Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:10, курсовая работа
Целью работы является изучение инвестиционной политики государства в посткризисный период развития Казахстана, а также национальной системы институтов развития как эффективного инструмента ее реализации. Принято считать, что институты развития (ИР) – это структуры, призванные аккумулировать финансовые средства и направлять их на развитие перспективных отраслей экономики, внедрение инноваций, реализацию важных инфраструктурных и социальных проектов. Однако подобная формулировка, скорее, скрывает природу задач, стоящих перед данными институтами, чем проясняет ее. На самом деле институты развития представляют собой инструмент прямого государственного вмешательства, направленного на стимулирование тех или иных отраслей либо регионов в случаях, когда «ординарные» рыночные инструменты не действенны и требуется «экстраординарное» вмешательство. С этой точки зрения, целью работы также является совершенствование национальной системы институтов развития и повышение эффективности их функционирования.
Введение………………………………………………………….…………………………………3
Глава 1. Государственная инвестиционная политика Республики Казахстан…………….……7
1.1 Значение государственной инвестиционной политики………………………….……7
1.2 Виды инвестиций и методы финансирования в государственной инвестиционной политике……………………………………………………………………………………………10
1.3 Формы и методы государственной инвестиционной политики РК…………………12
1.3.1 Формирование инвестиционной политики государства в условиях становления рыночных отношений в Казахстане……………………………………………………………...14
1.3.2 Инвестиционный климат РК…………………………………………………………23
Глава 2. Роль АО «ФНБ «Самрук-Казына» в проведении государственной инвестиционной политики РК……………………………………………………………………………………….36
2.1 Создание Акционерного Общества «Фонд Национального Благосостояния «Самрук-Казына» в РК……………………………………………………………………………………….36
2.2 АО «ФНБ «Самрук-Казына» как национальная система институтов развития…….41
2.2.1 Цели и задачи создания Фонда как института развития……………………………41
2.2.2 Национальная система институтов развития Республики Казахстан под руководством АО «ФНБ Самрук-Казына»………………………………………………………47
2.3 Роль АО «ФНБ «Самрук-Казына» в реализации государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Казахстана на 2010-2014 гг…54
Глава 3. Методы реализации АО «ФНБ «Самрук-Казына» государственной инвестиционной политики РК……………………………………………………………………………………….65
3.1 Меры проведения инвестиционной политики государства Фондом «Самрук-Казына» в горно-металлургическом комплексе на примере дочерней организации АО «НК «Тау-Кен Самрук»……………………………………………………………………………...…65
3.2 Меры проведения инвестиционной политики государства Фондом «Самрук-Казына» в машиностроительном комплексе на примере дочерней организации АО «НК «Казахстан Инжиниринг»…………………………………………………………..………….….76
3.3 Пути совершенствования национальной системы институтов развития РК и повышения эффективности их функционирования………………………………………….…86
Заключение…………………………………………………………………………………..96
Список литературы………………………
Реформирование
инвестиционной сферы осуществлялось
в результате резкого и быстрого
сокращения государственных инвестиций
без существенной замены их иностранными
инвестициями. Государство стало
активно покидать инвестиционную сферу.
Это привело к резкому
Таким образом, в процессе трансформации инвестиционной сферы государство из собственника инвестиций, субъекта, финансирующего народное хозяйство, превратилось в орган, регулирующий инвестиционный процесс.
Итак,
основными направлениями
Увеличение
объемов инвестиций, повышение их
эффективности и улучшение
1.3.1
Формирование инвестиционной
политики государства
в условиях становления
рыночных отношений
в Казахстане
Становление
новой модели инвестиционной деятельности,
адекватной рыночной системе хозяйствования,
предполагало замену централизованного
распределения инвестиционных ресурсов
рыночными формами
I этап – инвестиционная политика начального периода рыночного реформирования 1990-1998 гг.
Меры государственной инвестиционной политики в рассматриваемый период были связаны в основном с комплексной программой стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Казахстана.
Для
решения этих задач, а также для
обеспечения структурных
В процессе перехода Республики Казахстан на рыночные отношения параллельно создавалась и нормативно – законодательная база в области инвестиций.
28 февраля 1997 года вышел Закон РК «О государственной поддержке прямых инвестиций», в котором регулировались отношения, возникающие в процессе поддержки прямых инвестиций в Казахстан, и в котором определялся единственный орган, уполномоченный осуществлять государственную поддержку и представлять РК – “Агентство РК по инвестициям”, председатель которого назначается и освобождается от должности только Правительством РК.
Кроме того 5 апреля 1997 года Указом Президента «Об утверждении перечня приоритетных секторов экономики для привлечения прямых отечественных и иностранных инвестиций» был определен список наиболее приоритетных и важных производств для привлечения инвестиций до 2000 года. В частности, в такие отрасли как:
1.
Производственная
2. Обрабатывающая промышленность.
3. Объекты г. Астана.
4.
Жилье, объекты социальной
5. Сельское хозяйство.
Указом
Президента РК 6 марта 2000 года были
утверждены правила предоставления
льгот и преференций при
Но иностранных предпринимателей не устраивала неполнота и нестабильность нормативно-правовой базы хозяйственной деятельности, действовавшая система бухгалтерского учета и отчетности, а именно, ее несоответствие международным стандартам, высокий уровень налогообложения (несовершенство налоговой системы в РК) и ее изменчивость, дороговизна кредита, коррупция чиновников и самоуправство местных властей, криминал в экономике, отсутствие гарантий безопасности.
Вышеназванные
препоны требовали
Так,
например, одной из первостепенных
задач стал бухгалтерский учет. Бухгалтерский
учет – это международный учет
бизнеса, поэтому стало необходимо
усовершенствовать нормативно-
Первым и важным этапом реформирования системы бухгалтерского учета была отмена старого положения. Указом Президента, имеющим силу Закона, 26 декабря 1995 года №2732 было введено новое Положение о бухучете и отчетности года, которое с 1 января 1996 регулировало систему бухгалтерского учета и финансовую отчетность. Кроме того, Национальная комиссия по бухучету была преобразована в Департамент бухгалтерского учета и аудита при Министерстве финансов Республики Казахстан. Был принят и введен с 1 января 1997 года новый Генеральный план счетов хозяйственно-финансовой деятельности, а также разработанные в дополнение к нему Стандарты и Методические указания. Все это позволило приблизить систему бухгалтерского учета к международному уровню.
Следующим шагом было совершенствование налоговой системы, так как все налоги в конечном итоге отражаются на финансовом результате – чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия и которая является одним из источников для осуществления инвестиций. В РК был принят новый налоговый кодекс, который разработан в области налогообложения с учетом лучших наработок как в нашей республике так и за рубежом, что, несомненно, улучшило правовую базу налогообложения.
Закон РК “О налогах и других обязательных платежах в бюджет” № 2235 от 24 апреля 1995 года, предусмотрел в основном одинаковые ставки налогов как для резидентов, так и для нерезидентов и других инвесторов.
Нельзя
было оставить без внимания пробелы
правового регулирования
Эффективное использование инвестиционных ресурсов немыслимо без рынка ценных бумаг и в частности фондового рынка, который в Казахстане, по сути, отсутствует, а значит, это является еще одной проблемой, которую необходимо решить.
И
вот, в целях реализации стратегии
развития Казахстана до 2030 года, 28 января
1998 года за №3834 был принят Указ Президента
РК, в котором была принята программа
действий и в том числе в
области инвестиционной политики, определены
цели и приоритеты. В Указе рассмотрены
вопросы по обеспечению благоприятного
инвестиционного климата в
В
1996 году ведущие рейтинговые агентства
объявили о присвоении Казахстану кредитных
рейтингов. Осенью 1996 года для выхода
на международный финансовый рынок
в результате проведенных кредитно-
Поскольку
в казахстанской экономике не
сложились условия, позволяющие
полностью отказаться от методов
государственного воздействия, то восстановление
инвестиционного процесса осуществлялось
при значительной степени участия
государства. В качестве основных предполагаемых
источников рассматривались: возросшие
возможности предприятий за счет
снижения налогового бремени и роста
амортизационных отчислений, перелив
кредита с рынка
Провалы в инвестиционной политике государства на первом этапе становления рыночной экономики показали несостоятельность нормативно-правовой базы, ее неготовность конкурировать на мировом рынке в привлечении иностранного капитала. Вследствие чего были приняты вышеназванные меры по усовершенствованию нормативно-правовых актов. Принятые меры дали положительные результаты, однако, увидеть их оказалось возможным лишь на втором этапе.
II этап – инвестиционная политика периода «бурного» экономического роста 1999-2007 гг.
Сложившийся
в Казахстане в начале 1990-х гг.
неблагоприятный инвестиционный климат
в дальнейшем претерпел значительные
изменения к лучшему. Со второй половины
90-х наблюдается оживление
В
структуре инвестиций по отраслям
экономики абсолютно
Росту инвестиций способствовала главным образом возможность привлечения в реальную экономику иностранных капиталовложений. В то же время основной внутренний источник финансирования инвестиций – валовое сбережение – стагнировало на уровне 16-18% ВВП, установившемся с середины 1990-х гг. (считается, что для стран с переходной экономикой норма сбережений должна составлять не менее 20-25%). Однако с ростом инвестиционной активности в стране и экономическим подъемом начинают увеличиваться диспропорции в распределении доходов. Сбережения сосредотачиваются у ограниченного круга экономических субъектов (банков, предприятий-монополистов, финансово-промышленных групп) или физических лиц, которые предпочитают их вкладывать не в Казахстане, а за рубежом. Проблема бегства (в том числе незаконного) капитала встала настолько остро, что в целях борьбы с этим явлением в 2001 году правительство объявило амнистию таких капиталов.
Казахстан
занимал в 2002 году второе место в
СНГ (после России) по объему прямых
накопленных иностранных