Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:10, курсовая работа
Целью работы является изучение инвестиционной политики государства в посткризисный период развития Казахстана, а также национальной системы институтов развития как эффективного инструмента ее реализации. Принято считать, что институты развития (ИР) – это структуры, призванные аккумулировать финансовые средства и направлять их на развитие перспективных отраслей экономики, внедрение инноваций, реализацию важных инфраструктурных и социальных проектов. Однако подобная формулировка, скорее, скрывает природу задач, стоящих перед данными институтами, чем проясняет ее. На самом деле институты развития представляют собой инструмент прямого государственного вмешательства, направленного на стимулирование тех или иных отраслей либо регионов в случаях, когда «ординарные» рыночные инструменты не действенны и требуется «экстраординарное» вмешательство. С этой точки зрения, целью работы также является совершенствование национальной системы институтов развития и повышение эффективности их функционирования.
Введение………………………………………………………….…………………………………3
Глава 1. Государственная инвестиционная политика Республики Казахстан…………….……7
1.1 Значение государственной инвестиционной политики………………………….……7
1.2 Виды инвестиций и методы финансирования в государственной инвестиционной политике……………………………………………………………………………………………10
1.3 Формы и методы государственной инвестиционной политики РК…………………12
1.3.1 Формирование инвестиционной политики государства в условиях становления рыночных отношений в Казахстане……………………………………………………………...14
1.3.2 Инвестиционный климат РК…………………………………………………………23
Глава 2. Роль АО «ФНБ «Самрук-Казына» в проведении государственной инвестиционной политики РК……………………………………………………………………………………….36
2.1 Создание Акционерного Общества «Фонд Национального Благосостояния «Самрук-Казына» в РК……………………………………………………………………………………….36
2.2 АО «ФНБ «Самрук-Казына» как национальная система институтов развития…….41
2.2.1 Цели и задачи создания Фонда как института развития……………………………41
2.2.2 Национальная система институтов развития Республики Казахстан под руководством АО «ФНБ Самрук-Казына»………………………………………………………47
2.3 Роль АО «ФНБ «Самрук-Казына» в реализации государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Казахстана на 2010-2014 гг…54
Глава 3. Методы реализации АО «ФНБ «Самрук-Казына» государственной инвестиционной политики РК……………………………………………………………………………………….65
3.1 Меры проведения инвестиционной политики государства Фондом «Самрук-Казына» в горно-металлургическом комплексе на примере дочерней организации АО «НК «Тау-Кен Самрук»……………………………………………………………………………...…65
3.2 Меры проведения инвестиционной политики государства Фондом «Самрук-Казына» в машиностроительном комплексе на примере дочерней организации АО «НК «Казахстан Инжиниринг»…………………………………………………………..………….….76
3.3 Пути совершенствования национальной системы институтов развития РК и повышения эффективности их функционирования………………………………………….…86
Заключение…………………………………………………………………………………..96
Список литературы………………………
Казахстан
до начала кризиса в 2007 году имел самый
высокий среди стран СНГ
В целом второй этап с обретением некоторой стабильности и положительной тенденции экономического роста характеризуется определением приоритетов программ развития, с помощью которых должна была реализовываться структурная и производственная политика, но её реализация осложнялась сохранением существующих экономических условий; преодоление же сложившихся экономических проблем требовало использования действенных механизмов мобилизации ресурсов и инвестиционного роста.
Основными факторами, обеспечившими активизацию инвестиционного процесса в 2000-2008 гг., явились:
- реформирование налоговой системы позволило легализовать часть инвестиционных затрат предприятий реального сектора экономики;
- снижение ставки рефинансирования Национального Банка с 16% в 2000 г. до 10% в 2008 г. привело к снижению уровня доходности размещению активов в спекулятивный сектор фондового рынка и другие финансовые инструменты.7
Однако, несмотря на тенденцию к росту инвестиционной активности, оставались факторы, тормозившие положительную динамику:
III этап – инвестиционная политика периода глобального финансового кризиса 2007-2009 гг.
Кризисные явления в инвестиционной сфере впервые проявились в ноябре 2008 года. В итоге в 4 квартале 2008 года объем инвестиций в основной капитал снизился и составил 96,4% к соответствующему периоду предыдущего года. В целом за 2008 год динамика инвестиций оставалась позитивной. Это объясняется тем, что первоначально мировой кризис охватил сферу финансов. В последующем мировой финансовый кризис перерос в экономический.
В
течение 2009 года негативные тенденции
в национальной экономике усилились,
что привело к резкому
В этот период экономика Казахстана оказалась под одновременным воздействием ряда негативных факторов.
Резко снизились основные макроэкономические показатели. Объем ВВП (в постоянных ценах по сравнению с предшествующим годом) составил 98,8%, валовая продукция промышленности – 96,7%, розничный товарооборот – 97,8%. Выросла инфляция – индекс потребительских цен составил 7,3%.8
От
мирового кризиса больше всего пострадали
банковский, добывающий, металлургический
сектор, строительство и внешняя
торговля. В основных секторах национальной
экономики резко снизилась
Финансовое
положение хозяйствующих
Финансовое
положение хозяйствующих
Ужесточение условий предоставления кредитных ресурсов вызвало снижение объемов инвестиций в те виды экономической деятельности, в которых преобладали долгосрочные заемные средства, направляемые на формирование, развитие и обновление основных фондов. Это в первую очередь агропромышленный комплекс, машиностроение и связь.
Кризис привел к сокращению потребительского спроса, понижению жизненного уровня и росту безработицы. В 2009 году численность безработных на регистрируемом рынке труда увеличилась с 583,1 тыс. чел до 531,8 тыс. чел.
Впервые после конца 1990-х годов было отмечено понижение реальных доходов населения. Номинальная заработная плата на одного работающего с учетом роста потребительских цен составила 96,9%. В итоге это привело к сокращению доли накоплений домашних хозяйств и, как следствие, объемов потребительского кредитования.9
В
области внешнеэкономической
Общий объем экспорта товаров уменьшился на 40%, общий объем импорта товаров – на 25%. Снижение мировых цен на сырьевые товары вызвало сокращение объемов прибыли, идущей на инвестиции предприятий экспортно-ориентированных видов экономической деятельности, в частности, добывающего сектора.
С
целью выхода из кризисной ситуации
Правительство разработало
1.3.2
Инвестиционный климат
РК
В
целом инвестиционная активность зависит
от благоприятности
Инвестиционный
имидж – это выражение
Республика
Казахстан представляет для иностранных
инвесторов большой интерес. Инвестиционную
привлекательность
При
анализе инвестиционного
Рисунок 1.3. Инвестиционная привлекательность
регионов Казахстана12
Как видно из рисунка 1.3, коэффициент корреляции рангов потенциала и риска регионов Казахстана составляет -0,39. А если не учитывать г. Алматы, который по всем позициям представляет собой исключение из общереспубликанской экономики, как и Москва в России, то значение коэффициента корреляции рангов для регионов Казахстана составит -0,65.
Специфику инвестиционного климата можно объяснить различием в экономической структуре регионов. В России для большинства регионов, имеющих высокий инвестиционный потенциал, характерен заметный уровень развития "верхних" этажей экономики - обрабатывающей промышленности, сферы обслуживания, научно-технического комплекса. В Казахстане "по российскому типу" инвестиционный климат формируется лишь в Алматы. Характерным признаком казахстанской экономики является сосредоточение инвестиционного потенциала и инвестиционной привлекательности в регионах с добывающей и тяжелой промышленностью. Общеизвестно, что такая структура экономики, как правило, сопровождается повышенным экологическим, социальным, криминальным и другими видами риска.
Распределение регионов
Таблица
1.1. Рейтинг инвестиционной привлекательности
регионов Казахстана13
Регион | Рейтинг инвестиционной привлекательности | Рейтинг потенциала | Рейтинг риска |
г. Алматы | 1 | 1 | 2 |
г. Астана | 2 | 8 | 1 |
Южно-Казахстанская область | 3 | 7 | 5 |
Павлодарская область | 4 | 4 | 11 |
Карагандинская область | 5 | 2 | 15 |
Актюбинская область | 6 | 10 | 7 |
Северо-Казахстанская область | 7 | 13 | 4 |
Костанайская область | 8 | 5 | 13 |
Атырауская область | 9 | 6 | 12 |
Восточно-Казахстанская область | 10 | 3 | 16 |
Кызылординская область | 11 | 16 | 3 |
Мангистауская область | 12 | 14 | 6 |
Жамбыльская область | 13 | 11 | 10 |
Акмолинская область | 14 | 12 | 9 |
Алматинская область | 15 | 9 | 14 |
Западно-Казахстанская область | 16 | 15 | 8 |