Сущность, цели и задачи Финансового менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 12:29, доклад

Описание работы

В классическом понимании финансовый менеджмент трактуется как система управления финансами хозяйствующего субъекта (предприятия). Предмет этого направления – теория и практика принятия решений в отношении привлечения и использования предприятием финансовых ресурсов.
Данное определение содержит два ключевых понятия – «управление» и «денежные средства».
Под управлением понимаются функции, которые оно выполняет – планирование, организация, стимулирование, анализ и контроль.
Денежные средства, их сущность также проявляются в функциях, которые они выполняют – мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления и сбережения, мировые деньги.
Более широкая трактовка финансового менеджмента, включает в его предмет помимо финансовых активов, ресурсов и отношений всю совокупность ресурсов и обязательств предприятия, поддающихся стоимостной оценке.

Содержание работы

1.1. Понятие, содержание и принципы финансового менеджмента.
1.2. Цели и задачи финансового менеджмента организации.
1.3. Механизм финансового менеджмента.
1.4. Объекты и субъекты управления финансами.
1.5. Функции финансового менеджмента.
1.6. Роль финансового менеджмента в системе управления организацией.
1.7. Взаимосвязь финансового, производственного и инвестиционного менеджмента.
1.8. Методы и приемы диагностики эффективности управления финансами.

Файлы: 1 файл

Темы 1-6 Фин.менедж.docx

— 254.75 Кб (Скачать файл)

9. Потребитель продукции.

Классификация риска невостребованности продукции  по потребителю важна, поскольку он является субъектом, возмещающим издержки на ее реализацию. И чем скорее станет ясно, где возникает риск, в какой сумме экономического ущерба он выражается, каковы его тенденции и степень устойчивости в динамике, тем быстрее будут приняты меры для его избежания в дальнейшем.

10. Каналы сбыта.

При выявлении  риска невостребованности продукции  тщательному анализу должны быть подвергнуты каналы сбыта. Если риск обнаружен и существует тенденция  к его устойчивости, следует изучить  рисковые каналы по:

  • способам реализации;
  • времени реализации;
  • месту расположения относительно потребителя;
  • уровню цен на продукцию, поставляемую предприятием.

Без подобного  анализа предприятие не сможет, не имея объективной информации, правильно построить свою ассортиментную политику.

11. Спрос на продукцию.

Для избежания  и уменьшения риска невостребованности продукции необходимо знать, каков спрос на продукцию, производимую предприятием, и влияющие на него факторы. Их следует сгруппировать, выделив внешние и внутренние.

К внешним  факторам спроса относятся:

  • объем предложения данного товара на рынке;
  • тип продукции;
  • число разновидностей товаров на рынке;
  • уровень доходов потребителей;
  • ожидания потребителей относительно будущего изменения доходов и цен на товары;
  • потребительские предпочтения или вкусы;
  • полезность данного продукта;
  • число покупателей на рынке;
  • цена товара и др.

Они являются преимущественно неуправляемыми со стороны производственного предприятия. Тем не менее вы должны глубоко  анализировать внешние факторы  спроса для прогнозирования его  тенденций и снижения риска невостребованности продукции.

Внутренними факторами спроса на продукцию предприятия  являются:

  • цена относительно суммы покрытия затрат на производство;
  • качество продукции;
  • квалификация персонала;
  • качество оборудования и материальных ресурсов;
  • научно-технический уровень производимой продукции и т.д.

Они относятся  к управляемым факторам, прямо  или косвенно влияющим на величину спроса на продукцию предприятия  и, следовательно, показатели риска  ее невостребованности.

 

6.2. Понятие валютного риска и  его влияние на деятельность организации

Валютные  риски являются частью коммерческих рисков, которым подвержены участники международных экономических отношений.

Валютный  риск – это риск потерь при покупке-продаже  иностранной валюты по разным курсам.

Валютный  риск, или риск курсовых потерь, связан с интернализацией рынка банковских операций, созданием транснациональных (совместных) предприятий и банковских учреждений и диверсификацией их деятельности и представляет собой возможность денежных потерь в результате колебаний валютных курсов.

При этом изменение  курсов валют по отношению друг другу  происходит в силу многочисленных факторов, например: в связи с изменением внутренней стоимости валют, постоянным переливом денежных потоков из страны в страну, спекуляцией и т.д. Ключевым фактором, характеризующим любую валюту, является степень доверия к валюте резидентов и нерезидентов. Доверие к валюте – сложный многофакторный критерий, состоящий из нескольких показателей, например: показатель доверия к политическому режиму, степени открытости страны, либерализация экономики и режима обменного курса, экспортно-импортного баланса страны, базовых макроэкономических показателей и веры инвесторов в стабильность развития страны в будущем.

Валютные  риски – опасность валютных потерь, связанных с изменением курса  иностранной валюты по отношению  к национальной валюте при проведении внешнеторговых, кредитных, валютных операций на фондовых и товарных биржах при наличии открытой валютной позиции. Для экспортеров и импортеров валютный риск возникает в случаях, когда валютной ценой является иностранная для них валюта. Экспортер несет убытки при понижении курса цены по отношению к его национальной валюте в период между заключением контракта и осуществлением платежа по нему. Для импортера убытки возникают при противоположном движении курса.

В обоих случаях  эквиваленты в нерациональных валютах  будут отличаться в невыгодную сторону от тех сумм, на которые экспортер-импортер рассчитывали в момент подписания контракта. Валютным риском подвержены должники и кредиторы.

Возникновение валютного риска напрямую связано  с валютным курсом, поэтому, по нашему мнению, вопрос влияния валютных рисков на деятельность экономических субъектов в первую очередь касается влияния изменений валютного курса на их деятельность.  Валютные курсы влияют на внешнюю торговлю разных стран, влияя на ценовые соотношения экспорта и импорта и вызывая изменения внутренней экономической ситуации, а также изменяя поведение фирм, которые работают на экспорт или конкурируют с импортом.

В целом обесценения  национальной валюты предоставляет  возможность экспортерам этой страны понизить цены на свою продукцию в  иностранной валюте, получая при  ее обмене ту же сумму в национальных денежных единицах. Это повышает конкурентоспособность их товаров и создает возможности для увеличения экспорта. Импорт же при этом усложняется, так как для получения той же суммы в своей валюте иностранные экспортеры вынуждены повысить цены. 

Одновременно  происходит увеличение импортных цен (если спрос на импорт неэластичный по ценам), а вслед за этим и увеличение их общего уровня. Обратные явления  наблюдаются при укреплении национальной валюты.

Много стран  манипулируют валютными курсами  для решения своих задач как  в области экономического развития, так и в области защиты от валютного  риска. Манипулирование содержит в  себе целый ряд мероприятий –  от искусственного занижения или, наоборот, завышение курсов национальных валют, использование тарифов и лицензий к механизму интервенций.

Завышенный  курс национальной валюты –- это официальный  курс, установленный на уровне выше паритетного курса. Паритетный курс рассчитывается на основе сопоставления  стоимостей корзин товаров, одинаковых по качественным и количественным характеристикам, в двух странах. В свою очередь, заниженный валютный курс – это официальный курс, установленный выше паритетного.

Если цены в иностранном государстве повышаются быстрее, чем на внутреннем рынке, но курс иностранной валюты снижается  в размере, меньшем, чем это обусловлено  разностью в уровнях инфляции, то иностранная валюта переоценена (его курс завышен). В этом случае выгоден экспорт товаров из национального государства.

Иногда устанавливаются  разные режимы валютных курсов для  разных участников валютного рынка  в зависимости от проведенных  операций: коммерческих или финансовых. Часто по коммерческим операциям  применяется официальный валютный курс, а по операциям, связанным с  движением капитала, – рыночный. Курс по коммерческим операциям обычно является заниженным. Сначала для стран, которые искусственно занизили курс собственной валюты, наблюдается оживление экономики, вызванное повышением конкурентоспособности экспорта. Однако дальше нарастают ограничения внутриотраслевого и межотраслевого перераспределения ресурсов, большая часть национального дохода направляется в сферу производства за счет уменьшения в нем частицы потребления, которое приводит к повышению уровня потребительских цен в стране, за счет которой происходит ухудшение уровня жизнь трудящихся. Отрицательное влияние на смену пропорций народного хозяйства может сделать и искусственная поддержка постоянного валютного курса, уровень которого значительно расходится с паритетным, приводя к закреплению однобокой ориентации в развития отдельных областей экономики.

 

6.3. Инвестиционный риск

Инвестиционный  риск – это риск обесценивания  капиталовложений из-за действий государственных органов власти и управления.

Цель управления инвестиционным портфелем состоит  в увеличении его рыночной стоимости. Важным критерием отбора акций портфеля является уровень доходности акций. Но высокая ожидаемая доходность связана с высоким риском его неполучения или риском потери вложенного капитала.

При управлении инвестиционным портфелем проводится полная оценка его уровня риска, затем планируется уровень доходности инвестиционного портфеля.

Классификация инвестиционных рисков:

1) систематический  (рыночный) риск: риск изменения процентной ставки; валютный риск; инфляционный риск; политический риск;

2) несистематический  риск: отраслевой риск; деловой риск; кредитный риск.

Систематическим (рыночным) риском называется риск, возникающий  из внешних событий, который влияет на рынок в целом:

- риск изменения  процентной ставки – риск, связанный  с изменением процентной ставки центральным банком страны. При снижении процентной ставки уменьшается стоимость кредитов, которые получают компании, и увеличивается рост их прибыли, что является благоприятным и перспективным для рынка акций. И наоборот, увеличение процентной ставки негативно влияет на рынок;

- инфляционный  риск – этот вид риска вызывается  ростом инфляции. Он уменьшает настоящую прибыль компаний, что отрицательно влияет на рынок, а также вызывает появление другого риска – риска изменения процентной ставки;

- валютный  риск – риск, возникающий в  силу политических и экономических  факторов, происходящих в стране;

- политический  риск – это угроза отрицательного  воздействия на рынок из-за политических действий (смены правительства, войны и т.д.).

Здесь для  инвестора важно оценить не столько  риск каждой ценной бумаги, сколько  весь рыночный риск. Систематический  риск нельзя уменьшить за счет диверсификации акций, поскольку различные виды рисков, входящих в него, влияют на все акции одновременно.  

Несистематический риск, или риск, который можно  уменьшить за счет диверсификации, определяется событиями, касающимися только одной данной фирмы.

К несистематическим  рискам можно отнести:

- отраслевой  риск – риск, связанный с влиянием  на компанию общеотраслевых факторов;

- деловой  риск – риск, связанный с производственной  эффективностью и управлением  ею менеджментом данной компании;

- кредитный  риск возникает, когда капитал  или его часть формируется за счет долговых обязательств (например, когда снижается кредитный рейтинг и вызывается падение цен, размещенных на рынке корпоративных облигаций, а также влечет за собой увеличение стоимости банковского кредита).

 

6.4. Методы управления рисками

Управление  риском представляет собой процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на объект для решения стоящих задач. Все это требует выявления инструментария воздействия субъекта на объект. Этот инструментарий может включать побудительные мотивы, стимулы, организационные меры, а также методы управления рисками.

На основе анaлиза использованных методов управления рисками их можно сгруппировать: 

    1. Методы минимизации потерь:
  • упреждения;
  • уклонения;
  • локализации;
  • диссипации риска.

2. Методы возмещения потерь.

Методы  минимизации потерь позволяют уменьшить величину ущерба, когда риска избежать невозможно или он возникает внезапно. Методы упреждения риска позволяют уберечься от случайностей при помощи превентивных воздействий.

Эти методы более трудоемки, требуют обширной, аналитической работы, от полноты и тщательности которой зависит эффективность их применения.

К наиболее эффективным методам этого типа относится используемый в деятельности предприятия метод стратегического планирования.

Стратегическое  планирование как средство компенсации риска дает эффект, если оно пронизывает все сферы деятельности предприятия. Оно может снять большую часть неопределенности, предугадать появление узких мест в производственном цикле, упредить ослабление позиций предприятия в своем секторе рынка, заранее идентифицировать профиль факторов риска и разработать комплекс компенсирующих мероприятий, план использования и подключения резервов.

Разновидностью  этого метода может считаться прогнозирование внешней экономической обстановки. Суть этого метода заключается:

  • в периодической разработке сценариев развития и оценке будущего состояния среды хозяйствования предприятия;
  • в прогнозировании поведения возможных партнеров или действиях конкурентов;
  • в определении (прогнозировании) изменений в секторах и сегментах рынка, на которых предприятие выступает продавцом или покупателем; в региональном или общеэкономическом прогнозировании.

Информация о работе Сущность, цели и задачи Финансового менеджмента