Управление оборотным капиталом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 19:50, курсовая работа

Описание работы

Целью дипломного проекта является разработка путей совершенствования организации оборотного капитала предприятия ОАО «МЭЗ «Лискинский».
В процессе реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить законодательные основы организации оборотного капитала;
- исследовать экономическую сущность оборотного капитала и содержание процесса организации оборотного капитала на предприятиях;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………
1 Нормативно-правовые основы, сущность и проблемы организации оборотного капитала на предприятиях……………………………………..
1.1 Законодательные основы организации оборотного капитала………...
1.2 Экономическое содержание процесса организации оборотного капитала на предприятиях………………………………………………………...
2 Диагностика организации оборотного капитала на предприятии ОАО «МЭЗ «Лискинский»…………………………………………………………
2.1 Экономическая характеристика ОАО «МЭЗ «Лискинский»………….
2.2 Анализ состава и структуры оборотных активов……………………...
2.3 Анализ состава и структуры источников формирования оборотных активов………………………………………………………………………..
2.4 Планирование и нормирование потребности в оборотных средствах и собственных оборотных средствах……………………………………….
2.5 Анализ эффективности организации и использования оборотного капитала………………………………………………………………………
3 Совершенствование организации оборотного капитала на предприятиях на примере ОАО «МЭЗ «Лискинский»……………………………..
3.1 Совершенствование политики управления оборотными активами и источниками их формирования……………………………………………..
3.2 Эффективность предложенных мероприятий по совершенствованию организации оборотного капитала………………………………………….
Выводы и предложения……………………………………………………...
Список использованной литературы……………………………………….

Файлы: 1 файл

Курс.р. (Управление оборотным капиталом).doc

— 841.00 Кб (Скачать файл)

 

Таким образом, расчеты  показали, что норматив запасов составляет 2 112,59 тыс. руб. Собственные оборотные средства предприятия составили в четвертом квартале 2005г. 1 767 тыс. руб., то есть для достижения норматива необходимы средства в размере 345,59 тыс. руб. Эту сумму можно будет изыскать из прибыли, полученной предприятием в планируемом году.

Далее определим оптимальный  размер партии поставки запасов (сырья) для предприятия, воспользовавшись формулой Уилсона (таблица 30).

Таблица 30. Определение  оптимального размера партии поставок запасов для ОАО «МЭЗ «Лискинский»

 

Показатели

Обычные условия

Комбинированные условия (40% обычные, 60% - давальческие)

1. Стоимость планируемой  годовой закупки запасов, тыс. руб.

773 909,1

309 563,6

2. Стоимость оформления  заказа и поставки одной партии, тыс. руб.

781,3

781,3

3. Стоимость хранения  одной партии на предприятии, тыс. руб.

543,8

469,4

4. Оптимальный размер  партии поставки, тыс. руб.

1 491,25

1 015,14

5. Количество партий  поставки за период

518,97

304,95

6. Периодичность партий  поставки, дни

0,69

1,18


 

Расчеты показали, что  при закупке запасов на обычных  условиях оптимальный размер партии поставки составит 1 491,25 тыс. руб., количество партий поставок за год 518,97, периодичность примерно три раза в два дня. При втором варианте закупок оптимальный размер партии поставки составит 1 015,14 тыс. руб., количество партий поставок за год 304,95, периодичность практически ежедневно. При таких показателях размера партии и частоты поставки совокупные текущие затраты по обслуживанию запасов будут минимальными.

Что касается увеличения эффективности управления дебиторской  задолженностью, то анализируемому предприятию рекомендуется совершенствовать расчеты с покупателями. Для расширения рынков сбыта и привлечения рынков сбыта можно применять не авансовую форму расчетов, а, наоборот, продавать продукцию в кредит.

Эффективное управление дебиторской задолженностью направлено на оптимизацию ее общего размера и обеспечение своевременной инкассации долга. В этих целях на предприятии должна разрабатываться и осуществляться особая финансовая политика управления дебиторской задолженностью (или его кредитная политика по отношению к покупателям продукции).

Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления использованием оборотного капитала и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечение своевременной ее инкассации.

Сначала предприятию  необходимо определить тип кредитной  политики по отношению к поставщикам. В процессе формирования принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции решаются два основных вопроса: в каких формах осуществлять реализацию продукции в кредит и какой тип кредитной политики следует избрать предприятию по каждой из форм реализации продукции в кредит.

Формы реализации продукции в кредит имеют две разновидности — товарный (коммерческий) кредит и потребительский кредит.

Различают три принципиальных типа кредитной политики предприятия  по отношению к покупателям продукции  — консервативный, умеренный и  агрессивный.

  1. Консервативный (или жесткий) тип кредитной политики предприятия направлен на минимизацию кредитного риска. Осуществляя этот тип кредитной политики, предприятие не стремится к получению высокой дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции.
  2. Умеренный тип кредитной политики предприятия ориентируется на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа.
  3. Агрессивный (или мягкий) тип кредитной политики — это расширение объема реализации продукции в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска.

В процессе выбора типа кредитной  политики должны учитываться следующие основные факторы:

- общее состояние экономики, определяющее финансовые возможности покупателей, уровень их платежеспособности;

- сложившаяся конъюнктура товарного рынка, состояние спроса на продукцию предприятия;

- потенциальная способность предприятия наращивать объем производства продукции при расширении возможностей ее реализации за счет предоставления кредита;

- правовые условия обеспечения взыскания дебиторской задолженности;

- финансовые возможности предприятия в части отвлечения средств в текущую дебиторскую задолженность;

- финансовый менталитет собственников и менеджеров предприятия, их отношение к уровню допустимого риска в процессе осуществления хозяйственной деятельности.

На наш взгляд, анализируемое  предприятие должно стремиться к  агрессивному типу политики, то есть продавать продукцию в кредит, не допуская затоваривания.

Далее необходимо определить систему кредитных условий. В  состав этих условий входят следующие элементы:

- срок предоставления кредита (кредитный период);

- размер предоставляемого кредита (кредитный лимит);

- стоимость предоставления кредита (система ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию);

- система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями.

С целью максимизации притока денежных средств предприятию  следует разработать системы договоров с гибкими условиями сроков и формы оплаты:

- Предоплата. Обычно предполагает наличие скидки;

- Частичная предоплата. Сочетает предоплату и продажу в кредит;

- Передача на реализацию. Предусматривает, что компания сохраняет права собственности на товары, пока не будет получена оплата за них;

- Выставление промежуточного счета. Эффективно при долгосрочных контрактах и обеспечивает регулярный приток денежных средств по мере выполнения отдельных этапов работы;

- Банковская гарантия. Предполагает, что банк будет возмещать необходимую сумму в случае неисполнения дебитором своих обязательств;

- Гибкое ценообразование. Используется для защиты предприятия от инфляционных убытков. Гибкие цены могут быть: привязаны к общему индексу инфляции; зависеть от индекса инфляции для конкретных продуктов; учитывать фактический срок оплаты и прибыль от альтернативных вложений денежных средств.

Что касается стратегии заключения контрактов, то контракты должны быть гибкими:

- Если полная предоплата невозможна, то следует попытаться получить частичную предоплату;

- Ввести систему скидок, а не несколько разрозненных скидок;

- Оценить влияние скидок на финансовые результаты деятельности компании;

- Установить целевые ориентиры для различных видов продаж: например, часть продаж в кредит может быть зарезервирована только для: перспективных клиентов, которые в данный момент не имеют в наличии денежных средств; входа на новые важные рынки; отдельных чрезвычайных случаев.

- Установить вознаграждение персонала отдела сбыта в зависимости от эффективности мер по продажам и получению платежей.

Одни из важнейших условий повышения эффективности управления дебиторской задолженностью является применение современных форм рефинансирования текущей дебиторской задолженности. Развитие рыночных отношений и инфраструктуры финансового рынка позволяют использовать в практике финансового менеджмента ряд новых форм управления дебиторской задолженностью — ее рефинансирование, т.е. ускоренный перевод в другие формы оборотных активов предприятия: денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги.

Основными формами рефинансирования дебиторской задолженности, используемыми в настоящее время, являются:

- факторинг;

- учет векселей, выданных покупателями продукции;

- спонтанное финансирование.

Предложение скидок клиентам оправдано, если оно приводит к расширению продаж и более высокой общей прибыли

Если компания испытывает дефицит денежных средств, то скидки могут быть предоставлены с целью увеличения притока денег, даже если в отдаленной перспективе общий финансовый результат от конкретной сделки будет отрицательным

При прочих равных условиях, скидкам за раннюю оплату должно отдаваться предпочтение перед штрафами за просроченную оплату. Последнее связано хотя бы с тем, что более высокая прибыль ведет к повышению налогов, в то время как скидки приведут к снижению налогооблагаемой базы.

Остановимся более подробно на спонтанном финансировании. Спонтанное финансирование – это предоставление скидок покупателям за сокращение сроков расчетов (при оплате товара до истечения определенного срока покупатель получает скидку с цены, после этого срока - укладываясь в договорный срок платежа - он платит полную сумму).

Рассчитаем минимально допустимый уровень скидки с цены продукции и оценим целесообразность предоставления скидки предприятием своим покупателям для долгосрочной инкассации денежной выручки по сравнению с фиксированием текущих расходов в период отсрочки платежей за счет привлечения краткосрочного кредита (таблица 31).

Получение скидки возможно при оплате продукции непосредственно  в день отгрузки. Допустимый период отсрочки платежей составляет 30 дней. Банковский кредит предоставляется под 16% годовых. В предстоящем году планируется, что выручка от реализации составит 638 352 тыс. руб. в случае закупки сырья на обычных (40%) и давальческих (60%) условиях, 1 160 992 тыс. руб. в случае закупки только на обычных условиях. Темп инфляции в среднем достигает 1,1% в месяц. Минимальный уровень скидки составляет 1%. (МУС = Проценты за кредит / 360 х Период отсрочки).

Таблица 31. Расчет эффективности  предоставления скидки с цены продукции для ОАО «МЭЗ «Лискинский»

Показатели

Реализация

со скидкой

без скидки

обычные условия

комбини-

рованные условия

обычные условия

комбини-

рованные условия

1. Потери от инфляции с каждой 1000 руб., руб.

-

-

11

11

2. Потери от предоставления скидки с каждой 1000 руб., руб.

10

10

-

-

3. Оплата процентов за кредит с каждой 1000 руб., руб.

-

-

13,3

13,3

4. Общая сумма потерь с каждой 1000 руб., руб.

10

10

24,3

24,3

5. Планируемая выручка, тыс. руб.

1 160 992

638 352

1 160 992

638 352

6. Сумма потерь от планируемой выручки, тыс. руб.

11 609,92

6 383,52

28 212,11

15 511,95

7. Планируемая выручка с учетом потерь, тыс. руб.

1 149 382,08

631 968,48

1 132 779,89

622 840,05


Расчеты, проведенные  в таблице 31, свидетельствуют о  том, что анализируемому предприятию выгодно применять в своей деятельности скидки. Применение скидки 1% дает увеличение выручки на 9 127,93 тыс. руб., по сравнению с выручкой, полученной после периода отсрочки (30 дней) – 631 968,48 тыс. руб. – это при варианте закупки сырья на комбинированных условиях. При закупке сырья на обычных условиях применение скидки 1% дает увеличение выручки на 16 602,19 тыс. руб.

Как было сказано выше, переход на закупку сырья на смешанных  условиях – 40% на обычных, 60% на давальческих позволит получить анализируемому предприятию выручку в размере 638 352 тыс. руб. прибыль 14 144,2 тыс. руб.

 

3.2 Эффективность предложенных мероприятий по совершенствованию организации оборотного капитала

 

Важным фактором организации  оборотного капитала является рациональная структура и состав оборотных активов и пассивов.

Рассмотрим, как изменится состав и структура оборотных активов и источников их формирования при переходе на комбинированные условия закупки сырья (таблица 32).

Таблица 32. Планируемые и фактические состав и структура оборотных активов ОАО «МЭЗ «Лискинский».

Показатели

Факт

План

тыс.руб.

%

тыс. руб.

%

1.Запасы сырья, материалов  и готовой продукции.

11 184

4,97

222 885,79

58,13

2. Дебиторская задолженность

185 427

82,35

138 471,15

36,11

3. Краткосрочные финансовые вложения

320

0,14

320

0,08

4. Денежные средства

21 764

9,67

21 764

5,68

5. Прочие оборотные  активы

6 485

2,87

-

-

      Итого

225 180

100

383 440,94

100


Таким образом, расчеты  показали, что при переходе к закупке  сырья на комбинированных условиях сумма оборотных активов увеличится на 70,28%, в том числе запасы сырья, материалов и готовой продукции увеличатся почти в 20 раз, дебиторская задолженность снизится на 33,91%.

Информация о работе Управление оборотным капиталом