Методы реализации АО «ФНБ «Самрук-Казына» государственной инвестиционной политики РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:10, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение инвестиционной политики государства в посткризисный период развития Казахстана, а также национальной системы институтов развития как эффективного инструмента ее реализации. Принято считать, что институты развития (ИР) – это структуры, призванные аккумулировать финансовые средства и направлять их на развитие перспективных отраслей экономики, внедрение инноваций, реализацию важных инфраструктурных и социальных проектов. Однако подобная формулировка, скорее, скрывает природу задач, стоящих перед данными институтами, чем проясняет ее. На самом деле институты развития представляют собой инструмент прямого государственного вмешательства, направленного на стимулирование тех или иных отраслей либо регионов в случаях, когда «ординарные» рыночные инструменты не действенны и требуется «экстраординарное» вмешательство. С этой точки зрения, целью работы также является совершенствование национальной системы институтов развития и повышение эффективности их функционирования.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….…………………………………3
Глава 1. Государственная инвестиционная политика Республики Казахстан…………….……7
1.1 Значение государственной инвестиционной политики………………………….……7
1.2 Виды инвестиций и методы финансирования в государственной инвестиционной политике……………………………………………………………………………………………10
1.3 Формы и методы государственной инвестиционной политики РК…………………12
1.3.1 Формирование инвестиционной политики государства в условиях становления рыночных отношений в Казахстане……………………………………………………………...14
1.3.2 Инвестиционный климат РК…………………………………………………………23
Глава 2. Роль АО «ФНБ «Самрук-Казына» в проведении государственной инвестиционной политики РК……………………………………………………………………………………….36
2.1 Создание Акционерного Общества «Фонд Национального Благосостояния «Самрук-Казына» в РК……………………………………………………………………………………….36
2.2 АО «ФНБ «Самрук-Казына» как национальная система институтов развития…….41
2.2.1 Цели и задачи создания Фонда как института развития……………………………41
2.2.2 Национальная система институтов развития Республики Казахстан под руководством АО «ФНБ Самрук-Казына»………………………………………………………47
2.3 Роль АО «ФНБ «Самрук-Казына» в реализации государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Казахстана на 2010-2014 гг…54
Глава 3. Методы реализации АО «ФНБ «Самрук-Казына» государственной инвестиционной политики РК……………………………………………………………………………………….65
3.1 Меры проведения инвестиционной политики государства Фондом «Самрук-Казына» в горно-металлургическом комплексе на примере дочерней организации АО «НК «Тау-Кен Самрук»……………………………………………………………………………...…65
3.2 Меры проведения инвестиционной политики государства Фондом «Самрук-Казына» в машиностроительном комплексе на примере дочерней организации АО «НК «Казахстан Инжиниринг»…………………………………………………………..………….….76
3.3 Пути совершенствования национальной системы институтов развития РК и повышения эффективности их функционирования………………………………………….…86
Заключение…………………………………………………………………………………..96
Список литературы………………………

Файлы: 1 файл

Государственная инвестиционная политика Республики Казахстан.docx

— 250.86 Кб (Скачать файл)

    Оглавление 

Введение………………………………………………………….…………………………………3

Глава 1. Государственная инвестиционная политика Республики Казахстан…………….……7

          1.1  Значение государственной инвестиционной политики………………………….……7

     1.2 Виды инвестиций и методы  финансирования в государственной  инвестиционной       политике……………………………………………………………………………………………10

     1.3 Формы и методы государственной  инвестиционной политики РК…………………12

      1.3.1 Формирование инвестиционной политики государства в условиях становления рыночных отношений в Казахстане……………………………………………………………...14

     1.3.2 Инвестиционный климат РК…………………………………………………………23

Глава 2. Роль АО «ФНБ «Самрук-Казына» в  проведении государственной инвестиционной политики РК……………………………………………………………………………………….36

    2.1 Создание Акционерного Общества  «Фонд Национального Благосостояния  «Самрук-Казына» в РК……………………………………………………………………………………….36

    2.2 АО «ФНБ «Самрук-Казына» как  национальная система институтов  развития…….41

    2.2.1 Цели и задачи создания Фонда  как института развития……………………………41

    2.2.2 Национальная система институтов  развития Республики Казахстан  под руководством АО «ФНБ Самрук-Казына»………………………………………………………47

    2.3 Роль АО «ФНБ «Самрук-Казына»  в реализации государственной  программы по форсированному  индустриально-инновационному развитию Казахстана на 2010-2014 гг…54

 Глава 3. Методы реализации АО «ФНБ «Самрук-Казына» государственной инвестиционной политики РК……………………………………………………………………………………….65

    3.1 Меры проведения инвестиционной  политики государства Фондом  «Самрук-Казына» в горно-металлургическом  комплексе на примере дочерней  организации АО «НК «Тау-Кен  Самрук»……………………………………………………………………………...…65

     3.2 Меры проведения инвестиционной  политики государства Фондом  «Самрук-Казына» в машиностроительном  комплексе на примере дочерней  организации АО «НК «Казахстан  Инжиниринг»…………………………………………………………..………….….76

         3.3 Пути совершенствования национальной  системы институтов развития  РК и повышения эффективности  их функционирования………………………………………….…86

     Заключение…………………………………………………………………………………..96

     Список  литературы………………………………………………………………………….99 

    ВВЕДЕНИЕ 

    Обеспечение экономического роста, укрепление конкурентоспособности  казахстанской экономики, повышение  уровня жизни населения являются важнейшими приоритетами развития Республики Казахстан. Так, была принята государственная  программа по форсированному индустриально-инновационному развитию (ГПФИИР) РК, которая стала  главным стратегическим документом в сфере экономического и социального  развития на ближайшие 5 лет, где сформулированы основные цели, задачи и направления  в развитии государства. Для достижения этих целей необходима высокая динамика инвестиционных и инновационных  процессов, консолидация государственных  и частных финансовых ресурсов на приоритетных направлениях обеспечения  устойчивого долгосрочного роста  казахстанской экономики.

    В посткризисный период одной из основных проблем казахстанской экономики  является нехватка инвестиционных ресурсов. В то же время существует структурный  дисбаланс между спросом и  предложением в области финансирования инвестиционных проектов. Для частных  финансовых институтов по разным причинам нецелесообразно финансировать  значительную часть тех проектов, которые с точки зрения государства  могут и должны быть профинансированы. Поэтому государство для реализации своих приоритетов вынуждено  вмешиваться в процессы, происходящие на финансовом рынке, в том числе  путем создания специализированных финансовых институтов.

    Необходимо  учитывать, что некоторые инвестиционные проекты и определенные направления  деятельности могут быть недостаточно привлекательны для самостоятельной  работы частных финансовых организаций  вследствие неблагоприятного соотношения  риска и доходности, в том числе  в силу завышенной оценки риска этих проектов из-за недостатка информации. Однако во многих случаях такие проекты  могут успешно реализовываться  при условии применения принципов  государственно-частного партнерства. Государство, с одной стороны, принимает  на себя часть рисков, а с другой стороны, своим участием в финансировании таких проектов повышает доверие к ним.

    Решение задач по развитию и диверсификации экономики и повышению эффективности  использования государственных  ресурсов возможно благодаря механизму  институтов развития.

    Институты развития – это специализированные организации, созданные государством либо с участием государства для  содействия экономическому росту и  социально-экономическому развитию страны.  Их деятельность направлена на устранение или смягчение «провалов рынка» – ситуаций, при которых рыночные механизмы не способны обеспечить наиболее эффективное решение экономических и социальных проблем.

    Таким образом, на данном этапе развития казахстанской  экономики особенно повышается роль институтов развития как основного  инструмента проведения государственной  социально-экономической, в частности  инвестиционной политики, выступающего катализатором частных инвестиций в приоритетных секторах и отраслях экономики, способствующего созданию и внедрению инноваций, улучшающего  институциональную среду. В Казахстане система институтов развития находится  на стадии становления. В этой связи  актуальным становится анализ деятельности институтов развития, а также изучение путей совершенствования их функционирования для достижения долгосрочных макроэкономических целей.

    Объектами исследования являются Акционерное  общество «Фонд Национального Благосостояния «Самрук-Казына» как национальная система институтов развития, а также  государственная инвестиционная политика РК. Механизм использования Фонда  «Самрук-Казына» как основного  инструмента проведения государственной  инвестиционной политики является предметом  исследования.

    Целью работы является изучение инвестиционной политики государства в посткризисный  период развития Казахстана, а также  национальной системы институтов развития как эффективного инструмента ее реализации.  Принято считать, что  институты развития (ИР) – это  структуры, призванные аккумулировать финансовые средства и направлять их на развитие перспективных отраслей экономики, внедрение инноваций, реализацию важных инфраструктурных и социальных проектов. Однако подобная формулировка, скорее, скрывает природу задач, стоящих  перед данными институтами, чем  проясняет ее. На самом деле институты  развития представляют собой инструмент прямого государственного вмешательства, направленного на стимулирование тех  или иных отраслей либо регионов в  случаях, когда «ординарные» рыночные инструменты не действенны и требуется  «экстраординарное» вмешательство. С  этой точки зрения, целью работы также является совершенствование  национальной системы институтов развития и повышение эффективности их функционирования.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

    - анализ государственной инвестиционной  политики РК, который включает  в себя изучение государственной  программы по форсированному  индустриально-инновационному развитию  на 2010-2014 гг.;

    - определение приоритетных отраслей  государственного финансирования  и путей их инвестирования;

    - изучение истории создания Акционерного  Общества «Фонд Национального  Благосостояния «Самрук-Казына»;

    - анализ формирования национальной  системы институтов развития  РК, который включает в себя  изучение основания отдельных  институтов развития: Банк Развития  Казахстана, Национальный Инвестиционный  Фонд и т. д.;

    - выявление основных направлений  и принципов деятельности Фонда  как системы национальных институтов  развития РК, осуществлять государственную  инвестиционную политику;

    - определение роли Фонда «Самрук-Казына»  в реализации ГПФИИР;

    - анализ процесса государственного  инвестирования горно-металлургической  отрасли как одной из приоритетных  отраслей казахстанской экономики   на примере дочерней организации  Фонда «Самрук-Казына» - АО «НК  «Тау-Кен Самрук»;

    - анализ процесса государственного  финансирования приоритетной машиностроительной  отрасли на примере дочерней  организации Фонда «Самрук-Казына»  - АО «НК «Казахстан Инжиниринг»;

    - на основе решения вышеуказанных  задач выявление путей совершенствования  национальной системы институтов  развития РК и определение  способов повышения эффективности  их деятельности.

    В основе теоретической базы исследования лежат научные и учебные издания  по национальной экономике, инвестициям, инвестиционной политике казахстанских, российских и зарубежных авторов. Вопрос институтов развития и их функционирования не достаточно широко освещен в научной  литературе, поэтому теоретическую  базу данного направления составили  отчеты казахстанских, российских и  зарубежных исследовательских центров  и институтов. Также были использованы нормативно-правовые акты Республики Казахстан в сфере инвестиционных процессов, данные Агентства Республики Казахстан по статистике, Росстата, Всемирного Банка. В исследовании применялись  общенаучные методы познания, системный  подход, методы группировки, обобщения, аналогии, экономико-статистический анализ, экспертная оценка и другие. Расчеты  ряда экономических показателей, таблиц и схем выполнены автором самостоятельно.

    Результаты  исследования диссертации могут  быть использованы в дальнейшем изучении проблем функционирования институтов развития Казахстана, а также их роли и места в проведении государственной социально-экономической политики, в частности в инвестиционной.

    Диссертация имеет больше практическую значимость, чем теоретическую. Разработанные  предложения по совершенствованию  деятельности системы институтов развития, включая предложения по изменению  нормативно-правовых актов, в том  числе в части вопросов обеспечения  координации, процедур принятия решений  и отбора проектов, контроля и мониторинга, прозрачности созданных и создаваемых  институтов развития, могут быть применены  органами государственной власти (Министерством  индустрии и новых технологий, Министерством финансов, Министерством  экономического развития и торговли) при осуществлении практических мер по повышению эффективности  проводимой инвестиционной политики, совершенствованию законодательства об инвестициях и Фонде.

    Материалы диссертации могут использоваться в учебном процессе ВУЗов, а также  учебно-методической работе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

1.1 Значение государственной инвестиционной политики 

    Государственное регулирование представляет собой  систему социального, организационного, правового и политического обеспечения  государством среды для нормального  функционирования и развития экономики.  Эта система, как и любая другая, включает в себя механизм взаимосвязи  между составными ее элементами; общую  цель, заключающуюся в создании благоприятной  среды для функционирования предпринимательства  на макро уровне; нормативно-правовое обеспечение деятельности предпринимательских  институтов; формы и средства инфраструктурного  обеспечения; научного и кадрового  обеспечения; структуры  регулирования  и поддержки внешнеэкономической  деятельности; стимулирование инвестиционной деятельности; формирование благоприятной  социальной среды, обеспечивающей политическую стабильность и приемлемые для всех сторон правила игры, поддерживаемые силой и авторитетом государства  и. т.д.

    Большое значение с точки зрения роста  национальной экономики имеет прямая государственная поддержка новых конкурентоспособных секторов, создание условий для притока иностранного капитала, установление высоких, не уступающих мировым, стандартов сертификации изделий и их приемки, предоставление финансовых и налоговых льгот предприятиям, инвестирующим в новые технологии и т. д.

Информация о работе Методы реализации АО «ФНБ «Самрук-Казына» государственной инвестиционной политики РК