Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 19:50, курсовая работа
Целью дипломного проекта является разработка путей совершенствования организации оборотного капитала предприятия ОАО «МЭЗ «Лискинский».
В процессе реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить законодательные основы организации оборотного капитала;
- исследовать экономическую сущность оборотного капитала и содержание процесса организации оборотного капитала на предприятиях;
Введение………………………………………………………………………
1 Нормативно-правовые основы, сущность и проблемы организации оборотного капитала на предприятиях……………………………………..
1.1 Законодательные основы организации оборотного капитала………...
1.2 Экономическое содержание процесса организации оборотного капитала на предприятиях………………………………………………………...
2 Диагностика организации оборотного капитала на предприятии ОАО «МЭЗ «Лискинский»…………………………………………………………
2.1 Экономическая характеристика ОАО «МЭЗ «Лискинский»………….
2.2 Анализ состава и структуры оборотных активов……………………...
2.3 Анализ состава и структуры источников формирования оборотных активов………………………………………………………………………..
2.4 Планирование и нормирование потребности в оборотных средствах и собственных оборотных средствах……………………………………….
2.5 Анализ эффективности организации и использования оборотного капитала………………………………………………………………………
3 Совершенствование организации оборотного капитала на предприятиях на примере ОАО «МЭЗ «Лискинский»……………………………..
3.1 Совершенствование политики управления оборотными активами и источниками их формирования……………………………………………..
3.2 Эффективность предложенных мероприятий по совершенствованию организации оборотного капитала………………………………………….
Выводы и предложения……………………………………………………...
Список использованной литературы……………………………………….
Содержание
Введение………………………………………………………… |
3 |
1 Нормативно-правовые
основы, сущность и проблемы |
5 |
1.1 Законодательные основы
организации оборотного капитал |
5 |
1.2 Экономическое содержание процесса организации оборотного
капитала на предприятиях……………………………………………… |
11 |
2 Диагностика организации
оборотного капитала на предпри |
19 |
2.1 Экономическая характеристика ОАО «МЭЗ «Лискинский»…………. |
19 |
2.2 Анализ состава и
структуры оборотных активов……… |
27 |
2.3 Анализ состава и
структуры источников |
34 |
2.4 Планирование и нормирование
потребности в оборотных средст |
39 |
2.5 Анализ эффективности
организации и использования
оборотного капитала………………………………………………………… |
52 |
3 Совершенствование организации
оборотного капитала на предпри |
66 |
3.1 Совершенствование
политики управления |
66 |
3.2 Эффективность предложенных мероприятий по совершенствованию организации оборотного капитала…………………………………………. |
76 |
Выводы и предложения………………………… |
80 |
Список использованной литературы………………………………………. |
85 |
Приложения |
92 |
ВВЕДЕНИЕ
В условиях рыночной экономики все предприятия заинтересованы в ритмичном и стабильном функционировании. Достичь высоких результатов деятельности можно только с помощью четко выстроенной, обоснованной и эффективной финансовой политики хозяйствующего субъекта.
Важной составной частью
финансового менеджмента
Выработка совершенного механизма организации оборотного капитала предприятий и действенное применение его на практике – актуальная проблема в настоящее время, так как эффективное формирование и регулирование оборотных средств, их источников способствуют поддержанию оптимального уровня ликвидности, обеспечивают оперативность производственного и финансового циклов, а, следовательно, достаточно высокую платежеспособность и финансовую устойчивость предприятий.
Особую актуальность
приобретает определение
Результаты научных исследований свидетельствуют: недостаток оборотного капитала влечет за собой нарушение производственно-коммерческого цикла, потерю ликвидности и низкий уровень прибыли, а излишек - неоправданно завышенные размеры финансирования. Следовательно, возникает необходимость пересмотра существующих подходов к организации оборотного капитала промышленных предприятий с точки зрения повышения эффективности их деятельности.
Предметом исследования данного дипломного проекта является изучение организации оборотного капитала предприятия.
В качестве объекта исследования дипломного проекта было выбрано ОАО «МЭЗ «Лискинский» г. Лиски Воронежской области.
Целью дипломного проекта является разработка путей совершенствования организации оборотного капитала предприятия ОАО «МЭЗ «Лискинский».
В процессе реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить законодательные основы организации оборотного капитала;
- исследовать экономическую сущность оборотного капитала и содержание процесса организации оборотного капитала на предприятиях;
- провести диагностику действующей системы организации оборотного капитала на предприятии ОАО «МЭЗ «Лискинский». Для этого необходимо осуществить анализ состава и структуры оборотного капитала предприятия и источников его формирования; изучить порядок планирования и нормирования потребности в оборотных средствах и собственных оборотных средствах; провести анализ эффективности организации и использования оборотного капитала;
- разработать мероприятия по совершенствованию организации оборотного капитала на предприятии.
При разработке дипломного проекта использовались следующие методы: монографический, расчетно-конструктивный, статистические, экономико-математические.
Информационной базой является финансовая (бухгалтерская) отчетность ОАО МЭЗ «Лискинский» за 2003-2005гг., первичные бухгалтерские (финансовые) документы, договора.
1 НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ, СУЩНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБОРОТНОГО КАПИТАЛА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ
1.1 Законодательные основы организации оборотного капитала
Оборотный капитал являются экономической базой, на основе которой осуществляется хозяйственная деятельность предприятия. От правильного учета оборотных активов и рационального использования зависит эффективность производственной деятельности. Результаты использования имущества различными предприятиями должны быть сопоставимы, поэтому все имущество должно учитываться и оцениваться по определенным стандартным правилам, обеспечивающим такую сопоставимость. Кроме того, имущество предприятия составляет материальную базу его ответственности по обязательствам. Наконец, имущество предприятия – это объект налогового регулирования, посредством которого осуществляется государственное воздействие на предпринимательскую деятельность.
Основой правового регулирования деятельности предприятий является Конституция РФ – основной закон государства, представляющий собой юридическую базу всего действующего законодательства [1]. Конституция РФ гарантирует единое экономическое пространство страны, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности (ст. 8). Ст. 34 говорит о том, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Ст. 74 утверждает, что на территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Единственной денежной единицей, обращающейся на территории РФ, объявлен рубль (ст. 75). Государство в лице Банка России обязано защищать российскую валюту и обеспечивать ее устойчивость. В ст. 57 говорится о том, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы [1]. Об этом же свидетельствует Налоговый Кодекс РФ. [3]
В процессе организации оборотного капитала важное значение имеют принятые в 1994 и 1996 гг. первая и вторая части Гражданского Кодекса РФ (ГК РФ) [2]. В них определены имущественные отношения рынка, основные права и обязанности предпринимателей.
Ст. 48 дает понятие юридического лица - юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.
Ст. 50 дает определение коммерческим и некоммерческим организациям - юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Расчетным отношениям принадлежит важная роль в исполнении взаимных обязательств сторон в процессе осуществления предпринимательской деятельности. Их правовому регулированию посвящена гл. 46 ГК РФ. На территории РФ платежи осуществляются двумя способами: наличными и безналичными платежами. Расчеты между юридическими лицами совершаются в безналичном порядке, но могут проводиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом.
Списание денежных средств осуществляется банком на основании распоряжения клиента. Без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом.
Ст. 862 ГК РФ предусматривает следующие формы безналичных расчетов: расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, по инкассо. [2]
Помимо ГК РФ правовое
регулирование расчетных
Важное место при
регулировании организации
- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые в организации счета, необходимые для ведения синтетического и аналитического учета;
- формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
- методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;
- порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;
- правила документооборота и технология обработки учетной информации;
- порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденное Приказом Министерства финансов от 06.07.1999г. №43н [10] определяет требования к составу, содержанию и правилам оценки статей бухгалтерской отчетности. Бухгалтерская отчетность состоит из:
а) бухгалтерского баланса;
б) отчета о прибылях и убытках;
в) приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;
г) аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;
д) пояснительной записки.
Положение по бухгалтерскому
учету «Учет материально-
При отпуске МПЗ в производство и ином выбытии их оценка в бухгалтерском учете производится одним из следующих способов:
- по себестоимости единицы запасов;
- по средней себестоимости;
- по себестоимости первых по времени приобретений (ФИФО);