Методы реализации АО «ФНБ «Самрук-Казына» государственной инвестиционной политики РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:10, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение инвестиционной политики государства в посткризисный период развития Казахстана, а также национальной системы институтов развития как эффективного инструмента ее реализации. Принято считать, что институты развития (ИР) – это структуры, призванные аккумулировать финансовые средства и направлять их на развитие перспективных отраслей экономики, внедрение инноваций, реализацию важных инфраструктурных и социальных проектов. Однако подобная формулировка, скорее, скрывает природу задач, стоящих перед данными институтами, чем проясняет ее. На самом деле институты развития представляют собой инструмент прямого государственного вмешательства, направленного на стимулирование тех или иных отраслей либо регионов в случаях, когда «ординарные» рыночные инструменты не действенны и требуется «экстраординарное» вмешательство. С этой точки зрения, целью работы также является совершенствование национальной системы институтов развития и повышение эффективности их функционирования.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….…………………………………3
Глава 1. Государственная инвестиционная политика Республики Казахстан…………….……7
1.1 Значение государственной инвестиционной политики………………………….……7
1.2 Виды инвестиций и методы финансирования в государственной инвестиционной политике……………………………………………………………………………………………10
1.3 Формы и методы государственной инвестиционной политики РК…………………12
1.3.1 Формирование инвестиционной политики государства в условиях становления рыночных отношений в Казахстане……………………………………………………………...14
1.3.2 Инвестиционный климат РК…………………………………………………………23
Глава 2. Роль АО «ФНБ «Самрук-Казына» в проведении государственной инвестиционной политики РК……………………………………………………………………………………….36
2.1 Создание Акционерного Общества «Фонд Национального Благосостояния «Самрук-Казына» в РК……………………………………………………………………………………….36
2.2 АО «ФНБ «Самрук-Казына» как национальная система институтов развития…….41
2.2.1 Цели и задачи создания Фонда как института развития……………………………41
2.2.2 Национальная система институтов развития Республики Казахстан под руководством АО «ФНБ Самрук-Казына»………………………………………………………47
2.3 Роль АО «ФНБ «Самрук-Казына» в реализации государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Казахстана на 2010-2014 гг…54
Глава 3. Методы реализации АО «ФНБ «Самрук-Казына» государственной инвестиционной политики РК……………………………………………………………………………………….65
3.1 Меры проведения инвестиционной политики государства Фондом «Самрук-Казына» в горно-металлургическом комплексе на примере дочерней организации АО «НК «Тау-Кен Самрук»……………………………………………………………………………...…65
3.2 Меры проведения инвестиционной политики государства Фондом «Самрук-Казына» в машиностроительном комплексе на примере дочерней организации АО «НК «Казахстан Инжиниринг»…………………………………………………………..………….….76
3.3 Пути совершенствования национальной системы институтов развития РК и повышения эффективности их функционирования………………………………………….…86
Заключение…………………………………………………………………………………..96
Список литературы………………………

Файлы: 1 файл

Государственная инвестиционная политика Республики Казахстан.docx

— 250.86 Кб (Скачать файл)

    Казахстан до начала кризиса в 2007 году имел самый  высокий среди стран СНГ инвестиционный рейтинг, что давало возможность получать дешевые иностранные кредиты и достаточно успешно решать проблему внешней задолженности, размер которой оценивался в 2001 г. в 7 млрд. долл.

    В целом второй этап с обретением некоторой стабильности и положительной тенденции экономического роста характеризуется определением приоритетов программ развития, с помощью которых должна была реализовываться структурная и производственная политика, но её реализация осложнялась сохранением существующих экономических условий; преодоление же сложившихся экономических проблем требовало использования действенных механизмов мобилизации ресурсов и инвестиционного роста.

    Основными факторами, обеспечившими активизацию инвестиционного процесса в 2000-2008 гг., явились:

  • Значительные приросты выпуска продукции и услуг базовых отраслей национальной экономики (за 2000-2008 гг. среднегодовые темпы прироста ВВП составили 9,4%, промышленного производства – 8,7%, сельского хозяйства – 3,9%);
  • Сохранение относительно высоких цен мирового рынка на энергоресурсы и цветные металлы, обеспечивающее рост производства и накоплений активов в экспортно-ориентированных отраслях и производствах национальной экономики. В свою очередь, это привело к росту внутреннего спроса на инвестиционную продукцию.
  • Снижение динамики инфляции (2000 г. – 13,2%, 2001 г. – 8,4%, 2002 г. – 5,9%, 2003 г. – 6,4%, 2004 г. – 6,9%, 2005 г. – 7,6 %, 2006 г. – 8,6%, 2007 г. – 10,8%, 2008 г. – 17%)6 и, как следствие, уменьшение процентных ставок рефинансирования Национального Банка РК, которые являются базой ставки ссудного процента коммерческих банков.
  • Улучшение финансового положения предприятий за счет вытеснения неэффективных собственников и позитивного роста их суммарного сальдированного финансового результата.
  • Рост инвестиционных ресурсов населения за счет увеличения реальных располагаемых денежных доходов (за период с 2000-2008 гг. среднегодовые приросты составили 11,6%), расширение потребительского спроса населения и развитие системы гарантий сбережений населения.
  • Невысокая доходность по финансовым инструментам, номинированным в тенге, при одновременном росте остатков свободных активов юридических лиц на корреспондентских банковских счетах, что существенно расширило их инвестиционные возможности и стимулировало инвестирование средств в основной капитал реального сектора экономики.
  • Укрепление казахстанской банковской системы, позволившее организациям активизировать политику по инвестиционному заимствованию.
  • Значительный рост объемов иностранного капитала.
  • Предпринимаемые меры Правительства РК по улучшению инвестиционного климата:

            - реформирование налоговой системы позволило легализовать часть инвестиционных затрат предприятий реального сектора экономики;

             - снижение ставки рефинансирования Национального Банка с 16% в 2000 г. до 10% в 2008 г. привело к снижению уровня доходности размещению активов в спекулятивный сектор фондового рынка и другие финансовые инструменты.7

  • Либерализация амортизационной политики; развитие инвестиционного законодательства.

    Однако, несмотря на тенденцию к росту инвестиционной активности, оставались факторы, тормозившие положительную динамику:

  • Высокая зависимость национальной экономики, государственных финансов и платежного баланса от внешнеэкономической конъюнктуры;
  • Значительная доля убыточных организаций;
  • Избыточные административные барьеры для предпринимательской деятельности и недостаточная правовая защита национальных и иностранных инвесторов;
  • Отсутствие действенных механизмов стимулирования инвестиционной активности налогоплательщиков при сохранении в целом высокой налоговой нагрузки на бизнес;
  • Отсутствие эффективных механизмов трансформации сбережений населения в инвестиции;
  • Недостаточный уровень развития фондового рынка;
  • Значительный объем вывоза казахстанских инвестиций за рубеж (по итогам 2008 года  более 4 млрд. долл. США);
  • Вступление казахстанской экономики в фазу экономического кризиса.
 

      III этап – инвестиционная политика периода глобального финансового кризиса 2007-2009 гг.

    Кризисные явления в инвестиционной сфере  впервые проявились в ноябре 2008 года. В итоге в 4 квартале 2008 года объем  инвестиций в основной капитал снизился и составил 96,4% к соответствующему периоду предыдущего года. В целом за 2008 год динамика инвестиций оставалась позитивной. Это объясняется тем, что первоначально мировой кризис охватил сферу финансов. В последующем мировой финансовый кризис перерос в экономический.

    В течение 2009 года негативные тенденции  в национальной экономике усилились, что привело к резкому сокращению инвестиционной деятельности. В 2009 году объем инвестиций в основной капитал составил 91,1% по сравнению с предшествующим годом.

    В этот период экономика Казахстана оказалась  под одновременным воздействием ряда негативных факторов.

    Резко снизились основные макроэкономические показатели. Объем ВВП (в постоянных ценах по сравнению с предшествующим годом) составил 98,8%, валовая продукция промышленности – 96,7%, розничный товарооборот – 97,8%. Выросла инфляция – индекс потребительских цен составил 7,3%.8

    От  мирового кризиса больше всего пострадали банковский, добывающий, металлургический сектор, строительство и внешняя  торговля. В основных секторах национальной экономики резко снизилась производственная и инвестиционная активность.

    Финансовое  положение хозяйствующих субъектов  реального сектора экономики  в 2009 г. характеризовалось существенным сокращением прибыли, ростом объемов  убытков убыточных организаций и увеличением их доли в общем количестве организаций, особенно в отраслях промышленности. Прибыль предприятий и организаций сократилась на 28%.

    Финансовое  положение хозяйствующих субъектов  является сложным из-за дефицита собственных  источников финансирования инвестиций и трудностей с получением кредитов. Просроченная задолженность по банковским кредитам увеличивалась опережающими темпами по сравнению с динамикой  кредитования. Доля просроченных кредитов в общем объеме кредитных ресурсов существенно возросла. 

    Ужесточение условий предоставления кредитных  ресурсов вызвало снижение объемов  инвестиций в те виды экономической деятельности, в которых преобладали долгосрочные заемные средства, направляемые на формирование, развитие и обновление основных фондов. Это в первую очередь агропромышленный комплекс, машиностроение и связь.

    Кризис  привел к сокращению потребительского спроса, понижению жизненного уровня и росту безработицы. В 2009 году численность  безработных на регистрируемом рынке  труда увеличилась с 583,1 тыс. чел до 531,8 тыс. чел.

    Впервые после конца 1990-х годов было отмечено понижение реальных доходов населения. Номинальная заработная плата на одного работающего с учетом роста  потребительских цен составила  96,9%. В итоге это привело к сокращению доли накоплений домашних хозяйств и, как следствие, объемов потребительского кредитования.9

    В области внешнеэкономической деятельности мировой кризис проявился в снижении объемов экспорта и импорта товаров  как в страны СНГ, так и в другие страны мира, в ухудшении структуры внешней торговли, падении мировых цен и спроса на основные товары казахстанского экспорта, росте цен на импортные товары, сокращении объемов внешнего кредитования и иностранных инвестиций.

    Общий объем экспорта товаров уменьшился на 40%, общий объем импорта товаров  – на 25%. Снижение мировых цен на сырьевые товары вызвало сокращение объемов прибыли, идущей на инвестиции предприятий экспортно-ориентированных видов экономической деятельности, в частности, добывающего сектора.

    С целью выхода из кризисной ситуации Правительство разработало комплекс мер, направленных прямо или косвенно на активизацию инвестиционной деятельности. Для стимулирования инвестиционной деятельности, увеличения инвестиций в основные фонды и расширения собственных источников финансирования инвестиций осуществлены меры налогового стимулирования и либерализации  амортизационной политики.

1.3.2 Инвестиционный климат  РК 

    В целом инвестиционная активность зависит  от благоприятности инвестиционного  климата государства, региона. Инвестиционный климат – это совокупность политических, социо-культурных, финансово-экономических  и организационно-правовых факторов, определяющих качество условий осуществления  инвестиционной деятельности и степень  возможных инвестиционных рисков.10 Инвестиционные риски определяют состояние инвестиционного климата. Инвестиционные риски, в свою очередь, выражаются в инвестиционном имидже страны.

    Инвестиционный  имидж – это выражение инвестиционного  климата национальной экономики, складывающееся под воздействием проводимых внутри страны и за рубежом мер поощрения  или ограничения притока инвестиций и создания условий для осуществления  инвестиционной деятельности.11

    Республика  Казахстан представляет для иностранных  инвесторов большой интерес. Инвестиционную привлекательность казахстанского рынка обеспечивают совокупность доступа  к природным ресурсам, величина рынка, стратегическое расположение Казахстана, а также стабильная внутриполитическая обстановка и наличие соответствующей  законодательной базы. Казахстан, по оценкам международных экспертов, входит в число наиболее привлекательных  для иностранных инвестиций стран  мира.

    При анализе инвестиционного климата  Казахстана можно выявить некоторые  особенности. Однако основное правило  распределения инвестиционных рисков работает так же как и в любой  стране мира, т. е. с увеличением инвестиционного  потенциала в регионе и преобладания высокодоходных объектов инвестирования растут и риски. Так, на рисунке 1.3 представлено соотношение роста инвестиционного  потенциала и инвестиционных рисков регионов РК. 
 
 
 
 
 
 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           Рисунок 1.3. Инвестиционная привлекательность регионов Казахстана12 

    Как видно из рисунка 1.3, коэффициент корреляции рангов потенциала и риска регионов  Казахстана составляет -0,39. А если не учитывать г. Алматы, который по всем позициям представляет собой исключение из общереспубликанской экономики, как и Москва в России, то значение коэффициента корреляции рангов для регионов Казахстана составит -0,65.

    Специфику инвестиционного климата можно объяснить различием в экономической структуре регионов. В России для большинства регионов, имеющих высокий инвестиционный потенциал, характерен заметный уровень развития "верхних" этажей экономики - обрабатывающей промышленности, сферы обслуживания, научно-технического комплекса. В Казахстане "по российскому типу" инвестиционный климат формируется лишь в Алматы. Характерным признаком казахстанской экономики является сосредоточение инвестиционного потенциала и инвестиционной привлекательности в регионах с добывающей и тяжелой промышленностью. Общеизвестно, что такая структура экономики, как правило, сопровождается повышенным экологическим, социальным, криминальным и другими видами риска.

      Распределение регионов Казахстана  по интегральному рейтингу инвестиционной  привлекательности с учетом инвестиционного  потенциала и риска приведено  в Таблице 1.1. 
 
 

    Таблица 1.1. Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов Казахстана13 

Регион Рейтинг инвестиционной привлекательности Рейтинг потенциала Рейтинг риска
г. Алматы 1 1 2
г. Астана 2 8 1
Южно-Казахстанская  область 3 7 5
Павлодарская  область 4 4 11
Карагандинская  область 5 2 15
Актюбинская область 6 10 7
Северо-Казахстанская  область 7 13 4
Костанайская  область 8 5 13
Атырауская  область 9 6 12
Восточно-Казахстанская  область 10 3 16
Кызылординская  область 11 16 3
Мангистауская область 12 14 6
Жамбыльская область 13 11 10
Акмолинская область 14 12 9
Алматинская область 15 9 14
Западно-Казахстанская  область 16 15 8

Информация о работе Методы реализации АО «ФНБ «Самрук-Казына» государственной инвестиционной политики РК