Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 12:29, доклад
В классическом понимании финансовый менеджмент трактуется как система управления финансами хозяйствующего субъекта (предприятия). Предмет этого направления – теория и практика принятия решений в отношении привлечения и использования предприятием финансовых ресурсов.
Данное определение содержит два ключевых понятия – «управление» и «денежные средства».
Под управлением понимаются функции, которые оно выполняет – планирование, организация, стимулирование, анализ и контроль.
Денежные средства, их сущность также проявляются в функциях, которые они выполняют – мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления и сбережения, мировые деньги.
Более широкая трактовка финансового менеджмента, включает в его предмет помимо финансовых активов, ресурсов и отношений всю совокупность ресурсов и обязательств предприятия, поддающихся стоимостной оценке.
1.1. Понятие, содержание и принципы финансового менеджмента.
1.2. Цели и задачи финансового менеджмента организации.
1.3. Механизм финансового менеджмента.
1.4. Объекты и субъекты управления финансами.
1.5. Функции финансового менеджмента.
1.6. Роль финансового менеджмента в системе управления организацией.
1.7. Взаимосвязь финансового, производственного и инвестиционного менеджмента.
1.8. Методы и приемы диагностики эффективности управления финансами.
В распоряжении организации имеются три типа стратегических альтернатив с различными динамическими характеристиками. Это стратегия ограниченного роста, активного роста, сокращения и сочетания этих вариантов.
После выбора основополагающей общей стратегии ее необходимо реализовать, состыковав с другими функциями управления.
Важным механизмом увязки стратегии является разработка планов и ориентиров – тактики, политики, процедур и правил.
Тактика представляет собой конкретные краткосрочные стратегии. Политика – общие ориентиры для действий и принятия решений. Процедуры предписывают действия, которые должны быть предприняты в конкретной ситуации для принятия решения. Правила точно указывают, что следует делать в конкретной ситуации.
Бюджеты и механизм динамического управления ресурсами обеспечивает возможность планировать и осуществлять действия, согласовывая входные и выходные потоки ресурсов.
Управление по целям (МВО) представляет собой метод объединения планирования, контроля и мотивации, который успешно применяют многие организации для уменьшения числа конфликтов и снижения отрицательной реакции людей на контроль путем их участия не только в процессе реализации планов, но и в их разработке. Метод МВО помогает реализовать стратегию путем улучшения связей между целями руководителей, целями подчиненных и целями организации в целом.
2.4. Инвестиционное планирование
Инвестиционное планирование – это упорядоченный процесс обработки информации с целью разработки проекта, который заранее определяет показатели для достижения целей.
Планирование имеет следующие уровни:
- стратегический уровень;
- тактический уровень;
- оперативный уровень.
Значение планирования заключается, прежде всего, в том, что оно может обеспечить высокую степень и высокую вероятность достижения цели на основе систематической подготовки решений. Тем самым оно представляет собой предпосылку эффективной деятельности предприятия. Планирование выполняет следующие функции:
- обнаружение шансов и рисков;
- образование
маневра для дальнейших
- уменьшение уровня сложности;
- способствование
эффекту приумножения
- постановка цели;
- преждевременное предупреждение;
- координация некоторых планов;
- идентификация проблем;
- определение контроля;
- информирование и мотивация сотрудников.
При составлении планов используется информация, то есть знания, предназначенные для достижения определенных целей.
При планировании используются знания для идентификации проблем и для принятия решений. Они касаются формирования целей, внешних показателей, внутренних показателей, альтернативных вариантов принятия решения.
При планировании различают формальные и реальные цели.
Формальные цели выводятся из мотивации деятельности лиц, принимающих решения. К ним, например, относятся стремление к прибыли, достижению значительных оборотов, стремление к престижу и власти. К формальным социальным целям относятся сохранение рабочих мест, защита окружающей среды и т.д.
Реальные цели выводятся из формальных целей и представляют собой пути достижения формальных целей. Реальные цели касаются видов продукции, которую необходимо произвести, ее качества и количества, а также видов факторов производства, их качества и количества.
Важным шагом при планировании является уяснение и анализ проблем, если эти проблемы неоднозначно разграничены и упорядочены. Последовательными шагами уяснения и анализа проблем являются:
- определение
фактического состояния, то
- прогноз положения;
- идентификация
проблем посредством
- структурирование проблем.
Далее предпринимается поиск альтернатив. Различные инвестиционные возможности следует сформулировать таким образом, чтобы они исключали друг друга.
Типичные альтернативы инвестиционного планирования можно обрисовать следующими вопросами:
1. Следует ли осуществлять инвестиции либо отказаться от них?
2. Какой из
нескольких взаимоисключающих
3. Как долго
следует эксплуатировать
4. Какие инвестиции и в каком объеме следует реализовывать одновременно при дефиците финансовых средств?
5. Какие инвестиционные объекты, в какие сроки и в каком объеме следует реализовывать?
6. Какие инвестиционные
объекты, какие виды продукции,
Контрольные вопросы по теме:
1. В чем
заключаются особенности
2. В чем
заключаются особенности
3. Определите этапы финансового подхода к группировке и организации управления производственными звеньями.
4. Охарактеризуйте
сущность стратегического
5. Охарактеризуйте
сущность инвестиционного
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ
ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Финансовый
менеджмент базируется на ряде взаимосвязанных фундаментальны
Концепция (от лат. conceptio – понимание, система) представляет собой определенный способ понимания и трактовки какого-либо явления. С помощью концепции или системы концепций выражается основная точка зрения на данное явление, задаются некоторые конструктивистские рамки, определяющие сущность и направления развития этого явления. В финансовом менеджменте основополагающими являются следующие концепции: денежного потока, временной ценности денежных ресурсов, компромисса между риском и доходностью, стоимости капитала, эффективности рынка капитала, асимметричности информации, агентских отношений, альтернативных затрат временной неограниченности функционирования хозяйствующего субъекта.
Концепция денежного потока предполагает а) идентификацию денежного потока, его продолжительность и вид; б) оценку факторов, определяющих величину его элементов; в) выбор коэффициента дисконтирования, позволяющего сопоставлять элементы потока, генерируемые в различные моменты времени; г) оценку риска, связанного с данным потоком и способ его учета.
2 . Временная ценность является объективно существующей характеристикой денежных ресурсов. Смысл ее состоит в том, что денежная единица, имеющаяся сегодня, и денежная единица, ожидаемая к получению через какое-то время, не равноценны. Эта неравноценность определяется действием трех основных причин: инфляцией, риском неполучения ожидаемой суммы и оборачиваемостью.
Инфляция
присуща практически любой
Вторая причина различия – риск неполучения ожидаемой суммы – также достаточно очевидна. Любой договор, согласно которому в будущем ожидается поступление денежных средств, имеет ненулевую вероятность быть неисполненным вовсе или исполненным частично.
Третья причина – оборачиваемость – заключается в том, что денежные средства, как и любой актив, должны с течением времени генерировать доход по ставке, которая представляется приемлемой владельцу этих средств. В этом смысле сумма, ожидаемая к получению через некоторое время, должна превышать аналогичную сумму, которой располагает инвестор в момент принятия решения, на величину приемлемого дохода.
Поскольку решения финансового характера с необходимостью предполагают сравнение, учет и анализ денежных потоков, генерируемых в разные периоды времени, для финансового менеджера концепция временной ценности денег имеет особое значение.
3. Концепция компромисса между риском и доходностью состоит в том, что получение любого дохода в бизнесе чаще всего сопряжено с риском, причем связь между этими двумя взаимосвязанными характеристиками прямо пропорциональная: чем выше требуемая или ожидаемая доходность, т.е. отдача на вложенный капитал, тем выше и степень риска, связанного с возможным неполучением этой доходности; верно и обратное. Безусловно, в финансовом менеджменте могут ставиться и решаться различные задачи, в том числе и предельного характера, например максимизация доходности или минимизация риска, однако чаще всего речь идет о достижении разумного соотношения между риском и доходностью.
Категория риска в финансовом менеджменте принимается во внимание в различных аспектах: в приложении к оценке инвестиционных проектов, формированию инвестиционного портфеля, выбору тех или иных финансовых инструментов, принятию решений по структуре капитала, обоснованию дивидендной политики, оценке структуры затрат и др.
Деятельность любой компании возможна лишь при наличии источников ее финансирования. Они могут различаться по своей экономической природе, принципам и способам возникновения, способам и срокам мобилизации, продолжительности существования, степени управляемости, привлекательности с позиции тех или иных контрагентов и т.п.
4. Однако, вероятно, наиболее важной характеристикой источников средств является стоимость капитала. Смысл концепции стоимости капитала состоит в том, что обслуживание того или иного источника обходится компании не одинаково. Каждый источник финансирования имеет свою стоимость, например, за банковский кредит нужно платить проценты, причем соответствующие расходы могут иметь и стохастическую природу (например, стоимость источника «облигационный заем» с плавающей купонной ставкой). Стоимость капитала показывает минимальный уровень дохода, необходимого для покрытия затрат по поддержанию данного источника и позволяющего не оказаться в убытке. Не случайно количественная оценка стоимости капитала имеет ключевое значение в анализе инвестиционных проектов и выборе альтернативных вариантов финансирования деятельности компании.
5. В условиях рыночной экономики большинство компаний в той или иной степени связано с рынком капитала. Крупные компании и организации выступают там и в роли кредиторов, и в роли инвесторов, участие мелких фирм чаще всего ограничивается решением краткосрочных задач инвестиционного характера. В любом случае принятие решений и выбор поведения на рынке капитала, равно как и активность операций, тесно связаны с концепцией эффективности рынка. Логика подобных операций такова. Объем сделок по покупке или продаже ценных бумаг зависит от того, насколько точно текущие цены соответствуют внутренним стоимостям. Цена зависит от многих факторов, в том числе и от информации. Предположим, что на рынке, находившемся в состоянии равновесия, появилась новая информация о том, что цена акций некоторой компании занижена. Это приведет к немедленному повышению спроса на акции и последующему росту цены до уровня, соответствующего внутренней стоимости этих акций. Насколько быстро информация отражается на ценах и характеризуется уровнем эффективности рынка.
Следует отметить, что в приложении к рынку капитала термин «эффективность» понимается не в экономическом, а информационном плане, т.е. степень эффективности рынка характеризуется уровнем его информационной насыщенности и доступности информации участникам рынка. В научной литературе рассматриваемая концепция известна как гипотеза эффективности рынка (Efficient Market Hypotheis, EMH). Согласно этой гипотезе при полном и свободном доступе участников рынка к информации цена акции на данный момент является лучшей оценкой ее реальной стоимости. В условиях эффективного рынка любая новая информация по мере ее поступления немедленно отражается на ценах на акции и другие ценные бумаги. Более того, эта информация поступает на рынок случайным образом, т.е. нельзя заранее предсказать, когда она поступит и в какой степени будет полезна. Достижение информационной эффективности рынка базируется на выполнении ряда условий.
Информация о работе Сущность, цели и задачи Финансового менеджмента