Методы реализации АО «ФНБ «Самрук-Казына» государственной инвестиционной политики РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:10, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение инвестиционной политики государства в посткризисный период развития Казахстана, а также национальной системы институтов развития как эффективного инструмента ее реализации. Принято считать, что институты развития (ИР) – это структуры, призванные аккумулировать финансовые средства и направлять их на развитие перспективных отраслей экономики, внедрение инноваций, реализацию важных инфраструктурных и социальных проектов. Однако подобная формулировка, скорее, скрывает природу задач, стоящих перед данными институтами, чем проясняет ее. На самом деле институты развития представляют собой инструмент прямого государственного вмешательства, направленного на стимулирование тех или иных отраслей либо регионов в случаях, когда «ординарные» рыночные инструменты не действенны и требуется «экстраординарное» вмешательство. С этой точки зрения, целью работы также является совершенствование национальной системы институтов развития и повышение эффективности их функционирования.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….…………………………………3
Глава 1. Государственная инвестиционная политика Республики Казахстан…………….……7
1.1 Значение государственной инвестиционной политики………………………….……7
1.2 Виды инвестиций и методы финансирования в государственной инвестиционной политике……………………………………………………………………………………………10
1.3 Формы и методы государственной инвестиционной политики РК…………………12
1.3.1 Формирование инвестиционной политики государства в условиях становления рыночных отношений в Казахстане……………………………………………………………...14
1.3.2 Инвестиционный климат РК…………………………………………………………23
Глава 2. Роль АО «ФНБ «Самрук-Казына» в проведении государственной инвестиционной политики РК……………………………………………………………………………………….36
2.1 Создание Акционерного Общества «Фонд Национального Благосостояния «Самрук-Казына» в РК……………………………………………………………………………………….36
2.2 АО «ФНБ «Самрук-Казына» как национальная система институтов развития…….41
2.2.1 Цели и задачи создания Фонда как института развития……………………………41
2.2.2 Национальная система институтов развития Республики Казахстан под руководством АО «ФНБ Самрук-Казына»………………………………………………………47
2.3 Роль АО «ФНБ «Самрук-Казына» в реализации государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Казахстана на 2010-2014 гг…54
Глава 3. Методы реализации АО «ФНБ «Самрук-Казына» государственной инвестиционной политики РК……………………………………………………………………………………….65
3.1 Меры проведения инвестиционной политики государства Фондом «Самрук-Казына» в горно-металлургическом комплексе на примере дочерней организации АО «НК «Тау-Кен Самрук»……………………………………………………………………………...…65
3.2 Меры проведения инвестиционной политики государства Фондом «Самрук-Казына» в машиностроительном комплексе на примере дочерней организации АО «НК «Казахстан Инжиниринг»…………………………………………………………..………….….76
3.3 Пути совершенствования национальной системы институтов развития РК и повышения эффективности их функционирования………………………………………….…86
Заключение…………………………………………………………………………………..96
Список литературы………………………

Файлы: 1 файл

Государственная инвестиционная политика Республики Казахстан.docx

— 250.86 Кб (Скачать файл)

        Подводя некоторые итоги вышесказанному, следует отметить, что Казахстан  обладает хорошим инвестиционным  потенциалом и инвестиционной  привлекательностью по ряду признаков:  богатейшие запасы природных  ресурсов, относительная легкость  доступа к ним (как с географической  точки зрения, так и промышленной), геополитическое положение Казахстана, стабильная внутриполитическая обстановка, а также наличие соответствующей законодательной базы. Однако существует ряд негативных факторов, которые не дают развиваться вышеуказанным преимуществам в полной мере. К ним можно отнести: условия лицензирования и уплаты налогов, коррупция, рейдерство, недостаток квалифицированной рабочей силы, неудовлетворительное состояние инфраструктуры.

    В этой связи возникает необходимость  института, регулирующего инвестиционную деятельность, призванного решать вопросы, препятствующие инвестиционной активности, смягчать вышеуказанные негативные факторы.

    Безусловно, таким институтом является государство. Государство – главный субъект  инвестиционной деятельности, определяющий «правила игры» для остальных  участников инвестиционной процесса, представляющего собой сложное  системное явление, целостность  которого объясняется скорее его  функциями и системой экономических  отношений, чем структурой участников. В рамках такого подхода, инвестиционная политика государства представляет собой систему эффективного управления инвестиционной деятельностью, состоящую из идеи организации инвестиционного процесса и комплекса мер, регулирующих экономические отношения в инвестиционной деятельности всех уровней. Цель государственной инвестиционной политики можно определить как обеспечение эффективного и стабильного роста национальной экономики в рамках существующих политико-экономических условий.

    Итак, следует определиться с экономическими условиями, существующими на сегодняшний  день в Казахстане. По мнению экспертов, казахстанская экономика в условиях глобального кризиса принципиально  сталкивается с теми же проблемами, что и российская, в связи с  оставшимся «по наследству» от прошлого несовершенством отраслевой структуры, преимущественно сырьевой направленностью  экспорта, недостаточным уровнем  развития ряда рынков. Если до осени 2008 года в экономике Казахстана наблюдался динамичный прирост ВВП преимущественно  за счет сырьевых отраслей, то после  кризиса мировых рынков энергоносителей  произошел ощутимый экономический  спад, связанный со снижением доходов  от экспорта и уменьшением объема внешних инвестиций. Последнее, в  свою очередь, подтолкнуло рост внутренних цен, банкротство ряда предприятий, рост безработицы. На сегодняшний день, согласно официальной статистике, спад в основных отраслях экономики продолжается, но более низкими темпами.

    Возвращаясь к вышеуказанному определению, необходимо выявить «идеи организации инвестиционного  процесса и комплекс мер, регулирующих экономические отношения в инвестиционной деятельности всех уровней»  в рамках описанной экономической ситуации в стране. В Казахстане, как и в России, предпочитают не управлять «по тенденциям», но преодолевать кризис и его последствия посредством реализации комплексной долгосрочной стратегии развития, ориентированной на создание современной промышленности и развитие внутреннего рынка.

    В середине мая 2009 года, выступая на XII съезде правящей партии «Нур Отан», ее лидер Нурсултан Назарбаев объявил новый курс – с 2010 года Республика Казахстан начнет «пятилетку форсированного индустриально-инновационного развития». В случае эффективной реализации задуманного Казахстан получит экономический эффект, равный половине ВВП страны (около $50 млрд.), так считает глава государства16.

    Итак, каковы же меры реализации инвестиционной политики государства, направленной на достижение отмеченных Президентом  задач?

      Центральной идеей государственной  инвестиционной политики является  развитие регионов страны. В частности,  об этом говорил в своем  ежегодном послании президент  республики Казахстан Н.Назарбаев17. Экономическое неравенство регионов Казахстана продолжает расти, и только сглаживание диспропорций может обеспечить более благоприятные условия для дальнейшего развития страны.

    Исходя  из таких экономических показателей как ВВП на душу населения, индекс промышленного производства, душевые инвестиции в основной капитал, доля самозанятых в общей численности занятого населения, уровень бедности, можно выделить 3 группы регионов в Казахстане:

    • регионы-лидеры (нефтегазовые области  Западного Казахстана, Астана и Алматы);

    • среднеразвитые районы (территории старого  промышленного освоения севера, востока, запада и центра страны);

    • менее развитые районы (аграрные территории юга и севера страны).

    Даже  в период кризиса сырьевые регионы  Казахстана оказались наиболее конкурентоспособными благодаря высокой цене на нефть.

    В то же время замедлилось развитие 2 крупнейших городов страны – Астаны и Алматы. Тем не менее, несмотря на экономический спад, им удалось  сохранить свои лидирующие позиции.

    Гораздо сложнее пришлось среднеразвитым регионам, в число которых входят многие города Казахстана. Из-за низкой цены на продукцию градообразующих предприятий  им пришлось «потуже затянуть пояса».

    Что касается отстающих аграрных регионов, то в ближайшие пять лет свое положение  они будут улучшать за счет государственной  программы Форсированного индустриально-инновационного развития (ГПФИИР).

    На  начальном этапе посткризисного периода регионы-лидеры должны сформировать мощные зоны экономического подъема. Именно с развитием этих зон – нефтегазовых областей Западного Казахстана, Астаны и Алматы – будет связано форсированное  индустриально-инновационное развитие Казахстана.

    В этой связи главной задачей инвестиционной политики государства является эффективное  перераспределение бюджетных средств, а также «нефтяных денег» в  слаборазвитые регионы, финансирование «прорывных проектов», капиталовложения в модернизацию отечественных предприятий  и развитие национальной инновационной  системы, определенные в Государственной  программе по форсированному индустриально-инновационному развитию Казахстана на 2010-2014 гг. Основными  инструментами при проведении данной государственной инвестиционной политики являются Национальный Фонд Республики Казахстан, Банк развития Казахстана, являющийся дочерней организацией АО «ФНБ «Самрук - Казына», а также сам  АО «ФНБ «Самрук – Казына» (в дальнейшем Фонд).

    Итак, в рамках определенных выше условий, целей и задач инвестиционной политики государства особый интерес  представляет деятельность Фонда как  одного из основных инструментов, его  структура, деятельность и эффективность. Поэтому в следующих главах настоящей  работы будут рассмотрены мировой  опыт создания и деятельности национальных фондов, основание АО «ФНБ «Самрук  – Казына» в Казахстане, представлены некоторые проекты ГПФИИР, а также  будет проведен анализ эффективности  деятельности Фонда на примере конкретных проектов Программы, выполняемых «Самрук  – Казына».   
 
 
 
 
 
 

Глава 2. РОЛЬ АО «ФНБ «САМРУК-КАЗЫНА» В ПРОВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РК

    2.1 Создание Акционерного  Общества «Фонд  Национального Благосостояния  «Самрук-Казына»  в РК 

    Мировая тенденция создания институтов развития коснулась также и Казахстана как развивающейся экономики, столкнувшейся с рядом проблем трансформационного характера. К началу 2000-х гг. в государстве существовали все предпосылки для создания подобного института, прежде всего, необходимость диверсификации экономики, предупреждение «голландской болезни», создание соответствующей институциональной среды для дальнейшего развития экономики и социальной среды.

    С целью решения поставленной задачи была проведена подготовительная работа, и в 2006 году создана модель управления государственными активами, утверждена организационная структура в виде образования уполномоченных госкомпаний осуществляющих деятельность от имени государства:

    - АО «Казахстанский холдинг по  управлению государственными активами  «Самрук» объединяет в своей  структуре компании, работающие  в ключевых отраслях экономики  Республики Казахстан – добыче  и переработке углеводородов  и металлов, транспорте и коммуникациях,  энергетике и машиностроении. Центральная стратегическая задача Холдинга – повышение эффективности деятельности национальных компаний посредством улучшения корпоративного управления.

    - АО «Фонд устойчивого развития  «Казына» в Казахстане было  создано в апреле 2006 года, которое  объединяет в своем составе  все так называемые институты  развития, созданные в рамках  реализации «Стратегии индустриально-инновационного  развития до 2015 года». Деятельность АО «Казына» была направлена на реализацию двух основных приоритетов – активизацию инвестиционной деятельности в целях диверсификации экономики Казахстана и улучшение уровня корпоративного управления в отношении дочерних организаций.18

    Экономической основой для создания госхолдингов стала концепция, согласно которой  Казахстан должен вырваться из колеи  поставщика сырья, а для этого  необходимо, во-первых, целенаправленно  выращивать суперкорпорации, которые  были бы конкурентоспособны на мировых рынках, во-вторых, облегчить им выход на внешние рынки и поиск своих ниш на них.

    Политической  базой стала идея о необходимости  и возможности компенсировать отсутствие в стране институциональной и  партийной конкуренции, а также  крайне слабые и деполитизированные связи общества и государства.

    Через год, прошедший после создания "Самрук" и "Казына", они все еще были заняты выстраиванием внутренней управленческой иерархии, которая превратила бы набор некогда самостоятельных и непохожих друг на друга структур в единый слаженно действующий организм.

    Насколько далеко продвинулись "Самрук" и "Казына", можно понять из текста президентского послания 2007 года, последнего из концептуальных выступлений президента докризисного периода. В нем Нурсултан Назарбаев  в развернутом виде изложил свое видение места и роли госхолдингов в модернизации казахстанской экономики. Причем акцент был сделан на том, что  их работа должна быть организована в  соответствии с международными стандартами: "В первую очередь госхолдинги  должны занять свое ведущее место  в обеспечении конкурентоспособности  и реализации национальной стратегии, направленной на успешную интеграцию Казахстана в мировую экономику".

    Угрозы, с которыми столкнутся госхолдинги  в своем развитии, были достаточно очевидны, на них указал и президент  в своем послании.

    "Нельзя  допустить, чтобы наши госхолдинги  превратились в неуправляемые  многопрофильные конгломераты, которые  в большинстве случаев неконкурентны  на международном рынке. Надо  избежать и опасности их превращения  в банальные финансовые кормушки, имеющие определенную систему  льгот. Следует также обратить  внимание на то, чтобы госхолдинги  не подменяли деятельность входящих  в них национальных компаний  и организаций, а, напротив, консолидировали  на новом уровне эту экономическую  деятельность, преодолели дублирование  функций, непродуктивную внутреннюю  конкуренцию и их закрытость, увеличили их эффективность и  прозрачность", - предостерегал он.19

    13 октября 2008 года, когда "Самрук" и "Казына" были слиты в  единый фонд национального благосостояния.

    Акционерное общество «Фонд национального благосостояния «Самрук-Қазына» создано в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан  от 13 октября 2008 года № 669 «О некоторых мерах по конкурентоспособности и устойчивости национальной экономики» и постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 октября 2008 года № 962 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Казахстан от 13 октября 2008 года № 669» путем слияния акционерных обществ «Фонд устойчивого развития «Қазына» и «Казахстанский холдинг по управлению государственными активами «Самрук». 

    Президент сформулировал его задачи исходя из изменившейся ситуации: "Я считаю, что холдинг "Самрук-Казына" станет ядром казахстанской правительственной  программы по вопросам преодоления  глобального кризиса, а также  основным инструментом правительства, которым нужно воспользоваться  для увеличения возможностей государства".20

    Председатель правления фонда национального благосостояния отметил, что "Самрук", объединивший все крупнейшие национальные активы, и "Казына", под чьим зонтиком были собраны институты развития, создавались для решения вопроса корпоративного управления. А их слияние в единый фонд было продиктовано необходимостью реализации антикризисной программы, оператором которой и стал фонд "Самрук-Казына".

    "Самрук-Казына  умеет в достаточно короткие  сроки, прозрачно, без потерь  и без массовых нарушений доставлять  средства до банков, строительных  организаций и населения.

Информация о работе Методы реализации АО «ФНБ «Самрук-Казына» государственной инвестиционной политики РК