Политология. Общий курс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 21:32, курс лекций

Описание работы

История политической мысли насчитывает более двух с половиной тысячелетий. Зародившись в Древней Греции ,где развитие античной демократии дало импульс философскому осмыслению политики , политическая мысль затем пережила застой. Активизация общественной мысли в Европе и Северной Америке в ХУII-ХУIII в.в, становление демократических институтов , зарождение политических партий и движений создали потребность в развитии политической теории . К концу ХIХ в. оформились различные ее школы и направления исследования . В 1880 г. в США начинает издаваться первый политологический журнал , а в 1903 г. организуется национальная политологическая ассоциация .

Файлы: 1 файл

Курс лекций по политологии.doc

— 413.00 Кб (Скачать файл)

ПОЛИТОЛОГИЯ

Общий  курс

 

Ра з д  е л  1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ НАУКИ  О ПОЛИТИКЕ

 

  1 .ПРЕДМЕТ    И ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ПОЛИТОЛОГИИ

 

История политической мысли  насчитывает более двух с половиной  тысячелетий. Зародившись в  Древней  Греции ,где развитие античной демократии дало  импульс философскому осмыслению политики , политическая мысль затем пережила застой. Активизация  общественной мысли в Европе и  Северной Америке в  ХУII-ХУIII в.в, становление демократических институтов , зарождение политических партий и движений создали потребность в развитии политической теории .  К  концу  ХIХ  в. оформились различные ее школы и направления исследования .  В 1880 г. в  США  начинает издаваться  первый  политологический журнал , а  в 1903 г. организуется национальная политологическая  ассоциация .

     

      Сегодня  в мире насчитывается  сотни  центров политических  исследований, объединенных  в Международную   ассоциацию  политической науки  .  В эту ассоциацию с 70-х  г.г.  входят и советские ученые , но активное развитие науки о политике и преподавание ее в высших учебных заведениях начинается лишь с конца 80-х г.г.

     Политология  представляет собой целостную, логически обоснованную совокупность знаний о политике и политической власти, политических интересах, отношениях , сознании, политических процессах культуре и деятельности  людей , об организации  политической жизни общества и соответствующих структур .

  Объектом исследования  этой науки является вся совокупность  политических  общественных отношений  ,  которыми пронизана  жизнь  современного общества ; внутригосударственные и межгосударственные  политические отношения , отношения  между классами , нациями  и народностями, социальными группами , политическими партиями , общественными организациями , профсоюзами , отдельными личностями /например политическими лидерами /.

   Предметом политологии являются те законы, тенденции, обобщения и т.п., которые характеризуют происходящие политические события .

  Политология оперирует  присущими ей категориями /  понятиями /, среди которых наиболее значимыми являются политика /  а также  большая группа понятий, связанных с этим термином; политическая жизнь, политическая система, политический лидер, политическая культура, политическое сознание  и пр. / , власть , демократия. Термин «политика « имеет три аспекта , в соответствии с которыми его и используют .

Во-первых политика-это  сфера, взаимоотношений  социальных групп и политических /партий, общественные организации , лидеры / институтов по поводу политической власти . Эти  отношения  могут быть борьбой за власть  , например , между партиями , центральными и региональными органами власти ; борьбой за демократизацию государственных институтов , за право влиять на политику со стороны общественных организаций , профсоюзов и  т.п.; борьбой за получение информации  о деятельности властных институтов и пр. Эти отношения могут быть союзом партий , политических группировок.  Но в любом случае эти отношения  по поводу взятия власти , ее распределения , участия в ее осуществлении .

     Во-вторых , под политикой понимается весь спектр отношений  между государствами, по поводу чего  бы они ни возникали . Межгосударственные отношения - всегда политика .

     В -третьих  политикой называют конкретное  направление деятельности властных  структур / государства , правящей партии / , ее программу . Так , например , экономическая политика государства может иметь целью уменьшение инфляции ,в связи с чем предпринимается  ряд конкретных акций / например  замораживание заработной платы и т.д./ Международная политика  может быть направлена  на снижение напряженности в мире , в связи с чем государство предпринимает комплекс мер ; уменьшение собственного военного потенциала ,  подписание договоров с другими государствами  об  аналогичных мерах , создание и развитие системы контроля над развитием вооружения в этих странах и пр. Есть  национальная , культурная , социальная ,демографическая /  направленная на снижение или, наоборот , повышение рождаемости , продление жизни людей / и другие виды политики .

Итак , основной проблемой политики является власть , которая в самом общем виде понимается как способность или потенциальная возможность принимать решения , оказывающие влияние на действия других людей даже вопреки сопротивлению , независимо от того , на чем такая возможность основана.  Главным властным институтом в обществе является государство , так как оно обладает мощным механизмом , с помощью которого регулирует поведение людей , заставляя их делать  то , что нужно государству.

Одной из важнейших составляющих государственного механизма власти является право , система законов , регламентирующих жизнь общества , и институты , создающие их , охраняющие и контролирующие их выполнение . Вторая опора власти-насилие , право применять силу , защищающую власть и заставляющую  людей поступать так , как того требует государство . Прочность и авторитет власти /а значит , и  сила влияния / зависят также от соответствия  традициям и длительности существования данных институтов . Эта взаимосвязь хорошо иллюстрируется примером наиболее стабильных государств  Европы : Великобритании , Швеции, Бельгии ,тщательно оберегающих  традиции  конституционной монархии , или  Швейцарии , не менее прочно хранящей традиции республиканской власти . Наконец , важное место в механизме власти  занимает его  легитимность , т.е . правомерность , законность существования. Ситуации  военных , политических переворотов противоречат этому принципу ,  и завоеванная таким образом власть , как правило , недолговечна .Некоторые политологи отмечают , что  и власть не имеющая традиций , возникшая в результате революции , политического переворота , может вызывать у большинства народа отношение как к законной , если ее политика  отвечает коренным интересам этого большинства .

     Кроме государства  как властного института  в обществе действуют  и другие силы , оказывающие политическое влияние не только на граждан этого общества , но и на само государство . В литературе они обозначаются сложными словами , одним из составляющих которых является греческое слово   kratos- ‘’власть ‘’ ; бюрократия ,партократия , охлократия / ocnios - ‘’ толпа ‘’ / , плутократия / plutos - ‘’ богатство ‘’ / ,  технократия , марсократия и пр. В США существуют группы давления на парламент -лобби ; в настоящее время единодушно отмечается  мощное влияние средств информации , которые даже называют  четвертой властью / наряду с законодательной , исполнительной и судебной /.Противодействие или  единение  этих сил вызывает сложные повороты в политической жизни, различные коллизии .

   В зависимости  от того , какие социальные силы / классы , сословия , слои / стоят у власти , она принимает разные формы ; аристократия, автократия, демократия . В современном мире  наиболее распространена демократия .

 Демократизм как  форма власти имеет ряд черт , отличающих ее от других форм . Важнейшими из них являются ;

-разделение властей  на законодательную ,исполнительную  и судебную , относительно самостоятельные  по отношению друг к другу  ,что необходимо для предотвращения  монополии на власть узкого  круга людей ;

-территориальная децентрализация  , обеспечивающая четкую регламентацию  законом прав верховной и местной  власти ;

-правовое  государство  , где закон , право /которым  государственные институты подчиняются  так же , как и граждане / сочетаются  с правовой культурой общества ;

-свобода информации ;

- суд  присяжных.

Разумеется, демократия  , являясь  формой политических отношений , не возникает на пустом месте , она  обеспечивается экономическими  условиями  и отношениями , формой собственности , мерой экономической независимости граждан .Немаловажным является и культурный уровень  населения , ибо политическая культура -производная от общей культуры .

Следовательно , политика тесно связана с другими сферами  жизни ; экономикой ,социальной и культурной областями ,обусловливающими формы , свойства , конкретные возможности и проявления друг друга .

 

               2 .ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ  

История политических учений является одной из важнейших , органических частей духовной культуры человечества .  В ней  содержится громадный опыт многих поколений мыслителей ,  занимающихся исследованием проблем политики , власти , государства . Этот опыт  принадлежит не только истории   , но и  современности ,  продолжая воздействовать на политические процессы и идейные движения , на эволюцию политического теоретического знания.

               Политическая мысль  Древнего  мира

Возникновение политической мысли у древних народов  восходит к  религиозно-мифологическим истокам . Земные порядки , согласно мифологическим представлениям , являются частью общемировых , космических . При этом мифы не просто объясняли , но и доказывали правомерность сложившегося  общественного и государственного устройства , упорядочивали верования и правила поведения . Мифическая ‘’ политическая космология ‘’  обосновывали идею божественного первоисточника социальных и политических  порядков / таков миф о божественном происхождении власти императора  Китая , миф о богах как первоначальных правителях и законодателях в  Греции и др ./.

 

 Определенная рационализация политических представлений в культурных центрах Древнего мира происходит в  1 тысячелетии  до нашей эры . Процесс становления собственно политической мысли сопровождался  активным обсуждением социальных проблем , попыткой их объяснения , а также выработкой понятий , принципов , теоретических положений в области политики .

 Зарождение политической  науки как самостоятельной   дисциплины связано с именем  древнегреческого мыслителя   Аристотеля . Ему принадлежит   и первенство  в создании  эмпирической /опытной / методологии политических исследований . Государство , по  Аристотелю , возникает естественным путем для достижения блага людей и представляет собой политическую организацию . Каждое государство  имеет свою форму ,  которая определяется  числом властвующих /один , немногие , большинство / . Кроме того ,  Аристотель различал  правильные  и  неправильные формы ; в  правильных властители радеют за общую пользу ,  в неправильных отстаивают личное благо .  В самой правильной форме государства  - политии правит большинство .  Полития соединяет  в себе лучшие стороны олигархии и демократии . Аристотель  высказал ряд глубоких положений о природе справедливости и равенства и впервые указал на зависимость  формы государства от состояния его элементов /социальных групп /. Взгляды  Аристотеля получили широкую известность в средневековых философских и политических теориях , где господствовала теологическая форма мышления . Выражением официального учения церкви  в средние века  в  Западной Европе  было учение  Фомы Аквинского  Он обосновал теорию божественного происхождения государства и стремился доказать превосходство духовной власти над светской . Аквинский разработал своеобразный критерий оценки  правомерности политической власти/моральный характер правления / и на основе этого построил классификацию форм государства . Политическую науку он рассматривал как область знания , относящуюся к управлению государством .Главными целями этой науки , в трактовке Аквинского ,является имитация природы и достижение совершенства в человеческих отношениях.

 

                   Политические идеи нового времени  и эпохи  Просвещения

 В эпоху европейского  Возрождения происходит становление  ранней буржуазной политической  идеологии , направленной против  теории и практики феодализма . Освобождение политической мысли от средневекового  религиозного мировоззрения связано с формированием новых методов познания государства , политики общества . Новизна этой методологии заключалась в изучении конкретных исторических факторов и их  общении .

 Наиболее значительным  представителем политической мысли   Возрождения является  Никколо  Макиавелли.  Вместо   средневековой   концепции  божественного предопределения  он выдвинул идею  объективной   исторической  необходимости и  закономерности . Ему принадлежит  обоснование политики как опытной науки , свободной от христианской морали . Он ввел новый политический термин - stato-‘’государство ‘’ . Государство в теории  Макеавелли  означает политическое  состояние общества , которое есть результат борьбы сословий - аристократии /дворянства / и народа . Важным компонентом государства  является политическая власть , выражающаяся в способности правящих  лиц принудить управляемых к повиновению . Формы государства  Макиавелли  рассматривал в зависимости от числа правящих лиц /единовластие , правление немногих и правление всего народа / . Он справедливо полагал , что становление форм государства зависит от многих факторов ; экономических , военных , территориальных и др . Особое внимание  Макиавелли уделял психологическим аспектам политики и формированию правил политического искусства .

В период буржуазных революций  ХУII  в. в Голландии и Англии  формируются политические идеи , которые определили направление развития политической науки эпохи Просвещения . В борьбе с феодально-абсолютистской государственностью , в острой полемике с ее приверженцами было разработано множество плодотворных концепций и взглядов . Среди них теория общественного договора и доктрина естественного права .

Выдающийся взгляд в  разработку политико-правовой идеологии принадлежит голландскому мыслителю Гуго  Гроцию . Ему было свойственна правовая трактовка социально-политических проблем . Гроций стремился показать , что государство и законы имеют своим источником естественное право , или ‘’ предписания здравого разума ‘’. Он полагал , что человеку как социальному существу присуще стремление к общению на основе разумных правил . Гроций рассматривал государство как союз свободных людей , заключенный ради соблюдения права и общей пользы . По социальному смыслу государство выступает как соглашение большинства против меньшинства . Действия верховной власти  в нем не подчинены никакой другой, она суверенна . Носителем власти выступает одно или несколько лиц .Форма государства не имеет существенного значения , ибо народ может избрать любой образ правления . Вместе с тем очевидно отрицательное отношение Гроция к тирании и предпочтение монархической и аристократической форм правления .

Информация о работе Политология. Общий курс