Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:10, курсовая работа
Целью работы является изучение инвестиционной политики государства в посткризисный период развития Казахстана, а также национальной системы институтов развития как эффективного инструмента ее реализации. Принято считать, что институты развития (ИР) – это структуры, призванные аккумулировать финансовые средства и направлять их на развитие перспективных отраслей экономики, внедрение инноваций, реализацию важных инфраструктурных и социальных проектов. Однако подобная формулировка, скорее, скрывает природу задач, стоящих перед данными институтами, чем проясняет ее. На самом деле институты развития представляют собой инструмент прямого государственного вмешательства, направленного на стимулирование тех или иных отраслей либо регионов в случаях, когда «ординарные» рыночные инструменты не действенны и требуется «экстраординарное» вмешательство. С этой точки зрения, целью работы также является совершенствование национальной системы институтов развития и повышение эффективности их функционирования.
Введение………………………………………………………….…………………………………3
Глава 1. Государственная инвестиционная политика Республики Казахстан…………….……7
1.1 Значение государственной инвестиционной политики………………………….……7
1.2 Виды инвестиций и методы финансирования в государственной инвестиционной политике……………………………………………………………………………………………10
1.3 Формы и методы государственной инвестиционной политики РК…………………12
1.3.1 Формирование инвестиционной политики государства в условиях становления рыночных отношений в Казахстане……………………………………………………………...14
1.3.2 Инвестиционный климат РК…………………………………………………………23
Глава 2. Роль АО «ФНБ «Самрук-Казына» в проведении государственной инвестиционной политики РК……………………………………………………………………………………….36
2.1 Создание Акционерного Общества «Фонд Национального Благосостояния «Самрук-Казына» в РК……………………………………………………………………………………….36
2.2 АО «ФНБ «Самрук-Казына» как национальная система институтов развития…….41
2.2.1 Цели и задачи создания Фонда как института развития……………………………41
2.2.2 Национальная система институтов развития Республики Казахстан под руководством АО «ФНБ Самрук-Казына»………………………………………………………47
2.3 Роль АО «ФНБ «Самрук-Казына» в реализации государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Казахстана на 2010-2014 гг…54
Глава 3. Методы реализации АО «ФНБ «Самрук-Казына» государственной инвестиционной политики РК……………………………………………………………………………………….65
3.1 Меры проведения инвестиционной политики государства Фондом «Самрук-Казына» в горно-металлургическом комплексе на примере дочерней организации АО «НК «Тау-Кен Самрук»……………………………………………………………………………...…65
3.2 Меры проведения инвестиционной политики государства Фондом «Самрук-Казына» в машиностроительном комплексе на примере дочерней организации АО «НК «Казахстан Инжиниринг»…………………………………………………………..………….….76
3.3 Пути совершенствования национальной системы институтов развития РК и повышения эффективности их функционирования………………………………………….…86
Заключение…………………………………………………………………………………..96
Список литературы………………………
Стоимость
ресурсов
Производительность
Уникальность
Рисунок
2.1. Этапы развития конкурентоспособности.
Одной из глобальных задач, поставленной перед экономикой Казахстана, является вхождение в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. Несмотря на успехи в макроэкономике, развитие таких факторов, как инфраструктура, здравоохранение, начальное образование, инновационность, несомненно, говорят о серьезных проблемах.
Каким образом Казахстан подошел к решению задач экономического развития? Первым важным и большим шагом на этом пути было принятие в 1997 г. Стратегии развития страны до 2030 г., которая очертила следующие приоритеты развития:
- национальная безопасность;
- внутриполитическая стабильность и консолидация общества;
- экономический рост, базирующийся на открытой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций и внутренних сбережений;
- здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана;
- энергетические ресурсы;
- инфраструктура, особенно транспорт и связь;
- профессиональное государство.
Мировой финансовый кризис внес свои коррективы в вышеуказанную Стратегию. Так, в 2010 году на основе всех предыдущих программ развития была принята государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития на 2010-2014 гг., в основу которой легли следующие направления:
- создание и развитие конкурентоспособных несырьевых наукоемких высокотехнологичных отраслей, диверсификация;
- принципы партнерства между государством и частным сектором;
- либеральная торговая политика.
Таким образом, основной упор делается на противодействие так называемой «голландской болезни».
Общеизвестно, что сегодня и бюджетная, и экономическая, и финансовая ситуация и в России, и в Казахстане зависит от конъюнктуры мирового сырьевого рынка. Наиболее успешным опытом преодоления этой зависимости является норвежский и малайзийский. Идеология диверсификации экономики в Казахстане выражается в том, что диверсификация как таковая – это провал рынка. А это, в свою очередь, является первейшей заботой государства. Роль государства в диверсификации экономики неоднозначна. Считается, что рынок сам должен решить эти проблемы. Вместе с тем опыт показывает, что так не происходит.
Поэтому Правительство взяло за базу опыт ряда стран Юго-Восточной Азии для создания институтов развития. В 2001 г. был основан Банк развития Казахстана и далее начали создавать такие институты, как инвестиционный и инновационный фонды. То есть главной задачей было создание соответствующей институциональной среды для бизнеса в Казахстане, которая подразумевает не только налоговые преференции, а прежде всего развитие инфраструктуры, как транспортной, так и энергетической, подготовку персонала, создание мастер-плана для развития тех или иных отраслей.
В
целом диверсификация возможна только
на основе государственно-частного партнерства,
четкого диалога между
Стратегия диверсификации выделяет три этапа развития:
2003-2005 гг.: создание инновационной и финансовой инфраструктуры (реформирование, создание 7 институтов развития, финансирование проектов).
2006-2010 гг.: консолидация всех ресурсов. Крупномасштабные инвестиции и инновационная деятельность во всех секторах экономики.
2011-2015
гг.: создание новых
«Голландская болезнь» – это один из примеров «провала» рынка, когда происходит недостаточное развитие определенных сегментов или секторов экономики.
Если государство занимается начальным образованием, здравоохранением, охраной окружающей среды, социальной защитой (также «провалы» рынка), то почему оно не должно производить такой общественный товар со значительными долгосрочными выгодами, как диверсификация?
Для корректировки «провалов» рынка должны использоваться рыночные механизмы. Эта идея легла в основу создания национальной системы институтов развития. Процесс основания таких институтов начался в 2001 году с функционирования Банка Развития Казахстана и продолжается по сей день. Однако в 2008 году данный процесс был систематизирован и объединен в Акционерное Общество «Фонд Национального Благосостояния «Самрук-Казына».
На сегодняшний день Фонд как институт развития выступает в качестве:
— оператора процессов диверсификации экономики страны (проводник государственной политики);
— оператора и эксперта правительства по инвестиционным проектам (поддержка бизнес-инициатив);
— стратегического дирижера для институтов развития (управление активами, корпоративное управление);
— оператора государственно-частного партнерства (в рамках создания PPP Unit).
Однако,
деятельность «Самрук-Казына» имеет
отличительные черты от типичных
институтов развития. Так, главной особенностью
Фонда является управленческая деятельность
как над институтами развития,
так и национальными
Таким образом, АО «ФНБ «Самрук-Казына» в своей деятельности синтезирует как основную функцию института развития, оперируя бюджетными средствами, так и функцию коммерческую, руководя национальными компаниями, нацеленными на максимизацию своей прибыли. Перед Фондом стоит задача оптимизации баланса между коммерческой деятельностью и общественными интересами, в том числе реализацией долгосрочных проектов с высокой социальной отдачей и значительными первоначальными капиталовложениями.
Сегодня,
«Самрук-Казына» является основным
инструментом государственной инвестиционной
политики, призванными стимулировать
инновационные процессы и развитие
инфраструктуры с использованием механизмов
государственно-частного партнерства.
Основная цель Фонда как института
развития – преодоление «провалов
рынка» для решения задач, поставленных
перед экономикой Казахстана (сформулированных
в ГПФИИР, о которых будет сказано
подробнее в следующем пункте
настоящей главы), для обеспечения
устойчивого экономического роста
и диверсификации экономики.
2.2.2
Национальная система
институтов развития
Республики Казахстан
под руководством
АО «ФНБ Самрук-Казына»
Группа национальных институтов развития РК под началом АО "ФНБ Самрук-Казына" включает в себя:
- АО «Банк Развития Казахстана»;
- АО «Инвестиционный фонд Казахстана»;
- АО «Национальный инновационный фонд»;
-
АО «Государственная страховая
корпорация по страхованию
-
АО «Фонд развития малого
-
Государственный центр по
Как было сказано, Фонд «Самрук-Казына» своей миссией рассматривает содействие в диверсификации экономики через создание системы развития и поддержки бизнеса и эффективное управление инвестиционными ресурсами страны.
Для реализации поставленных задач в состав Фонда включены следующие институты развития:
Акционерное общество «Банк Развития Казахстана» было создано 25 апреля 2001 года на основании Указа Президента Республики Казахстан от 28 декабря 2000 года № 531 «О Банке Развития Казахстана». Законом Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования управления государственным сектором экономики» от 7 июля 2006 года в Закон Республики Казахстан «О Банке Развития Казахстана» внесены изменения и дополнения, в соответствии с которыми единственным акционером Банка является национальная управляющая компания – Фонд.
Главной целью БРК является содействие в достижении устойчивого долгосрочного экономического роста Республики Казахстан путем удовлетворения на коммерческой основе не обеспечиваемых банками второго уровня инвестиционных потребностей ускоренного развития конкурентоспособного несырьевого сектора экономики страны в кредитных ресурсах. В том числе, Банк призван совершенствовать и повышать эффективность государственной инвестиционной деятельности, развивать производственную, транспортную и энергетическую инфраструктуры в обрабатывающей промышленности, содействовать в привлечении внешних и внутренних инвестиций в экономику страны.
Основной
задачей Банка Развития является
финансовая поддержка инициатив
частного сектора и государства
путем предоставления долгосрочных
и среднесрочных
Банк развития также выполняет функции агента по обслуживанию республиканских и местных инвестиционных проектов, финансируемых на возвратной основе, а также проектов, финансируемых за счет гарантированных государством займов.
Основные задачи Банка:
• среднесрочное и долгосрочное кредитование инвестиционных проектов;
• кредитование экспортных операций с целью стимулирования экспорта продукции, выпускаемой на территории Республики Казахстан;
• стимулирование кредитования производственного сектора экономики Республики Казахстан другими кредитными институтами путем выдачи гарантийных обязательств по их займам и кредитам;
• совершенствование механизмов финансирования инвестиционных проектов, реализуемых за счет государственного бюджета и гарантированных государством займов.
Приоритетными направлениями развития Банка Развития являются:
1. основные отраслевые направления: энергетическая и транспортная инфраструктура, гидроэнергетика, биоэнергетика, металлургия, химия и нефтехимия.
2. организация и осуществление деятельности за рубежом.
С начала деятельности Банком одобрены 40 инвестиционных проектов и 46 экспортных операций на общую сумму порядка $2 млрд. Участие Банка в них оценивается в $808 млн. Только с начала 2006 года БРК одобрил 12 инвестиционных проектов и экспортных операций на более чем $200 млн., с его непосредственной долей участия в размере $62 млн.
Поскольку кредиты БРК, выдаваемые на реализацию инвестиционных проектов, в основном долгосрочные, сроки погашения большей части выданных займов еще не наступили. Но к настоящему моменту заемщиками в полном объеме уже погашены 32 кредита на сумму, эквивалентную $165 млн.
Доля среднесрочных (до 10 лет) кредитов на реализацию инвестиционных проектов в портфеле Банка составляет 48,3%, долгосрочных (от 10 лет и более) – 51,7%. Средневзвешенная ставка кредитного портфеля равна 8,51% годовых, средневзвешенный срок предоставления кредитов – 10,66 года. Более четверти объема инвестиционного долгосрочного кредитования юридических лиц банковской системой Казахстана приходится на долю Банка.
Реальным подтверждением успешной деятельности Банка является создание новых и модернизация существующих производств в результате реализации профинансированных Банком 18 инвестиционных проектов. Только с начала 2006 года реализованы инвестиционные проекты АО «Меланж» по реконструкции ткацкого и красильно-отделочного производства по выпуску хлопчатобумажных тканей (г. Шымкент), АО «Сусындар» по расширению и модернизации производства напитков, лимонада, минеральной воды (г. Алматы) и АО «Компания BIOHIM» по производству высокооктановой экологической топливной биоприсадки (Северо-Казахстанская область) на общую сумму более $143 млн. с объемом кредитования Банка $102,4 млн.