Платежеспособность предприятий, ее анализ и пути укрепления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 18:47, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящей дипломной работы является систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний и, кроме того, формирование практических навыков по проведению системного анализа платежеспособности предприятия.
Для осуществления поставленных целей предполагается решение следующих задач:
изучить учебную литературу и публикации по теме курсовой работы;
углубить и закрепить полученные знания по системному анализу хозяйственной деятельности;

Содержание работы

Введение 5
1.Теоретические аспекты анализа платежеспособности организации 8
1.1. Особенности современного состояния рыночной экономики России 8
1.2.Сущность платежеспособности и показатели оценки 18
1.3. Цель анализа платежеспособности предприятия 21
1.4. Внутренний и внешний анализ платежеспособности предприятия 23
1.5. Источники информации для проведения анализ платежеспособности предприятия 26
2. Общая характеристика хозяйствующего субъекта 27
2.1. Историческая справка ОАО «Калачевский хлебозавод», виды деятельности 27
2.2. Организационная структура ОАО «Калачевский хлебозавод» 32
2.3. Финансово - экономические показатели деятельности ОАО «Калачевский хлебозавод» 35
3. Анализ платежеспособности и пути укрепления ОАО «Калачевский хлебозавод» 40
3.1. Анализ динамики и структуры статей бухгалтерского баланса 40
3.2. Анализ обеспеченности чистыми активами 51
3.3. Оценка состояния источников формирования материальных запасов 54
3.4. Анализ ликвидности и платежеспособности ОАО «Калачевский хлебозавод» 58
3.5.Предложения, направленные на укрепление платежеспособности ОАО «Калачевский хлебозавод» 87
Заключение 88

Файлы: 1 файл

Платежеспособность предприятий.docx

— 135.95 Кб (Скачать файл)

- основное внимание должно  быть уделено дальнейшему сокращению  расходов государственного бюджета,  не имеющих экстренного социального  значения (расходов на управление, в частности). Нужны разработка  и законодательное оформление  программы поэтапного сокращения  бюджетных дотаций разным отраслям  и производственным комплексам (угледобывающая  промышленность, сельское хозяйство);

- при проведении политики  экономии бюджетных расходов  следует наладить своевременное  поступление выделенных средств  на счета получателей. Вопрос  о соблюдении финансовой дисциплины  Министерством финансов и его  подразделениями приобретает первостепенное  значение;

- требуется разработать  и ввести в действие законодательно  оформленный механизм выделения  субвенций и дотаций субъектам  Федерации из Федерального бюджета  и внебюджетных фондов, не ущемляющий  интересы других субъектов Федерации,  выступающих практически финансовыми  донорами.

В области нормализации финансового  состояния организаций с целью  прекращения изъятий в бюджет в виде налога на прибыль собственных  оборотных средств организаций. Нужно отражать в бухгалтерской  отчетности запасы товарно-материальных ценностей и основные средства, списываемые  на издержки производства согласно с  их рыночной ценой, т.е. ввести индексирование стоимости производственных запасов  и основных фондов по темпам инфляции. Для преодоления платежного кризиса  надо обеспечить индексирование долгов согласно со ставкой рефинансирования ЦБ, в частности с помощью вексельного (на срок) оформления задолженности.

В проведении активной кредитной  политики основополагающей является ориентация на стимулирование ростреальных накоплений, что должно стать основной целью  финансовой политики. Паралич склонности к накоплениям и истощение  инвестиционных ресурсов, соответственно резкая деформация структуры банковских пассивов и активов требует специальных  мер по стимулированию накоплений организаций  и населения, обеспечения их правовых гарантий.

Особое воздействие акций  «жестких» финансово-кредитных ограничений  оказали на платежно-расчетные отношения, породив беспрецедентный по масштабам  и разрушительному воздействию  на экономику платежный кризис. Понимание  того, что платежный кризис вызван разрегулированием финансовых отношений  и неадекватностью политики финансовой стабилизации реалиям переходной экономики, обусловливает необходимость увязать  преодоление кризиса с реализацией  широкого комплекса мер по стабилизации финансов и денежного обращения.

Преодоление кризиса платежей наряду с общей стабилизацией  финансов и денежного обращения  предполагает к тому же выполнение специальных мер, включающих:

- создание единой электронной  системы межбанковских расчетов  на уровне международных стандартов;

- ответственность Центрального  Банка (в том числе индивидуальную) за состояние платежно-расчетной  системы и обеспечение бесперебойности  платежного оборота, наделение  ЦБ соответствующими административными  и экономическими полномочиями;

- введение в обращение  векселей с целью поставить  коммерческий кредит в правовые  рамки и сделать его управляемым; 

- повышение эффективности  безналичных расчетов и скорости  их выполнения.

Характерной чертой совершенствования  социально-экономической ситуации в стране стал рост масштабов экономической  преступности. При этом наиболее опасным  является не сам темп роста различного рода экономических преступлений, а  переход экономической преступности в новое качество - в криминализацию всей экономической системы государства. Криминальное экономическое поведение  субъектов хозяйствования становится условием их функционирования. В этом случае теряет смысл выделение так  называемой теневой экономики как  специфической стороны экономической  жизни общества, поскольку криминализация происходит во всей системе экономических  отношений. Это сегодня выражается в криминализации:

- сферы денежного обращения.  Можно констатировать выросшую  криминализацию банковского дела, системы денежных расчетов (в  первую очередь в несанкционированном  обналичивании безналичных денег), рост числа фальшивомонетчиков, вводящих в оборот не только  фальшивые денежные средства, но  и ценные бумаги, банковские документы.  По оценке экспертов МВД, не  менее трети всей суммы долларов, реализованных через ММВБ в  1992 году, приобретено с использованием  подложных авизо, вместе с этим  из оборота изымается не больше 10 % фальшивок;

- отношений собственности,  реформирование которых свелось,  по существу, к пределу контроля  над государственной собственностью. Только за первое полугодие  1993 года выявлено около 3 тыс.  преступлений, совершенных в ходе  приватизации;

- внешнеэкономических отношений,  используемых не только для  быстрого накопления капитала (по  экспертным оценкам, в 1992 году  было незаконно экспортировано 39% металла, 20% энергоносителей, 21% сырьевых  материалов и 11% другoй продукции,  произведенной на государственных  предприятиях), но и для его  незаконного экспорта;

- потребительского рынка,  традиционно являющегося криминогенной  экономической зоной. Сегодня  этот рынок фактически полностью  контролируется криминальными структурами,  жестко квотирующими долю продаж, регламентирующими цены и взимающими  «налоги».

Следовательно, можно говорить о криминализации всех стадий воспроизводственного процесса: производства, распределения, обмена и потребления. Причиной такого положения является не столько отмечаемая многими специалистами «генетическая» расположенность экономической  системы бывшего СССР к криминальному  экономическому поведению, сколько  определенные действия в политической и социально-экономической сферах российского общества, предпринятые в ходе выполнения экономической  реформы.

Содержание определенных мероприятий, способствующих декриминализации экономики, должно разрабатываться  специалистами. Здесь можно указать  лишь на наиболее знaчительные первоочередные направления таких мероприятий:

- обеспечение элементарного  правопорядка в обыденной жизни  граждан. Граждане должны сами  убедиться, что у государства  имеется достаточно сил, средств  и воли для защиты населения  от преступных посягательств  на их здоровье и имущество;

- пересмотр существующей  нормативной базы, обеспечивающей  функционирование экономической  системы с точки зрения ее  криминологической оценки. Причем  первоочередного внимания требует  правовая база управления государственной  собственностью и ее приватизации;

- разработка и внедрение  контрольных экономических механизмов (начиная с системы бухгалтерского  учета), адекватных современным рыночным  отношениям;

- создание норм ответственности  за криминальную экономическую  деятельность, адекватных современным  экономическим реалиям России. Здесь  в полной мере следует использовать  зарубежный опыт сочетания уголовной  и гражданско-правовой ответственности;

- создание механизмов, препятствующих  «отмыванию» незаконно приобретенных  капиталов;

- внедрение современных  систем подбора, расстановки ротации  кадров госаппарата (с использованием  накопленного в этой сфере  зарубежного опыта).

Одной из старейших задач  управления экономикой становится сегодня  сохранение производственного и  научно-технического потенциала страны с его установившимися технологическими, хозяйственными и другими связями. И мировой опыт, и исследования, и с большим трудом складывающаяся практика свидетельствует о том, что наиболее адекватными формами являются финансово-промышленные группы, хозяйственные ассоциации, консорциумы с инициативной и ведущей ролью государства. Особую роль должны играть холдинговые компании с контрольными пакетами акций иных организаций.

В тo же время серьезные  препятствия созданию финансово - промышленных групп в форме холдинговых  компаний создает введенная в  действие с 1 января 1994 года «Государственная программа приватизации государственных  и муниципальных организаций  в Российской Федерации». Ею запрещается  формирование акционерных обществ (в том числе холдинговых компаний) на основе концернов, союзов, ассоциаций и других объединений организаций, в число участников которых входят государственные и (или) муниципальные  предприятия.

Также, не допускается внесение в уставный капитал создаваемых  при участии государства акционерных  обществ (в том числе холдинговых  компаний) более 10% акций любого акционерного общества, образуемого в порядке  приватизации государственного (муниципального) предприятия. Пропагандируется точка  зрения, соответственно которой вхождение  в холдинговую компанию нарушает интересы акционера, нивелирует его  долю.

Эти установки на приватизацию почти полностью отстраняют государство  от регулирования и управления совершенствованием промышленности, поощряют дробление  и ликвидацию крупных производственно - хозяйственных комплексов. Подобные нормативные положения, практика приватизации и перестройки управления являются неоправданными и наносят огромный ущерб. В сложившихся условиях в  основу проведения курса в этой области  должны быть положены следующие направления:

- формирование акционерных  финансово - промышленных и промышленных  групп (холдинговых компаний) следует  выполнять прежде всего на  основе существующих концернов,  союзов, ассоциаций и других объединений  организаций с тем, чтобы не  разрушать технологических, производственных  и хозяйственных связей;

- требуется снять жесткие  ограничения доли государства  в уставном капитале акционерных  обществ, образующих холдинговые  компании, не допуская вместе  с этим искусственного, необоснованного  ограничения возможностей государства  принимать участие в управлении  предприятиями и производственно  - хозяйственными комплексами нового  типа и на новых условиях;

- знaчительно обеспечивать  связь между программами приватизации  организаций и целями структурной  перестройки экономики и финансовой  стабилизации с учетом специфики  отраслей и предоставлением государственных льгот, приватизированным предприятиям согласно селективной структурной политикой.

1.2. Сущность платежеспособности  и показатели оценки

Экономисты отмечают, что  рыночные условия хозяйствования обязывают  предприятие в любой период времени  суметь рассчитаться по внешним обязательствам (т.е. быть платежеспособным) либо по краткосрочным  обязательствам (т.е. быть ликвидным).

Предприятие считается платежеспособным, если его общие активы больше, чем  долгосрочные и краткосрочные обязательства. Предприятие считается ликвидным, если его текущие активы больше, чем краткосрочные обязательства. Также, для успешного управления финансовой деятельностью наличные (деньги) для предприятия более  знaчительны, чем прибыль, поскольку  их отсутствие на счетах в банке  в конкретный момент может привести к кризисному финансовому состоянию.

Предварительная оценка финансового  положения предприятия выполняется  на основании данных бухгалтерского баланса и, кроме того, Приложения к балансу предприятия.

На данной стадии анализа  формируется первоначальное представление  о деятельности предприятия, выявляются изменения в составе имущества  предприятия и их источниках, устанавливаются  взаимосвязи между показателями.

Для удобства проведения такого анализа целесообразно использовать так называемый уплотненный аналитический  баланс - нетто, формирующийся путем  сложения однородных по своему составу  элементов балансовых статей в нужных аналитических разрезах (недвижимое имущество, текущие активы и т. д.).

Одним из знaчительнейших критериев  финансового положения предприятия  является оценка его платежеспособности, под которой принято понимать способность предприятия рассчитываться по своим долгосрочным обязательствам. Следовательно, платежеспособным является то предприятие, у которого активы больше, чем внешние обязательства.

Способность предприятия  платить по своим краткосрочным  обязательствам называется ликвидностью. Иначе говоря, предприятие считается  ликвидным, если оно в состоянии  осуществлить свои краткосрочные обязательства, реализуя текущие активы.

Финансовое положение  предприятия считается устойчивым, если оно покрывает собственными средствами не менее 50% ресурсов нужных для выполнения нормальной хозяйственной  деятельности, эффективно использует финансовые средства, соблюдает финансовую кредитную и расчетную дисциплину, другими словами является платежеспособным.

Финансовое положение  определяется на основе анализа ликвидности  и платежеспособности и, кроме того, оценки финансовой устойчивости. Задача анализа ликвидности баланса  возникает в связи с необходимостью давать оценку кредитоспособности организации  во время взаимоотношений предприятия  с кредитной системой и иными  предприятиями.

В ходе анализа кредитоспособности проводятся расчеты по определению  ликвидности предприятия, которая  характеризуется коэффициентами ликвидности:

Информация о работе Платежеспособность предприятий, ее анализ и пути укрепления