Методы реализации АО «ФНБ «Самрук-Казына» государственной инвестиционной политики РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:10, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение инвестиционной политики государства в посткризисный период развития Казахстана, а также национальной системы институтов развития как эффективного инструмента ее реализации. Принято считать, что институты развития (ИР) – это структуры, призванные аккумулировать финансовые средства и направлять их на развитие перспективных отраслей экономики, внедрение инноваций, реализацию важных инфраструктурных и социальных проектов. Однако подобная формулировка, скорее, скрывает природу задач, стоящих перед данными институтами, чем проясняет ее. На самом деле институты развития представляют собой инструмент прямого государственного вмешательства, направленного на стимулирование тех или иных отраслей либо регионов в случаях, когда «ординарные» рыночные инструменты не действенны и требуется «экстраординарное» вмешательство. С этой точки зрения, целью работы также является совершенствование национальной системы институтов развития и повышение эффективности их функционирования.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….…………………………………3
Глава 1. Государственная инвестиционная политика Республики Казахстан…………….……7
1.1 Значение государственной инвестиционной политики………………………….……7
1.2 Виды инвестиций и методы финансирования в государственной инвестиционной политике……………………………………………………………………………………………10
1.3 Формы и методы государственной инвестиционной политики РК…………………12
1.3.1 Формирование инвестиционной политики государства в условиях становления рыночных отношений в Казахстане……………………………………………………………...14
1.3.2 Инвестиционный климат РК…………………………………………………………23
Глава 2. Роль АО «ФНБ «Самрук-Казына» в проведении государственной инвестиционной политики РК……………………………………………………………………………………….36
2.1 Создание Акционерного Общества «Фонд Национального Благосостояния «Самрук-Казына» в РК……………………………………………………………………………………….36
2.2 АО «ФНБ «Самрук-Казына» как национальная система институтов развития…….41
2.2.1 Цели и задачи создания Фонда как института развития……………………………41
2.2.2 Национальная система институтов развития Республики Казахстан под руководством АО «ФНБ Самрук-Казына»………………………………………………………47
2.3 Роль АО «ФНБ «Самрук-Казына» в реализации государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Казахстана на 2010-2014 гг…54
Глава 3. Методы реализации АО «ФНБ «Самрук-Казына» государственной инвестиционной политики РК……………………………………………………………………………………….65
3.1 Меры проведения инвестиционной политики государства Фондом «Самрук-Казына» в горно-металлургическом комплексе на примере дочерней организации АО «НК «Тау-Кен Самрук»……………………………………………………………………………...…65
3.2 Меры проведения инвестиционной политики государства Фондом «Самрук-Казына» в машиностроительном комплексе на примере дочерней организации АО «НК «Казахстан Инжиниринг»…………………………………………………………..………….….76
3.3 Пути совершенствования национальной системы институтов развития РК и повышения эффективности их функционирования………………………………………….…86
Заключение…………………………………………………………………………………..96
Список литературы………………………

Файлы: 1 файл

Государственная инвестиционная политика Республики Казахстан.docx

— 250.86 Кб (Скачать файл)

    Создание  фонда "Самрук-Казына" продолжило курс на установление контроля государства над политическим процессом при формальном сохранении разнообразия видов, населяющих партийно-политическое поле. Частный бизнес проявил себя как не вполне надежный партнер, поэтому контроль государства был распространен на экономику.

    Взаимоотношения государства и бизнеса, складывающиеся в Казахстане и России, стали называть корпоративным государством. Под корпоративным государством понимается ситуация, при которой государство контролирует все экономическое пространство, подчиняя своим интересам как государственный, так и частный сектор экономики. Главным инструментом контроля государства выступали национальные компании.

    В какой-то степени создание правительством госхолдингов было защитной реакцией государства на растущую силу и влияние  корпоративного сектора.

    В условиях экономического роста и  благоприятной рыночной конъюнктуры  крупные банки и национальные компании не испытывали желания помочь государству ни в развитии инфраструктуры, ни в подготовке кадров. Они выбирали одну из двух стратегий – либо постепенный вывоз капиталов за границу, в том числе и в форме прямых инвестиций, либо симбиоз с госструктурами, в котором государству отводилась функция подавления конкурентов и создания тепличных условий для корпораций, которые из всего богатого южнокорейского опыта взяли лишь одно - семейно-клановый принцип управления.

    "Самрук-Казына" сегодня полностью встроен в  систему государственного управления.

    Основной  целью деятельности Фонда является управление принадлежащими ему на праве  собственности пакетами акций (долями участия) национальных институтов развития, национальных компаний и других юридических  лиц для максимизации их долгосрочной ценности и повышения конкурентоспособности  на мировых рынках.

    Основными принципами деятельности Фонда являются:

    - соблюдение интересов государства,  как единственного акционера  Фонда; прозрачность, эффективность  и гибкости деятельности Фонда  и компаний;

    - системность и оперативность  в принятии решений и их  реализации;

    - ответственность и подотчетность. 

    Основными направлениями деятельности Фонда  являются:

    - содействие в модернизации и  диверсификации национальной экономики; 

    - содействие в стабилизации экономики  страны;

    - повышение эффективности деятельности  компаний.

    Ключевым  направлением деятельности Фонда и  компаний являются модернизация и диверсификация национальной экономики в рамках реализации посланий Президента Республики Казахстан, Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы, программы «30 Корпоративных  лидеров Казахстана», целей и  задач, поставленных перед компаниями.

    Фонд  призван оказывать максимальное содействие Правительству Республики Казахстан, быстро и оперативно решая  вопросы по привлечению инвестиций в реальный сектор экономики, активизации  работы в регионах, укреплению межотраслевых  и межрегиональных связей и максимально  используя имеющиеся преимущества и возможности.

    Эффективная диверсификация и модернизация национальной экономики осуществляется путем  реализации активной инвестиционной деятельности, особенно в приоритетных секторах экономики, таких как 

    - нефтегазовый сектор;

    - электроэнергетика; 

    - металлургия; 

    - химия, нефтехимия;

    - инфраструктура.

    Основными задачами Фонда являются:

    - разработка и обеспечение реализации  инвестиционных проектов регионального,  национального и международного  масштаба;

    - поддержка и модернизация существующих  активов группы компаний Фонда; 

    - содействие в развитии регионов  и реализации социальных проектов;

    - поддержка отечественных товаропроизводителей, отечественных товаров и услуг.

    В рамках рассматриваемых задач Фонд выполняет следующие функции:

    - разработка и реализация, и финансирование  инвестиционных проектов регионального,  национального и международного  масштабов, в том числе в  реальном секторе экономики, самостоятельно  и (или) с участием компаний, а также совместно со стратегическими  иностранными и (или) отечественными  инвесторами, посредством участия  в уставных капиталах и предоставления  займов;

    - выполнение функции оператора  по реализации программы «30 Корпоративных  лидеров Казахстана» и иных  программ и планов по решению  Правительства Республики Казахстан; 

    - освоение новых секторов экономики и приобретение экономически привлекательных активов, как в стране, так и за рубежом;

    - обеспечение скоординированной  и активной инвестиционной политики  при реализации компаниями инвестиционных  и инновационных проектов, основным  приоритетом которой является  реализация проектов на территории  Казахстана;

    - привлечение отечественных и  иностранных, государственных и  частных инвестиций и внедрение  инноваций в различные отрасли  экономики; 

    - осуществление сбалансированного  заимствования капитала на мировом  и отечественном рынках капитала;

    - финансирование проектов малого  и среднего бизнеса; 

    - создание эффективной комплексной  системы финансово-инвестиционных  инструментов в рамках группы  компаний;

    - развитие межрегиональных экономических  связей, в том числе путем реализации  проектов на территории Республики  Казахстан; 

    - обеспечение прорывного развития  регионов через социально-предпринимательские  корпорации.

    Фонд  также выполняет следующие функции:

    - участие в стабилизационных программах  Правительства Республики Казахстан; 

    - приобретение объявленных голосующих  акций банков второго уровня;

    - размещение обусловленных средств  в банках второго уровня в  целях поддержания социально-экономического  развития, в том числе завершения  объектов строительства,  финансирования  субъектов малого и среднего  бизнеса и агропромышленного  комплекса; 

    - содействие в развитии рынка  ипотечного кредитования и системы  жилищных строительных сбережений;

    - определение, утверждение и осуществление  мониторинга порядка осуществления  закупок Фонда и компаний, предусматривающего  механизмы по увеличению отечественного  содержания в закупках Фонда  и компаний у казахстанских  производителей товаров и услуг,  обеспечению локализации в Казахстане  производства, сборки, работ по ремонту  и обслуживанию импортного оборудования  при его крупных закупках компаниями;

    - осуществление доверительного управления  государственным пакетом акций  акционерного общества «Фонд  стрессовых активов».21 

    2.2 АО «ФНБ «Самрук-Казына»  как национальная  система институтов  развития

    2.2.1 Цели и задачи  создания Фонда  как института  развития 

    Институты развития – одна из самых популярных тем в мировой экономической политике последних 60 лет. Они воплощают желания разных стран развиваться быстрее, чем это позволяет «невидимая рука рынка». Сама идея подобных институтов выросла из уверенности, что в экономике существуют сегменты, которые достойны развития в большей степени, чем другие, – либо потому, что они являются ключевыми, либо потому, что они недоразвитые и их нужно подтянуть, что, в конечном итоге, приводит к ускорению роста ВВП. Институты развития (самой популярной формой которых являются банки и корпорации развития) позволяют перераспределять средства общества в пользу «ключевых сегментов».

    Проекты, финансируемые ИР, как правило, имеют  некоторые схожие особенности: они  должны быть достаточно крупными и  не слишком прибыльными. Институты  развития позволяют развиваться  проектам, которые считаются нужными  обществу, но из-за низкой рентабельности, рисков и больших масштабов не привлекают частных инвесторов. Финансирование с помощью институтов развития занимает промежуточное положение между коммерческим финансированием рентабельных проектов и бюджетными ассигнованиями.

    Посредством институтов развития снижается стоимость  денег, что позволяет привлекать частные инвестиции для реализации проектов в традиционно не слишком  привлекательных отраслях. То есть благодаря институтам развития могут быть реализованы проекты, имеющие длительный срок окупаемости, не слишком высокую рентабельность, но существенное государственное или социальное значение. При этом такие проекты осуществляются с меньшей нагрузкой на государственный, региональный и местный бюджеты.

    Институты развития – специализированные государственные корпорации (компании), деятельность которых направлена на устранение «провалов рынка», сдерживающих экономическое и социальное развитие страны. Конкретнее речь идет о решении четырех основных задач:

    - преодоление провалов рынка в сфере инноваций («квазиинноваций»1);

    - устранении институциональных провалов (формировании отсутствующих, но  необходимых сегментов рынка);

    - развитии экономической (энергетика, транспорт, другие коммуникации) и социальной инфраструктуры;

    - элиминировании существенных региональных  дисбалансов развития. Основные  различия между типами институтов  развития определяются сферами  их деятельности и набором  используемых инструментов.

    В таблице 2.1 приведены основные виды ИР. 

    Таблица 2.1. Основные типы институтов развития.

Сфера деятельности Инструменты
универсальный набор отдельные
 
 
 
 
 
Все сферы 

Отдельные отрасли

Отдельные сферы

Отрасли промышленности Инфраструктура Сельское хозяйство  Услуги

Строительство

Внешняя торговля и международное сотрудничество

Прикладные  инновации

Инновации в стратегических сферах

Социальная  сфера и региональное развитие

Универсальные банки развития

Отраслевые  банки развития

Экспортно-импортные  банки

Государственные и квазигосударственные инновационные  фонды

Агентства по развитию стратегических технологий

Фонды социального и регионального  развития

Не обнаружены

Специализированные  фонды и агентства (лизинговые, кредитные, инвестиционные)

Экспортные  страховые агентства

Фонды фондов, посевные фонды, сети «цешров  превосходства» и др.

Не обнаружены Ипотечные агентства

 
 

    Не  смотря на положительную динамику основных макроэкономических индикаторов в  посткризисный период, показатели развития инфраструктуры, здравоохранения, начального образования, технологической готовности и инновационности говорят о необходимости дальнейшего прогресса. В целом, по методологии профессора Портера (рис. 2.1), Казахстан находится на втором этапе развития, который характеризуется большими инвестиционными потребностями. Однако казахстанской экономике предстоит перейти к созданию уникальных инновационных продуктов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Методы реализации АО «ФНБ «Самрук-Казына» государственной инвестиционной политики РК