Сущность, цели и задачи Финансового менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 12:29, доклад

Описание работы

В классическом понимании финансовый менеджмент трактуется как система управления финансами хозяйствующего субъекта (предприятия). Предмет этого направления – теория и практика принятия решений в отношении привлечения и использования предприятием финансовых ресурсов.
Данное определение содержит два ключевых понятия – «управление» и «денежные средства».
Под управлением понимаются функции, которые оно выполняет – планирование, организация, стимулирование, анализ и контроль.
Денежные средства, их сущность также проявляются в функциях, которые они выполняют – мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления и сбережения, мировые деньги.
Более широкая трактовка финансового менеджмента, включает в его предмет помимо финансовых активов, ресурсов и отношений всю совокупность ресурсов и обязательств предприятия, поддающихся стоимостной оценке.

Содержание работы

1.1. Понятие, содержание и принципы финансового менеджмента.
1.2. Цели и задачи финансового менеджмента организации.
1.3. Механизм финансового менеджмента.
1.4. Объекты и субъекты управления финансами.
1.5. Функции финансового менеджмента.
1.6. Роль финансового менеджмента в системе управления организацией.
1.7. Взаимосвязь финансового, производственного и инвестиционного менеджмента.
1.8. Методы и приемы диагностики эффективности управления финансами.

Файлы: 1 файл

Темы 1-6 Фин.менедж.docx

— 254.75 Кб (Скачать файл)
  1. Рынку свойственна множественность покупателей и продавцов.
  2. Информация становится доступной всем субъектам рынка капитала одновременно, и ее получение не связано с какими-либо затратами.
  3. Отсутствуют трансакционные затраты, налоги и другие факторы, препятствующие совершению сделок.
  4. Сделки, совершаемые отдельным физическим или юридическим лицом, не могут повлиять на общий уровень цен на рынке.
  5. Все субъекты рынка действуют рационально, стремясь максимизировать ожидаемую выгоду.
  6. Сверхдоходы от сделки с ценными бумагами как равновероятное прогнозируемое событие для всех участников рынка невозможны.

Очевидно, что не все из сформулированных условий  выполняются в реальной жизни в полном объеме – информация не может быть равнодоступной, она не бесплатна, существуют налоги, затраты и т.п.

Есть  две основные характеристики эффективного рынка.

Во-первых, инвестор не имеет логически обоснованных аргументов ожидать большего, чем в среднем, дохода на инвестированный капитал при заданной степени риска. Это вовсе не означает, что инвестор не сможет получить или не получит более высокого дохода, следует помнить, что такой исход не может быть ожидаемым.

Во-вторых, уровень дохода на инвестированный  капитал есть функция степени риска (лучший пример – процентные ставки по краткосрочным ценным бумагам). Точная зависимость, конечно, не известна, ясен лишь характер связи – чем выше риск, тем больше должна быть доходность.

Требование  более высокой доходности, безусловно, отражается на рыночной цене акций.

Тем не менее считается, что гипотеза ЕМН на практике может реа-лизовываться в одной из трех форм, т.е. выделяют три формы эффективности рынка: слабую, умеренную и сильную.

В условиях слабой формы эффективности  текущие цены на акции полностью отражают динамику цен предшествующих периодов, т.е. потенциальный инвестор не может извлечь для себя дополнительных выгод, анализируя тренды. Следовательно, анализ динамики цен, каким бы тщательным и детализированным он ни был, не позволит «обыграть рынок», т.е. получить сверхдоходы. Итак, в условиях слабой формы эффективности рынка невозможен более или менее обоснованный прогноз повышения или понижения курсов на основе статистических данных о динамике цен.

В условиях умеренной формы эффективности  текущие цены отражают не только имевшиеся в прошлом изменения цен, но и всю равнодоступную участникам информацию. С практической точки зрения это означает, что аналитику не нужно изучать статистику цен, отчетность эмитентов, сводки специализированных информационно-аналитических агентств, в том числе и прогнозного характера, поскольку вся подобная общедоступная информация немедленно отражается на ценах.

Сильная форма эффективности означает, что  текущие цены отражают не только общедоступную информацию, но и сведения, доступ к которым ограничен. Если эта гипотеза верна, то никто не сможет получить сверхдоходы от игры на акциях, даже так называемые инсайдеры, т.е. лица, работающие в компании и (или) в силу своего положения имеющие доступ к информации, являющейся конфиденциальной и способной принести им выгоду. Достаточно очевидно, что о существовании сильной формы эффективности можно предполагать лишь в теоретическом плане.

Безусловно, создание эффективного рынка, возможное  в принципе, на практике нереализуемо. Ни один из существующих рынков ценных бумаг не признается аналитиками как эффективный в полном смысле этого слова, хотя существование слабой формы эффективности некоторых рынков подтверждается проведенными исследованиями.

6. Концепция асимметричной информации тесно связана с концепцией эффективности рынка капитала. Смысл ее состоит в том, что отдельные категории лиц могут владеть информацией, недоступной всем участникам рынка в равной мере. Если такое положение имеет место, говорят о наличии асимметричной информации. Носителями конфиденциальной информации чаще всего выступают менеджеры и отдельные владельцы компаний. Эта информация может использоваться ими различными способами в зависимости от того, какой эффект, положительный или отрицательный, может иметь ее обнародование.

В известной мере асимметричность  информации способствует и существованию собственно рынка капитала. Каждый потенциальный инвестор имеет собственное суждение по поводу соответствия цены и внутренней стоимости ценной бумаги, базирующееся чаще всего на убеждении, что именно он владеет некоторой информацией, возможно, недоступной другим участникам рынка. Чем большее число участников придерживается такого мнения, тем более активно осуществляются операции купли-продажи. Поэтому можно утверждать, что достижение абсолютной информационной симметрии равносильно подписанию смертного приговора фондовому рынку.

Однако  гипертрофированная информационная асимметрия также противопоказана рынку. Это хорошо продемонстрировано в работе     Дж. Акерлофа, посвященной анализу рынка подержанных автомобилей [Ackerlofj. Логика его рассуждений такова. Среди подержанных автомобилей могут встречаться как вполне приличные, так и совершенно негодные машины. Если информационная асимметрия велика, то потенциальные покупатели не смогут делать различия между такими автомобилями и будут стараться максимально занижать цену, что сделает невыгодным продажу приличных автомобилей и приведет к тому, что доля негодных машин будет  возрастать. Увеличение вероятности покупки такой машины приведет к новому снижению средней цены на рынке и, в конце концов, к исчезновению рынка.

Рынок капитала в принципиальном плане  не слишком отличается от рынка товаров, однако некоторая информационная асимметрия является его непременным атрибутом, определяющим его специфику, поскольку этот рынок как никакой другой весьма чувствителен к новой информации. При определенных обстоятельствах влияние информации может иметь цепной характер и приводить к катастрофическим последствиям.

7. Концепция агентских отношений становится актуальной в условиях рыночных отношений по мере усложнения форм организации бизнеса. Большинству фирм, а особенно тем, которые определяют экономику страны, в той или иной степени присущ разрыв между функцией владения и функцией управления и контроля, смысл которого состоит в том, что владельцы компании вовсе не обязаны вникать в тонкости текущего управления ею. Интересы владельцев компании и ее управленческого персонала могут совпадать далеко не всегда; особенно это связано с анализом альтернативных решений, одно из которых обеспечивает сиюминутную прибыль, а второе – рассчитано на перспективу. Выделяют и более дробные классификации конфликтующих подгрупп управленческих работников, каждая из которых отдает приоритет своим групповым интересам. Чтобы в известной степени нивелировать возможные противоречия между целевыми установками конфликтующих групп и, в частности, ограничить возможность нежелательных действий менеджеров исходя из собственных интересов, владельцы компании вынуждены нести так называемые агентские издержки. Существование подобных издержек является объективным фактором, а их величина должна учитываться при принятии решений финансового характера.

8. Одной из ключевых концепций  в финансовом менеджменте является концепция альтернативных затрат, или затрат упущенных возможностей (oppoztunity cost). Смысл ее состоит в следующем. Принятие любого решения финансового характера в подавляющем большинстве случаев связано с отказом от какого-то альтернативного варианта. Например, можно осуществлять транспортировку произведенной продукции собственным транспортом, а можно прибегнуть к услугам специализированных организаций. В этом случае решение принимается в результате сравнения альтернативных затрат, выражаемых чаще всего в виде относительных показателей.

Концепция альтернативных затрат играет весьма важную роль в оценке вариантов возможного вложения капитала, использования производственных мощностей, выбора вариантов политики кредитования покупателей и др. Альтернативные затраты, называемые также ценой шанса, или ценой упущенных возможностей, представляют собой доход, который могла бы получить компания, если бы предпочла иной вариант использования имевшихся у нее ресурсов.

Особенно  ярко концепция альтернативных затрат проявляется при организации систем управленческого контроля. С одной стороны, любая система контроля стоит определенных денег, т.е. связана с затратами, которых, в принципе, можно избежать, с другой стороны, отсутствие систематизированного контроля может привести к гораздо большим потерям.

9. Концепция временной неограниченности функционирования хозяйствующего субъекта имеет огромное значение не только для финансового менеджмента, но и для бухгалтерского учета. Смысл ее состоит в том, что компания, однажды возникнув, будет существовать вечно. Безусловно, эта концепция в известном смысле умозрительна и условна, ибо все имеет свое начало и свой конец и, кроме того, уставными документами может предусматриваться вполне ограниченный срок функционирования конкретного предприятия. В любой стране ежегодно создается и одновременно ликвидируется достаточно большое число различных компаний; тем не менее в данном случае речь идет не о каком-то конкретном предприятии, а об идеологии развития экономики путем создания самостоятельных конкурирующих между собой фирм. Основывая некую компанию, ее владельцы обычно исходят из стратегических, долгосрочных установок. И для бухгалтера, и для финансового менеджера эта концепция чрезвычайно важна, поскольку дает основание применять учетные оценки в прогнозно-аналитической работе. Она служит основой стабильности и определенной предсказуемости динамики цен на рынке ценных бумаг, дает возможность использовать фундаменталистский подход для оценки финансовых активов. Действительно, если бы эта концепция была неверна в целом, т.е. в отношении подавляющего числа компаний, то, во-первых, необходимо было бы постоянно использовать текущие рыночные оценки для составления отчетности, во-вторых, компаниям было бы практически невозможно мобилизовать источники на рынке капитала и, в-третьих, фактически была бы подорвана идея равновесного рынка ценных бумаг, поскольку в ее основе лежат множественные расчеты теоретической стоимости финансовых активов исходя из прогнозных оценок генерируемых ими доходов. Следует отметить, что концепция временной неограниченности функционирования хозяйствующего субъекта в явной или неявной форме предусматривается и основными нормативными документами, регулирующими ведение бизнеса в России; например, в Федеральном законе «Об акционерных обществах», в статье 2 сказано, что «общество создается без ограничения срока, если иное не установлено его уставом».

Даже  краткая характеристика рассмотренных  концепций позволяет получить представление об их исключительной важности. Знание их сути и взаимосвязи необходимо для принятия обоснованных решений в отношении управления финансами компании.

 

Контрольные вопросы по теме:

  1. Что такое концепция?
  2. Перечислите основные концепции финансового менеджмента и дайте им краткую характеристику.

 

 

 

ГЛАВА 4. ИСТОЧНИКИ СРЕДСТВ И МЕТОДЫ

ФИНАНСИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

4.1. Финансирование организации.

4.2. Долгосрочное финансирование.

4.3. Краткосрочное финансирование.

 

4.1. Финансирование организации

Финансирование является весьма широким понятием. Финансирование трактуется:

- либо как  удовлетворение потребности предприятия  в дополнительных денежных или иных платежных средствах, требующихся для наращивания активов предприятия или изменения их структуры;

- либо как  деятельность по сбору средств,  необходимых для успешного завершения хозяйственной операции.

Цель привлечения  источников финансирования – удовлетворение потребности в приобретении необходимых активов и оптимизация структуры капитала (обеспечение эффективности его использования).

Разновидности финансирования предприятия

В зависимости  от признака, заложенного в основу классификации, различают следующие виды финансирования:

по срокам, на которые предоставляется  капитал, – кратко- и долгосрочное финансирование;

по отношению источника финансирования к предприятию – внутреннее, т.е. самофинансирование, и внешнее;

по отношению источника средств  к капиталу предприятия – на увеличивающее собственный капитал или осуществляемое за счет заемного.

Затраты на приобретение как основных, так и  оборотных средств могут быть профинансированы за счет либо внутренних, собственных ресурсов предприятия, либо за счет привлеченных извне. В первом случае имеет место самофинансирование, за счет которого оплачивается основная часть инвестиционных расходов. Если же внутренних ресурсов недостаточно, предприятие должно прибегнуть к внешнему финансированию, позволяющему нарастить либо собственный, либо заемный капитал, либо тот и другой.

Внешние источники финансирования подразделяются на источники собственного и заемного капитала.

Основные  преимущества и недостатки собственного и заемного капитала приведены в таблицах 4.1 и 4.2.

 

Таблица 4.1 – Преимущества и недостатки

собственного финансирования

 

Преимущества

Недостатки

1. Возможность беспрепятственного привлечения средств за счет распределения чистой прибыли

1. Ограниченность объема привлечения средств величиной чистой прибыли

2. Способность генерировать прибыль во всех видах деятельности организации

2. Более высокая цена привлечения в сравнении с ценой ЗК, отсутствие «налогового щита»

3. Обеспечение финансовой устойчивости  и снижение риска банкротства

3. Невозможность обеспечения прироста  рентабельности СК

Информация о работе Сущность, цели и задачи Финансового менеджмента