личности читателя. Это столкновение заставляет нас изучать социальные механизмы информационного пространства, в котором происходит взаимное влияние информационной среды и определенных слоев общества, а также исследовать роль общества в процессе формирования информационной политики дня.

Прежде чем  рассматривать негативные изменения  в информационной среде, к которым  приводит коммерциализация СМИ, определимся  с понятиями «информационное пространство», «информационная среда», трактуемыми широко и многообразно в самых разных сферах — от экономики до философии.

Информация о работе Отчет оп практике направления подготовки «Конфликтология» (ОДО)