Теоретические основы планирования и финансирования расходов бюджетной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 11:41, курсовая работа

Описание работы

Целью данной выпускной квалификационной работы является рассмотрение расходов бюджетных учреждений на примере учреждения здравоохранения, выявление наиболее важных принципов планирования и финансирования в области расходов бюджетных организаций.
Цель позволила сформулировать задачи, которые решались в данной выпускной квалификационной работе:
- рассмотреть понятие бюджетного учреждения, его признаки, функции, правовое положение.
- определить основные методы планирования и финансирования бюджетных расходов
- выявить причины реформирования бюджетных учреждений
- проанализировать процесс составления сметы расходов и порядок ее исполнения
- проанализировать исполнение территориальной программы государственных гарантий
- выявить особенности планирования и финансирования расходов бюджетного учреждения
- определить проблемы и перспективы планирования и финансирования расходов бюджетных учреждений
- выявить проблемы финансирования учреждений здравоохранения и рассмотреть пути их решения

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы планирования и финансирования расходов бюджетной организации 6
1.1 Понятие бюджетного учреждения, его признаки, функции, правовое положение 6
1.2. Планирование расходов бюджетных учреждений 15
1.3. Особенности финансирования бюджетных учреждений 23
1.4. Источники финансирования бюджетных учреждений здравоохранения в современной экономике, их классификация 30
2. Анализ особенностей планирования и финансирования расходов бюджетных учреждений на примере организации здравоохранения 40
2.1. Анализ исполнения сметы расходов на примере ГБУ "Шадринская центральная районная больница" 40
2.2.Анализ показателей результативности использования бюджетных средств на примере ГБУ "Шадринская центральная районная больница". 46
2.3. Анализ составления и исполнения территориальной программы государственных гарантий 49
3. Проблемы и перспективы планирования и финансирования расходов бюджетных учреждений 59
3.1.Реформа бюджетных учреждений 59
3.2. Пути повышения результативности использования бюджетных средств бюджетной организации 64
3.3 Проблемы финансирования учреждений здравоохранения и пути их решения в России 69
Заключение 80
Список использованной литературы 83

Файлы: 1 файл

Doc1.doc

— 865.00 Кб (Скачать файл)

В последнее  десятилетие в нашей стране этот метод бюджетного планирования и  финансирования неуклонно расширяется. Этому способствуют разработка и осуществление многих федеральных и региональных экономических, социальных, экологических и других программ. Следует полагать, что в перспективе этот метод будет находить все более широкое распространение.

Объем средств, выделяемых для осуществления мероприятий и проектов, определяется на основе сметного порядка планирования и финансирования. В основе расчетов смет бюджетных учреждений лежат объемные показатели деятельности (число коек, число учащихся, число групп, классов и т. д.), время функционирования учреждений и финансовые нормы. При планировании мероприятий по социальной защите населения (пенсии, пособия и др.) учитываются численность получателей этих средств и установленные нормы выплат.

В течение года сеть бюджетных учреждений и штаты могут изменяться. Поэтому при планировании расходов осуществляется среднегодовое исчисление.

Одним из важнейших  положений планирования расходов является соблюдение пропорций в распределении  денежных средств в Российской Федерации  с задачами комплексно – целевого финансирования и эффективности использования средств бюджетов всех уровней. Для этого применяется нормирование расходов. Нормы разрабатываются на основе общего для всех субъектов Федерации принципа распределения бюджетных средств, который обеспечивает равные условия удовлетворения социально – культурных и бытовых нужд населения. Разный уровень экономического развития субъектов Федерации требует дифференциации норм с учетом экономических особенностей и потребностей регионов.

Нормативный метод планирования расходов и выплат используется в основном при планировании средств на финансирование бюджетных мероприятий и составлении смет бюджетных учреждений. Нормы устанавливаются законодательными или подзаконными актами. Такими нормами могут быть:

1) денежное выражение натуральных показателей удовлетворения социальных потребностей (например, нормы расходов на питание населения в бюджетных учреждениях, обеспечение их медикаментами, мягким инвентарем и др.);

2) нормы индивидуальных  выплат (например, ставка заработной платы, размеры пособий, стипендий и т. д.);

3) нормы, в  основе которых лежат средние  статистические величины расходов  за ряд лет, а также материально-финансовые  возможности общества в конкретном  периоде (например, нормы на содержание  помещений, учебных расходов и т. д.).

Нормы могут  быть обязательными (устанавливаются  правительством или территориальными органами власти) или факультативными (устанавливаются ведомствами).

Бюджетные нормы  могут быть простыми (для отдельных  видов расходов) и укрупненными (для совокупности расходов или для учреждения в целом).

На основе натуральных  показателей (численность обслуживаемых  лиц, площадь помещения и т. д.) и финансовых норм составляются бюджетные  сметы расходов, которые могут  быть следующими:

1) индивидуальными – составляются для отдельного учреждения или отдельного мероприятия;

2) общими –  составляются для группы однотипных  учреждений или мероприятий;

3) на централизованные  мероприятия – разрабатываются  ведомствами для финансирования  мероприятий, осуществляемых в централизованном порядке (закупка оборудования, строительство, ремонт и т. д.);

4) сводными –  объединяют и индивидуальные  сметы, и сметы на централизованные  мероприятия, т. е. это сметы  в целом по ведомству.

В смете бюджетного учреждения отражаются:

1) реквизиты  учреждения (его наименование, бюджет, из которого производится финансирование, подпись лица, утвердившего смету,  печать учреждения и т. д.);

2) свод расходов (фонд зарплаты, материальные затраты,  фонд производственного и социального  развития, фонд материального поощрения, другие фонды);

3) свод доходов  (финансирование из бюджета, дополнительные  платные услуги населению, оказание  услуг по договорам с организациями,  прочие поступления);

4) производственные  показатели учреждения;

5) расчеты и обоснования расходов и доходов.

Утвержденные  сметы бюджетных учреждений являются их финансовыми планами на определенный период времени.

Составление смет бюджетных учреждений позволяет  решать следующие задачи:

1) обеспечение  бюджетных учреждений государственным финансированием;

2) анализ предполагаемых  проектов расходов и отчетов  об использовании средств;

3) контроль за  эффективным и экономным расходованием  средств.

В соответствии с бюджетными правами, предоставленными исполнительным органам власти, они  вправе при составлении смет расходов подведомственных бюджетных учреждений увеличивать в пределах имеющихся бюджетных средств нормы расходов на содержание этих учреждений.

Бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства исключительно  на:

1) оплату труда  в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;

2) перечисление  страховых взносов в государственные  внебюджетные фонды;

3) трансферты  населению, выплачиваемые в соответствии  с федеральными законами, законами  субъектов Российской Федерации  и правовыми актами органов  местного самоуправления;

4) командировочные и иные компенсационные выплаты работникам;

5) оплату товаров,  работ и услуг по заключенным  государственным или муниципальным  контрактам;

6) оплату товаров,  работ и услуг в соответствии  с утвержденными сметами без  заключения государственных или  муниципальных контрактов.

Смета – это  финансово-плановый акт, определяющий объем, целевое направление и  поквартальное распределение ассигнований, предусмотренных на содержание учреждений и организаций. [17]

Она является планом финансирования учреждений и расходования бюджетных смет.

Правовое значение сметы состоит в том, что она  определяет права и обязанности  руководителя бюджетного учреждения по целевому использованию средств, отпускаемых  из соответствующего бюджета, а также  обязанности финансовых органов  по отпуску этих средств и их права на осуществление контроля за целевым использованием бюджетных ресурсов. На основании соответствующим образом утвержденной сметы у участников правоотношений по исполнению расходной части бюджета – руководителей бюджетных учреждений, с одной стороны, и у финансовых органов, представляющих интересы государства, – с другой, возникают права и обязанности.

При планировании и финансировании расходов бюджетных  учреждений на закупки товаров, работ  и услуг учитывается, что все  эти закупки на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда осуществляются исключительно на основе государственных и муниципальных контрактов – договоров, заключенных органами государственной власти, местного самоуправления или бюджетными учреждениями с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд, предусмотренных бюджетом, размещенных, как правило, на конкурсной основе и включающих обязательное условие о выплате неустойки исполнителем при нарушении его условий.

Финансирование бюджетных учреждений на расходы в соответствии с утвержденными сметами может осуществляться за счет федерального, республиканского и местных бюджетов.[16]

Основным принципом  бюджетного финансирования является предоставление государством средств безвозвратно, так как бюджетные учреждения не имеют своих доходов для возвратности указанных средств.

Второй принцип  бюджетного финансирования заключается  в том, что бюджетные учреждения получают средства не под план, а  по мере фактического выполнения заданий плана с учетом правильности освоения и использования ранее выделенных средств. Например, учреждения здравоохранения финансируются исходя из фактического наличия больниц, числа коек и т.д.

Третий принцип  – строго целевое использование  бюджетных средств для финансирования определенных затрат, предусмотренных планом деятельности учреждения. Целевое использование бюджетных средств позволяет осуществлять систематический контроль за деятельностью бюджетных учреждений со стороны вышестоящих организаций и финансовых органов.

При финансировании бюджетных учреждений соблюдается  строгий режим экономии в расходовании государственных средств.

Руководители  учреждений, которым предоставлено  право распоряжаться бюджетными средствами по целевому назначению в  пределах утвержденной сметы, являются распорядителями кредитов. По объему предоставляемых им прав они подразделяются на главных и нижестоящих.

Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории – бюджета – представляют собой затраты, возникающие в  связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.

В условиях перехода к рынку, Правительство ведет интенсивную работу по реализации концепции совершенствования системы управления бюджетными средствами. [27]

В основу концепции  закладываются три основных блока  задач:

- сформировать  четкие правила разработки и  исполнения бюджета с максимально возможной детализацией структуры бюджетных затрат и внедрением элементов казначейского метода исполнения бюджета;

- определить  наиболее приемлемые для национальных  и региональных условий формы  привлечения нетрадиционных финансовых  источников в оборот;

- создать полноценный  информационно-аналитический комплекс  в бюджетно-финансовой системе,  чтобы иметь широкую информационную  базу для оптимизации прогнозирования  доходов и расходов бюджета,  повысить оперативность бюджетной  отчетности, позволяющей принимать действенные финансовые решения по эффективному маневрированию бюджетными ресурсами в существующих инфляционных условиях.

Первая группа задач реализуется уже сейчас. Одним из важнейших и сложнейших направлений совершенствования  управления бюджетными ресурсами является внедрение элементов казначейского метода исполнения бюджета. Основу задач формируемых по территориям России федеральных казначейских учреждений составляют функции по разассигнованию средств, предназначенных для учреждений, расположенных на соответствующей территории и финансируемых за счет средств федерального бюджета; по организации и контролю за целевым и эффективным расходованием выделенных бюджетных ресурсов.

Следует отметить, что в соответствии с действующим  законодательством экономическую основу регионов составляет их собственность например, экономическую базу местного самоуправления составляют её природные ресурсы: земля, недра и т.д.

Сложившаяся в  нашей стране экономическая, в том  числе и финансовая, ситуация не позволяет местным органам власти и управления при бюджетном дефиците всерьез рассчитывать на пополнение доходной части бюджетов территорий путем введения дополнительных местных налогов и сборов.

Расходы любого бюджета осуществляются за счет средств  налогоплательщиков и, следовательно, государство взяло на себя ответственность перед ними за выполнение определенных функциональных обязательств.

Экономическая сущность расходов бюджета проявляется  во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная – их величину.

Так как анализ планирования и финансирования расходов бюджетных учреждений будем проводить  на примере ГБУ "Шадринская центральная районная больница", то в следующем параграфе целесообразно рассмотреть вопрос, касаемый источников финансирования именно учреждений здравоохранения.

1.3. Особенности  финансирования бюджетных учреждений

Бюджетная система Российской Федерации в соответствии со статьей 10 БК РФ состоит из бюджетов следующих уровней:

- федеральный  бюджет и бюджеты государственных  внебюджетных фондов;

- бюджеты субъектов  Российской Федерации и бюджеты  территориальных государственных  внебюджетных фондов;

- местные бюджеты,  в том числе;

- бюджеты муниципальных  районов, бюджеты городских округов,  бюджеты внутригородских муниципальных  образований городов федерального  значения Москвы и Санкт-Петербурга;

- бюджеты городских  и сельских поселений.

Федеральные бюджеты и бюджеты субъектов Российской Федерации разрабатываются и утверждаются в форме законов, местные – в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления или в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

Бюджетные учреждения могут финансироваться за счет средств:

- федерального  бюджета Российской Федерации,

- бюджета субъекта  Российской Федерации,

- местного бюджета,

- государственных  внебюджетных фондов,

- бюджетов всех  уровней,

- внебюджетных  доходов,

- средств, поступивших во временное распоряжение.

Финансирование  бюджетных учреждений происходит в  несколько этапов:

1. Составление  и утверждение бюджетной росписи.  Бюджетная роспись составляется  на основе утвержденного бюджета  главным распорядителем бюджетных средств по получателям бюджетных средств.

2. Уведомление  о бюджетных ассигнованиях. После  того как сводная бюджетная  роспись утверждена, исполнительный  бюджетный орган в течение  10 дней доводит ее показатели  до всех получателей бюджетных  средств в форме уведомления о бюджетных ассигнованиях на период действия утвержденного бюджета.

Информация о работе Теоретические основы планирования и финансирования расходов бюджетной организации