Методы реализации АО «ФНБ «Самрук-Казына» государственной инвестиционной политики РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:10, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение инвестиционной политики государства в посткризисный период развития Казахстана, а также национальной системы институтов развития как эффективного инструмента ее реализации. Принято считать, что институты развития (ИР) – это структуры, призванные аккумулировать финансовые средства и направлять их на развитие перспективных отраслей экономики, внедрение инноваций, реализацию важных инфраструктурных и социальных проектов. Однако подобная формулировка, скорее, скрывает природу задач, стоящих перед данными институтами, чем проясняет ее. На самом деле институты развития представляют собой инструмент прямого государственного вмешательства, направленного на стимулирование тех или иных отраслей либо регионов в случаях, когда «ординарные» рыночные инструменты не действенны и требуется «экстраординарное» вмешательство. С этой точки зрения, целью работы также является совершенствование национальной системы институтов развития и повышение эффективности их функционирования.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….…………………………………3
Глава 1. Государственная инвестиционная политика Республики Казахстан…………….……7
1.1 Значение государственной инвестиционной политики………………………….……7
1.2 Виды инвестиций и методы финансирования в государственной инвестиционной политике……………………………………………………………………………………………10
1.3 Формы и методы государственной инвестиционной политики РК…………………12
1.3.1 Формирование инвестиционной политики государства в условиях становления рыночных отношений в Казахстане……………………………………………………………...14
1.3.2 Инвестиционный климат РК…………………………………………………………23
Глава 2. Роль АО «ФНБ «Самрук-Казына» в проведении государственной инвестиционной политики РК……………………………………………………………………………………….36
2.1 Создание Акционерного Общества «Фонд Национального Благосостояния «Самрук-Казына» в РК……………………………………………………………………………………….36
2.2 АО «ФНБ «Самрук-Казына» как национальная система институтов развития…….41
2.2.1 Цели и задачи создания Фонда как института развития……………………………41
2.2.2 Национальная система институтов развития Республики Казахстан под руководством АО «ФНБ Самрук-Казына»………………………………………………………47
2.3 Роль АО «ФНБ «Самрук-Казына» в реализации государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Казахстана на 2010-2014 гг…54
Глава 3. Методы реализации АО «ФНБ «Самрук-Казына» государственной инвестиционной политики РК……………………………………………………………………………………….65
3.1 Меры проведения инвестиционной политики государства Фондом «Самрук-Казына» в горно-металлургическом комплексе на примере дочерней организации АО «НК «Тау-Кен Самрук»……………………………………………………………………………...…65
3.2 Меры проведения инвестиционной политики государства Фондом «Самрук-Казына» в машиностроительном комплексе на примере дочерней организации АО «НК «Казахстан Инжиниринг»…………………………………………………………..………….….76
3.3 Пути совершенствования национальной системы институтов развития РК и повышения эффективности их функционирования………………………………………….…86
Заключение…………………………………………………………………………………..96
Список литературы………………………

Файлы: 1 файл

Государственная инвестиционная политика Республики Казахстан.docx

— 250.86 Кб (Скачать файл)
 

    Как видно из таблицы 1.1, формальное сведение риска и потенциала не избавляет инвестора от сложного выбора. Высокодоходным регионам соответствуют высокие риски и наоборот. Уровень инвестиционного потенциала региона определен, прежде всего, его экономической специализацией, т. е. степенью развития промышленности, инфраструктуры, финансовых институтов, наличия тех или иных природных ресурсов. Однако в рамках государственной инвестиционной политики большую значимость имеет вопрос: чем определяется уровень инвестиционных рисков того или иного региона.  Инвестиционная политика государства как регулятора инвестиционной деятельности в стране должна делать акцент не столько на увеличение потенциала региона, а сколько на снижение рисков для капиталовложений  в них. Степень рискованности инвестиций, помимо экономических факторов, определяется политической стабильностью, уровнем социальной напряженности, культурно-ментальной особенностью региона.

    Кроме Алматы, обладающего особо благоприятным инвестиционным климатом, остальные регионы Казахстана распределились по трем основным группам. Каждая из этих групп отличается спецификой инвестиционного климата.

    В первую группу с высоким потенциалом  и высоким риском вошли два  наиболее промышленно развитых региона  – Карагандинская и Восточно-Казахстанская  области. Несколько более благоприятные  условия для инвесторов созданы  в Карагандинской области. Однако главная проблема этих регионов – экологическая обстановка. В силу специализации этих областей в добывающей отрасли состояние окружающей среды в них является одним из наиболее загрязненных в стране. Так, по данным Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Казахстана, среди промышленно развитых регионов республики на долю этих регионов приходится более половины всех выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (Карагандинская область – 47,7%, Восточно-Казахстанская – 10,4%). Этот факт дает дополнительную нагрузку на инвесторов в связи с необходимостью увеличения затрат на экологический налог и внедрения технологий, снижающих уровень выбросов в окружающую среду. К сожалению, этот факт на данном этапе экономического развития не является значимой преградой для иностранных инвесторов, поскольку несоблюдение экологических мер на производстве, равнодушие к казахстанской окружающей среде остается безнаказанным.

    Вторая  группа регионов характеризуется ограниченным инвестиционным потенциалом, правда, в сочетании с наиболее низким риском. Эта группа является наиболее многочисленной и включает в себя: г. Астана, Актюбинскую, Жамбыльскую, Западно-Казахстанскую, Кызылординскую, Мангистаускую, Северо-Казахстанскую и Южно-Казахстанскую области. Лидером среди этих регионов является казахстанская столица – Астана. Как и в России, столица имеет минимальный риск, обойдя по этому параметру даже Алматы. После переноса столицы экономика этого города развивалась бурными темпами, Астана была буквально обречена на инвестиционную активность. Тут проявились следствия ограниченного потенциала: развитие инфраструктуры не успевает за бурным ростом. Коммунальное хозяйство новых районов столицы не централизовано, возникают проблемы и с водным обеспечением. Схожая ситуация и с западными регионами. Не смотря на активную добычу нефти и газа в этих областях, инфраструктура не позволяет развиваться инвестиционному потенциалу региона, поскольку значительно отстает в развитии от промышленного темпа роста.

    Остальные регионы группы специализируются в  основном на сельском хозяйстве и  добывающей промышленности. Поэтому  улучшение инвестиционного климата  в этих регионах должно быть связано  с повышением их потенциала на основе развития перерабатывающих отраслей.

    Оптимальное для условий Казахстана положение  занимает группа, включающая Павлодарскую, Костанайскую, Атыраускую и Алматинскую  области. Для них характерно сочетание  достаточно высокого потенциала и умеренного риска. Лидером этой группы является Павлодарская область. Сбалансированная структура экономики, представленная как добывающими, так и обрабатывающими  отраслями, в сочетании с политикой  местных властей по созданию благоприятной  среды для развития бизнеса делают этот регион весьма привлекательным  для инвесторов. Достаточно сказать, что Агентство по регулированию  естественных монополий, защите конкуренции  и поддержке малого бизнеса включило Павлодарскую область наряду с Астаной  и Алматы в группу с наиболее высокими показателями развития предпринимательства.

    Казахстан занимает шестое место в мире по совокупным минерально-сырьевым ресурсам. Этот факт, а также достаточно квалифицированные  трудовые ресурсы и наличие тяжелой  промышленности, безусловно, являются определяющими факторами инвестиционной привлекательности республики. Поэтому в первую половину рейтинга вошли регионы, где присутствуют все эти факторы, в таблице 1.2. 

    Таблица 1.2. Инвестиционный потенциал регионов Казахстана14 

Регион Доля  региона в совокупном инвестицион-ном  потенциале Казахстана (%) Рейтинги  составляющих инвестиционного потенциала
мине-рально-сырь-евой трудо-вой про-извод-ствен-ный потре-бительский финансовый инфра-стру-ктур-ный институциона-льный инновационный
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
г. Алматы 20.4 11 1 3 1 3 1 1 8
Карагандинская  обл. 12.68 1 2 1 3 1 15 3 2
Восточно-Ка-захстанская  обл. 11.61 2 3 2 2 2 8 2 3
Павлодарская  обл. 6.09 4 7 4 7 7 5 6 9
Костанайская  обл. 6.02 3 6 5 5 6 7 5 11
Атырауская  обл. 5.37 5 15 6 13 5 6 14 4
Южно-Казах-станская обл. 5.13 14 4 12 4 4 13 4 14
г. Астана 4.69 15 13 10 6 13 2 12 1
Алматинская обл. 4.38 13 5 7 8 8 10 7 7
Актюбинская обл. 4.18 7 11 8 11 11 9 10 10
Жамбыльская обл. 3.99 6 8 15 9 10 12 11 15
Акмолинская обл. 3.7 10 9 11 14 16 3 9 5
Северо-Казах-станская обл. 3.33 16 10 9 10 14 4 8 12
Мангистауская обл. 3.18 8 16 14 16 9 11 16 6
 

    Как видно из таблицы 1.2, Алматы имеет наиболее высокий показатель инвестиционного потенциала, несмотря на потерю статуса столицы государства. Город обладает наиболее мощным трудовым, потребительским и инфраструктурным потенциалом, является финансовой столицей Казахстана. Однако следует отметить, что лидирующие финансовые показатели бывшей столицы во многом предопределены тем, что здесь находятся центральные офисы, головные филиалы, а также дочерние организации всех крупнейших компаний в Казахстане, причем как зарубежных, так и отечественных.

    В тройку лидеров также входят ресурсо-обеспеченные и наиболее промышленно развитые области – Карагандинская и Восточно-Казахстанская. Карагандинская область является угольно-металлургической базой, а Восточно-Казахстанская – базой цветной металлургии республики. Большой отрыв потенциала этих двух регионов отчасти обусловлен тем, что в состав Карагандинской области недавно вошла Джезказганская, а в состав Восточно-Казахстанской – Семипалатинская.

    Далее по рейтингу с почти двукратным отрывом по доле в общереспубликанском потенциале следует основная группа регионов во главе с Павлодарской областью. Несмотря на небольшую численность населения (300 тыс. чел.), на эту область приходится более 35% общереспубликанского объема ряда производств: добыче угля, выработке электроэнергии, производстве глинозема, ферросплавов и выпуске тракторов.

Отличительными  особенностями Павлодарской области  является наличие достаточно развитой инфраструктуры, высокое качество трудовых ресурсов. По данным Института географии РАН, территория Павлодарской области обладает лучшими в Казахстане природно-климатическими условиями для жизни населения.

      Костанайская область, имеющая высокий ресурсно-сырьевой потенциал, также входит в эту группу регионов. Здесь добывается 100% казахстанских бокситов и 83% железной руды. Инвестиционный потенциал Атырауской области обусловлен значительной долей в общереспубликанской нефтедобыче и производстве серы, а в наиболее густонаселенной Южно-Казахстанской области находятся самые крупные мощности по нефтепереработке.

    Нижним  порогом первой половины рейтинга стала Астана. Численность населения столицы составляет 744 тыс. человек и по этому показателю занимает 12 место. Однако этот факт не является препятствующим достаточно высокому инновационному и инфраструктурному потенциалу. Уровень доходов населения является одним из самых высоких в республике, поэтому относительно высок и потребительский потенциал.

    И, наконец, регионы, находящие в нижней части рейтинговой таблицы.  Акмолинская область характеризуется неплохим инфраструктурным и инновационным потенциалом, Алматинская область – трудовым, Северо-Казахстанская область – инфраструктурным, кроме того, она занимает пятое место в республике по уровню монополизма. В Кызылординской области относительно высок уровень телефонизации. Несмотря на низкий суммарный инвестиционный потенциал, Мангистауская область отличается интенсивным развитием малого бизнеса. В Жамбыльской области добывается весь казахстанский барит, а в Актюбинской – вся хромитовая руда и производится более четверти ферросплавов. В Западно-Казахстанской области добывается более половины газа республики.

    Таким образом, несомненным лидером по критерию инвестиционного потенциала является г. Алматы, который по всем показателям входил в пятерку  лидеров. Также в лидирующей группе чаще всего  встречаются Павлодарская и Карагандинская области, Астана и Восточно-Казахстанская область.

    Наглядно  распределение инвестиционного  потенциала по регионам Республики Казахстан показано на рисунке 1.4. 

     

    Рисунок 1.4. Инвестиционный потенциал регионов Республики Казахстан 

    За  период с 1993 года в казахстанскую  экономику привлечено около 81,8 млрд. долл. США прямых иностранных инвестиций. При этом за 2007 год приток прямых иностранных инвестиций в Республику Казахстан составил 17,5 млрд. долл. США, что выше уровня 2006 года (10,6 млрд. долл. США) на 60,5%. А за в 2008 г. приток прямых иностранных инвестиций составил 212 603 млн. дол. США и 184 286 млн. дол. США за 3 квартала 2009 года, 2009 – 19,6 млрд.долл.США, 2010 – 17,3 млрд.долл.США

    Основными странами–инвесторами Казахстана являются: США (17,5 млрд. долл. США. 21,4%), Нидерланды (13,4 млрд. долл. США, 16,4%), Великобритания (6,6 млрд. долл. США, 8,3%)15.

    Вышеназванные показатели обусловлены созданным в Казахстане благоприятным инвестиционным климатом, совершенствующимся законодательством, привлекательными мерами государственной поддержки инвестиций, а также экономической и политической стабильностью.

    Итак, к основным факторам, предопределяющим состояние инвестиционного климата  в казахстанской экономике, относятся:

  • Политический риск, характеризующийся недостаточной эффективностью важнейших институтов – государственного аппарата, судебной и правоохранительной системы, достаточно обременительным вмешательством государства в экономическую жизнь хозяйствующих субъектов, механизм принятия решений остается непрозрачным для общества, не существует эффективных механизмов гражданского контроля за их деятельностью;
  • Экономический риск, характеризующийся финансовым и экономическим кризисом, неустойчивостью макроэкономической ситуации, зависимостью национальной экономики от конъюнктуры мирового рынка, высокой долей нерыночного сектора, низким уровнем конкуренции, непрозрачной деятельностью естественных монополий, низким уровнем интеграции Казахстана в мировую экономику, невысокой степенью диверсификации экспорта, слабым использованием конкурентных преимуществ в экспорте услуг, прежде всего транспортных, медицинских, образовательных, продукции наукоёмких отраслей, ограниченным объемом трансграничного сотрудничества;
  • Медленный рост реального платежеспособного спроса населения в результате недостаточных темпов роста реальных денежных доходов населения;
  • Низкий уровень развития рыночной инфраструктуры;
  • Недостаточное участие банковской системы в финансировании реального сектора экономики;
  • Низкий уровень квалификации управленческих кадров, регулирующих вопросы управленческой деятельности.

    Капиталовложения  в экономику Казахстана продолжают оставаться для инвесторов высокорискованными, более половины потенциальных инвесторов считают, что риск – выше среднего. Высоким рискам способствуют такие  проблемы как коррупция и бюрократия. Наряду с этим негативное воздействие  на уровень инвестиционной активности оказывают: непоследовательное применение законодательства, сложные административные процедуры и необходимость лицензирования, пробелы в нормативно-правовой системе, низкий уровень защиты прав собственности и интересов инвесторов.

    Однако  существуют в экономике Казахстана факторы, которые способствуют улучшению  инвестиционного климата:

  • Стабильность политической и правовой системы;
  • Невысокая стоимость достаточно квалифицированной рабочей силы;
  • Меры государственного регулирования по стабилизации макроэкономической ситуации;
  • Регулирующая деятельность Национального Банка Казахстана в области эмиссионной политики, политики ставок рефинансирования и обязательных нормативов резервирования;
  • Осуществление налоговой реформы, предусматривающей снижение налогов с физических и юридических лиц и их стабильность;
  • Увеличение покупательной способности населения;
  • Развитие транспортной и логистической инфраструктуры;

    Анализируя  вышесказанное можно выделить некоторые  направления улучшения инвестиционного  климата страны:

  • Повышение эффективности государственного управления;
  • Низкий уровень и высокая доля нерыночного сектора;
  • Низкий уровень интеграции национальной экономики в международные экономические отношения;
  • Слабая диверсификация, создающая высокую зависимость от мировой структуры цен на основные экспортные товары;
  • Инфраструктурные ограничения экономического роста;
  • Снижение уровня инфляции;
  • Снижение налоговой нагрузки на экономику;
  • Усиление инвестиционной и инновационной составляющей бюджетной политики;
  • Стимулирование репатриации ранее вывезенного капитала за рубеж;
  • Повышение доверия бизнеса к экономической политике государства.

Информация о работе Методы реализации АО «ФНБ «Самрук-Казына» государственной инвестиционной политики РК