Правление развитием предприятия на основе оценки его финансового состояния

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 23:51, дипломная работа

Описание работы

Целью данной Выпускной квалификационной является анализ финансового состояния предприятия на примере ОАО «Хлебозавод № 1» расчет системы обобщенных показателей, характеризующих итоги финансовой деятельности, анализ обеспеченности финансовыми ресурсами, целесообразности и эффективности их размещения и использования, платежеспособности предприятия, анализ рентабельности и деловой активности. Информацией для анализа финансового состояния предприятия являются данные бухгалтерской отчетности (см. Приложения). Оценка показателей нужна для эффективного управления предприятием, с их помощью руководители осуществляют планирование, контроль, улучшают и совершенствуют направление деятельности предприятия.

Содержание работы

Введение 6
1 Теоретико-методологические основы управления финансовым состоянием предприятия………………………………………………………….9
1.1 Понятие и сущность управления финансовым состоянием предприятия……………………………………………………………………….9
1.2 Система показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия…….………………………………………………………………..17
1.3 Методики определения типа финансовой ситуации на предприятии……………………………………………………………………..30
1.4 Проблемы укрепления финансового состояния организации……………………………………………………………………...33
2 Исследование и оценка финансового состояния предприятия
ОАО «Хлебозавод№1»……………………………………………………37
2.1 Организационно-экономическая характеристика
ОАО «Хлебозавод №1»…………………….…………………………….37
2.2 Общая оценка структуры имущества и источников его образования………………………………………………………………………45
2.3 Расчет и оценка показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия………………………………………………………….49
3 Мероприятия по оптимизации управления финансовым состоянием предприятия……………………………………………………………………..64
3.1 Стратегические направления устойчивого развития предприятий пищевой промышленности………………………………………………… ....64
3.2 Финансовый леверидж как эффективный инструмент управления финансовой деятельностью предприятия……………………………….……71
Заключение………………………………………………………………..78
Список использованных источников………………………………….83

Файлы: 1 файл

OLGA ДИПЛОМ.doc

— 835.00 Кб (Скачать файл)

Финансовая устойчивость — одна из характеристик соответствия структуры источников финансирования в структуре активов. В отличие от платежеспособности, которая оценивает оборотные активы и краткосрочные обязательства предприятия, финансовая устойчивость определяется на основе соотношения разных видов источников финансирования и его соответствия составу активов [13].

Цель любой коммерческой организации  – получение максимальной прибыли, но это "узкое" толкование цели. В  более широком понимании под  основной целью организации следует  понимать обеспечение ее устойчивого финансового состояния, а получение максимальной прибыли является основой для достижения этой цели.

В современных условиях правильное определение финансового состояния  предприятия имеет огромное значение не только для самих субъектов хозяйствования, но и для многочисленных акционеров, особенно потенциальных инвесторов.

Финансовое состояние может  быть хорошим, средним и плохим. Четких критериев для такой градации финансового состояния предприятия  пока нет.

Финансовое состояние предприятия – очень емкое понятие, и вряд ли можно его охарактеризовать одним каким-то критерием. Поэтому для характеристики финансового состояния предприятия применяются такие критерии, как финансовая устойчивость, платежеспособность, ликвидность баланса, кредитоспособность, рентабельность (прибыльность) и др.

Под общей устойчивостью предприятия  можно понимать и такое состояние, когда предприятие стабильно, на протяжении достаточно длительного  периода времени выпускает и  реализует конкурентоспособную  продукцию, получает чистую прибыль, достаточную для производственного и социального развития предприятия, является ликвидным и кредитоспособным.

Из этих определений можно сделать  вывод, что финансовая устойчивость является комплексным и наиболее важным критерием, характеризующим финансовое состояние предприятия [15].

Платежеспособность – это возможность  предприятия расплачиваться по своим  обязательствам. При хорошем финансовом состоянии предприятие устойчиво  платежеспособно; при плохом – периодически или постоянно неплатежеспособно. Самый лучший вариант, когда у предприятия всегда имеются свободные денежные средства, достаточные для погашения имеющихся обязательств. Но предприятие является платежеспособным и в том случае, когда свободных денежных средств у него недостаточно или они вовсе отсутствуют, но предприятие способно быстро реализовать свои активы и расплатиться с кредиторами.

Поскольку одни виды активов обращаются в деньги быстрее, другие – медленнее, необходимо группировать активы предприятия  по степени их ликвидности, т.е. по возможности обращения в денежные средства.

К наиболее ликвидным активам относятся  сами денежные средства предприятия  и краткосрочные финансовые вложения в ценные бумаги. Следом за ними идут быстрореализуемые активы – депозиты и дебиторская задолженность. Более длительного времени требует реализация готовой продукции, запасов сырья, материалов и полуфабрикатов, которые относятся к медленно реализуемым активам. Наконец, группу труднореализуемых активов образуют земля, здания, оборудование, продажа которых требует значительного времени, а поэтому осуществляется крайне редко [11].

Сгруппированные по степени ликвидности  активы представлены на  рисунке 1.

Для определения платежеспособности предприятия с учетом ликвидности  его активов обычно используют баланс. Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении размеров средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности, с суммами обязательств по пассиву, сгруппированных по срокам их погашения.

Пассивы баланса по степени срочности  их погашения можно подразделить следующим образом:

П1 – наиболее срочные обязательства (кредиторская задолженность);

П2 – краткосрочные пассивы (краткосрочные кредиты и займы);

П3 – долгосрочные кредиты и займы, арендные обязательства и др.;

П4 – постоянные пассивы (собственные средства, за исключением арендных обязательств и задолженности перед учредителями).

Ликвидность баланса – это степень  покрытия обязательств предприятия  такими активами, срок превращения  которых в денежные средства соответствует  сроку погашения обязательств.

Рисунок 1 – Классификация активов предприятия

 

Баланс считается абсолютно  ликвидным, если:

А1>=П1, то наиболее ликвидные активы равны наиболее срочным обязательствам или перекрывают их;

А2>=П2, то быстрореализуемые активы равны краткосрочным пассивам или перекрывают их;

А3>=П3, то медленнореализуемые активы равны долгосрочным пассивам или перекрывают их;

А4<=П4, то постоянные пассивы равны труднореализуемым активам или перекрывают их.

Одновременное соблюдение первых трех правил обязательно влечет за собой достижение и четвертого, т.к. если совокупность первых трех групп активов больше (или равна) суммы первых трех групп пассивов баланса (т.е. [А1+А2+А3]>=[П1+П2+П3]), то четвертая группа пассивов обязательно перекроет (или будет равна) четвертую группу активов (т.е. А4<=П4). Последнее положение имеет глубокий экономический смысл: когда постоянные пассивы перекрывают труднореализуемые активы, соблюдается важное условие платежеспособности – наличие у предприятия собственных оборотных средств, обеспечивающих бесперебойный воспроизводственный процесс; равенство же постоянных пассивов и труднореализуемых активов отражает нижнюю границу платежеспособности за счет собственных средств предприятия [15].

Под кредитоспособностью предприятия понимаются его возможности в получении кредита и способности его своевременного погашения за счет собственных средств и других финансовых ресурсов.

Для достижения и поддержания финансовой устойчивости предприятия важна не только абсолютная величина прибыли, но и ее уровень относительно вложенного капитала или затрат предприятия, т.е. рентабельность (прибыльность).

Финансовое  состояние предприятия зависит  от многих факторов, которые можно  классифицировать как зависящие (внутренние) и не зависящие (внешние) от деятельности самого предприятия.

К внутренним факторам можно в первую очередь  отнести способность руководителей  предприятия и его менеджеров эффективно управлять предприятием с целью достижения рационального  использования всех ресурсов, выпуска конкурентоспособной продукции и на этой основе устойчивого финансового состояния предприятия.

Внешние факторы зависят в основном от проводимой экономической политики государства: финансово-кредитной, налоговой, амортизационной, протекционистской и внешнеэкономической, которая в конечном итоге создает благоприятные или плохие экономические условия хозяйствования.

Высшей  формой устойчивости предприятия является его способность развиваться  в условиях изменяющейся внутренней и внешней среды [11].

 

1.2 Система показателей,  характеризующих финансовое состояние предприятия

 

Анализ финансовой отчетности предприятия  состоит из следующих компонентов:

 Цель и сущность анализа.  Важнейшее средство оценки финансовых  результатов и финансового положения  предприятия в прошлом и настоящем – это анализ финансовых отчетов и бюджетов. Нефинансовые факторы, такие, как стиль руководства предприятия, его история, помогают определить направление и глубину анализа [6].

Систематическое рассмотрение и оценка информации для получения достоверных выводов относительно прошлого состояния предприятия с целью предвидения его жизнеспособности в будущем является важным для успешного анализа финансовых отчетов, позволяя установить важнейшие характеристики, определяющие вероятность успеха или банкротства предприятия:

финансовую структуру – активы, принадлежащие предприятию, и обязательства, которые оно на себя взяло для  приобретения и поддержания этих активов, в том числе способность  реализовать планируемые и непланируемые  изменения;

операционный цикл – стадии, которые  проходит предприятие, для того чтобы  его товары или услуги попали на рынки;

тенденции и сравнительная эффективность  – направление развития предприятия  путем сопоставления финансовых результатов за ряд лет и сопоставления с другими аналогичными предприятиями отрасли [1].

Технические операции и анализ содержания. Аналитики оценивают информацию с помощью методов, основанных на логических и учетных принципах. Выполняются технические операции: расчет коэффициентов, преобразование информации для установления ее достоверности, оценки деятельности предприятия в целом, сопоставление статистических данных с данными других предприятий и прогнозирование будущих хозяйственных результатов.

Главное в анализе финансовых отчетов  – это понять и правильно интерпретировать результаты технической обработки данных. Для этого необходимо принимать во внимание информацию относительно: 1) владельцев предприятия; 2) его руководства; 3) видов деятельности; 4) конкурентов предприятия и рынков, на которых оно работает; 5) его расходов; 6)характеристики отрасли; 7) положения предприятия в отрасли; 8)соответствующих законодательных нормативов; 9) чувствительности предприятия к неблагоприятным изменениям в экономике, демографии, вкусах потребителей. Совокупность полученной информации позволяет аналитику сделать обоснованный вывод о риске предприятия [13].

Анализ риска. Анализ финансовых отчетов  – одно из мероприятий, необходимых  для принятия кредитного или инвестиционного  решения, это оценка риска предприятия не погасить ссуды в соответствии с договоренностью или не обеспечить рост котировок своих акций.

Для оценки риска важно выяснить, сбалансированы  ли сильные и  слабые финансовые стороны деятельности предприятия. Если преимущества значительно  превышают недостатки, компенсируя очевидную неопределенность, то взаимодействие с предприятием сопряжено с допустимым риском:

(Сильные стороны – Слабые  стороны) > Неопределенность = Приемлемый риск.

Некоторые виды риска, которые обязательно  изучаются в процессе анализа финансовых отчетов, подразумевают определение следующих факторов:

ликвидность, т.е. способность предприятия:

           быстро  реагировать на неожиданные финансовые  проблемы и возможности; 

           увеличивать  активы при росте объема продаж;

          возвращать  краткосрочные долги путем обычного  превращения активов в денежные  средства;

           движение  денежных средств – накопление денег для долгосрочных целей, например замены основных средств, чистого увеличения текущих активов и погашения долгосрочных ссуд;

 операционная прибыль – доказательство  успешной деятельности, достаточное,  чтобы убедить инвесторов в жизнеспособности и росте предприятия в будущем;

 степень задолженности (леверидж) – масштабы задолженности как  источника средств, используемых  предприятием, ссуды в сопоставлении  с собственным капиталом и  колебаниями в движении денежных  средств.

 Развертывание отчетов представляет собой приведение отчетов в соответствие с формой, принятой для проведения анализа конкретной организацией, а также, по возможности, получение дополнительных данных. В сущности, развертывание отчетности – это процесс, с помощью которого информация из финансовых отчетов переносится в аналитические таблицы, различные формы которых используются аналитиком для отчетов о прибылях и убытках, бухгалтерских балансов и отчетов о движении денежных средств. Это позволяет проследить данные за рад лет, выявить тенденции, сделать сопоставления.

 Участие руководителей в  формировании отчетов. Возможность  руководителя самому подготовить  отчет о своей работе вызывает  у него искушение составить  отчет в соответствии со своим  желанием. Это надо учитывать в ходе анализа финансовых отчетов, принимая во внимание, что бухгалтеры лишь отслеживают, отвечают ли отчеты нормативным требованиям.

 Аудит. Аудиторы проверяют  финансовые отчеты с целью  удостовериться, соответствуют ли  они принципам учета и отчетности, установленным нормативным требованиям. Поэтому результаты аудита можно определить как приемлемые, а не точные.

 Анализ бухгалтерского баланса.  Бухгалтерский баланс – это  финансовая картина предприятия  на определенный момент времени,  обычно на последний день финансового года. Базовую структуру баланса можно представить в виде простого уравнения:

Активы = Обязательства + Собственный  капитал.

Анализ бухгалтерского баланса  предполагает оценку активов предприятия, его обязательств (долгов) и разности между ними – собственного капитала.

Анализ отчета о доходах, или  отчета о прибылях и убытках или  отчета о прибыли, начинают с общих  поступлений (или объема продаж); далее  рассматривают различные издержки и, наконец, чистую прибыль (или убытки) за данный период. Задача аналитика – проанализировать чистую прибыль или чистый доход, оценить имущество и другие активы, созданные предприятием за данный период. Анализ включает рассмотрение достоверности и качества поступлений, правильность отражения затрат.

Информация о работе Правление развитием предприятия на основе оценки его финансового состояния