Теоретические основы планирования и финансирования расходов бюджетной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 11:41, курсовая работа

Описание работы

Целью данной выпускной квалификационной работы является рассмотрение расходов бюджетных учреждений на примере учреждения здравоохранения, выявление наиболее важных принципов планирования и финансирования в области расходов бюджетных организаций.
Цель позволила сформулировать задачи, которые решались в данной выпускной квалификационной работе:
- рассмотреть понятие бюджетного учреждения, его признаки, функции, правовое положение.
- определить основные методы планирования и финансирования бюджетных расходов
- выявить причины реформирования бюджетных учреждений
- проанализировать процесс составления сметы расходов и порядок ее исполнения
- проанализировать исполнение территориальной программы государственных гарантий
- выявить особенности планирования и финансирования расходов бюджетного учреждения
- определить проблемы и перспективы планирования и финансирования расходов бюджетных учреждений
- выявить проблемы финансирования учреждений здравоохранения и рассмотреть пути их решения

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы планирования и финансирования расходов бюджетной организации 6
1.1 Понятие бюджетного учреждения, его признаки, функции, правовое положение 6
1.2. Планирование расходов бюджетных учреждений 15
1.3. Особенности финансирования бюджетных учреждений 23
1.4. Источники финансирования бюджетных учреждений здравоохранения в современной экономике, их классификация 30
2. Анализ особенностей планирования и финансирования расходов бюджетных учреждений на примере организации здравоохранения 40
2.1. Анализ исполнения сметы расходов на примере ГБУ "Шадринская центральная районная больница" 40
2.2.Анализ показателей результативности использования бюджетных средств на примере ГБУ "Шадринская центральная районная больница". 46
2.3. Анализ составления и исполнения территориальной программы государственных гарантий 49
3. Проблемы и перспективы планирования и финансирования расходов бюджетных учреждений 59
3.1.Реформа бюджетных учреждений 59
3.2. Пути повышения результативности использования бюджетных средств бюджетной организации 64
3.3 Проблемы финансирования учреждений здравоохранения и пути их решения в России 69
Заключение 80
Список использованной литературы 83

Файлы: 1 файл

Doc1.doc

— 865.00 Кб (Скачать файл)

Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в  соответствии с Гражданским кодексом РФ. Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом (перечень которого будет установлен дополнительно), а также недвижимым имуществом.

Не смотря на то, что основной целью создания бюджетной организации не является извлечение прибыли, бюджетная организация имеет право заниматься предпринимательской деятельностью, но прибыль, полученная при этом, должна быть использована исключительно для достижения основной цели деятельности. Но здесь есть ограничения, в частности, бюджетное учреждение не имеет права получать кредиты (займы) у кредитных организаций, других юридических, физических лиц, из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Основные функции  бюджетной организации вытекают из целей её создания – осуществление управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, носящих

общественно-значимый характер.

Все бюджетные  учреждения относятся к категории  юридических лиц,

имеющих специальную  правоспособность, что предполагает возможность осуществлять только те виды предпринимательской деятельности, которые прямо указаны в законе. Для бюджетных учреждений к таковым

видам предпринимательской  деятельности следует отнести сдачу  в аренду помещений либо иных объектов основных фондов. Однако не каждая сделка с участием бюджетного учреждения может считаться предпринимательской деятельностью. Например, такой не может считаться договор о продаже с разрешения собственника какого-то объекта имущества, поскольку эта сделка, как правило, имеет разовый характер.

В отличие от других типов учреждений, имущество  бюджетных учреждений имеет такую  имущественную организационную  обособленность от казны, которая делает их в большей степени зависимой  от

учредителя. Это  проявляется при планировании источников финансирования этих учреждений, поскольку в режим сметы доходов и расходов включаются все виды денежных поступлений: финансирование из бюджета и

доходы от не основной деятельности. Так же, как  и остальные виды учреждений, бюджетное  учреждение не вправе использовать по своему усмотрению денежные средства, иное имущество, переданное учредителем.

Это имущество  может использоваться только для  реализации целей, поставленных учредителем. В случаях, когда учреждение распорядилось  имуществом вопреки воле собственника, оно может быть изъято из чужого

владения, которое  признается как незаконное. В качестве способа использования государственного или муниципального имущества бюджетные  учреждения чаще всего получают от собственника этого имущества право  сдавать его в аренду либо во временное владение, а также получать проценты по остаткам средств на счетах в банках и др.

Ресурсное обеспечение  бюджетных учреждений предполагает использование нескольких каналов. В соответствии с особенностями  деятельности бюджетных учреждений существуют свои особенности каждого способа их ресурсного обеспечения: бюджетное финансирование (полностью или частичное), получение доходов от неосновного для бюджетного учреждения вида деятельности, получение

доходов от предпринимательской  деятельности (при условии, что эта деятельность является легитимной). Бюджетные учреждения также вправе получать штрафные санкции и иные внереализационные доходы. Могут

быть еще  поступления в виде добровольных взносов, но это редкое явление.

Рассмотрим  особенности правового положения бюджетных учреждений.

1. Бюджетное  учреждение осуществляет операции  с бюджетными средствами через  лицевые счета, открытые ему  в соответствии с положениями  Бюджетного Кодекса.

2. Заключение  и оплата бюджетным учреждением  государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств. При нарушении бюджетным учреждением установленного финансовым органом порядка учета бюджетных обязательств санкционирование оплаты денежных обязательств бюджетного учреждения приостанавливается в соответствии с порядком, определенным соответствующим финансовым органом. Нарушение бюджетным учреждением данных требований при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров является основанием для признания их судом недействительными по иску соответствующего главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств.

3. В случае  уменьшения бюджетному учреждению  главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных  лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности  исполнения бюджетным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, бюджетное учреждение должно обеспечить согласование в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд новых условий по цене и (или) количеству (объемам) товаров (работ, услуг) государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров.

Сторона государственного (муниципального) контракта, иного договора вправе потребовать от бюджетного учреждения возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного изменением условий государственного (муниципального) контракта, иного договора.

4. Субсидии и  бюджетные кредиты бюджетным  учреждениям не предоставляются.  Бюджетное учреждение не имеет права получать и предоставлять кредиты (займы), приобретать ценные бумаги.

5. Бюджетное  учреждение самостоятельно выступает  в суде в качестве истца  и ответчика по своим денежным  обязательствам. Бюджетное учреждение  обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств.

6. Бюджетное  учреждение может осуществлять  приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено  в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

В апреле 2010 года был принят новый федеральный  закон о совершенствовании правового  положения и реформе финансирования государственных и муниципальных учреждений.

Документ под  названием "О внесении изменений  в отдельные законодательные  акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" предлагает разделить все государственные  и муниципальные учреждения на три типа: казенные, автономные и бюджетные.

Казенные учреждения – государственные (муниципальные) учреждения нового типа, которые будут  перечислять все доходы, полученные от приносящей доходы деятельности, в  бюджет. При этом казенное учреждение будет отвечать по своим обязательствам только находящимися в его распоряжении денежными средствами, полученными в рамках сметного финансирования. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Согласно закону, перечень казенных учреждений будет  ограничен. В их число войдут разнообразные  военные ведомства, следственные изоляторы, исправительные учреждения, психиатрические  больницы, лепрозории, учреждения ряда федеральных ведомств, в том числе противопожарной, миграционной и таможенной служб, Федеральной службы безопасности и т.д.

Все остальные  госучреждения получат статус автономных и так называемых новых бюджетных  учреждений. Для этого вводится упрощенный порядок изменения типа государственного и муниципального учреждения, не требующий реорганизации и предусматривающий лишь внесение соответствующих изменений в учредительные документы.

Автономное  учреждение, согласно документу, избавляется  от необходимости отчитываться перед государством по заработанным средствам, а также получает право распоряжаться всем своим имуществом, за исключением особо ценного. При этом государство избавляется от ответственности за такое учреждение.

Новые бюджетные  учреждения будут финансироваться на основе государственного задания в форме субсидии, а заключать крупные сделки смогут только с согласия учредителя (государства или региональной власти, муниципалитета). Бюджетное учреждение не будет иметь права открывать счета вне казначейской системы. Порядок ведения бухгалтерского учета в таких организациях будет устанавливаться Минфином России. Закон также лишает бюджетные учреждения права распоряжения недвижимым или особо ценным движимым имуществом, закрепленным за учреждением, а также тем имуществом, которое было приобретено за счет средств, выделенных учредителем на покупку такого имущества. Предполагается, что к бюджетным учреждениям будут отнесены медучреждения, школы, музеи, театры и другие государственные (муниципальные) учреждения.

Установлено, что  бюджетное учреждение не может быть подвергнуто банкротству, но при  накоплении долгов его руководитель может быть уволен.

Установлен  срок переходного периода для  вступления в силу положений закона – с 1 января 2011г. до 1 июля 2012г. Предполагается, что в течение переходного периода субъекты РФ будут иметь возможность подготовиться к новым правилам работы, а правительство РФ сможет принять все необходимые решения о перечне бесплатных услуг для населения, которые будут оказывать государственные и муниципальные учреждения.

Кроме того, уточнены положения в части возможности  оказания бюджетными учреждениями платных  услуг сверх установленного госзадания. В частности, установлено, что бюджетные  учреждения могут осуществлять работы (оказывать услуги) за плату только сверх установленного госзаказом норматива, что призвано избавить новые бюджетные учреждения от излишней коммерциализации.

Устанавливается обязанность для всех бюджетных  учреждений проводить тендеры при  любых закупках. Учредителями образовательных учреждений могут быть не только российские некоммерческие организации, общественные объединения и религиозные организации, но и иностранные. Также допускается совместное учредительство негосударственных образовательных учреждений. Финансовое обеспечение образовательной деятельности казенных, бюджетных и автономных учреждений, а также обеспечение госзаказа осуществляются на основе федеральных и региональных нормативов.

Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него в оперативном управлении имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества учреждения, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности. Бюджетные учреждения не вправе совершать сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено законодательством РФ. При этом автономные учреждения могут открывать счета в кредитных организациях или лицевые счета в территориальных органах федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ.

В таблице 1.1.1 приведено сравнение автономных, бюджетных и казенных учреждений между собой по различным критериям.

Таблица 1.1.1

Критерии сравнения

Автономное учреждение

Бюджетное учреждение

(с расширенным  объемом прав)

Казенное учреждение

Финансовое обеспечение

В виде субсидий в соответствии с заданием учредителя и на содержание имущества

Субсидии:

- в соответствии  с заданием учредителя;  
- на содержание имущества;  
- на иные цели

Средства бюджета:

- на исполнение  публичных денежных обязательств  перед физическими лицами;

- на осуществление  мероприятий в соответствии с  нормативно-правовыми актами

На основе бюджетной  сметы

Приносящая доход  деятельность

Доходы поступают  в самостоятельное распоряжение

Доходы поступают  в самостоятельное распоряжение

Полученные доходы зачисляются в бюджет

 

Открытие счетов

Счета в кредитных  организациях

Только в органах  Федерального казначейства (финансовых органах)

Только в органах  Федерального казначейства (финансовых органах)

Распространение действия Закона № 94-ФЗ[1]

Не распространяется

Распространяется  в полном объеме

Распространяется  в полном объеме

Учет

Коммерческий  план счетов

Коммерческий  план счетов с ведением аналитического учета по укрупненным кодам КОСГУ, а в части средств бюджета  – по бюджетному плану счетов

Бюджетный план счетов

Отчетность

Государственные (муниципальные) учреждения обязаны  обеспечивать публичность и открытость отчетов о своей деятельности (единый сайт в сети Интернет)


[1] Закон "О  размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"

1.2. Планирование  расходов бюджетных учреждений

Как уже было определено выше, финансируемые за счет бюджетных средств учреждения называются бюджетными. Выделению средств  этим учреждениям предшествует бюджетное  планирование.

Основные методы планирования бюджетных расходов:

1) программно-целевой,

2) нормативный.

Программно-целевой  метод бюджетного планирования заключается  в системном планировании выделений  бюджетных средств в соответствии с утвержденными целевыми программами, составляемыми для осуществления экономических и социальных задач. Этот метод планирования финансовых ресурсов способствует соблюдению единого подхода к формированию и рациональному распределению фондов финансовых ресурсов по конкретным программа и проектам, и их концентрации и целевому использованию, улучшению контроля. Все это повышает уровень эффективности освоения средств.

Информация о работе Теоретические основы планирования и финансирования расходов бюджетной организации