Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 20:55, курсовая работа
Многочисленные исследования подтверждают, что организации, эффективно управляющие человеческими ресурсами, как правило, достигают более высокого уровня экономического роста, чем их конкуренты. Успешное развитие организации связано со значительным повышением продуктивности производственных ресурсов и ростом производительности труда. Менеджеры должны быть вооружены различными методиками по анализу и проектированию системы управления в фирме.
Введение………………………………………………………………………
1 Теоретические основы управления человеческими ресурсами…………
1.1 Место человеческих ресурсов в портфеле ресурсов предприятия..…..
1.2 Основные подходы к управлению человеческими ресурсами………...
1.3 Оценка эффективности использования человеческих ресурсов...….…
2 Анализ эффективности использования человеческих ресурсов ООО «Дилмаркет»………………………………………………………………….
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Дилмаркет»..
2.2 Характеристика состава, структуры и динамики человеческих ресурсов ООО «Дилмаркет»……………………………………………………….
2.3 Оценка эффективности использования человеческих ресурсов ООО «Дилмаркет»………………………………………………………………….
3 Проектные решения по повышению эффективности человеческих ресурсов ООО «Дилмаркет»…………………………………………………...
3.1 Пути повышения эффективности использования человеческих ресурсов ООО «Дилмаркет»…………………………………………………...
3.2 Мероприятия, направленные на повышение эффективности использования человеческих ресурсов ООО «Дилмаркет»……………………….
Заключение……………………………………………………………………
Список использованных источников………………………………………..
Наука и практика выработали инструментарий изучения состояния действующей системы управления персоналом организации, построения, обоснования и реализации новой системы – методы построения системы управления персоналом.
Раскроем сущность этих методов (таблица 1.2).
Таблица 1.2 - Методы анализа эффективности системы управления персоналом
Метод |
Что позволяет |
1 |
2 |
Системный анализ |
Системный анализ служит методическим средством системного подхода к решению проблем совершенствования системы управления персоналом. Системный подход ориентирует исследователя на раскрытие системы управления персоналом в целом и составляющих ее компонентов: целей, функций, организационной структуры, кадров, технических средств управления, информации, методов управления людьми, технологии управления, управленческих решений; на выявление многообразных типов связей этих компонентов между собой и внешней средой и сведение их в единую целостную картину. Внешней средой для управления персоналом являются не только другие подсистемы системы управления данной организации (например, подсистема управления внешними хозяйственными связями и т. п.), но и внешние организации (поставщики и потребители, вышестоящие организации и т. п.). |
Метод декомпозиции |
Метод декомпозиции позволяет расчленить сложные явления на более простые. Чем проще элементы, тем полнее проникновение в глубь явления и определение его сущности. Например, систему управления персоналом можно расчленить на подсистемы, подсистемы – на функции, функции – на процедуры, процедуры – на операции. После расчленения необходимо воссоздать систему управления персоналом как единое целое, т. е. синтезировать. При этом применяется метод декомпозиционного моделирования, где модели могут быть логическими, графическими и цифровыми. |
Метод последовательной подстановки |
Метод последовательной подстановки позволяет изучить влияние на формирование системы управления персоналом каждого фактора в отдельности, под действием которых сложилось ее состояние, исключая действия других факторов. Факторы ранжируются, и отбираются наиболее существенные. |
Метод сравнений |
Метод сравнений позволяет сравнить существующую систему управления персоналом с подобной системой передовой организации, с нормативным состоянием или состоянием в прошлом периоде. Следует учитывать, что сравнение дает положительный результат при условии сопоставимости систем, их однородности. Расширить границы сопоставимости можно путем исключения факторов несопоставимости. |
Динамический метод |
Динамический метод предусматривает расположение данных в динамическом ряду и исключение из него случайных отклонений. Тогда ряд отражает устойчивые тенденции. Этот метод используется при исследовании количественных показателей, характеризующих систему управления персоналом. |
Метод структуризации целей |
Метод структуризации целей предусматривает количественное и качественное обоснование целей организации в целом и целей системы управления персоналом с точки зрения их соответствия целям организации. При структуризации должны быть обеспечены взаимоувязка, полнота, сопоставимость целей разных уровней управления персоналом. |
Экспертно-аналитический метод |
Экспертно-аналитический метод совершенствования управления персоналом основывается на привлечении высококвалифицированных специалистов по управлению персоналом, управленческого персонала организации к процессу совершенствования. При использовании этого метода очень важна проработка форм систематизации, записи и ясного представления мнений и заключений экспертов. С помощью этого метода выявляются основные направления совершенствования управления персоналом, оценки результатов анализа и причины недостатков. |
Продолжение таблицы 1.2
1 |
2 |
Однако он не всегда обладает высокой точностью и объективностью в связи с тем, что у экспертов отсутствуют единые критерии оценок. Этот метод наиболее эффективен при многошаговой экспертизе. | |
Нормативный метод |
Нормативный метод предусматривает применение системы нормативов, которые определяют состав и содержание функций по управлению персоналом, численность работников по функциям, тип организационной структуры, критерии построения структуры аппарата управления организации в целом и системы управления персоналом (норма управляемости, степень централизации функций, количество ступеней управления, звеньев, размеры подразделений, порядок подчиненности и взаимосвязи подразделений), разделение и кооперацию труда руководителей и специалистов управления персоналом организации. |
Параметрический метод |
Задача этого метода – установление функциональных зависимостей между параметрами элементов производственной системы и системы управления персоналом для выявления степени их соответствия. |
Метод функционально-стоимостного анализа |
Этот метод позволяет выбрать такой вариант построения системы управления персоналом или выполнения той или иной функции управления персоналом, который требует наименьших затрат и является наиболее эффективным с точки зрения конечных результатов. Он позволяет выявить лишние или дублирующие функции управления, функции, которые по тем или иным причинам не выполняются, определить степень централизации и децентрализации функций управления персоналом и т. п. |
Метод главных компонент |
Метод главных компонент позволяет отразить в одном показателе (компоненте) свойства десятков показателей. Это дает возможной сравнивать не множество показателей одной системы управления персоналом с множеством показателей другой подобной системы, а только один (1-ю, 2-ю и 3-ю компоненту). |
Балансовый метод |
Балансовый метод позволяет произвести балансовые сопоставления, увязки. Например, сравниваются результаты обработки фотографий рабочего дня и технологических карт выполнения управленческих операций и процедур с действительным фондом рабочего времени их выполнения. |
Корреляционный и регрессивный анализ (КРА) |
Корреляционный и регрессивный анализ (КРА) – установление линейной зависимости и тесноты связи между параметрами (численности персонала и влияющими на нее факторами). Математический аппарат КРА подробно рассматривается в специальной литературе по статистике. |
Опытный метод |
Опытный метод базируется на опыте предшествующего периода данной системы управления персоналом и опыте другой аналогичной системы. |
Метод аналогий |
Метод аналогий заключается в применении организационных форм, которые оправдали себя в функционирующих системах управления персоналом со сходным экономико-организационными характеристиками по отношению к рассматриваемой системе. Сущность метода аналогий заключается в разработке типовых решений (например, типовой оргструктуры управления персоналом) и определении границ и условий их применения. |
Блочный метод типизации подсистем |
Типовые блочные решения увязываются вместе с оригинальными организационными решениями в единой организационной системе управления персоналом. Блочный метод ускоряет процесс формирования новой системы управления персоналом и повышает эффективность функционирования системы с наименьший затратами. |
Продолжение таблицы 1.4
1 |
2 |
Метод творческих совещаний |
Метод творческих совещаний предполагает коллективное обсуждение направлений развития системы управления персоналом группой специалистов и руководителей. Эффективность метода состоит в том, что идея, высказанная одним человеком, вызывает у других участников совещания новые идеи, а те, в свою очередь, порождают следующие идеи, в результате чего возникает поток идей. Цель творческого совещания – выявить возможно больше вариантов путей совершенствования системы управления персоналом. |
Метод коллективного блокнота (банка идей) |
Метод коллективного блокнота ("банка" идей) позволяет сочетать независимое выдвижение идей каждый экспертом с последующей их коллективной оценкой на совещании по поиску путей совершенствования системы управления персоналом. |
Метод контрольных вопросов |
Метод контрольных вопросов заключается в активизации творческого поиска решения задачи совершенствования системы управления персоналом с помощью заранее подготовленного списка наводящих вопросов. Форма вопросов должна быть такой, чтобы в них имелась "подсказка" о том, что и как следует сделать для решения задачи. |
Метод 6-5-3 |
Метод 6-5-3 предназначен для систематизации процесса нахождения идей по развитию системы управления персоналом. Суть этого метода заключается в том, что каждый их шести членов экспертной группы пишет на отдельном листе бумаги по три идеи и передает их остальным членам группам, которые, в свою очередь, на основе уже предложенных вариантов пишут еще по три идеи, и т. д. По окончании этой процедуры на каждом из шести листов будет записано по 18 вариантов решений, а всего будет 108 вариантов. |
Морфологический анализ |
Морфологический анализ – средство изучения всевозможных комбинаций вариантов организационных решений, предлагаемых для осуществления отдельных функций управления персоналом. Если записать столбиком все функции, а затем против каждой функции построчно указать всевозможные варианты ее выполнения, то получается морфологическая матрица. Идея этого метода заключается в том, чтобы сложную задачу разбить на мелкие подзадачи, которые легче решать по отдельности. При этом предполагается, что решение сложной задачи складывается из решений подзадач. |
Примечание - Источник: [24, c.91-102]
Применение системы методов позволяет взглянуть на объект совершенствования со всех сторон, что помогает избежать просчетов [24, c.109].
Методы анализа и построения системы управления персоналом можно выстроить в систему.
Наука и практика выработали три группы методов управления персоналом: административные, экономические и социально-психологические (рис. 1.2).
Рисунок 1.2 - Система методов управления персоналом в организации
Примечание – Источник: [24, c.112]
Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувства долга, стремление человека трудиться в определенной организации, культура трудовой деятельности. Эти методы воздействия отличает прямой характер воздействий: любой регламентирующий и административный акт подлежит обязательному исполнению. Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определенном уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления.
Экономические и социально-психологические методы носят косвенный характер управленческого воздействия. Нельзя рассчитывать на автоматическое действие этих методов и трудно определить силу их воздействия на конечный эффект.
С помощью экономических методов осуществляется материальное стимулирование коллективов и отдельных работников. Они основаны на использовании экономического механизма управления.
Социально-психологические методы управления основаны на использовании социального механизма управления (система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и т. п.). Специфика этих методов заключается в значительной доле использования неформальных факторов, интересов личности, группы, коллектива в процессе управления персоналом.
Методы управления персоналом можно также классифицировать по признаку принадлежности к общей функции управления: методы нормирования, организации, планирования, координации, регулирования, мотивации, стимулирования, контроля, анализа, учета. Более подробная классификация методов управления персоналом по признаку принадлежности к конкретной функции управления персоналом позволяет выстроить их в технологическую цепочку всего цикла работ с персоналом. По этому признаку выделяются методы: найма, отбора и приема персонала; деловой оценки персонала, профориентации и трудовой адаптации персонала, мотивации трудовой деятельности персонала, организации системы обучения персонала, управления конфликтами и стрессами, управление безопасностью персонала, организации труда персонала, управления деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением перепала, высвобождения персонала [25, c.106].
Но наибольший эффект и качество системы управления персоналом достигаются в том случае, когда применяется система методов в комплексе.
1.3. Оценка эффективности
Трудовые показатели - качественные и количественные - определяются технико-экономическими и другими факторами: технико-организационным уровнем (научно-технический прогресс и научно-технический уровень товаров; структура хозяйственной системы и уровень организации труда; хозяйственный механизм и уровень организации управления); социальными условиями; природными условиями и уровнем рациональности природопользования; внешнеэкономическими связями и уровнем их использования.
Трудовые показатели, как и показатели использования других ресурсов, определяют объемные показатели хозяйственной деятельности (выполнение государственных заказов и хозяйственных договоров в соответствии со структурой и качеством продукции и услуг, удовлетворяющих требования потребителя) и показатели экономической эффективности (себестоимость и финансовые результаты).
В методике анализа трудовых показателей целесообразно выделять следующие объекты исследования, на которые должно быть направлено внимание:
- факторы и пути интенсификации и повышения эффективности использования труда;
- трудовые показатели — трудовой потенциал (обеспеченность трудовыми ресурсами) и производительность труда;
- влияние трудовых показателей на конечные результаты хозяйственной деятельности — объем, ассортимент и качество услуг, их себестоимость и финансовые результаты. Анализ факторов, трудовых показателей и их конечных результатов взаимосвязан и взаимообусловлен [41, c.216].
В основные задачи анализа использования трудовых ресурсов входят:
- в области использования
- в области производительности труда — установление уровня производительности труда по структурным подразделениям; сопоставление полученных показателей с показателями предыдущих периодов; определение экстенсивных и интенсивных факторов роста производительности труда; оценка факторов, влияющих на рост производительности труда; выявление резервов дальнейшего роста производительности труда и их влияние на динамику реализации товаров (товарооборот).
Информация о работе Анализ эффективности использования человеческих ресурсов ООО «Дилмаркет»