Теоретические основы планирования и финансирования расходов бюджетной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 11:41, курсовая работа

Описание работы

Целью данной выпускной квалификационной работы является рассмотрение расходов бюджетных учреждений на примере учреждения здравоохранения, выявление наиболее важных принципов планирования и финансирования в области расходов бюджетных организаций.
Цель позволила сформулировать задачи, которые решались в данной выпускной квалификационной работе:
- рассмотреть понятие бюджетного учреждения, его признаки, функции, правовое положение.
- определить основные методы планирования и финансирования бюджетных расходов
- выявить причины реформирования бюджетных учреждений
- проанализировать процесс составления сметы расходов и порядок ее исполнения
- проанализировать исполнение территориальной программы государственных гарантий
- выявить особенности планирования и финансирования расходов бюджетного учреждения
- определить проблемы и перспективы планирования и финансирования расходов бюджетных учреждений
- выявить проблемы финансирования учреждений здравоохранения и рассмотреть пути их решения

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы планирования и финансирования расходов бюджетной организации 6
1.1 Понятие бюджетного учреждения, его признаки, функции, правовое положение 6
1.2. Планирование расходов бюджетных учреждений 15
1.3. Особенности финансирования бюджетных учреждений 23
1.4. Источники финансирования бюджетных учреждений здравоохранения в современной экономике, их классификация 30
2. Анализ особенностей планирования и финансирования расходов бюджетных учреждений на примере организации здравоохранения 40
2.1. Анализ исполнения сметы расходов на примере ГБУ "Шадринская центральная районная больница" 40
2.2.Анализ показателей результативности использования бюджетных средств на примере ГБУ "Шадринская центральная районная больница". 46
2.3. Анализ составления и исполнения территориальной программы государственных гарантий 49
3. Проблемы и перспективы планирования и финансирования расходов бюджетных учреждений 59
3.1.Реформа бюджетных учреждений 59
3.2. Пути повышения результативности использования бюджетных средств бюджетной организации 64
3.3 Проблемы финансирования учреждений здравоохранения и пути их решения в России 69
Заключение 80
Список использованной литературы 83

Файлы: 1 файл

Doc1.doc

— 865.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение............................ 3 1. Состав и структура расходов на социальную политику........ 5 2. Методика планирования расходов бюджета на социальную политику. Содержание одноканальной  модели финансирования системы здравоохранения  и опыт ее внедрения в субъектах РФ (на примере Нижегородской области).......................................................... 20 3. Совершенствование планирования расходов бюджета на социальную политику.................................... 26 Заключение............................ 31 Список использованной литературы................. 33

Введение

На сегодняшний  день в российской практике управления социальными программами учитываются  обычно только прямые затраты и крайне редко принимаются в расчет административные расходы. Формальная причина этого кроется в традиционной организации бюджетного распределения расходов, а содержательная - в том, что в настоящее время управление социальными программами в большей степени ориентировано на обеспечение процесса деятельности, а не на достижение конкретных измеримых результатов - положительных изменений у клиентских групп. Переход на управление и бюджетирование по результату, заявленный как одно из основных направлений реформы системы государственного и муниципального управления, требует не только создания новых социальных программ, ориентированных на достижение результата, но и включения учета административных затрат в общую систему управления такими программами. Отсутствие расчета и учета административных затрат, необходимых для полноценной реализации программ, может вести к снижению их результативности а, следовательно, и к низкой эффективности или даже бесполезности прямых программных расходов. В настоящее время в стране все с большую актуальность принимает вопрос повышении эффективности бюджетных расходов в социальной сфере. Для повышения эффективности внедряются новые формы финансирования бюджетных услуг, позволяющие установить прямую зависимость между количеством и качеством услуг и расходами на их предоставление. Одной из таких форм является нормативное финансировани, при котором расходы на оказание конкретных услуг потребителям рассчитываются по единым нормативам, устанавливаемым органами власти в административном порядке. Нормативный подход к финансированию создает у бюджетных учреждений заинтересованность в увеличении объемов предоставления услуг и к снижению затрат. Однако норматив финансирования должен быть достаточным для предоставления услуг должного качества. Единые обязательные требования к качеству услуг могут быть установлены путем принятия государственного или муниципального стандарта. Муниципальный стандарт качества бюджетных услуг может быт установлен для тех услуг, предоставление которых относятся к полномочиям города. Цель работы - анализ состава и структуры расходов на социальную политику; анализ опыта Нижегородской области по созданию одноканальной модели финансирования отрасли здравоохранения. В соответствии с поставленной целью мной были поставлены следующие задачи: - дать характеристику понятию "социальная политика", определить структуру расходов бюджета на социальную сферу; - определить основные отрасли расходования бюджетных средств: образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, социальная защита; - сделать анализ планирования расходов бюджета на здравоохранение на примере Нижегородской области; - дать рекомендации по совершенствованию расходов на социальную политику с учетом применения методики стратегического планирования. Структурно курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. В работе использованы труды отечественных теоретиков и практиков в области планирования расходов бюджета в социальной сфере таких как: Вахрина П. И., Жигалова Д., Полака Г. Б., Филиппова Ю. В., отчеты фонда "Институт экономики переходного периода" и и др.

d Local Responsibilities: Education Management and Finance in Four Central European Countries, Budapest, Local Government and Public Service Reform Initiative, Open Society Institute 2. Fiszbein, Ariel (ed.), 2001, Decentralizing Education in Transition Societies: Case Studies from Central and Eastern Europe,Washington D.C., the World Bank 3. Бабич А. М., Павлова Л. Н. Государственные и муниципальные финансы. М.:ЮНИТИ. - 2002. - 687с. 4. Беляков С.А., Заборовская А.С., Клячко Т.Л., Королев И.Б., Озерова Н.Б., Полушкина Е.А. М. Модели финансирования вузов: анализ и оценка. ИЭПП. -2005. - 282 с. 5. Вахрин П. И. Бюджетная система РФ. М.:Дашков и К.- 2005. - 340с. 6. Вифлеемский А.Б. Экономика образования. М.: Народное образование. - 2003. - 384с.. 7. Жигалов Д., Мещеряков И. Источники финансирования инвестиционных потребностей муниципальных образований и факторы их кредитоспособности. - // Рынок ценных бумаг, №1, 2007. 8. Поляк Г. Б. Бюджетная система России. М.: ЮНИТИ-ДАНА. - 2008. - 703с. 9. Романовский М. В., Врублёвская О. В. Бюджетная система РФ. М.: Юрайт-Издат. - 2004. - 838с. 10. Скляр Т.М. Экономика и управление здравоохранением. СПб: Изд.дом СПбГУ. - 2004. - 184с. 11. Тематические отчеты Фонда "Институт экономики переходного периода" - "Реструктуризация бюджетной сферы и повышение эффективности расходов региональных и местных бюджетов" (2005 г.). 12. Филиппов Ю.В., Авдеева Т.Т. Основы развития местного хозяйства. - М.: Дело. - 2000. - 264с. 13. Финансирование школьного образования в Российской Федерации: опыт и проблемы. Аналитический доклад (Серия "Актуальные вопросы развития образования") - М.: Алекс. - 2004. 14. Шишкин С.В. Актуальные экономические проблемы России. "Направление реформ здравоохранения и образования" - СПб.: ГУП МЦСЭИ "Леонтьевский центр". - 2005. - с. 52-74. 15. Шишкин С.В. Экономика социальной сферы. М.: ГУ - ВШЭ. - 2002. - 236с.

Содержание

Введение 3

1. Теоретические  основы планирования и финансирования  расходов бюджетной организации 6

1.1 Понятие бюджетного  учреждения, его признаки, функции,  правовое положение 6

1.2. Планирование  расходов бюджетных учреждений 15

1.3. Особенности  финансирования бюджетных учреждений 23

1.4. Источники  финансирования бюджетных учреждений  здравоохранения в современной экономике, их классификация 30

2. Анализ особенностей  планирования и финансирования  расходов бюджетных учреждений  на примере организации здравоохранения  40

2.1. Анализ исполнения  сметы расходов на примере  ГБУ "Шадринская центральная  районная больница" 40

2.2.Анализ показателей  результативности использования  бюджетных средств на примере  ГБУ "Шадринская центральная  районная больница". 46

2.3. Анализ составления  и исполнения территориальной  программы государственных гарантий 49

3. Проблемы и  перспективы планирования и финансирования расходов бюджетных учреждений 59

3.1.Реформа бюджетных  учреждений 59

3.2. Пути повышения  результативности использования  бюджетных средств бюджетной  организации 64

3.3 Проблемы  финансирования учреждений здравоохранения и пути их решения в России 69

Заключение 80

Список использованной литературы 83

Введение

Тема выпускной  квалификационной работы "Планирование и финансирование расходов бюджетных  учреждений на примере государственного бюджетного учреждения "Шадринская центральная районная больница". Актуальность темы определяется тем, что важнейшим условием эффективного функционирования национальной экономики является рациональное и экономное использование средств государственного бюджета, направляемых на содержание отраслей непроизводственной сферы.

Бюджетное учреждение – одна из самых многочисленных групп организаций, функционирующих  в нашем государстве.

В бюджетную  систему государства мобилизуются более половины финансовых ресурсов создаваемых в стране. Эти средства в значительной мере проходят по сметам бюджетных организаций. Этим обусловливается большое значение финансов бюджетных организаций в экономике страны.

Подавляющая часть  бюджетных учреждений выполняет  различные социальные функции. Поэтому  от величины средств, предоставляемых из бюджетной системы этим учреждениям, от эффективности их использования

зависит выполнение социальных задач, стоящих перед  обществом.

Тема данной работы выбрана не случайно. В условиях перехода к рыночной экономике актуальность финансирования бюджетных учреждений остаётся одной из главных проблем государственного бюджета.

Низкая заработная плата работников бюджетных учреждений имеет место быть на протяжении ряда последних лет. Такая ситуация приводит к негативным последствиям в виде оттока молодых специалистов из бюджетных учреждений в коммерческие структуры. Пока ещё бюджетные учреждения держатся на "старых" кадрах, а что будет через несколько лет.

Целью данной выпускной  квалификационной работы является рассмотрение расходов бюджетных учреждений на примере учреждения здравоохранения, выявление наиболее важных принципов планирования и финансирования в области расходов бюджетных организаций.

Цель позволила  сформулировать задачи, которые решались в данной выпускной квалификационной работе:

- рассмотреть понятие бюджетного учреждения, его признаки, функции, правовое положение.

- определить  основные методы планирования  и финансирования бюджетных расходов

- выявить причины  реформирования бюджетных учреждений

- проанализировать  процесс составления сметы расходов и порядок ее исполнения

- проанализировать  исполнение территориальной программы  государственных гарантий

- выявить особенности  планирования и финансирования  расходов бюджетного учреждения

- определить  проблемы и перспективы планирования  и финансирования расходов бюджетных учреждений

- выявить проблемы  финансирования учреждений здравоохранения  и рассмотреть пути их решения

Объект исследования – финансовые отношения, складывающиеся при финансировании бюджетных учреждений.

Предмет исследования – механизм финансирования бюджетных учреждений.

Работа состоит  из трёх глав:

Глава 1. Теоретические  основы планирования и финансирования расходов бюджетной организации.

В данной главе  рассматриваются такие вопросы  как понятие бюджетного учреждения его признаки, функции, правовое положение, основные методы планирования бюджетных расходов, а также их характеристика, немалое внимание уделено реформе бюджетных учреждений.

Глава 2. Анализ особенностей планирования и финансирования расходов бюджетных учреждений.

Здесь приведен анализ исполнения сметы расходов и показателей результативности использования бюджетных средств на примере государственного бюджетного учреждения "Шадринская центральная районная больница". А также проанализировано исполнение территориальной программы государственных гарантий по оказанию бесплатной медицинской помощи.

Глава 3. Проблемы и перспективы планирования и  финансирования

расходов бюджетных  учреждений.

В этой главе  рассматривается вопрос о причинах реформы бюджетных учреждений, о  проблемах финансирования, предложены пути повышения результативности использования бюджетных средств, а также выявлены проблемы финансирования учреждений здравоохранения и предложены пути их решения.

Информационной  базой исследования послужили годовые  и месячные отчеты об исполнении бюджета, сметы доходов и расходов государственного бюджетного учреждения "Шадринская центральная районная больница" за 2006 – 2010 гг., муниципальный заказ на оказание гарантированной бесплатной медицинской помощи населению муниципального образования на 2006 – 2010 гг., отчет по форме № 62 "Сведения об оказании и финансировании медицинской помощи населению" за 2006 – 2010 гг.

1. Теоретические  основы планирования и финансирования  расходов бюджетной организации

1.1 Понятие  бюджетного учреждения, его признаки, функции, правовое положение

Бюджетная организация  – это учреждение, находящееся  на государственном обеспечении  и выполняющее всевозможные функции, не связанные с получением прибыли.

Согласно ФЗ "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ учреждение является одной из форм некоммерческой организации (статья 2).

Бюджетное учреждение – некоммерческая организация, созданная  Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным  образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что бюджетным  учреждением является учреждение, обладающее в совокупности следующими особенности:

– созданное  органами государственной власти или местного самоуправления;

– финансируемое  за счет средств бюджета либо за счет средств внебюджетного фонда;

– учредителями, а значит и собственниками имущества  бюджетного учреждения, могут являться органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления;

– бюджетное  учреждение создается для осуществления  управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций  некоммерческого характера;

– деятельность бюджетного учреждения финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда;

– основой для  выделения и расходования бюджетных  средств является смета доходов  и расходов, утверждаемая в установленном  порядке.

Бюджетное учреждение осуществляет деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности (в обязательном порядке указанным в учредительных документах) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, от выполнения которого оно не вправе отказаться. Финансовое обеспечение выполнения этого задания осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета.

Сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания бюджетное учреждение вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.

Бюджетное учреждение также вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными  видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Информация о работе Теоретические основы планирования и финансирования расходов бюджетной организации