Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 12:29, доклад
В классическом понимании финансовый менеджмент трактуется как система управления финансами хозяйствующего субъекта (предприятия). Предмет этого направления – теория и практика принятия решений в отношении привлечения и использования предприятием финансовых ресурсов.
Данное определение содержит два ключевых понятия – «управление» и «денежные средства».
Под управлением понимаются функции, которые оно выполняет – планирование, организация, стимулирование, анализ и контроль.
Денежные средства, их сущность также проявляются в функциях, которые они выполняют – мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления и сбережения, мировые деньги.
Более широкая трактовка финансового менеджмента, включает в его предмет помимо финансовых активов, ресурсов и отношений всю совокупность ресурсов и обязательств предприятия, поддающихся стоимостной оценке.
1.1. Понятие, содержание и принципы финансового менеджмента.
1.2. Цели и задачи финансового менеджмента организации.
1.3. Механизм финансового менеджмента.
1.4. Объекты и субъекты управления финансами.
1.5. Функции финансового менеджмента.
1.6. Роль финансового менеджмента в системе управления организацией.
1.7. Взаимосвязь финансового, производственного и инвестиционного менеджмента.
1.8. Методы и приемы диагностики эффективности управления финансами.
Таблица 4.2 – Преимущества и недостатки
заемного финансирования
Заемное финансирование | |
Преимущества |
Недостатки |
1.
Разнообразные инструменты |
1.
Сложность привлечения ЗК: обеспечение
залога имущества, наличие |
2.
Увеличение темпов роста |
2. Повышение финансовых рисков: кредитного, процентного, потери ликвидности и т.д. |
3.
Обеспечение роста |
3. Необходимость уплаты % за использование ЗК |
4.
Более низкая цена привлечения |
«Налоговый щит» – инструмент, позволяющий в рамках действующего законодательства снизить величину причитающихся налогов (путем увеличения амортизационных отчислений, отнесения процентов по заемным средствам на затраты и др.).
Основными способами увеличения СК служат:
- средства, дополнительно предоставляемые предприятию его владельцами или акционерами;
- капитал,
привлекаемый путем продажи
Основными способами увеличения ЗК служат:
- займы, предоставляемые
разного рода кредитными
- облигационные
и вексельные займы,
- лизинг.
Долгосрочное финансирование предполагает предоставление предприятию финансовых ресурсов на длительный срок и направлено на обеспечение его развития через реализацию инвестиционных проектов. В первую очередь оно связано с увеличением внеоборотных активов предприятия и его чистого оборотного капитала. Таким образом, долгосрочное финансирование предполагает получение предприятием капитала, который будет находиться в его распоряжении на постоянной или долгосрочной основе. Это капитал, предоставляемый собственниками предприятия или акционерами, а также займы, полученные предприятием на длительный срок.
Краткосрочное финансирование имеет целью поддержание текущей платежеспособности предприятия, восполнение временного недостатка средств для приобретения оборотных активов либо погашения срочных долгов. Объектом краткосрочного финансирования является пополнение оборотных активов предприятия. Оно предполагает финансирование временной, на срок до 1 года, потребности в оборотных средствах, т.е. предполагает, что предприятие берет средства для краткосрочного пользования, после чего они возвращаются владельцу. Иначе краткосрочное финансирование – это краткосрочное заимствование средств.
4.2. Долгосрочное финансирование
Долгосрочное финансирование направлено на получение капитала, необходимого для инвестирования в основные средства и чистый оборотный капитал. Оно заключается в обеспечении предприятия финансовыми ресурсами постоянного или длительного (не менее 1 года) пользования и может происходить как за счет собственных, т.е. внутренних, принадлежащих предприятию средств, так и средств, поступающих из внешних источников.
К внутренним источникам долгосрочного финансирования предприятия относятся его нераспределенная чистая прибыль и начисленная амортизация. Их сумму называют потоком самофинансирования (ПСФ). Эти средства обеспечивают сохранение и наращивание собственного капитала предприятия.
Внешними источниками
- от его собственников (акционеров), когда предприятие обращается к ним с предложением увеличить собственный (акционерный) капитал;
- покупателей
выпускаемых (с согласия
- банков
и других кредитных
Особой формой внешнего долгосрочного финансирования можно считать аренду активов (финансовый лизинг) с их последующим выкупом.
Внешние источники долгосрочного финансирования
1. Инструменты долевого финансирования
Акция – эмиссионная ценная бумага, которая закрепляет право акционера на получение части прибыли в виде дивиденда на участие в управлении этим обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации.
Обыкновенная акция – дает право на получение плавающего дохода, зависящего от результатов деятельности общества, и право на участие в управлении.
Привилегированная акция – дает право на получение дивидендов в форме фиксированного процента, а также долю в остатке активов при ликвидации общества, но не дает права на участие в управлении обществом (если иное не предусмотрено в учредительных документах).
Привлечение финансирования через
акционерный капитал может
- путем эмиссии акций (открытая или закрытая подписка);
- путем дополнительной эмиссии акций;
- путем продажи ранее выпущенных акций.
Компания, решившая эмитировать акции, должна иметь:
- прозрачную структуру собственности;
- прочные позиции на рынке;
- хорошие перспективы роста выручки и прибыли;
- четкую стратегию развития;
- прозрачную финансовую отчетность.
Менеджеры и акционеры должны быть готовы допустить к участию в управлении миноритарных акционеров (компания должна быть готова продать сторонним инвесторам не менее 5 % от своего уставного капитала – минимально необходимую величину для формирования ликвидного рынка акций).
Преимущества и недостатки акций приведены в таблице 4.3.
Таблица 4.3 – Преимущества и недостатки акций
Преимущества |
Недостатки |
- не долговой источник - может обращаться на бирже |
- эмиссия акций – самая дорогая
и самая сложная форма - как правило, при эмиссии
акций возникают |
2. Банковские кредиты и займы – см. ниже.
3. Облигация – ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя на получение в предусмотренный ею срок номинальной стоимости облигации и фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права.
Предприятие эмитирует облигации для их последующего размещения. Впоследствии эмитент обязан выкупить их обратно (погасить) в срок, указанный в самой облигации.
Таким образом, на определенный срок компания-эмитент получает в свое распоряжение денежные средства.
Цель покупателя, приобретающего облигации компании, – получить доход и, возможно, заработать на рыночных операциях с этими бумагами.
По способу получения дохода облигации бывают купонные и дисконтные
Облигации могут быть обеспеченными и необеспеченными. Облигации могут быть именными или на предъявителя. При выпуске именных облигаций общество обязано вести реестр их владельцев.
Ограничения:
- суммарная
номинальная стоимость
- облигации
без обеспечения могут
- оптимальной считается эмиссия облигаций в размере от 1 млрд руб.
Преимущества и недостатки акций приведены в таблице 4.4.
Таблица 4.4 – Преимущества и недостатки облигаций
Преимущества |
Недостатки |
- создает публичную кредитную историю компании; - исключает зависимость
от одного инвестора и - может использоваться для привлечения долгосрочного финансирования; - облигация может обращаться на бирже |
- сравнительно дорогой способ финансирования (затраты на обслуживание эмиссии и ее организацию): - первая часть затрат
определяется рыночными - вторая часть затрат состоит из госпошлины (0,2 % от объема выпуска), комиссии депозитарию (0,035 % – 0,075 %), комиссии бирже за размещение облигаций (0,02 %), вознаграждения андеррайтеру за организацию и размещение выпуска облигаций (около 1–2 % от объема выпуска), прочих расходов; - сложность подготовки
и регистрации эмиссии |
Новые
инструменты долгосрочного
В странах с развитой рыночной экономикой разработаны новые инструменты долгосрочного финансирования, которые не противоречат российскому законодательству, т.е. могут применяться в отечественной практике: права на льготную покупку акций, варранты, залоговые операции, ипотека, секьюритизация активов, финансовый лизинг.
1. Компания,
желающая привлечь
2. Варрант – ценная бумага, дающая право купить или продать фиксированную сумму финансовых инструментов (чаще всего акции эмитента) в течение определенного периода. Покупка варранта – проявление осторожности в том случае, если инвестор не вполне уверен в качестве ценных бумаг и не желает рисковать деньгами. Варрант обычно эмитируется вместе с облигационным займом компании, повышая его привлекательность.
3. Залог представляет собой способ обеспечения обязательства, при котором кредитор-залогодержатель приобретает право в случае неисполнения должником обязательства получить удовлетворение за счет заложенного имущества. Залог сам по себе не приносит денежных средств собственнику имущества, предлагаемого в залог, но облегчает возможность получения долгосрочного кредита.
Преимущества и недостатки залога приведены в таблице 4.5.
Таблица 4.5 – Преимущества и недостатки залога
Преимущества |
Недостатки |
1. Залог обеспечивает требования в объеме к моменту удовлетворения, в частности, проценты, неустойку, возмещение убытков, причиненных просрочкой исполнения, а также возмещение необходимых расходов залогодержателя на содержание заложенной вещи и расходов по взысканию 2. Для бесспорного обращения взыскания на имущество требуется наличие специального соглашения залогодателя и залогодержателя на это действие без обращения в суд, заключенного после возникновения оснований для взыскания и удостоверенного нотариусом |
1. Он не дает кредитору в 2. Поскольку неплательщиками
кредитов обычно выступают 3. Нередко одно и то
же имущество передается в
залог неоднократно, и каждый
последующий кредитор- 4. Зачастую предметом залога являются неликвидные товары в обороте, которые с изменением конъюнктуры рынка не всегда продаются либо продаются с убытком организациями-должниками, что приводит к несвоевременному возврату кредита или вовсе к его непогашению |
Информация о работе Сущность, цели и задачи Финансового менеджмента