Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 20:57, дипломная работа
Контроллинг – новое явление в теории и практике современного управления, возникшее на стыке экономического анализа, планирования и управления, обеспечивающий комплексный подход к решению проблемы управления предприятием в условиях рыночной экономики, по пути, к которой движется Украина.
Только комплексный подход к решению проблемы управления предприятием приемлем в современных экономических условиях, а значит, контроллинг будет применяться на украинских предприятиях.
Введение 5
1 Финансовый контроллинг в деятельности предприятия 7
1.1 Понятие контроллинга. Роль и виды контроллинга в системе управления предприятием 7
1.2 Сущность и основные задачи финансового контроллинга 22
1.3 Методы финансового контроллинга на предприятии 33
2 Анализ методов финансового контроллинга 41
2.1 Характеристика действующего предприятия 41
2.2 Факторный анализ финансовых результатов ЧПКП "Конкорд" 43
2.3 Анализ безубыточности действующего предприятия 60
2.4 Расчет запаса и коэффициента финансовой прочности 78
3 Совершенствование системы финансового контроллинга на предприятии 81
3.1 Прогнозирование прибыли предприятия, как один из методов финансового контроллинга 81
3.2 Построение корреляционной модели зависимости прибыли предприятия от суммы переменных затрат на производство продукции 86
3.3 Внедрение приемов контроллинга на предприятии 95
Заключение 104
Перечень ссылок 106
Приложение А Модель мониторинга
Р1 = Р0* К1,2 – Р0, (2.1)
где Р1 – прирост (уменьшение) прибыли за счет изменения объема реализации;
Р0 – прибыль базисного периода;
К1,2 – коэффициент изменения объема реализации продукции.
Этот показатель может определяться, исходя из объема реализации продукции в сопоставимых оптовых ценах, по формуле:
К1 = Q1,0 / Q0, (2.2)
где Q1,0 – фактический объем реализации продукции за отчетный год в ценах базисного года;
Q0 – объем реализации продукции базисного года.
Он может определяться также исходя из объема реализации продукции в оценке по полной себестоимости, по формуле:
К2 = S1,0 / S0, (2.3)
где S1,0 – себестоимость фактически реализованной продукции за отчетный год в ценах и тарифах базисного года;
S0 – себестоимость реализованной продукции базисного года.
Таким образом, коэффициент изменения объема реализации продукции в оптовых ценах в 1999 году по сравнению с планом составил:
К11999 = 645323 / 637206 = 1,0268625,
а в оценке по себестоимости будет равен:
К21999 = 570967 / 563505 = 1,0132421.
Коэффициент изменения объема реализации продукции в оптовых ценах в 2000 году по сравнению с планом составил:
К12000 =841326 / 836068 = 1,0062889,
а в оценке по себестоимости будет равен:
К22000 = 829026 / 829470 = 0,9994647.
Коэффициент изменения объема реализации продукции в оптовых ценах в 2001 году по сравнению с планом составил:
К12001 =587574 / 572824 = 1,0257496,
а в оценке по себестоимости будет равен:
К22001 = 434235 / 424479 = 1,0229834.
Влияние изменения объема реализации на сумму прибыли при оценке реализации продукции в оптовых ценах в 1999 году составит:
Р11999 = 73701 * 1,0268625 – 73701 = +1979,793 грн.,
а при оценке реализации продукции по себестоимости:
Р11999 = 73701 * 1,0132421 – 73701 = +975,956 грн.
Влияние изменения объема реализации на сумму прибыли при оценке реализации продукции в оптовых ценах в 2000 году составит:
Р12000 = 6598 * 1,0062889 – 6598 = +41,4941 грн.,
а при оценке реализации продукции по себестоимости:
Р12000 = 6598 * 0,9994647 – 6598 = -3,532 грн.
Влияние изменения объема реализации на сумму прибыли при оценке реализации продукции в оптовых ценах в 2001 году составит:
Р12001 = 148345 * 1,0257496 – 148345 = +3819,82 грн.,
а при оценке реализации продукции по себестоимости:
Р12001 = 148345 * 1,0229834 – 148345 = +3409,47 грн.
Поэтому за счет роста объема реализации в 1999 году по сравнению с планом в оптовых ценах на 1,0268625 и в оценке по себестоимости на 1,0132421 пункта прибыль от реализации продукции увеличилась на 1979,793 грн. и 975,956 грн. В 2000 году по сравнению с планом в оптовых ценах на 1,0062889 и в оценке по себестоимости на 0,9994647 пункта прибыль от реализации продукции увеличилась на 41,4941 грн. и уменьшилась на 3,532 грн. соответственно. В 2001 году по сравнению с планом в оптовых ценах на 1,0257496 и в оценке по себестоимости на 1,0229834 пункта прибыль от реализации продукции увеличилась на 3819,82 грн. и 3409,47 грн.
б) изменение ассортимента и структуры продукции; на прибыль от реализации продукции оказывают влияние сдвиги в структуре и ассортименте продукции. Это происходит потому, что рентабельность различных изделий неодинакова. При увеличении в составе реализованной продукции доли изделий с рентабельностью выше средней по предприятию сумма прибыли возрастает и наоборот. Влияние на прибыль изменений по сравнению с прошлых годом ассортимента и структуры реализованной продукции можно определить по формуле:
Р2 = Р1 – Р0 *К1,2, (2.4)
где Р2 – прирост прибыли в результате изменения структуры ассортимента продукции;
Р1 – прибыль, полученная от фактически реализованной продукции, в ценах и себестоимости базисного года.
Значение этого показателя при оценке объема реализации в оптовых ценах в 1999 году составит:
Р21999 = 74356 – 73701 * 1,0268625 = -1324,793 грн.
а при оценке по себестоимости:
Р21999 = 74356 – 73701 * 1,0132421 = -320,956 грн.
Следовательно, из-за уменьшения доли более рентабельной продукции в общем объеме реализации уменьшение прибыли составило 1324,793 грн. или 320,956 грн.
В 2000 году составит:
Р22000 = 12300 – 6598 * 1,0062889 = 5660,506 грн.
а при оценке по себестоимости:
Р22000 = 12300 – 6598 * 0,9994647 = 5705,532 грн.
Следовательно, благодаря увеличению доли более рентабельной продукции в общем объеме реализации прирост прибыли составит 5660,506 грн. или 5705,532 грн.
В 2001 году составит:
Р22001 = 153339 – 148345 * 1,0257496 = 1174,18 грн.
а при оценке по себестоимости:
Р22001 = 153339 – 148345 * 1,0229834 = 1584,53 грн.
в) изменение себестоимости
Влияние изменения себестоимости продукции на сумму прибыли определяется путем сравнения фактической себестоимости реализованной продукции с базисной себестоимостью реализованной продукции по формуле:
Р3 = S1 – S1,0, (2.5)
где Р3 – влияние на прибыль изменения
себестоимости реализованной
S1 – фактическая себестоимость реализованной продукции отчетного года.
Фактическая себестоимость реализованной в 1999 году продукции составила 594024 грн., а базисная 750967 грн., т. е. получен перерасход в сумме 23057 грн.
Р31999 = 594024 – 570967 = +23057 грн.
Фактическая себестоимость реализованной в 2000 году продукции составила 834200 грн., базисная 829026 грн., т. е. Также получен перерасход в сумме 5174 грн.
Р32000 = 834200 – 829026 = +5174 грн.
Себестоимость реализованной в 2001 году продукции составила 436160 грн., базисная 434235 грн., т. е. перерасход составит 1925 грн.
Р32001 = 436160 – 434235 = +1925 грн.
г) изменение оптовых цен; величина прибыли находится в прямой зависимости и от изменения оптовых цен на продукцию, поскольку представляет собой разницу между стоимостью реализованной продукции в оптовых ценах (без НДС и акциза) и ее полной себестоимостью.
В данной экономической ситуации цены устанавливаются на предприятии в зависимости от конкурентоспособности данной продукции, спроса и предложения, аналогичной продукции другими производителями.
Влияние на прибыль изменения оптовых цен определяется путем сравнения стоимости реализованной в отчетном году продукции в действующих ценах со стоимостью реализованной в отчетном году продукции в оптовых ценах и тарифах базисного года, то есть по формуле:
Р4 = Q1 – Q1,0, (2.6)
где Р4 – влияние на прибыль изменения оптовых цен и тарифов;
Q1 – фактический объем реализации за отчетный год в действующих в отчетном году ценах.
В результате изменения цен и тарифов в 1999 году прибыль увеличилась на 25001 грн.:
Р41999 = 670324 – 645323 = +25001 грн.
В результате изменения цен и тарифов в 2000 году прибыль увеличилась на 25292 грн.:
Р42000 = 866618 – 841326 = +25292 грн.
В результате изменения цен и тарифов в 2001 году прибыль увеличилась на 14026 грн.:
Р42001 = 601600 – 587574 = +14026 грн.
д) нарушение хозяйственной
Расчеты влияния факторов на изменение прибыли от реализации продукции (работ, услуг) против уровня предыдущего года можно обобщить в таблицах 2.6 – 2.8.
Таблица 2.6 - Обобщение результатов факторного анализа прибыли от реализации в 1999 году
Факторы изменения роста прибыли от реализации продукции |
Сумма прироста прибыли по сравнению с планом 1999 года, грн. |
Сумма прироста прибыли по сравнению с планом 1999 года, грн. |
1 |
2 |
3 |
1 вариант |
2вариант | |
Изменение объема реализации продукции |
+1979,793 |
+975,956 |
Изменение структуры и ассортимента продукции |
-1324,793 |
-320,956 |
Изменение себестоимости продукции |
-23057 |
-23057 |
Изменение оптовых цен |
+25001 |
+25001 |
Нарушение хозяйственной дисциплины |
- |
- |
Итого |
+2599 |
+2599 |
Следовательно, фактическое увеличение прибыли от реализации продукции по сравнению с планом составило 2599 грн. Оно образовалось в основном благодаря изменению объемов реализации продукции (1979,793 грн. или 975,956 грн.).
Таблица 2.7 - Обобщение результатов факторного анализа прибыли от реализации в 2000 году
Факторы изменения роста прибыли от реализации продукции |
Сумма прироста прибыли по сравнению с планом 2000 года, грн. |
Сумма прироста прибыли по сравнению с планом 2000 года, грн. |
1 |
2 |
3 |
1 вариант |
2вариант | |
Изменение объема реализации продукции |
+41,4941 |
-3,532 |
Изменение структуры и ассортимента продукции |
+5660,506 |
+5705,532 |
Изменение себестоимости продукции |
-5174 |
-5174 |
Изменение оптовых цен |
+25292 |
+25929 |
Нарушение хозяйственной дисциплины |
- |
- |
Итого |
25820 |
25820 |
Фактическое увеличение прибыли от реализации продукции по сравнению с планом составило 25820 грн. Оно образовалось в основном благодаря изменению объемов реализации продукции (41,4941 грн. при первом варианте), изменению структуры и ассортимента продукции (5660,506грн. или 5705,532грн.)
Таблица 2.8 - Обобщение результатов факторного анализа прибыли от реализации в 2001 году
Факторы изменения роста прибыли от реализации продукции |
Сумма прироста прибыли по сравнению с планом 2001 года, грн. |
Сумма прироста прибыли по сравнению с планом 2001 года, грн. |
1 |
2 |
3 |
1 вариант |
2вариант | |
Изменение объема реализации продукции |
+3819,82 |
+3409,47 |
Изменение структуры и ассортимента продукции |
+1174,18 |
+1584,53 |
Изменение себестоимости продукции |
-1925 |
-1925 |
Изменение оптовых цен |
+14026 |
+14026 |
Нарушение хозяйственной дисциплины |
- |
- |
Итого |
17095 |
17095 |
Фактическое увеличение прибыли от реализации продукции по сравнению с планом составило 17095 грн. Оно образовалось в основном благодаря изменению объемов реализации продукции (3819,82 грн. при первом варианте и 3409,47 грн. при втором варианте), изменению структуры и ассортимента продукции (1174,18 грн. или 1584,53 грн.)
2.3 Анализ безубыточности действующего предприятия
Анализ величин в точке безубыточности предполагает, что отчётность на предприятии содержит раздельные данные о переменных и постоянных затратах. Это характерно для системы расчёта прибыли на основе сумм покрытия.
При этом методе чётко и наглядно представляются взаимосвязи между выручкой от реализации продукции, затратами и прибылью. Результаты анализа величин в точке безубыточности могут быть представлены в аналитическом и графическом виде. Графическое представление предпочтительнее, поскольку работники предприятий лучше и быстрее воспринимают диаграммы, а значит, характер изменения прибыли при изменении выручки и затрат может быть показан более наглядно.
При помощи анализа величин в точке безубыточности можно определить критическую величину, показывающую, когда выручка покрывает общие затраты предприятия.
Анализ величин в точке