Политология. Общий курс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 21:32, курс лекций

Описание работы

История политической мысли насчитывает более двух с половиной тысячелетий. Зародившись в Древней Греции ,где развитие античной демократии дало импульс философскому осмыслению политики , политическая мысль затем пережила застой. Активизация общественной мысли в Европе и Северной Америке в ХУII-ХУIII в.в, становление демократических институтов , зарождение политических партий и движений создали потребность в развитии политической теории . К концу ХIХ в. оформились различные ее школы и направления исследования . В 1880 г. в США начинает издаваться первый политологический журнал , а в 1903 г. организуется национальная политологическая ассоциация .

Файлы: 1 файл

Курс лекций по политологии.doc

— 413.00 Кб (Скачать файл)

Итогом идейных исканий  эпохи революции в Англии в  ХУII в. явилась политическая теория Джона Локка . В своих политических трактатах он стремился опровергнуть идею о всесилии королевской власти. Единственный законный источник политической власти он обнаруживал в общественном договоре , то есть в соглашении народа на создание политического сообщества . Государственная власть , по Локку , имеет четко определенные обязанности и не может покушаться на  неотчуждаемые права граждан /право собственности , свободу мнений и веры /. Локк предусматривал особый конституционный механизм , мешающий государству выходить за рамки полномочий . Его важнейшие компоненты - принцип разделения властей и законность . Чтобы не допустить концентрации власти в одних руках , Локк предлагал разъединить законодательную и исполнительную власти  и четко регламентировать деятельность государственных органов .Сформулированные им политические принципы стали впоследствии основой буржуазной государственности.

 Идеи о ‘ ’естественном   праве ‘’ и ‘’ общественном  договоре ‘’ , были наиболее полно  использованы французскими мыслителями , которые идеологически  подготовили французскую революцию 1789-1794 г.г. Ранее буржуазная идеология активно занималась теорией политического механизма , которым следовало заменить  абсолютную монархию. Идеал такого механизма воплотился в учении о разделении властей , получившем наиболее законченную форму у Шарля Луи  Монтескье. Цель этой теории - гарантировать безопасность граждан  от произвола и злоупотребления власти , обеспечить их политическую свободу , сделать право подлинным регулятором отношений между гражданами и правительством . Разделение властей , согласно Монтескье , вытекает из разделения труда в процессе осуществления власти .Речь , по -существу , шла  о разделении  компетенции в государственном аппарате . Законодательная власть является выражением общей воли . Ее главное назначение состоит в формулировании законов , обязательных для всех граждан . Исполнительная власть  в проекте Монтескье выступает как орган общей воли государства . Ее  функция -исполнять законы, созданные собранием представителей .Судебная власть карает преступления и разрешает столкновения частных лиц . Монтескье предлагал передать ее представителям народа . В его позиции содержалась вера в возможность установления новых прогрессивных общественных отношений .

 В учении Жана  Жака Руссо получила наибольшую  завершенность идея общественного  договора. В отличие от Гроция  и Локка , Руссо полагал , что  в естественном состоянии существовали  свобода и равенство людей  . Возникновение общественного неравенства   он связывал с появлением частной собственности и государства . Основу всякой законной  власти Руссо обнаруживал в соглашении людей выраженном в общественном договоре суть которого сводится к тому , что каждый человек отдает свою личность под высшее руководство общей воли и тем самым становится ее участником . Таким образом , властью обладают все участники соглашения , называющиеся в целом сувереном . Законодательной властью , согласно  Руссо , обладает только народ , которому принадлежит решение вопроса о форме  правительства. Согласно концепции народного суверенитета Руссо все члены общества должны участвовать в управлении государством . С чисто просветительских позиций он отстаивал идею равенства и свободы , декларируя при этом необходимость равномерного распределения частной собственности .

 

                   Политические  теории Х I Х - ХХ  в.в.

 В   конце ХУIII -  первой половине  ХIХ в.  происходит утверждение и развитие капиталистической цивилизации  с ее устоями - частной собственностью , свободной  конкуренцией и частной инициативой . В соответствии  с этим началось создание новой политической и правовой системы .   Ведущим  направлением политической мысли данного периода является либерализм / от латинского liberalis - ‘’ свободный ‘’ /

Либералы /Бенжамен Констан , Иеремия Бентам и др. / обосновывали различные права  и свободы граждан , прежде всего неприкосновенность личности , свободу частной собственности и промышленной конкуренции , а  также отстаивали  идею невмешательства государства в экономику . Политическая свобода , по мнению Констана , служит лишь  средством для обеспечения гражданской свободы . Власть , нарушающая гражданскую свободу ,превращается в тиранию . Отсюда следовал вывод о том , что политическая власть не должна быть абсолютной . Границей нее служат права индивида и система разделения и равновесия властей .  Важным моментом в теории либерализма являлось выделение гражданского общества и государства как самостоятельных сфер жизни .

Развитие  политической мысли  первой половины  ХIХ в.  сопровождалось не только смещением ее идеологической направленности , но и преобразованиями в познавательно-методологическом плане . Возникает  позитивизм , у истоков которого стоял  Огюст Конт. Это течение способствовало развитию эмпирических исследований политики. Задачей позитивной социологии Конт считал систематизацию социальной жизни и теоретическое обоснование нового социально-политического устройства - социократия, главную цель которой он видел в установлении прочного порядка и обеспечении прогресса , то есть в эволюционном  развитии буржуазной системы . В контовской   социократии сохраняются классы капиталистов и рабочих , царит строгая иерархия и торжествует  солидарность классов .Политическая власть , должна принадлежать банкирам , а духовная -ученым . Рабочим в социократии отведено  место   простых исполнителей . По существу , контовская ‘’ политическая ассоциация ‘’ сливается с обществом и поглащает его. Свобода личности  приносится в жертву политической власти . Антилиберальный проект Конта в дальнейшем не получил развития . Однако  его идеи и позитивном подходе к исследованию политических явлений  оказали значительное  влияние на развитие политической социологии .

 В 40-е г.г. ХIХ в. зарождается марксизм , который  становится впоследствии одной из самых влиятельных идеологий . Карл  Маркс в своей политической доктрине выдвигал идею об определяющем влиянии способа производства на государство и политику , абсолютизировал классовую природу политических отношений . Государство  рассматривалось как продукт отчуждения труда , как результат господства частной  собственности . Марксизму был свойствен деструктивный взгляд  на проблемы политической власти и бюрократии . В его основе лежало  представление  о временности бюрократии , подлежащей немедленному устранению после завоевания пролетариатом политической власти  в ходе социалистической революции . На смену буржуазной демократии , согласно марксизму , должна прийти демократия пролетарская , означающая тотальное участие народа в управлении государством . Полное  народовластие и развитие самоуправления должно было привести к постепенному отмиранию  государства и политики .

 Бурное общественное  развитие и обострение политических  проблем в ХХ в. привели к  расширению исследований ученых-обществоведов  . В зависимости от ориентации на те или иные силы , интересы и тенденции  политического развития сложились такие направления политической мысли , как неолиберализм , неоконсерватизм , реформизм и др. Разнородность свойственна политическим теориям  не только в идеологическом , но и в философско-методологическом плане. Н рубеже  ХIХ-ХХ в.в происходит становление самостоятельной политической науки , отделившейся от правоведения .

Одним из наиболее значительных представителей политической социологии начала ХХ в.  являлся Макс Вебер . В его социологическом  учении важное занимала проблема бюрократии , тесно связанная с вопросом политической власти . Бюрократия рассматривалась им как ‘’ инструмент власти ‘’ , который обеспечивает упорядоченное существование общества . Исследуя феномен бюрократии , Вебер пришел к заключению о всеобщем характере этого явления . Бюрократизация  развивалась в различных обществах и укоренялась  в сфере не только политики , но и экономики и других областях социальной жизни . Считая необходимым существование  профессионального чиновничества , Вебер  в тоже время отмечал опасность  тотальной бюрократизации общества . Он предлагал создать механизм контроля над бюрократическим аппаратом . ‘’Противовесы ‘’ бюрократизации он усматривал , с одной стороны , в  демократии , а с другой - в харизме политических лидеров  , обладавших необыденным личным даром , выдающейся силой духа . Основные  методологические идеи  Вебера в области исследования политической  власти во многом определяют направленность  современной политической социологии.

 Видное место в  политической науке современности  занимает элитистская  теория. Одним из ее основателей был  итальянский экономист и социолог  Вильфредо Парето , которому принадлежит  термин ‘’ элита ‘’ . Парето  пытался выявить характерные черты господствующих в обществе групп и стремился определить процесс , при помощи которого происходит изменения в классовой структуре . Политическую жизнь он рассматривал как борьбу и смену элит . Парето разработал критерии принадлежности к элите , предложив систему баллов . Группа, получившая наивысшие оценки , определялась им в качестве избранного  класса , или элиты . Общество в целом , согласно Парето , состоит из элиты /правящей и неправящей / и низшего , неизбранного класса . Возникновение  и существование правящей элиты  он объяснил главным образом психологическими свойствами людей . Парето подчеркивал мысль о неустойчивости  правящей элиты , постоянной борьбе входящих в нее групп , о процессе непрерывного изменения господствующего класса . В работах Парето были поставлены важные проблемы структуры политической власти и группового характера ее реализации .

Вариантом элитистской  теории являлась концепция ‘’ олихаргии’’  разработанная  Робертом Михельсом . Главная цель  этой концепции  состояла в доказывании невозможности осуществления принципов демократии в политической жизни . По мнению Михельса , ‘’ господствующий класс ‘’ сталкивается с необходимостью организации  масс для участия в политическом процессе .Наибольшей эффективности добиваются те политические  организации , которые способны обеспечить поддержку своих целей со стороны организованных масс . Однако сам ‘’ принцип организации ‘’ приводит к бюрократизации массовых политических структур. По мере их развития демократия приходит в упадок, превращаясь в олигархию . Согласно концепции Михельса , это происходит в процессе взаимодействия трех факторов ; технических свойств политической организации , психических свойств организованных масс  и психических характеристик политических лидеров . Весь  комплекс  тенденденций ,ведущих к возникновению олигархической структуры власти , Михельс назвал ‘’ железным законом олигархии ‘’.

Конкретно-социологические  исследования политической жизни получили активное развитие в американской политической  науке . Новый подход в анализе государственного управления наиболее рельефно  проявился в работах Артура  Бентли, одного  из родоначальников  теории  ‘’ заинтересованных групп ‘’.  В основе теории  Бентли  и его подхода  к изучению политического процесса лежит понятие деятельности людей . С точки зрения Бентли , деятельность людей , которая опирается на их интересы , осуществляется не индивидуально , а посредством групп . Поэтому группа рассматривалась им как массовая человеческая деятельность. Интерес группы определяется не программами и заявлениями о ее целях , а фактически наблюдаемой деятельностью и поведением ее членов .Бентли  выступал против рассмотрения идей и идеалов в качестве первопричины группового поведения , тем самым он недооценил роль политического сознания и политической культуры в целом . Политические отношения трактовались Бентли как процесс борьбы заинтересованных групп , в ходе которой осуществляется давление на правительство . Конгресс , президент , суды , согласно Бентли , представляют  собой лишь ‘’ официальные ‘’ заинтересованные группы . Использование эмпирических и количественных методов в политологическом исследовании , социологический анализ групповой деятельности сникли ученому репутацию одного из основоположников конкретно -социологического подхода к государственному управлению США .

 Дальнейшее развитие  американской политической науки  было ускорено значительным ростом  государственного аппарата  и  исполнительной власти первой  мировой войны . Разработка практических  рекомендаций для реформаторской деятельности в области  государственного управления потребовала новой методологии политических исследований . Американские политологи и  государствоведы все чаще стали обращаться к научным дисциплинам ,изучающим реальные социальные структуры и процессы , и прежде всего к социологии и психологии.

  В 20-30 -е годы  новая методологическая ориентация  была связана с работами Чарльза  Мерриама . По его инициативе из  социальной психологии  заимствована  концепция Терстоуна , согласно  которой изучение человека должно основываться на анализе его установок. Считалось , что такой анализ мог осуществляться путем создания шкалы мнений , полученных в результате опросов . В политических исследованиях зарождается движение , известное под названием ‘’ бихевиоризм ‘’. Мерриам  и его  последователи провозгласили актуальность изучения человеческого поведения в группах , в институтах власти и в политическом процессе в целом . При этом основным оъектом политико-бихевиористских исследований становится политическая власть .

После второй мировой  войны бихевиоризм широко распространяется в политической науке  США . Решающую роль в этом сыграла ‘’чикагская  школа ‘’ /по названию университета / , где получили образование ведущие  политологи 50-60-х годов .Бихевиоризм  в политической  науке представляет собой методологическую ориентацию , цель которой  состоит в анализе всех феноменов государственного управления в терминах наблюдаемого поведения человека . По мнению бихевиористов , в результате изучения фактического поведения можно установить лежащие в его основе намерения и мотивации как отдельных людей , так и целых групп . Основополагающими принципами бихевиористской политологии провозглашаются требования научной нейтральности , опора на данные эмпирических обследований , их строгая систематизация и математическая обработка . Современная  бихевиористская методология и теория развиваются на основе социологического анализа по различным направлениям ; поведение избирателей и общественное мнение /Роджер Кей /, политическое лидерство /Генри Ласуэлл / , политическая социализация / Дэвид Истон , Лейни Денис / , политическая культура / Годмен Алмонд , Перел Верба / и др.

В первой половине ХХ в. в  связи с развитием государственно-монополистического капитализма возрастает роль государственных структур европейских странах в США . Этот  процесс привел к кризису  идей   классического либерализма и вызвал появление  доктрины ‘’ государственного регулирования ‘’ . Cторонники активного государственного вмешательства в экономику /Джон Кейнс и др./ полагали , что ограниченные свободы в рамках системы централизованного планирования есть жертва , необходимая для достижения более важной цели-обеспечения достойной жизни основной массы населения. Создание смешанной экономики, активная регулирующая  роль государства и политика  социальных услуг рассматривались  в качестве пути в  ‘’  государству  всеобшего  благоденствия ‘’, в котором сторонники данной концепции видели альтернативу не только домонополитическому капитализму , но и социализму .

Информация о работе Политология. Общий курс