Политология. Общий курс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 21:32, курс лекций

Описание работы

История политической мысли насчитывает более двух с половиной тысячелетий. Зародившись в Древней Греции ,где развитие античной демократии дало импульс философскому осмыслению политики , политическая мысль затем пережила застой. Активизация общественной мысли в Европе и Северной Америке в ХУII-ХУIII в.в, становление демократических институтов , зарождение политических партий и движений создали потребность в развитии политической теории . К концу ХIХ в. оформились различные ее школы и направления исследования . В 1880 г. в США начинает издаваться первый политологический журнал , а в 1903 г. организуется национальная политологическая ассоциация .

Файлы: 1 файл

Курс лекций по политологии.doc

— 413.00 Кб (Скачать файл)

 В защиту принципов и идей либерализма в 40-е голы ХХ в. выступил австрийский экономист и политолог Фридрих Хайек . В  своих работах он исследовал предпосылки и следствия двух альтернативных способов организации социальной жизни-либерализма и тоталитаризма /причем последний он отождествлял с социолизмом /. Под тоталитаризмом он понимал неизбежные практические результаты осуществления коллективистских проектов. Его истоком служит организация жизни общества по единому плану . Практическое его осуществление , согласно Хейеку , начинается с замены спонтанного рыночного порядка  плановым руководством , вслед за этим рушатся ценности и опоры свободного общества -демократия , правозаконность , личная независимость ,  свободомыслие и т.д. , твердые юридические правила сменяются предписаниями и инструкциями , верховенство права заменяется верховенством политической власти , а ограниченная форма правления -неограниченной. Процесс поглощения общества государством завершается установлением тоталитарного строя . В концепции Хайека выделяется два принципиальных положения . Первое состоит в том , что фундаментом всех прав и свобод личности оказывается свобода экономическая,  с уничтожением которой рушится строение либерального общества . Второе заключается в том , что утвеждение тоталитаризма есть неизбежный результат переноса на современное общество принципов , по которым  живут автономные организации типа фабрики и армии. Философия  свободы  Хайека , восстанавливающая ценности  классического либерализма  , получает все большее  утверждение , особенно в связи с кризисом в 70-е годы кейнсианскоц модели государственного регулирования и крушением доктрины ‘’ реального социализма ‘’.

 В  последние  десятилетия мировое  распространение  получили технократические теории. Заметной вехой  в истории технократических доктрин  явилась  концепция Джозефа  Барнхема . С его точки зрения  , в результате бурных технологических процессов  произошла ‘’ революция ‘’ в политической власти и государственном управлении , что связано с образованием класса  менеджеров . Огосударствленная экономика является  основой их политического господства . Барнхем утверждает , что государство  все  более  превращается в собственность менеджеров . Благодаря своему положению ‘’ контролеров’’ общества они становятся  привилегированным классом , способным с самовоспроизводству.  В будущем, полагает Барнхем , на планете установится единое технократическое государство во главе с моментом директоров-технократов.

Технократические  идеи все более перерастают рамки  специальной доктрины  и вплавляются  в другие ведущие теории /конвергенции, элитизма, плюралистической демократии и др./.

 

   Р а з д  е л  II.  ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА

  1. Сущность и структура политической системы

Политические отношения  за тысячелетия своего существования  оформились в довольно сложную систему различных институтов , имеющих определенную иерархию , формы , нормы , порядок взаимодействия . Долгое время  в условия неразвитой политической  жизни рабовладельческого и феодального общества деятельность политической системы , по существу , ограничивалась функционированием  государственных институтов . Правда , наряду с ними существовали другие объединения , игравшие значительную , а временами и ведущую политическую роль. Такова была, например , роль жрецов в некоторых рабовладельческих государствах Востока . В средневековой Европе  мощной политической  силой выступала церковь. В  Афинах существовали  политические группировки , которые Аристотель  называл партиями /партии горы , равнины и прибрежной части города /. Следовательно , на этом этапе исторического развития политическая система имела неразвитый характер.

 Становление целостной  политической системы , ее усложнение  произошли в условиях капиталистического  строя вместе с ростом дифференциации  общества, противоречий между социальными группами . Для того чтобы различные социальные интересы могли получить реальное выражение , граждане создали свои организации , в первую очередь партии . Возникли также профессиональные и крестьянские союзы , ассоциации , объединения промышленников. Еще позже появились широкие  межклассовые объединения- национальные  и народные фронты , движения и т. п. Существуют и такие организации , как  молодежные , женские , ветеранов , пытающиеся защитить интересы этаких категорий граждан . Иногда  они примыкают к каким -либо партиям , иногда действуют самостоятельно . Но в любом случае главной задачей  негосударственных политических и общественных организаций является овладение государственной властью или оказание влияния на государственные институты , на управленческие структуры в интересах тех социальных   групп , которые они представляют на политической арене . Разумеется , при этом возникают и реализуются интересы собственно партий и объединений / более выгодные условия существования / , их руководящих органов и лидеров .

Итак , политическая система -это сложный  комплекс государственных  институтов , политических партий , общественных организаций  и движений , норм, функций , ролей , в рамках которого происходит политическая жизнь общества и осуществляется государственная и общественная власть .

 В понимании   структурных элементов политической  системы различные подходы ;

  1. в качестве ее элементов рассматриваются роли , действия , образцы поведения индивидов и групп; 2. элементами политической системы являются индивиды , группы и организации ; 3 .большинство советских ученых в составе политической системы выделяют следующие подсистемы ; а/ политические организации, б/ политические нормы , в/политические отношения ,г/ политическое сознание .

 К основным функциям политической системы относятся ; 1/ определение целей и задач общества ; 2/ мобилизация ресурсов  для достижения поставленных целей ; 3/ интеграция всех элементов общества ;4/ распределение ценностей внутри политической системы ; 5/ сохранение политической системы и адаптация ее к новым социальным требованиям .

Одной из важнейших характеристик  политической системы  выступает  политический режим . В политический словарь он вошел сравнительно недавно  и характеризует политическую систему  преимущественно с функциональной стороны , т.е. с точки зрения того , как действует эта система . Далеко не всегда для того, чтобы понять условия политической жизни в стране , достаточно учитывать только форму правления , наличие или отсутствие каких-то элементов в политической системе , хотя  и это существенно .Но еще более важно знать , какими правами пользуются эти элементы , какими методами осуществляют власть управленческие структуры . Весьма показательно в этом отношении сравнить республиканскую Францию с республиканской же Германией и монархической Англией 30-х годов нынешнего века . С формальной стороны больше одинакового /или похожего/ у двух республик , но и с точки зрения рядового гражданина , и с точки зрения аналитика , политическая жизнь нацистской Германии радикально отличалась от куда более схожих Англии и Франции .

Таким образом , политический режим представляет собой функциональную характеристику политической системы . Он показывает , как взаимодействуют  между собой различные элементы политической системы ; законодательные и исполнительные органы , правящая партия и оппозиция , государство и общественные объединения . Иначе говоря, политический режим-это методы осуществления политической власти в обществе .

 Существует множество  классификаций политических режимов , но основными типами являются тоталитарный и демократический . Тоталитарный / от лат. Totalis-‘’ полный’’, ‘’ целый’’/ появился   в начале 20-х годов для характеристики режима Муссолини , для которого  было характерно стремление правящих сил к всеобъемлющему контролю над жизнью общества и каждого человека в отдельности . Существование тоталитарного режима обеспечивается тотальной идеологией , претендующей как на охват всех проблем жизни ,  так и на всеобщность мировозрения всех членов общества . В политической сфере тоталитаризму соответствует монополизация власти одной партией , которая , в свою очередь , подчиняется одному лидеру . Сохранение такой системы невозможно без насилия , террора .

 Демократический   режим основывается на принципах демократии , правового государства ; легитимности /законности/, политического плюрализма , терпимости,  в том числе терпимости большинства к мнению меньшинства , и т. п.

 Определенной спецификой  обладает авторитарный режим  . Он возникает , как правила , там , где происходит слом старых социально-экономических институтов и переход к новым , индустриальным . Чаще всего он опирается на армию , так как отставшие в своем развитии общество не готово преодолеть длительный политический кризис демократическими , правовыми средствами . Хотя в результате власть концентрируется в руках одного политического лидера или органа , от тоталитарного этот режим отличается тем , что допускается в определенных пределах некоторые формы демократии ; выборы, легальная оппозиция , парламентская борьба и т.д.

Некоторые политики выделяют как особый тип либеральный режим . Он присущ странам развитой  рыночной экономики , где  процесс демократизации протекает недостаточно интенсивно, государство более отчетливо  выражает интересы крупного капитала и над левыми силами осуществляется достаточно жесткий контроль /как и над политическими силами , выражающими интересы национальных меньшинств/.

Основными критериями, признаками классификации политических режимов  являются ;а/ наличие партий разной политической ориентации; б/ наличие правительственной оппозиции ; в/ реальность политических свобод и свободных выборов .

 

 

  1. ГОСУДАРСТВО  КАК   ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Государство - основной элемент  политической структуры социально  дифференцированного общества. Оно возникло на Древнем Востоке , гораздо позднее появилось в Европе .

Сегодня признано , что  возникновение государства имело  многофакторный , нередко  ситуативный  характер . Основными факторами этого  процесса , по мнению Е. Вятра , являлась ; а/ возникновение обособленного аппарата власти /государственного аппарата /; б/ содержание этого аппарата за счет налогов с граждан ; в/ появление таких звеньев публичной государственной власти , как особая организация вооруженных людей , профессионально занимающихся военным ремеслом ; г/ территориальное разделение населения , при котором уже не учитываются кровно-родственные связи .

 Но во многих  случаях сказывалось влияние  и других факторов .Так , например , ведение войн, захваты территории , массовые миграции ускоряли этот процесс . Народы, строившие свою государственность  позже других, использовали уже имеющийся опыт /например греческий или римский /.

В возникновении восточных  деспотий /Вавилон, Древний Египет/ большую роль сыграл такой экономико-географический фактор, как необходимость проведения широкомасштабных ирригационных работ. Сложная динамика этих факторов и обусловила единый , но всегда своеобразный процесс рождения государств.

Термином ‘’ государство’’  обозначается  политический институт , который характеризуется следующими чертами;

-отношение власти  и подчинения ; у государства есть  масса возможностей- от закона  и традиций до специальных  органов принуждения , чтобы организовать  и подчинить народ ;

-монопольным использованием  насилия теми , кто владеет властью ; правда, в периоды бунтов , революций и прочих политических катаклизмов  насилие активно применяется теми , кто  не имеет власти , для того, чтобы эту власть получить ;

-наличием законов  и правом их применять ;

-стабильной и относительно универсальной структурой  государственных органов, а именно ; а/ законодательные органы-парламенты/одно- и двухпалатные/, советы , съезды депутатов и пр; б/ исполнительные министерства , госкомитеты , администрация  госпредприятий , органы правопорядка ; в/армия и органы госбезопасности; г/ государственная система информации ; д/ судебные органы . Но в разных странах неодинаковы избирательные системы , роль президента и парламента , судебных и правительственных органов .

Формы государства и  его органов определяются , как правило , национальными традициями управления и его развитием в русле общих принципов демократии , иначе говоря , своеобразием сочетания национального и интернационального в политике .

 По форме  современные  государства делятся на монархию/ традиционную и конституционную/ и республику /парламентскую или президентскую/. Абсолютное большинство стран- республики. Сохранившие монархию являются таковыми чисто символически, как, например , Великобритания , Бельгия , Норвегия, Швеция, Дания, Голландия. В них монархи играют свою роль главным образом на торжественных мероприятиях и церемониях . Причем эти страны одни из самых демократических и свободных в мире.

Традиционные  монархии существуют в арабских странах ; Марокко , Саудовской Аравии , Иордании и др.

Президентами республиками называются те , где наиболее влиятельными и решающим  субъектом  политических действий является  президент . Он  избирается , как правило, непосредственно  народом / в США этот процесс опосредуется специальными выборщиками/, а затем формирует кабинет министров. Президент наделен значительными полномочиями и не может быть смещен законодательным органом . Такая система в США , Франции, Японии.

Информация о работе Политология. Общий курс