Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 19:50, курсовая работа
Целью дипломного проекта является разработка путей совершенствования организации оборотного капитала предприятия ОАО «МЭЗ «Лискинский».
В процессе реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить законодательные основы организации оборотного капитала;
- исследовать экономическую сущность оборотного капитала и содержание процесса организации оборотного капитала на предприятиях;
Введение………………………………………………………………………
1 Нормативно-правовые основы, сущность и проблемы организации оборотного капитала на предприятиях……………………………………..
1.1 Законодательные основы организации оборотного капитала………...
1.2 Экономическое содержание процесса организации оборотного капитала на предприятиях………………………………………………………...
2 Диагностика организации оборотного капитала на предприятии ОАО «МЭЗ «Лискинский»…………………………………………………………
2.1 Экономическая характеристика ОАО «МЭЗ «Лискинский»………….
2.2 Анализ состава и структуры оборотных активов……………………...
2.3 Анализ состава и структуры источников формирования оборотных активов………………………………………………………………………..
2.4 Планирование и нормирование потребности в оборотных средствах и собственных оборотных средствах……………………………………….
2.5 Анализ эффективности организации и использования оборотного капитала………………………………………………………………………
3 Совершенствование организации оборотного капитала на предприятиях на примере ОАО «МЭЗ «Лискинский»……………………………..
3.1 Совершенствование политики управления оборотными активами и источниками их формирования……………………………………………..
3.2 Эффективность предложенных мероприятий по совершенствованию организации оборотного капитала………………………………………….
Выводы и предложения……………………………………………………...
Список использованной литературы……………………………………….
Таким образом, расчеты показали, что норматив запасов составляет 2 112,59 тыс. руб. Собственные оборотные средства предприятия составили в четвертом квартале 2005г. 1 767 тыс. руб., то есть для достижения норматива необходимы средства в размере 345,59 тыс. руб. Эту сумму можно будет изыскать из прибыли, полученной предприятием в планируемом году.
Далее определим оптимальный размер партии поставки запасов (сырья) для предприятия, воспользовавшись формулой Уилсона (таблица 30).
Таблица 30. Определение оптимального размера партии поставок запасов для ОАО «МЭЗ «Лискинский»
Показатели |
Обычные условия |
Комбинированные условия (40% обычные, 60% - давальческие) |
1. Стоимость планируемой годовой закупки запасов, тыс. руб. |
773 909,1 |
309 563,6 |
2. Стоимость оформления заказа и поставки одной партии, тыс. руб. |
781,3 |
781,3 |
3. Стоимость хранения одной партии на предприятии, тыс. руб. |
543,8 |
469,4 |
4. Оптимальный размер партии поставки, тыс. руб. |
1 491,25 |
1 015,14 |
5. Количество партий поставки за период |
518,97 |
304,95 |
6. Периодичность партий поставки, дни |
0,69 |
1,18 |
Расчеты показали, что при закупке запасов на обычных условиях оптимальный размер партии поставки составит 1 491,25 тыс. руб., количество партий поставок за год 518,97, периодичность примерно три раза в два дня. При втором варианте закупок оптимальный размер партии поставки составит 1 015,14 тыс. руб., количество партий поставок за год 304,95, периодичность практически ежедневно. При таких показателях размера партии и частоты поставки совокупные текущие затраты по обслуживанию запасов будут минимальными.
Что касается увеличения эффективности управления дебиторской задолженностью, то анализируемому предприятию рекомендуется совершенствовать расчеты с покупателями. Для расширения рынков сбыта и привлечения рынков сбыта можно применять не авансовую форму расчетов, а, наоборот, продавать продукцию в кредит.
Эффективное управление дебиторской задолженностью направлено на оптимизацию ее общего размера и обеспечение своевременной инкассации долга. В этих целях на предприятии должна разрабатываться и осуществляться особая финансовая политика управления дебиторской задолженностью (или его кредитная политика по отношению к покупателям продукции).
Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления использованием оборотного капитала и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечение своевременной ее инкассации.
Сначала предприятию необходимо определить тип кредитной политики по отношению к поставщикам. В процессе формирования принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции решаются два основных вопроса: в каких формах осуществлять реализацию продукции в кредит и какой тип кредитной политики следует избрать предприятию по каждой из форм реализации продукции в кредит.
Формы реализации продукции в кредит имеют две разновидности — товарный (коммерческий) кредит и потребительский кредит.
Различают три принципиальных
типа кредитной политики предприятия
по отношению к покупателям
В процессе выбора типа кредитной политики должны учитываться следующие основные факторы:
- общее состояние экономики, определяющее финансовые возможности покупателей, уровень их платежеспособности;
- сложившаяся конъюнктура товарного рынка, состояние спроса на продукцию предприятия;
- потенциальная способность предприятия наращивать объем производства продукции при расширении возможностей ее реализации за счет предоставления кредита;
- правовые условия обеспечения взыскания дебиторской задолженности;
- финансовые возможности предприятия в части отвлечения средств в текущую дебиторскую задолженность;
- финансовый менталитет собственников и менеджеров предприятия, их отношение к уровню допустимого риска в процессе осуществления хозяйственной деятельности.
На наш взгляд, анализируемое предприятие должно стремиться к агрессивному типу политики, то есть продавать продукцию в кредит, не допуская затоваривания.
Далее необходимо определить систему кредитных условий. В состав этих условий входят следующие элементы:
- срок предоставления кредита (кредитный период);
- размер предоставляемого кредита (кредитный лимит);
- стоимость предоставления кредита (система ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию);
- система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями.
С целью максимизации притока денежных средств предприятию следует разработать системы договоров с гибкими условиями сроков и формы оплаты:
- Предоплата. Обычно предполагает наличие скидки;
- Частичная предоплата. Сочетает предоплату и продажу в кредит;
- Передача на реализацию. Предусматривает, что компания сохраняет права собственности на товары, пока не будет получена оплата за них;
- Выставление промежуточного счета. Эффективно при долгосрочных контрактах и обеспечивает регулярный приток денежных средств по мере выполнения отдельных этапов работы;
- Банковская гарантия. Предполагает, что банк будет возмещать необходимую сумму в случае неисполнения дебитором своих обязательств;
- Гибкое ценообразование. Используется для защиты предприятия от инфляционных убытков. Гибкие цены могут быть: привязаны к общему индексу инфляции; зависеть от индекса инфляции для конкретных продуктов; учитывать фактический срок оплаты и прибыль от альтернативных вложений денежных средств.
Что касается стратегии заключения контрактов, то контракты должны быть гибкими:
- Если полная предоплата невозможна, то следует попытаться получить частичную предоплату;
- Ввести систему скидок, а не несколько разрозненных скидок;
- Оценить влияние скидок на финансовые результаты деятельности компании;
- Установить целевые ориентиры для различных видов продаж: например, часть продаж в кредит может быть зарезервирована только для: перспективных клиентов, которые в данный момент не имеют в наличии денежных средств; входа на новые важные рынки; отдельных чрезвычайных случаев.
- Установить вознаграждение персонала отдела сбыта в зависимости от эффективности мер по продажам и получению платежей.
Одни из важнейших условий повышения эффективности управления дебиторской задолженностью является применение современных форм рефинансирования текущей дебиторской задолженности. Развитие рыночных отношений и инфраструктуры финансового рынка позволяют использовать в практике финансового менеджмента ряд новых форм управления дебиторской задолженностью — ее рефинансирование, т.е. ускоренный перевод в другие формы оборотных активов предприятия: денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги.
Основными формами рефинансирования дебиторской задолженности, используемыми в настоящее время, являются:
- факторинг;
- учет векселей, выданных покупателями продукции;
- спонтанное финансирование.
Предложение скидок клиентам оправдано, если оно приводит к расширению продаж и более высокой общей прибыли
Если компания испытывает дефицит денежных средств, то скидки могут быть предоставлены с целью увеличения притока денег, даже если в отдаленной перспективе общий финансовый результат от конкретной сделки будет отрицательным
При прочих равных условиях, скидкам за раннюю оплату должно отдаваться предпочтение перед штрафами за просроченную оплату. Последнее связано хотя бы с тем, что более высокая прибыль ведет к повышению налогов, в то время как скидки приведут к снижению налогооблагаемой базы.
Остановимся более подробно на спонтанном финансировании. Спонтанное финансирование – это предоставление скидок покупателям за сокращение сроков расчетов (при оплате товара до истечения определенного срока покупатель получает скидку с цены, после этого срока - укладываясь в договорный срок платежа - он платит полную сумму).
Рассчитаем минимально допустимый уровень скидки с цены продукции и оценим целесообразность предоставления скидки предприятием своим покупателям для долгосрочной инкассации денежной выручки по сравнению с фиксированием текущих расходов в период отсрочки платежей за счет привлечения краткосрочного кредита (таблица 31).
Получение скидки возможно при оплате продукции непосредственно в день отгрузки. Допустимый период отсрочки платежей составляет 30 дней. Банковский кредит предоставляется под 16% годовых. В предстоящем году планируется, что выручка от реализации составит 638 352 тыс. руб. в случае закупки сырья на обычных (40%) и давальческих (60%) условиях, 1 160 992 тыс. руб. в случае закупки только на обычных условиях. Темп инфляции в среднем достигает 1,1% в месяц. Минимальный уровень скидки составляет 1%. (МУС = Проценты за кредит / 360 х Период отсрочки).
Таблица 31. Расчет эффективности предоставления скидки с цены продукции для ОАО «МЭЗ «Лискинский»
Показатели |
Реализация | |||
со скидкой |
без скидки | |||
обычные условия |
комбини- рованные условия |
обычные условия |
комбини- рованные условия | |
1. Потери от инфляции с каждой 1000 руб., руб. |
- |
- |
11 |
11 |
2. Потери от предоставления скидки с каждой 1000 руб., руб. |
10 |
10 |
- |
- |
3. Оплата процентов за кредит с каждой 1000 руб., руб. |
- |
- |
13,3 |
13,3 |
4. Общая сумма потерь с каждой 1000 руб., руб. |
10 |
10 |
24,3 |
24,3 |
5. Планируемая выручка, тыс. руб. |
1 160 992 |
638 352 |
1 160 992 |
638 352 |
6. Сумма потерь от планируемой выручки, тыс. руб. |
11 609,92 |
6 383,52 |
28 212,11 |
15 511,95 |
7. Планируемая выручка с учетом потерь, тыс. руб. |
1 149 382,08 |
631 968,48 |
1 132 779,89 |
622 840,05 |
Расчеты, проведенные в таблице 31, свидетельствуют о том, что анализируемому предприятию выгодно применять в своей деятельности скидки. Применение скидки 1% дает увеличение выручки на 9 127,93 тыс. руб., по сравнению с выручкой, полученной после периода отсрочки (30 дней) – 631 968,48 тыс. руб. – это при варианте закупки сырья на комбинированных условиях. При закупке сырья на обычных условиях применение скидки 1% дает увеличение выручки на 16 602,19 тыс. руб.
Как было сказано выше, переход на закупку сырья на смешанных условиях – 40% на обычных, 60% на давальческих позволит получить анализируемому предприятию выручку в размере 638 352 тыс. руб. прибыль 14 144,2 тыс. руб.
3.2 Эффективность предложенных мероприятий по совершенствованию организации оборотного капитала
Важным фактором организации оборотного капитала является рациональная структура и состав оборотных активов и пассивов.
Рассмотрим, как изменится состав и структура оборотных активов и источников их формирования при переходе на комбинированные условия закупки сырья (таблица 32).
Таблица 32. Планируемые и фактические состав и структура оборотных активов ОАО «МЭЗ «Лискинский».
Показатели |
Факт |
План | ||
тыс.руб. |
% |
тыс. руб. |
% | |
1.Запасы сырья, материалов и готовой продукции. |
11 184 |
4,97 |
222 885,79 |
58,13 |
2. Дебиторская задолженность |
185 427 |
82,35 |
138 471,15 |
36,11 |
3. Краткосрочные финансовые вложения |
320 |
0,14 |
320 |
0,08 |
4. Денежные средства |
21 764 |
9,67 |
21 764 |
5,68 |
5. Прочие оборотные активы |
6 485 |
2,87 |
- |
- |
Итого |
225 180 |
100 |
383 440,94 |
100 |
Таким образом, расчеты показали, что при переходе к закупке сырья на комбинированных условиях сумма оборотных активов увеличится на 70,28%, в том числе запасы сырья, материалов и готовой продукции увеличатся почти в 20 раз, дебиторская задолженность снизится на 33,91%.