Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 23:51, дипломная работа
Целью данной Выпускной квалификационной является анализ финансового состояния предприятия на примере ОАО «Хлебозавод № 1» расчет системы обобщенных показателей, характеризующих итоги финансовой деятельности, анализ обеспеченности финансовыми ресурсами, целесообразности и эффективности их размещения и использования, платежеспособности предприятия, анализ рентабельности и деловой активности. Информацией для анализа финансового состояния предприятия являются данные бухгалтерской отчетности (см. Приложения). Оценка показателей нужна для эффективного управления предприятием, с их помощью руководители осуществляют планирование, контроль, улучшают и совершенствуют направление деятельности предприятия.
Введение 6
1 Теоретико-методологические основы управления финансовым состоянием предприятия………………………………………………………….9
1.1 Понятие и сущность управления финансовым состоянием предприятия……………………………………………………………………….9
1.2 Система показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия…….………………………………………………………………..17
1.3 Методики определения типа финансовой ситуации на предприятии……………………………………………………………………..30
1.4 Проблемы укрепления финансового состояния организации……………………………………………………………………...33
2 Исследование и оценка финансового состояния предприятия
ОАО «Хлебозавод№1»……………………………………………………37
2.1 Организационно-экономическая характеристика
ОАО «Хлебозавод №1»…………………….…………………………….37
2.2 Общая оценка структуры имущества и источников его образования………………………………………………………………………45
2.3 Расчет и оценка показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия………………………………………………………….49
3 Мероприятия по оптимизации управления финансовым состоянием предприятия……………………………………………………………………..64
3.1 Стратегические направления устойчивого развития предприятий пищевой промышленности………………………………………………… ....64
3.2 Финансовый леверидж как эффективный инструмент управления финансовой деятельностью предприятия……………………………….……71
Заключение………………………………………………………………..78
Список использованных источников………………………………….83
рост рентабельности продукции за счет использования эффективной ценовой политики и эффекта операционного рычага;
своевременное выявление и устранение недостатков финансовой деятельности предприятия и поиск дополнительных резервов и другие.
Итак, применение данного комплекса мероприятий позволит предприятию устранить свою неплатежеспособность, восстановить финансовую устойчивость, стать конкурентоспособным и привлекательным для инвесторов.
Исходя из вышесказанного для написания данной выпускной квалификационной работы была использована следующая информационная база:
Бухгалтерский баланс за 2008-2010 год (форма№1) отражает имущество предприятия и источники его финансирования на определенную дату в денежном выражении.
Отчет о прибылях и убытках за 2008-2010 год (форма№2) отражает обобщенно наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия.
Отчет об изменениях капитала за 2008-2010 год (форма№3) раскрывает информацию о наличии и изменениях капитала организации на начало и конец отчетного периода.
Отчет о движении денежных средств за 2008-2010год (форма№4). Данный отчет должен показывать потоки денежных средств (поступление, направление расходования) с учетом остатков денежных средств на начало и конец отчетного периода в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.
Приложение к бухгалтерскому балансу за 2008-2010 год. Информация, содержащаяся в данной форме, дополняя бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, позволяет провести достаточно детальный анализ финансового состояния организации и увидеть движение средств и их источников за отчетный период.
Таким образом, в первой главе были раскрыты теоретико-методологические основы управления финансовым состоянием организации. Можно сделать вывод, что, устойчивое финансовое состояние является не игрой случая, а итогом умелого управления всем комплексом факторов, определяющих результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Финансово устойчивое предприятие имеет преимущество перед другими предприятиями того же профиля и привлечений инвестиций, в получении кредитов, в выборе поставщиков и в подборе квалифицированных кадров. Наконец, оно не вступает в конфликт с государством и обществом, так как выплачивает своевременно налоги в бюджет, взносы в социальные фонды, заработную плату – рабочим и служащим, дивиденды – акционерам, а банкам гарантирует возврат кредитов и уплату процентов по ним.
2 Исследование и оценка финансового состояния предприятия
ОАО «Хлебозавод №1»
2.1 Организационно-экономическая
ОАО «Хлебозавод № 1»
В качестве объекта исследования выступило ОАО «Хлебозавод № 1», являющееся производителем и поставщиком хлеба хлебобулочных изделий в г. Воронеже и Воронежской области. Фирменное наименование предприятия - Открытое акционерное общество «Хлебозавод №1». Адрес: 394030, г. Воронеж, ул. Ф.Энгельса, 88.
Воронежский хлебозавод №1 был основан в 1929 году в помещении бывшей мельницы.
Первоначально завод был оборудован 7 печами ХВ. Оборудование тестоприготовительного цеха составляли тестомесильные машины ХТШ и подкатные дежи ХДШ.
Во время войны завод был разрушен, а затем в 1943 году восстановлен. Печи ХВ были заменены печами ХВЛ на 55 люлек. В 1955 году на заводе был впервые смонтирован расстойно-печной агрегат, в тестоприготовительном отделении установлено 7 безопарных агрегатов ХТР. В последующем подвергся реконструкции дрожжевой цех, ведены частичная автоматизация и механизация.
С 1986 года начали выпускать кондитерские изделия. Была установлена линия по выработке печенья овсяного и ромовой бабы.
С 1987 года хлебозавод начал выпускать новые сорта хлеба: дарницкий, белый 1 сорта, белый 2 сорта.
С 1994 года запущена линия по выработке батонов, а в мае 1998 года окончена установка второй такой же линии с печью ФТЛ-2. В настоящее время на предприятии установлены и работают 3 мини пекарни. На хлебозаводе идет постоянное внедрение новых видов продукции. Освоены: «рулетик с маком», «плюшка», восточные сладости типа мягких конфет «Неженка».
Освоены 2 полуавтомата по упаковке изделий, планируется внедрить еще 3. Упаковываются булочные и сдобные изделия.
Свою деятельность, данная коммерческая организация в соответствии с Уставом осуществляет в следующих направлениях:
Производство и реализация хлебобулочных изделий;
Коммерческая деятельность;
торгово-посредническая деятельность;
Внешнеэкономическая деятельность;
Оптово-розничная торговля;
Услуги общественного питания;
Автотранспортные услуги;
Иная деятельность, прямо не запрещенная законодательством.
Уставный капитал Общества составляется из номинальной стоимости акций Общества, приобретенных акционерами. Уставный капитал Общества определяет минимальный размер имущества Общества, гарантирующего интересы его кредиторов.
Размер уставного капитала составляет 3256 тыс. рублей и разделен на 325 600 обыкновенных именных бездокументарных акций номинальной стоимостью 10 (десять) рублей каждая.
Численность персонала ОАО «Хлебозавод №1» составляет порядка 700 человек. Характеристика состава и динамики численности исследуемого предприятия отражены в таблице 2.
Исходя из полученной информации, за исследуемый ряд лет (2008-2010 гг.) можно сделать следующие выводы. Общая численность персонала снизилась на 1,47%, в том числе за счет снижения численности руководителей на 6,7 % и работников основного производства на 3,9%.
Положительной следует признать динамику фонда оплаты труда. По сравнению с 2008 годом рост доходов персонала составил 42,9%.
Таблица 2 - Состав и динамика численности работников
ОАО «Хлебозавод №1»
Показатели |
2008г |
2009г |
изменение |
2010г |
Изменени | ||
Абсолютное |
Относительное, % |
Абсолютное |
Относительное, % | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Общая численность персонала, чел. |
680 |
675 |
-5 |
-0,74 |
670 |
-5 |
-0,74 |
В т.ч. |
0 |
0 |
|||||
руководители |
45 |
44 |
-1 |
-2,22 |
42 |
-2 |
-4,55 |
специалисты |
41 |
37 |
-4 |
-9,76 |
40 |
3 |
8,11 |
служащие |
60 |
46 |
-14 |
-23,33 |
46 |
0 |
0,00 |
рабочие |
360 |
351 |
-9 |
-2,50 |
346 |
-5 |
-1,42 |
рабочие вспомогательного производства |
174 |
174 |
0 |
0,00 |
174 |
0 |
0,00 |
прочие |
- |
23 |
23 |
- |
22 |
-1 |
-4,35 |
Фонд оплаты труда, тыс.руб. |
47374 |
56085 |
8711 |
18,39 |
67699 |
11614 |
20,71 |
Положительной следует признать динамику фонда оплаты труда. По сравнению с 2008 годом рост доходов персонала составил 42,9%.
Для более полной характеристики, рассмотрим организационную структуру управления ОАО «Хлебозавод №1», представленную на рисунке 2.
Непосредственное руководство организацией выполняет Генеральный директор. Он представляет ее во всех учреждениях и организациях, распоряжается в установленных законом границах имуществом и средствами организации, заключает договора, издает приказы, принимает и увольняет работников, применяет к ним меры поощрения и налагает взыскания.
Директор, прежде всего, отвечает за выполнение установленного организацией плана по всем показателям в соответствии с заказами, за внедрение в производство достижений науки, техники и передового опыта, соблюдения трудового законодательства, сохранение собственности и обеспечение финансовой дисциплины во всех областях деятельности хлебозавода.
Рисунок 2 – Организационная структура управленияОАО «Хлебозавод №1»
Генеральный директор имеет 1-го заместителя, который отвечает за проведение на хлебозаводе правильной технической политики, совершенствование техники, технологии и организации производства на основе новейших достижений науки.
Он руководит службами ремонтного и энергетического обслуживания и контроля качества сырья и готовой продукции, организует работу по развитию изобретательства и рационализации.
Первый заместитель несет
Зам. директора по техническим вопросам возглавляет технический совет организации, в состав которого входят опытные инженеры, техники, служащие, рабочие. Ведущими специалистами, непосредственно подчиненными зам. директору по техническим вопросам, являются главный механик, главный энергетик и инженер по ТБ и ОТ.
Производственная лаборатория
осуществляет функции, связанные с
наблюдением за качеством готовой
продукции и ходом всего
Бухгалтерия осуществляет учет использования средств, выделенных в распоряжение хлебозавода, контролирует выполнение плана по прибыли и рентабельности производства, определяет фактическую себестоимость продукции.
Главный бухгалтер является государственным
контролером на хлебозаводе, ответственным
за правильность расходования средств
и соблюдение финансовой дисциплины.
Объединяя функции
Планово-экономический отдел разрабатывает перспективные и текущие планы предприятия, а также ведет оперативное планирование и определяет плановые показатели участков, смен; контролирует выполнение плана по всем показателям как по хлебозаводу в целом, так и по участкам, сменам и по средством всестороннего анализа производственно-хозяйственной деятельности вскрывает внутренние резервы в экономике предприятия для их оперативного использования. В центре внимания работников отдела находятся задачи по организации труда и управления: внедрение типовых проектов рабочих мест, определение норм выработки и расценок, обмен передовыми методами труда, контроль за соблюдением трудового законодательства, участие в разработке комплексных планов внедрения научной организации труда и планов социального развития организации. Также этот отдел занимается нормированием, тарификацией, внедрением НОТ. В обязанности работников включается разработка и внедрение рациональных структур управления организацией, положений о структурных подразделениях и должностных инструкций.
Важную роль на предприятии играют отдел снабжения, отдел сбыта и служба маркетинга, так как от их работы зависит, получит ли организация вовремя сырье необходимого качества, в каком объеме необходимо выпустить продукцию и кому ее реализовать. Так как продукция хлебозавода является скоропортящейся, то необходимо заранее заключать договора на поставку готовой продукции и определять в соответствии с этим объемы выпуска. Эти задачи возложены на службу маркетинга. Также сотрудники этой службы ведут систематическую работу по изучению спроса потребителей, информируют об этом директора для принятия соответствующих мер по удовлетворению спроса населения. Кроме этого, служба маркетинга занимается рекламированием выпускаемой продукции.
Отдел снабжения разрабатывает план снабжения хлебозавода сырьем, вспомогательными материалами, топливом и т. д., составляет на них заявки для ведающих поставками организаций. Одной из главных задач отдела является ускорение оборачиваемости материальных ресурсов, улучшение организации складского хозяйства, организация централизованного завоза сырья и материалов.
Информация о работе Правление развитием предприятия на основе оценки его финансового состояния