Сущность, цели и задачи Финансового менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 12:29, доклад

Описание работы

В классическом понимании финансовый менеджмент трактуется как система управления финансами хозяйствующего субъекта (предприятия). Предмет этого направления – теория и практика принятия решений в отношении привлечения и использования предприятием финансовых ресурсов.
Данное определение содержит два ключевых понятия – «управление» и «денежные средства».
Под управлением понимаются функции, которые оно выполняет – планирование, организация, стимулирование, анализ и контроль.
Денежные средства, их сущность также проявляются в функциях, которые они выполняют – мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления и сбережения, мировые деньги.
Более широкая трактовка финансового менеджмента, включает в его предмет помимо финансовых активов, ресурсов и отношений всю совокупность ресурсов и обязательств предприятия, поддающихся стоимостной оценке.

Содержание работы

1.1. Понятие, содержание и принципы финансового менеджмента.
1.2. Цели и задачи финансового менеджмента организации.
1.3. Механизм финансового менеджмента.
1.4. Объекты и субъекты управления финансами.
1.5. Функции финансового менеджмента.
1.6. Роль финансового менеджмента в системе управления организацией.
1.7. Взаимосвязь финансового, производственного и инвестиционного менеджмента.
1.8. Методы и приемы диагностики эффективности управления финансами.

Файлы: 1 файл

Темы 1-6 Фин.менедж.docx

— 254.75 Кб (Скачать файл)

В распоряжении организации имеются три типа стратегических альтернатив с различными динамическими характеристиками. Это стратегия ограниченного роста, активного роста, сокращения и сочетания этих вариантов.

После выбора основополагающей общей стратегии  ее необходимо реализовать, состыковав с другими функциями управления.

Важным механизмом увязки стратегии является разработка планов и ориентиров – тактики, политики, процедур и правил.

Тактика представляет собой конкретные краткосрочные  стратегии. Политика – общие ориентиры для действий и принятия решений. Процедуры предписывают действия, которые должны быть предприняты в конкретной ситуации для принятия решения. Правила точно указывают, что следует делать в конкретной ситуации.

Бюджеты и  механизм динамического управления ресурсами обеспечивает возможность  планировать и осуществлять действия, согласовывая входные и выходные потоки ресурсов.

Управление  по целям (МВО) представляет собой метод  объединения планирования, контроля и мотивации, который успешно применяют многие организации для уменьшения числа конфликтов и снижения отрицательной реакции людей на контроль путем их участия не только в процессе реализации планов, но и в их разработке. Метод МВО помогает реализовать стратегию путем улучшения связей между целями руководителей, целями подчиненных и целями организации в целом.

 

2.4. Инвестиционное планирование

Инвестиционное  планирование – это упорядоченный процесс обработки информации с целью разработки проекта, который заранее определяет показатели для достижения целей.

Планирование  имеет следующие уровни:

- стратегический  уровень;

- тактический  уровень;

- оперативный  уровень.

Значение  планирования заключается, прежде всего, в том, что оно может обеспечить высокую степень и высокую  вероятность достижения цели на основе систематической подготовки решений. Тем самым оно представляет собой предпосылку эффективной деятельности предприятия. Планирование выполняет следующие функции:

- обнаружение  шансов и рисков;

- образование  маневра для дальнейших действий;

- уменьшение  уровня сложности;

- способствование  эффекту приумножения результатов;

- постановка  цели;

- преждевременное  предупреждение;

- координация  некоторых планов;

- идентификация  проблем;

- определение  контроля;

- информирование  и мотивация сотрудников.

При составлении  планов используется информация, то есть знания, предназначенные для достижения определенных целей.

При планировании используются знания для идентификации  проблем и для принятия решений. Они касаются формирования целей, внешних  показателей, внутренних показателей, альтернативных вариантов принятия решения.

При планировании различают формальные и реальные цели.

Формальные  цели выводятся из мотивации деятельности лиц, принимающих решения. К ним, например, относятся стремление к прибыли, достижению значительных оборотов, стремление к престижу и власти. К формальным социальным целям относятся сохранение рабочих мест, защита окружающей среды и т.д.

Реальные  цели выводятся из формальных целей  и представляют собой пути достижения формальных целей. Реальные цели касаются видов продукции, которую необходимо произвести, ее качества и количества, а также видов факторов производства, их качества и количества.

Важным шагом  при планировании является уяснение и анализ проблем, если эти проблемы неоднозначно разграничены и упорядочены. Последовательными шагами уяснения и анализа проблем являются:

- определение  фактического состояния, то есть  проведение анализа положения;

- прогноз  положения;

- идентификация  проблем посредством противопоставления  системы целей и результатов  анализа и прогноза положения, анализ сферы проблем;

- структурирование  проблем.

Далее предпринимается  поиск альтернатив. Различные инвестиционные возможности следует сформулировать таким образом, чтобы они исключали друг друга.

Типичные  альтернативы инвестиционного планирования можно обрисовать следующими вопросами:

1. Следует  ли осуществлять инвестиции либо отказаться от них?

2. Какой из  нескольких взаимоисключающих инвестиционных объектов следует реализовать?

3. Как долго  следует эксплуатировать инвестиционный  объект, если этот объект уже  реализован?

4. Какие инвестиции  и в каком объеме следует  реализовывать одновременно при дефиците финансовых средств?

5. Какие инвестиционные  объекты, в какие сроки и  в каком объеме следует реализовывать?

6. Какие инвестиционные  объекты, какие виды продукции,  в какие сроки и в каком  количестве следует реализовывать  и производить?

 

Контрольные вопросы по теме:

1. В чем  заключаются особенности организационной  структуры управления в коммерческих организациях?

2. В чем  заключаются особенности организационной  структуры управления в некоммерческих организациях?

3. Определите  этапы финансового подхода к  группировке и организации управления производственными звеньями.

4. Охарактеризуйте  сущность стратегического планирования.

5. Охарактеризуйте  сущность инвестиционного планирования.

 

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ 

ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА

 

Финансовый  менеджмент базируется на ряде взаимосвязанных фундаментальных концепций, развитых в рамках теории финансов.

Концепция (от лат. conceptio – понимание, система) представляет собой определенный способ понимания и трактовки какого-либо явления. С помощью концепции или системы концепций выражается основная точка зрения на данное явление, задаются некоторые конструктивистские рамки, определяющие сущность и направления развития этого явления. В финансовом менеджменте основополагающими являются следующие концепции: денежного потока, временной ценности денежных ресурсов, компромисса между риском и доходностью, стоимости капитала, эффективности рынка капитала, асимметричности информации, агентских отношений, альтернативных затрат временной неограниченности функционирования хозяйствующего субъекта.

  1. Одним из основных разделов работы финансового менеджера является выбор вариантов целесообразного вложения денежных средств. Этот выбор можно производить в рамках анализа инвестиционных проектов, в основе которого лежит количественная оценка связанного с проектом денежного потока как совокупности генерируемых этим проектом притоков и оттоков денежных средств в разрезе выделенных временных периодов.

Концепция денежного потока предполагает а) идентификацию денежного потока, его продолжительность и вид; б) оценку факторов, определяющих величину его элементов; в) выбор коэффициента дисконтирования, позволяющего сопоставлять элементы потока, генерируемые в различные моменты времени; г) оценку риска, связанного с данным потоком и способ его учета.

2 . Временная ценность является объективно существующей характеристикой денежных ресурсов. Смысл ее состоит в том, что денежная единица, имеющаяся сегодня, и денежная единица, ожидаемая к получению через какое-то время, не равноценны. Эта неравноценность определяется действием трех основных причин: инфляцией, риском неполучения ожидаемой суммы и оборачиваемостью.

Инфляция  присуща практически любой экономике, причем бытовавшее в нашей стране в течение многих лет сугубо негативное отношение к этому процессу не вполне корректно. Происходящее в условиях инфляции перманентное обесценение денег, вызывает, с одной стороны, естественное желание их куда-либо вложить, т.е. в известной мере стимулирует инвестиционный процесс, а, с другой стороны, как раз отчасти и объясняет, почему различаются деньги, имеющиеся в наличии и ожидаемые к получению.

Вторая  причина различия – риск неполучения ожидаемой суммы – также достаточно очевидна. Любой договор, согласно которому в будущем ожидается поступление денежных средств, имеет ненулевую вероятность быть неисполненным вовсе или исполненным частично.

Третья  причина – оборачиваемость – заключается в том, что денежные средства, как и любой актив, должны с течением времени генерировать доход по ставке, которая представляется приемлемой владельцу этих средств. В этом смысле сумма, ожидаемая к получению через некоторое время, должна превышать аналогичную сумму, которой располагает инвестор в момент принятия решения, на величину приемлемого дохода.

Поскольку решения финансового характера  с необходимостью предполагают сравнение, учет и анализ денежных потоков, генерируемых в разные периоды времени, для финансового менеджера концепция временной ценности денег имеет особое значение.

3. Концепция компромисса между риском и доходностью состоит в том, что получение любого дохода в бизнесе чаще всего сопряжено с риском, причем связь между этими двумя взаимосвязанными характеристиками прямо пропорциональная: чем выше требуемая или ожидаемая доходность, т.е. отдача на вложенный капитал, тем выше и степень риска, связанного с возможным неполучением этой доходности; верно и обратное. Безусловно, в финансовом менеджменте могут ставиться и решаться различные задачи, в том числе и предельного характера, например максимизация доходности или минимизация риска, однако чаще всего речь идет о достижении разумного соотношения между риском и доходностью.

Категория риска в финансовом менеджменте  принимается во внимание в различных аспектах: в приложении к оценке инвестиционных проектов, формированию инвестиционного портфеля, выбору тех или иных финансовых инструментов, принятию решений по структуре капитала, обоснованию дивидендной политики, оценке структуры затрат и др.

Деятельность  любой компании возможна лишь при  наличии источников ее финансирования. Они могут различаться по своей экономической природе, принципам и способам возникновения, способам и срокам мобилизации, продолжительности существования, степени управляемости, привлекательности с позиции тех или иных контрагентов и т.п.

4. Однако, вероятно, наиболее важной характеристикой источников средств является стоимость капитала. Смысл концепции стоимости капитала состоит в том, что обслуживание того или иного источника обходится компании не одинаково. Каждый источник финансирования имеет свою стоимость, например, за банковский кредит нужно платить проценты, причем соответствующие расходы могут иметь и стохастическую природу (например, стоимость источника «облигационный заем» с плавающей купонной ставкой). Стоимость капитала показывает минимальный уровень дохода, необходимого для покрытия затрат по поддержанию данного источника и позволяющего не оказаться в убытке. Не случайно количественная оценка стоимости капитала имеет ключевое значение в анализе инвестиционных проектов и выборе альтернативных вариантов финансирования деятельности компании.

5. В условиях рыночной экономики  большинство компаний в той  или иной степени связано с рынком капитала. Крупные компании и организации выступают там и в роли кредиторов, и в роли инвесторов, участие мелких фирм чаще всего ограничивается решением краткосрочных задач инвестиционного характера. В любом случае принятие решений и выбор поведения на рынке капитала, равно как и активность операций, тесно связаны с концепцией эффективности рынка. Логика подобных операций такова. Объем сделок по покупке или продаже ценных бумаг зависит от того, насколько точно текущие цены соответствуют внутренним стоимостям. Цена зависит от многих факторов, в том числе и от информации. Предположим, что на рынке, находившемся в состоянии равновесия, появилась новая информация о том, что цена акций некоторой компании занижена. Это приведет к немедленному повышению спроса на акции и последующему росту цены до уровня, соответствующего внутренней стоимости этих акций. Насколько быстро информация отражается на ценах и характеризуется уровнем эффективности рынка.

Следует отметить, что в приложении к рынку  капитала термин «эффективность» понимается не в экономическом, а информационном плане, т.е. степень эффективности рынка характеризуется уровнем его информационной насыщенности и доступности информации участникам рынка. В научной литературе рассматриваемая концепция известна как гипотеза эффективности рынка (Efficient Market Hypotheis, EMH). Согласно этой гипотезе при полном и свободном доступе участников рынка к информации цена акции на данный момент является лучшей оценкой ее  реальной  стоимости.  В  условиях  эффективного  рынка любая  новая информация по мере ее поступления немедленно отражается на ценах на акции и другие ценные бумаги. Более того, эта информация поступает на рынок случайным образом, т.е. нельзя заранее предсказать, когда она поступит и в какой степени будет полезна. Достижение информационной эффективности рынка базируется на выполнении ряда условий.

Информация о работе Сущность, цели и задачи Финансового менеджмента