Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 00:04, диссертация
Актуальность темы исследовании. В условиях дальнейшего последовательного развития рыночной экономики, осознание важности формирования дивидендной политики является объективной необходимостью, как* для максимизации рыночной стоимости российских акционерных обществ, так и для обеспечения устойчивого экономического роста в стране. Актуальность темы данного исследования также подтверждается тем, что опыт большинства российских акционерных обществ в вопросе о дивидендной политике находится в стадии становления, а решение о выплате дивидендов не рассматривается предприятиями как инструмент воздействия на рыночную стоимость предприятия.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ
КАК ИСТОЧНИКА ДИВИДЕНДНЫХ ВЫПЛАТ 10
ПРИБЫЛЬ СИСТЕМЕ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИИ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА 10
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА 18
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИ 29
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИ
АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА 53
ДИВИДЕНДНАЯ ПОЛИТИКА КАК ВАЖНЕЙШАЯ ЧАСТЬ ОБЩЕЙ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИБЫЛИ 53
ВЫБОР ТИПА ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИ В СООТВЕТСТВИИ СО СТРАТЕГИЕЙ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА 77
ПРОЦЕДУРНЫЕ ВОПРОСЫ ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА 88
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКИХ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ 97
ОБОБЩЕНИЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА И НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ ДЛЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ 97
РАСЧЕТПО-АПАЛПТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКИХ АКЦИОНЕРНЫХ
ОБЩЕСТВ 123
КОНСЕРВАТИВНАЯ ДИВИДЕНДНАЯ ПОЛИТИКА КАК ОПТИМАЛЬНАЯ ДЛЯ БОЛЬШИНСТВА АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ РОССИИ 133
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 144
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 147
(=) 11рибыль / убыток до налогообложения (-) Налог на прибыль
(=) Прибыль / убытокотобычной деятельности (+) Чрезвычайные доходы (-) Чрезвычайные расходы
(=) Чистая прибыль / убыток
Однако на практике важен не только порядок формирования источника выплаты дивидендов, т.е. чистой прибыли, по и уровень генерируемых свободных денежных потоков акционерного общества. Уровень чистой прибыли важен при определении величпиы дивидендов, по не менее важен уровень генерируемого свободного денежного потока, который показывает возможности предприятия по выплате дивидендов после выплат владельцам долга компании и владельцам привилегированных акции, а также после исполнения программы необходимых капиталовложений с цслыо будущего развития предприятия. В целом порядок определения свободного денежною потока предприятия приведен на рис.1.3 па следующей странице.
Система управления прибылью реализует свою главную цель и основные задачи путем осуществления определенных функций, состав которых определяется конкретным объектом соответствующей управляющей системы. Основными функциями в системе управления прибылью являются: управление формированием прибыли и управление распределением и использованием прибыли.
"' Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 №43н Об утверждении положения по бухгалтерскому учету Бухгалтерская отчетность организации (1ШУ 4/99)
Основными функциями в процессе управления формированием прибыли являются: обоснование целевой потребности в общей сумме прибыли, необходимой для эффективного развития предприятия; прогнозирование возможностей получения прибыли в разрезе отдельных видов его деятельности; формирование целевых критериев нормы прибыли по предприятию и обеспечение их достпжеппя.
Рис. 1.3
Порядок определении свободного денежного потока предпрннтпи
(=) Чистая прибыль
(+) Амортизация
(=) Денежный поток- от операционной деятельное!и
(-) Дивиденды по привилегированным акциям
(-) Капиталовложения
(-) Потребность в оборотном капитале
(-) Выплаченные проценты
(+) Поступления новых займов
(=) Свободный денежный поток
В процессе управления распределением и использованием прибыли обеспечивается: своевременная уплата налогов за счет прибыли; формируется система пропорции распределения прибыли на капитализируемую и потребляемую ее части; обеспечивается формирование финансовых ресурсов за счет прибыли для развития отдельных видов деятельности, а внутри них - по отдельным направлениям использования.
Процесс управлении прибылью предприятия базируется па определенном механизме, который представляет собой систему основных элементов регулирующих процесс разработки и реализации управленческих решений в области ее формирования, распределения п использования. Механизм управления прибылью состоит пз следующих элементов.
Во-первых, рыночный фактор формирования и использования прибыли предприятия. Спрос и предложение па товарном п финансовом рынках формируют уровень цеп па продукцию, стоимость привлечения кредитов, доходность капитала и т.д.
Во-вторых, элемент государственного нормативно-правового регулирования вопросов формирования п распределения прибыли предприятия. Принятие законов и других нормативных актов, регулирующих формирование и распределение прибыли предприятия, представляет собой одно из направлений экономической политики государства. Законодательные и нормативные основы этой политики регулируют получение и распределение прибыли предприятия в разных формах. К числу основных из этих форм относятся: налоговое регулирование, регулирование механизма амортизации основных средств и нематериальных активов, регулирование размеров отчислений прибыли в резервный фонд, регулирование минимальных размеров заработной платы и т.д.
И, наконец, в-третьих, внутренний элемент регулирования отдельных аспектов формирования, распределения и использования прибыли предприятия. Элемент такого регулирования формируется в рамках самого предприятия, соответственно регламентируя те или иные оперативные управленческие решения по вопросам формирования, распределения и использования прибыли. Так, ряд этих аспектов может регламентироваться требованиями устава предприятия. Отдельные из этих аспектов регулируются формируемой па предприятии целевой политикой управления прибылью. Кроме того, па предприятии может быть разработана п утверждена система внутренних нормативов и требований по вопросам формирования, распределения и использования прибыли. Эффективный механизм управления прибылью позволяет в полном объеме реализовать стоящие перед предприятием цели и задачи н способствует результативному осуществлению основных функций в системе управления прибылью предприятия.
Эффективность каждой управляющей систем!,I в значительной мерс зависит от качества формируемой и используемой информационной базы. Применительно к системе управления прибылью ог качества используемой информации при принятии управленческих решений в значительной степени зависит сумма получаемой прибыли. Чем больший размер капитана используется предприятием, чем более диверсифицирована его операционная, инвестиционная п финансовая деятельность, тем выше становится роль качественной информации, необходимой для принятия управленческих решений в области формирования п использования прибыли.
Система информационного обеспечения управления прибылью представляет собой результат непрерывного, целенаправленного подбора соответствующих информативных показателей, необходимых для осуществления анализа, планирования и подготовки эффективных управленческих решений по всем аспектам формирования, распределения и использования прибыли предприятия.
Информационная система управления прибылью призвана обеспечивать необходимой информацией не только управленческий персонал и собственников самого
предприятия, но и удовлетворять интересы широкого круга внешних пользователей. Характеризуя состав пользователей информации, входящей в информационную систему управления прибылью, следует отметить, что круг интересов внешних и внутренних потребителей этой информации существенно различается. Внешние пользователи используют лишь ту часть информации, которая характеризует результаты хозяйственной деятельности предприятия. Подавляющая часть этой информации содержится в официальной финансовой отчетности, представляемой предприятием.
Внутренние пользователи наряду с вышеперечисленной информацией, используют значительный объем информации о хозяйственной деятельности предприятия, представляющей коммерческую тайну. Высокая роль информации о прибыли в подготовке и принятии эффективных управленческих решений предъявляет высокие требования к се качеству при формировании информационной системы управления прибылью.
Например, профессор Асват Дамодарап из бизнес школы Стэрпа (США) подсчитал, что среди американских компаний инсайдерской информацией располагают около 10% пользователей информацией." Как правило, это крупнейшие акционеры и топ- менеджеры предприятия.
Высокая роль прибыли в развитии предприятия и обеспечении интересов его собственников и персонала определяют необходимость непрерывного п эффективного, управления ею. Исходя из главной цели управления прибылью, которая заключается в максимизации рыночной стоимости предприятия, система управления прпбмлмо призвана решать следующие основные задачи.
Во-первых, задачу максимизации прибыли, соответствующую ресурсному потенциалу предприятия и рыночной конъюнктуре. Эта задача реализуется путем оптимизации состава ресурсов предприятия и обеспечения пх эффективного использования. Естественными основными ограничителями размера прибыли выступают максимально возможный уровень использования ресурсного потенциала и сложившаяся конъюнктура товарного и финансового рынков.
Во-вторых. задачу оптимальной пропорциональности между уровнем формируемой прибыли и допустимым уровнем риска. Между этими двумя показателями существует прямо пропорциональная связь. С учетом отношения менеджеров к хозяйственным рискам, формируется допустимый их уровень, определяющий
агрессивную, умеренную или консервативную политику осуществления деятельности и проведения тех или иных хозяйственных операций. Исходя из заданного риска в процессе управления должен быть максимизирован соответствующий ему уровень прибыли.
В-третьих, задачу высокого качества формируемой прибыли. В процессе формирования прибыли должны быть в первую очередь реализованы резервы ее роста за счет операционной деятельности и реального инвестирования, обеспечивающих основу перспективного развития предприятия. В рамках операционной деятельности основное внимание должно быть уделено обеспечению роста прибыли за счет расширения объема выпуска продукции и освоения новых перспективных се видов.
В-четвертых. задачу выплаты необходимого уровня дохода па инвестированный капитал собственникам предприятия. Этот уровень при успешной деятельности предприятия должен быть не ниже средней нормы доходности па рынке капитала, при необходимости должен возмещать повышенный предпринимательский риск, связанный со спецификой деятельности предприятия, а также инфляционные потери.
Существует теория, согласно которой при отсутствии инвестиционных возможностей у предприятия, оно должно распределять чистую прибыль в полном объеме среди акционеров в виде дивидендов. Предполагается, если предприятие пс может обеспечить необходимого дохода па инвестированный капитал, акционер сам найдет такую возможность, инвестировав выплаченные предприятием дивиденды в инвестиционные проекты с большей нормой доходности.
В-пятых, задачу формирования достаточного объема финансовых ресурсов за счет прибыли в соответствии с задачами развития предприятия в будущем периоде. Т.к. прибыль является основным источником формирования финансовых ресурсов предприятия, ее размер определяет потенциальную возможность создания фондов производственного развития, резервного и других специальных фондов, обеспечивающих будущее развитие предприятия. При этом в самофинансировании развития предприятия прибыль носит главенствующую роль.
В-шестых, задачу постоянного возрастания рыночной стоимости предприятия. Эта задача призвана обеспечивать максимизацию благосостояния собственников в перспективном периоде. Возрастание рыночной стоимости предприятия в значительной степени определяется уровнем капитализации прибыли. Каждое предприятие, исходя из условий и задач хозяйственной деятельности, само определяет систему критериев оптимизации распределения прибыли на капитализируемую и потребляемую ее части.
И, наконец, задачу обеспечения эффективности программ участия персонала в прибыли, призванных гармонизировать интересы собственников предприятия и его наемных работников. С одной стороны, эти программы стимулируют трудовой вклад работников в формирование прибыли, с другой - обеспечивают приемлемый уровень пх заработных плат. Российский академик С.А.Ситаряп пишет, что «прибыль выступает в качестве источника формирования финансовых ресурсов и фондов предприятий и может быть использована для повышения заинтересованности и ответственности трудовых коллективов и каждого работника в высоких результатах работы».7
В свою очередь, Джэймс Ван Хори отмечает, что «максимизация благосостояния собственников предприятия пс означает, что менеджменту следует игнорировать вопросы социальной ответственности. Часто считают, что предприятие не имеет иного выбора, помимо пути социальной ответственности, и благосостояние акционеров зависит от способности предприятия быть социально ответственным. Бесспорно, предприятие можно рассматривать как производителя товаров и для частных лиц, н для общества, однако максимизация благосостояния акционеров во всех случаях остается жизненно важной цслыо его деятельности».8
Американские исследователи Том Коуплспд, Тим Коллер и Джек Муррин из консалтинговой компании McKinsey говорят, что «успешно функционирующие предприятия увеличивают благосостояние всех его участников - акционеров, потребителей, работников, государства и поставщиков капитала». Они отмечают, что «увеличение благосостояния акционеров при этом не противоречит долгосрочным интересам других заинтересованных сторон, т.к. акционеры - единственные участники предприятия, которые, заботясь о максимальном повышении своего благосостояния, одновременно способствуют повышению благосостояния всех остальных участников в процессе деятельности предприятия, включая государство через выплачиваемые налоги».9
Все рассмотренные задачи управления прибылью тесным образом взаимосвязаны, хотя отдельные из них посят разнонаправленный характер. Например, максимизация уровня прибыли при минимизации уровня риска; удовлетворение интересов собственников предприятия и его персонала; обеспечение достаточного размера прибыли, направляемой на прирост активов и на потребление. Полому в процессе управления прибылью отдельные задачи должны быть оптимизированы между собой.
Эффективность политики управления прибылью предприятия определяется не только результатами се формирования, по н характером ее распределения. Распределение прибыли представляет собой процесс формировании направлении се предстоящего использования в соответствии с целями и задачами развития предприятии.
Распределение прибыли определяет многие существенные аспекты деятельности предприятия, оказывая влияние па ее результативность. Это влияние проявляется в различных формах обратной связи распределения прибыли с се формированием в предстоящем периоде. Существенная роль распределения прибыли в деятельности предприятия определяется следующими основными положениями.
Во-первых, распределение прибыли непосредственно реализует главную цель — повышение уровня благосостояния собственников предприятия, в процессе которого формируются пропорции между текущими выплатами им дохода на капитал (в форме дивидендов, процентов п т.п.) и ростом этих доходов в предстоящем периоде (за счет обеспечения возрастания вложенного капитала). При этом собственники предприятия самостоятельно формируют эти направления удовлетворения своих потребностей во времени.
Информация о работе Оптимизация дивидендной политики акционерного общества