Использование Due Diligence в процессе оценки стоимости компании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2015 в 10:23, дипломная работа

Описание работы

В настоящее время в мире прослеживается отчетливая тенденция в сторону усиления конкурентной борьбы за международный инвестиционный капитал. В связи с этим все станы, претендующие на получение определенной доли этого капитала, вынуждены развивать определенные конкурентные преимущества для привлечения большего количества иностранных инвесторов. Наряду с общеэкономическими показателями и тенденциями развития, традиционно являющимися факторами, обуславливающими инвестиционную привлекательность государства, постепенно возрастает роль психологического фактора, обуславливающего характер взаимодействия международного инвестора и объекта инвестирования. Таким фактором, безусловно, является уровень доверия иностранного инвестора как к государству, резидентом которого является объект инвестирования, так и к самому объекту.

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ БАЧКИН К.В..DOC

— 1.41 Мб (Скачать файл)

 


 


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского»

Факультет международного бизнеса

Кафедра международных экономических отношений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дипломная РАБОТА

 

На тему: Использование Due Diligence в процессе оценки стоимости компании


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Омск 2008

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в мире прослеживается отчетливая тенденция в сторону усиления конкурентной борьбы за международный инвестиционный капитал. В связи  с этим все станы, претендующие на получение определенной доли этого капитала, вынуждены развивать определенные конкурентные преимущества для привлечения большего количества иностранных инвесторов. Наряду с общеэкономическими показателями и тенденциями развития, традиционно являющимися факторами, обуславливающими инвестиционную привлекательность государства, постепенно возрастает роль психологического фактора, обуславливающего характер взаимодействия международного инвестора и объекта инвестирования. Таким фактором, безусловно, является уровень доверия иностранного инвестора как к государству, резидентом которого является объект инвестирования, так и к самому объекту.

Проблема доверия является одной из наиболее актуальных проблем в области привлечения инвестиций в современной России. Показатели экономического развития Российской Федерации уже в течение нескольких лет демонстрируют существенную положительную динамику, однако определяющего влияния на приток иностранных инвестиций такая динамика не оказала. В связи с этим в России возникает необходимость формирования доверия, как к государству, так и к предприятию в которые осуществляется инвестирование. Стратегическая проблема доверия к государству должна решаться на самом высоком уровне, путем формирования и проведения единой государственной политики, направленной на привлечение инвестиций в экономику. Решение этой проблемы обозначено современным правительством России как одно из приоритетных направлений развития экономики, однако требует значительного времени и может полностью воплотиться в жизнь лишь в долгосрочном периоде. В свою очередь решение проблемы доверия к предприятию ложится на плечи менеджмента самого предприятия и должно решаться в значительно более короткие сроки.

Первым шагом на пути формирования доверительных отношений между иностранным инвестором и менеджментом является понимание инвестором особенностей функционирования российской компании. Одним из инструментов формирования четкого понимания российского бизнеса со стороны западных инвесторов может стать Due Diligence, использование которого позволяет упорядочить бухгалтерскую, финансовую, юридическую и другую информацию о компании, а также в некоторой степени адаптировать ее для нужд инвестора. Применение проверенного западного инструмента в процессе осуществления инвестирования может решить проблему недоверия к российским компаниям в достаточно короткие сроки, что может значительно повысить приток иностранных инвестиций в Россию.

Необходимо заметить, что данная проблематика, являясь достаточно новой и специфичной для российской практики, достаточно скудно освящена современными российскими авторами. Многие авторы, в частности Есипов В., Маховикова Г., Терехова В., Ковалев ВВ., Иванов В.В., Лялин В.А., Ливенцев Н.Н., Костюнина Г.М., Лимитовский М.А., Липсиц И.В., Косов В.В., Савицкая Г.В., Паламарчук В.П и др., косвенно затрагивают данную проблему раскрывая более широкую тематику, например методы оценки стоимости бизнеса, финансовый анализ компании, анализ инвестиционной привлекательности объекта инвестирования. Однако они не акцентируют внимания на важности использования этого инструмента в современной России, лишь упоминая о нем как об одном из этапов подготовки компании к сделкам слияния и поглощения или к IPO. Однако дефицит информации, предоставляемой отечественными авторами, компенсируется наличием достаточного количества переведенной литературы, которая более подробно останавливается на проблемах и методике проведения Due Diligence. В частности такие иностранные авторы как Фрэнк Ч. Эванс, Дэвид М. Бишоп, В.М. Рутгайзер, Ф.К. Беа, Э. Дитл, М. Швайтцер, Марк Г. Браун, Орен Фюрст, Наум Меламед, Рэнкин Дензил, Стедман Грэхем, Бомер Марк, отмечают исключительную важность данного инструмента при практически любом способе привлечения финансирования конкретным предприятием начиная от сделок слияния и поглощения, заканчивая открытием кредитной линии в банке.

Тем не менее, описывая достаточно подробно механизм проведения процедуры Due Diligence с теоретической точки зрения, иностранные авторы, естественно, не могут предоставить информацию об особенности применении данной процедуры в российских условиях. Эта информация, в свою очередь, представлена в современной периодической литературе, а также на тематических сайтах, посвященных проблемам финансового консалтинга, и сайтах ведущих мировых и российских аудиторско-консалтинговых компаний.  Следует отметить, что большинство авторов, являясь специалистами в конкретной сфере, рассматривают процедуру Due Diligence достаточно узко, исследуя лишь отдельную составляющую процедуры, а не весь комплекс входящих в нее инструментов. В частности Куликова Е., Ситников А., Жданов Н. и др. акцентируют внимание на юридическом  аспекте Due Diligence; Томлянович C., Григорьев Л., Гурвич Е., Щиборщ К.В., Глинский О., Идрисов А., Каплун А., Кряжев Р., Синягин А., Шустова Т., Лейфер Л.А., Вожик С.В. и др. разрабатывают проблемы финансово-экономического  анализа российских предприятий; Зарипов В.М., Каплун А., и  Синельников Д.А. подчеркивают также важность налоговой составляющей Due Diligence применительно к российской практике; наконец Бутенко А. подчеркивает значимость достаточно новой и перспективной экологической составляющей процедуры Due Diligence.

Основной проблемой данной работы является то, что не смотря на достаточно широкое освящение данной тематики в современной литературе, ни один из авторов не предлагает универсальную технологию проведения Due Diligence российской компании. Однако применение западных технологий в неизменном виде в России становится невозможно ввиду наличия ряда особенностей ведения российского бизнеса, таких как несоответствие бухгалтерской отчетности международным стандартам, специфические взаимоотношения с органами государственной власти, наличия огромного количества схем снижения налогов и др.

В связи  с этим, целью данной работы является определение степени необходимой адаптации западного инструмента оценки стоимости компании Due Diligence к российским условиям.

Для достижения поставленной в работе цели необходимо последовательно решить следующие задачи:

    • Проанализировать особенности международного инвестиционного процесса, его основные этапы, тенденции и проблемы.
    • Изучить все существующие подходы к оценке стоимости компании и выявить возможные ограничения их практической применимости, после чего необходимо выявить один подход, цели и условия применения которого максимально соответствуют целям и условиям проведения Due Diligence.
    • Определить  место и роль оценки стоимости компании в процессе осуществления инвестирования, и также выделить роль Due Diligence как инструмента оценки стоимости компании.
    • Выявить  основные цели, задачи проведения Due Diligence, ее типичных инициаторов, а также описать основные разделы данной процедуры.
    • Выработать технологию проведения Due Diligence на предприятии, определив список необходимой документации и информации, алгоритм проведения, а также структуру отчета о проведении данной процедуры.
    • Показать основные особенности применения Due Diligence в России с финансовой, юридической, налоговой точек зрения и дать рекомендации о необходимости ее адаптации для наиболее эффективного применения в российских условиях.
    • Применить технологию проведения Due Diligence, на примере ее финансовой составляющей, в процессе оценки стоимости ЗАО КБ «Мираф-Банк», предварительно изучив особенности оценки стоимости российских банков.
    • Оценить стоимость ЗАО КБ «Мираф-Банк» с использованием двух вариантов адаптации процедуры Financial Due Diligence, основанных на использовании отчетности, подготовленной в соответствии с российскими стандартами, и отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО.
    • Сделать вывод о степени необходимой адаптации процедуры Financial Due Diligence сравнив результаты двух вариантов оценки стоимости компании.

Объектом исследования в данной работе является  методология оценки стоимости компании, включая методологию использования Due Diligence как инструмента оценки стоимости компании, а предметом исследования является непосредственно алгоритм применения Due Diligence в процессе оценки стоимости ЗАО КБ «Мираф-Банк».

Результаты данной работы позволят разработать ряд практических рекомендаций по применению Due Diligence в процессе оценки стоимости компании для специалистов, перед которыми стоит задача оценки стоимости конкретного российского предприятия, попавшего в сферу интересов иностранного инвестора.

Работа состоит из трех глав, первая из которых отражает теоретические аспекты оценки стоимости компании, вторая – определяет методологию проведения Due Diligence как инструмента оценки стоимости компании, а также особенности использования данного инструмента в России, третья – описывает процесс практического применения Due Diligence в процедуре оценки стоимости ЗАО КБ «Мираф-Банк». Первая глава включает три параграфа: анализ особенностей международного инвестиционного процесса, подходы и методы оценки стоимости компании, место и роль оценки стоимости компании и процедуры Due Diligence в инвестиционном процессе. В первом параграфе рассмотрены основные особенности международного инвестиционного процесса,  алгоритмы осуществления инвестирования с точки зрения инвестора и с точки зрения объекта инвестирования. Второй параграф, разделенный на две составные части, включает описание основных подходов и методов оценки стоимости компании, а также ограничения их практической применимости. Третий параграф определяет место и роль оценки стоимости компании в процессе осуществления инвестирования, а также место и роль Due Diligence в процедуре оценки стоимости компании. Вторая глава состоит из двух параграфов, отражающих сущность проведения процедуры Due Diligence и возможности ее использования в России. Первый параграф разделен на три составные части, включающие цели, задачи и инициаторов проведения Due Diligence, разделы данной процедуры, а также описание технологии ее проведения. Заключительный параграф второй главы, также разделенный на два подпараграфа, содержит определение ряда особенностей применения Due Diligence в России, а также рекомендации о степени необходимой адаптации данного инструмента для его наиболее эффективного использования  в российских условиях. Третья глава состоит из четырех параграфов, объясняющих различные аспекты использования Due Diligence на практике. В первом параграфе описывается основные особенности оценки стоимости российских банков. Второй и третий параграфы, каждый из которых разделен на две составные части, содержат отчеты о Financial Due Diligence и об оценке стоимости ЗАО КБ «Мираф-Банк» на основе российской отчетности и отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО. Четвертый параграф третьей главы, являющийся последним параграфом работы, обобщает изученную информацию, сравнивая результаты двух вариантов адаптации Due Diligence и оценки стоимости компании, а также в нем предлагаются рекомендации для дальнейшего применения результатов исследования в практической деятельности специалистов по оценке стоимости бизнеса.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ КОМПАНИИ

1.1. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖДУНАРОДНОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА

Согласно исследованиям западных экономистов в мировом инвестиционном процессе в последние десятилетия наблюдается тенденция постоянного усиления конкурентной борьбы за международный инвестиционный капитал. В связи с опережающим развитием экономик ряда развивающихся стран наблюдается резкое увеличение потребности в инвестиционных ресурсах, в то время как рост объемов инвестируемого капитала отстает от потребностей мировой экономики. И хотя борьба за инвестиционные ресурсы между ведущими центрами мирового хозяйства: США, ЕС и Японией, также крайне обострилась, в особенно тяжелом положении в конкуренции за все более дефицитные инвестиционные ресурсы находятся развивающиеся страны.

Таким образом, задача привлечения инвестиций в национальную экономику может быть сформулирована как создание благоприятного режима для прироста национальной инвестиционной базы, так называемого инвестиционного климата1.

Существующие на сегодняшний день факторы, способствующие достижению конкурентных преимуществ в борьбе за инвестиции, можно подразделить на политические, макроэкономические, микроэкономические и инфраструктурные (см. Прил. 1).

На общем фоне усиления конкурентной борьбы за капитал, по мнению Полякова В.,2 Ливенцева Н., Костюниной Г.3 и других авторов,  развитие инвестиционных процессов в мире прошло три исторических этапа:

    • Для первого этапа (70-е годы) были характерны портфельные инвестиции в форме создания и финансирования дочерних компаний иностранных фирм, товарных кредитов для реализации инвестиционных проектов.
    • На втором этапе (80-90-е годы) преобладали прямые инвестиции предпринимательского капитала в создание и реконструкцию промышленных предприятий, и систему сервиса за рубежом (в основном в развивающихся странах).
    • В настоящее время начался третий этап инвестиционной деятельности с новыми формами инвестиционного сотрудничества. Такие новые формы реализуются путем предоставления не только денежных средств, но и нематериальных инвестиционных ресурсов - лицензионных соглашений, контрактов на управление, франчайзинга.

Инвестиционная активность в Российской Федерации должна пройти эти три исторических этапа. В конце 1990-х проблема заключалась в том, что Россия еще находилась на пути от первого этапа ко второму, а потенциальные иностранные инвесторы уже мыслили категориями третьего этапа4. Несмотря на произошедшие в последние годы перемены в России, развивающей инвестиционную сферу догоняющими темпами, только начинают применяться новые формы инвестиционного сотрудничества и эффективность взаимодействия с потенциальными иностранными инвесторами остается актуальной проблемой.

Информация о работе Использование Due Diligence в процессе оценки стоимости компании