Методы реализации АО «ФНБ «Самрук-Казына» государственной инвестиционной политики РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:10, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение инвестиционной политики государства в посткризисный период развития Казахстана, а также национальной системы институтов развития как эффективного инструмента ее реализации. Принято считать, что институты развития (ИР) – это структуры, призванные аккумулировать финансовые средства и направлять их на развитие перспективных отраслей экономики, внедрение инноваций, реализацию важных инфраструктурных и социальных проектов. Однако подобная формулировка, скорее, скрывает природу задач, стоящих перед данными институтами, чем проясняет ее. На самом деле институты развития представляют собой инструмент прямого государственного вмешательства, направленного на стимулирование тех или иных отраслей либо регионов в случаях, когда «ординарные» рыночные инструменты не действенны и требуется «экстраординарное» вмешательство. С этой точки зрения, целью работы также является совершенствование национальной системы институтов развития и повышение эффективности их функционирования.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….…………………………………3
Глава 1. Государственная инвестиционная политика Республики Казахстан…………….……7
1.1 Значение государственной инвестиционной политики………………………….……7
1.2 Виды инвестиций и методы финансирования в государственной инвестиционной политике……………………………………………………………………………………………10
1.3 Формы и методы государственной инвестиционной политики РК…………………12
1.3.1 Формирование инвестиционной политики государства в условиях становления рыночных отношений в Казахстане……………………………………………………………...14
1.3.2 Инвестиционный климат РК…………………………………………………………23
Глава 2. Роль АО «ФНБ «Самрук-Казына» в проведении государственной инвестиционной политики РК……………………………………………………………………………………….36
2.1 Создание Акционерного Общества «Фонд Национального Благосостояния «Самрук-Казына» в РК……………………………………………………………………………………….36
2.2 АО «ФНБ «Самрук-Казына» как национальная система институтов развития…….41
2.2.1 Цели и задачи создания Фонда как института развития……………………………41
2.2.2 Национальная система институтов развития Республики Казахстан под руководством АО «ФНБ Самрук-Казына»………………………………………………………47
2.3 Роль АО «ФНБ «Самрук-Казына» в реализации государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Казахстана на 2010-2014 гг…54
Глава 3. Методы реализации АО «ФНБ «Самрук-Казына» государственной инвестиционной политики РК……………………………………………………………………………………….65
3.1 Меры проведения инвестиционной политики государства Фондом «Самрук-Казына» в горно-металлургическом комплексе на примере дочерней организации АО «НК «Тау-Кен Самрук»……………………………………………………………………………...…65
3.2 Меры проведения инвестиционной политики государства Фондом «Самрук-Казына» в машиностроительном комплексе на примере дочерней организации АО «НК «Казахстан Инжиниринг»…………………………………………………………..………….….76
3.3 Пути совершенствования национальной системы институтов развития РК и повышения эффективности их функционирования………………………………………….…86
Заключение…………………………………………………………………………………..96
Список литературы………………………

Файлы: 1 файл

Государственная инвестиционная политика Республики Казахстан.docx

— 250.86 Кб (Скачать файл)

    Вопрос  активизации инвестиционной политики государства, повышения ее эффективности  имеет для национальной экономики  наиважнейшее значение, поскольку является залогом достижения стабильного  долговременного роста и повышения  уровня благосостояния народа. В свою очередь для обеспечения положительной динамики этих показателей государство разрабатывает и принимает долгосрочные стратегические решения, определяющие основное направление и приоритеты социально-экономического развития страны.

    Инвестиции  имеют ключевое значение для развития современной экономики. Как показывает мировой опыт, инвестиции – это  более эффективное средство оздоровления экономики, нежели любая другая форма  экономической помощи. Катализатором  роста экономики могут стать  именно инвестиции, которые сопровождаются внедрением новых высоких технологий, способствуют формированию рыночных институтов, норм, правил и отношений, справедливой конкуренции, созданию новых рабочих  мест на новых, более эффективных производствах, а значит, позволяют задействовать и такой мощный локомотив роста, как расширяющийся массовый внутренний спрос. В этом плане одной из основополагающих задач экономической политики государства является всемерное содействие всем отраслям экономики, предприятиям и фирмам, которые могут быть особенно привлекательны для потенциальных инвесторов.

    Инвестиционная  политика является составной частью экономической политики и важным рычагом воздействия на предпринимательскую  деятельность. Следует различать  инвестиционную политику государства, региональную и отраслевую инвестиционную политику, инвестиционную политику предприятия. Все они взаимосвязаны, но определяющей является государственная инвестиционная политика (рис. 1.1), поскольку она создает «правила игры» в инвестиционной сфере и способствует активизации инвестиционной деятельности на региональном, отраслевом и микро уровнях. Инвестиционная политика государства – это комплекс целенаправленных мероприятий, проводимых государством, по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью повышения инвестиционной активности, подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем. Инвестиционная политика характеризуется целью, задачами и механизмом их реализации. 

                                 

      Рис. 1.1 Взаимосвязь видов инвестиционной политики      

    Государственная инвестиционная политика – составная  часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства  к инвестиционной деятельности1. Она определяет цели, направления, формы государственного управления инвестиционной деятельности в Республике Казахстан.

    Цели инвестиционной политики государства – реализация стратегического плана 
экономического и социального развития страны, активизация инвестиционной 
деятельности для подъема отечественной экономики и повышения эффективности 
общественного производства, мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для инвестиционной деятельности, преодоление спада инвестиционной активности, обеспечение структурных преобразований и повышение эффективности капитальных вложений. Задачи инвестиционной политики государства определяются ее целью и экономической ситуацией в стране. К ним можно отнести:

  1. Определение приоритетов в инвестиционной деятельности. Приоритеты отдаются финансированию государственных целевых программ, социальным объектам, а также инвестициям на расширение и модернизацию основных фондов действующих производств и в меньшей степени во вновь начинаемой строительство объектов.

         Центр тяжести переносится с  нового строительства на техническое  перевооружение и реконструкцию  организаций.

  1. Оптимизация затрат на государственные программы инвестиций с учетом реального положения дел в экономике. Предоставление субсидий из бюджета жизненно важным отраслям экономики.
  2. Расширение прав предприятий-инвесторов в инвестировании средств, отчисляемых от прибыли и амортизационных отчислений.
  3. Сокращение бюджетного финансирования инвестиций и соответственно увеличение сферы негосударственного инвестирования. Использование государственного заказа на капитальное строительство как одной из форм реализации инвестиционных государственных программ.
  4. Повышение эффективности капитальных вложений, сокращение сроков окупаемости затрат. В первую очередь инвестиции вкладывать в те объекты, которые дают быструю окупаемость.

    Механизм  реализации инвестиционной политики государства  включает:

  • выбор надежных источников и методов финансирования инвестиций;
  • определение сроков и органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики;
  • создание нормативно-правовой базы для функционирования рынка инвестиций;
  • создание условий для привлечения инвестиций.
 

    1.2 Виды инвестиций  и методы финансирования  в государственной инвестиционной политике 

      «Инвестиции» (от лат. Investire) в переводе – долгосрочное вложение капитала в какие-либо объекты, социально-экономические программы, проекты в собственной стране или за рубежом с целью получения дохода и социального эффекта2.

    Инвестиции  – это денежные средства, целевые  банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, иное имущество, а также имущественные  и иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской  деятельности для достижения стратегических целей инвестора, получения прибыли  и (или) иного полезного эффекта3.

    Наиболее  распространенным, часто встречающимся  является такое понятие инвестиций: это долгосрочные вложения денежных средств и иного капитала в  собственной стране или за рубежом  в объекты различной деятельности, предпринимательские проекты, социально-экономические  программы, инновационные проекты  в целях получения дохода или  достижения иного полезного эффекта. 

    К настоящему времени разработаны  различные классификации инвестиций, в частности по следующим признакам:

  1. объект вложения средств;
  2. степень вовлеченности инвестора в управление хозяйственной деятельностью – прямые, портфельные, прочие инвестиции;
  3. национальная принадлежность – внутренние (осуществляемые резидентом); внешние или иностранные (осуществляемые нерезидентом), инвестиции;
  4. формы инвестиций – финансовые, реальные, нематериальные;
  5. формы собственности инвестора – государственные, частные инвестиции;
  6. характер взаимоотношения инвестора и реципиента – долевое инвестирование (участие в капитале), долговое инвестирование;
  7. использование в процессе производства – инвестиции в основной капитал, в оборотный капитал и прочие;
  8. сроки инвестирования – долгосрочное инвестирование (более 5 лет), среднесрочное (от 1 года до 5 лет), краткосрочное (на срок менее 1 года);
  9. Источник финансирования – внутренние, внешние.

    Источники финансирования инвестиционных проектов в реальные активы в зависимости  от отношения к собственности  делятся на внутренние и внешние (рис. 1.2).

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Рис. 1.2. Источники инвестиций в реальный сектор. 

    Основные  методы финансирования представляют собой  совокупность приемов и способов их финансирования в целях повышения  эффективности хозяйствующих субъектов. Они базируются на таких принципах, как временная ценность денежных ресурсов, анализ денежных потоков  предпринимательских и финансовых рисков, поиск эффективных рынков инвестиционных ресурсов. Важными экономическими категориями инвестиционного процесса являются частная собственность, рыночное ценообразование, рынок труда и  капитала, государственное нормативно-правовое регулирование инвестиций.

    Финансирование  проектов предполагает использование  одного метода или одновременно нескольких методов. Основные методы финансирования:

    • государственное;
    • внебюджетное;
    • самофинансирование;
    • банковское кредитование;
    • аренда имущества;
    • лизинг;
    • инвестиционный налоговый кредит.
 

    Один  из важных вопросов при использовании  различных методов финансирования проектов является выбор инвестиционной политики. Инвестиционная политика государства  в настоящее время направлена на снижение величины бюджетных ассигнований и одновременное увеличение доли собственных средств организаций, частных инвестиций и заемных  средств. 

    1.3 Формы и методы  государственной инвестиционной политики РК 

    Государственная инвестиционная политика – составная  часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства  к инвестиционной деятельности4. Она определяет цели, направления, формы государственного управления инвестиционной деятельности в Республике Казахстан.

    Основные  направления инвестиционной политики государства:

    1. Определение приоритетов в инвестиционной деятельности. Приоритеты отдаются финансированию государственных целевых программ, социальным объектам, а также инвестициям на расширение и модернизацию основных фондов действующих производств и в меньшей степени во вновь начинаемой строительство объектов.

      Центр тяжести переносится с нового строительства на техническое перевооружение и реконструкцию организаций.

    1. Оптимизация затрат на государственные программы инвестиций с учетом реального положения дел в экономике. Предоставление субсидий из бюджета жизненно важным отраслям экономики.
    2. Расширение прав предприятий-инвесторов в инвестировании средств, отчисляемых от прибыли и амортизационных отчислений.
    3. Сокращение бюджетного финансирования инвестиций и соответственно увеличение сферы негосударственного инвестирования. Использование государственного заказа на капитальное строительство как одной из форм реализации инвестиционных государственных программ.
    4. Повышение эффективности капитальных вложений, сокращение сроков окупаемости затрат. В первую очередь инвестиции вкладывать в те объекты, которые дают быструю окупаемость.

    Потеря  управляемости инвестиционным комплексом негативно сказывается на структурной  перестройке экономики, развитии промышленности сельского хозяйства, легкой и пищевой  промышленности.

    Инвестиционная  политика на перспективу предусматривает  также совершенствование государственного регулирования инвестиционной деятельности, имея в  виду повышение эффективности  организационных методов и методов  прямого воздействия государства  на инвестиционную деятельность, предусмотренных  Государственной программой форсированного индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2010-2014 годы.

    Инвестиционная  сфера казахстанской экономики  в период трансформации экономической  системы прошла через этап глубокого  и продолжительного инвестиционного  кризиса. Начало переходного периода  сопровождалось принципиальными изменениями  в инвестиционной сфере.

    Для плановой экономики Советского Союза  были характерны наличие государственной  собственности на капитальные вложения, высокая централизация инвестиционной сферы и жесткое государственное  регулирование, выражающееся в определении  объемов, направлений и форм осуществления  капитальных вложений. В советской  экономике в течение длительного  периода норма накоплений была чрезвычайно  высокой, а отдача с каждой единицы  накоплений – чрезвычайно низкой. При этом эффективность капитальных  вложений из года в год снижалась. Однако советская экономика не знала таких экономических явлений как инвестиционный кризис. Основная проблема заключалась в обеспечении эффективности капитальных вложений, улучшении их структуры и росте фондоотдачи.

Информация о работе Методы реализации АО «ФНБ «Самрук-Казына» государственной инвестиционной политики РК