Формирование и развитие менеджмента качества в ООО «Уралагро» г. Пермь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 02:20, дипломная работа

Описание работы

Цель выпускной квалификационной работы – формирование менеджмента качества в ООО «Уралагро» г. Пермь.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
- изучены теоретические основы формирования и развития системы менеджмента качества в сельскохозяйственном производстве;
- проанализирована организационно-управленческая, производственно-экономическая и финансовая характеристика деятельности организации

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
1 Теоретические основы формирования и развития системы менеджмента качества в сельскохозяйственном производстве………………………………...5
1.1 Сущность и значение системы менеджмента качества в организациях
в современных условиях……………………………………………………..5
1.2 Особенности формирования, развития и контроля системы
менеджмента качества в сельскохозяйственных организациях………….12
1.3 Оценка существующих проблем в системе менеджмента качества
и пути повышения конкурентоспособности продукции
сельскохозяйственных организаций………………………………………...17
2 Характеристика деятельности ООО «Уралагро» г. Пермь……………...…….24
2.1 Организационно-управленческая характеристика организации………24
2.2 Производственно-экономическая и финансовая характеристика
организации…………………………………………………………………...26
2.3 Анализ состояния молочного животноводства и системы менеджмента
качества сельскохозяйственной продукции в организации…………….....36
3. Повышение эффективности процесса формирования и развития системы менеджмента качества в ООО «Уралагро» г. Пермь……………………………45
3.1 Направления повышения эффективности менеджмента
качества продукции в организации……………………............................…45
3.2 Оценка эффективности организации отдела менеджмента в ООО
«Уралагро»……………………………………………………………….…....49
3.3 Повышения качества продукции путем модернизации
оборудования в молочном животноводстве……………………………...…58
3.4 Экономический эффект от предложенных мероприятий.……………...63
Выводы и предложения…………………………………………………….......….65
Список использованных источников………………………………………….…..67
Приложения ..………………………………………………………………………69

Файлы: 1 файл

diplom_Demidova_M (2).doc

— 607.50 Кб (Скачать файл)

Качество трудовой жизни определяет управленческая культура; влияние производственной среды  на формирование  «чувства собственника»  и ответственность за личный вклад  каждого работника в создание общего высококачественного продукта или услуги.

Качество управления - это степень, в которой менеджмент добивается результативности через  повышение качества труда и качества трудовой жизни, а тем самым качества товаров и услуг. Когда общество насытилось количеством, ему потребовалось качество. 

Разработка  и внедрение системы управления качеством - одна из самых важных сфер деятельности предприятий. Сегодня  качество становится политической, экономической  и нравственной категорией. Качество - это здоровье, деньги, уровень душевного комфорта и достоинство нации и государства [17, с.36].

Современное управление качеством исходит из того, что  деятельность по управлению качеством  не может быть эффективной после  того, как продукция произведена, эта деятельность должна осуществляться в ходе производства продукции. Важна также деятельность по обеспечению качества, которая предшествует процессу производства.

Качество определяется действием  многих случайных, местных и субъективных факторов. Для предупреждения влияния  этих факторов на уровень качества необходима система управления качеством. При этом нужны не отдельные разрозненные и эпизодические усилия, а совокупность мер постоянного воздействия на процесс создания продукта с целью поддержания соответствующего уровня качества.

Управление качеством неизбежно оперирует понятиями: система, среда, цель, программа и др.

Различают управляющую и управляемую системы. Управляемая система представлена различными уровнями управления организацией (фирмой и др. структурами). Управляющая система создает и обеспечивает менеджмент качества. Она начинается с руководства высшего звена. Именно руководство высшего звена должно исходить из стратегии, что фирма способна на большее по сравнению с прошлым. В организационной структуре фирмы могут быть предусмотрены специальные подразделения, занимающиеся координацией работ по управлению качеством. Распределение специальных функций управления качеством между подразделениями зависит от объема и характера деятельности фирмы.

Для качества как объекта  менеджмента свойственны все составные части менеджмента: планирование, анализ, контроль.

Международная организация  по стандартизации определяет качество (стандарт ИСО-8402) как совокупность свойств и характеристик продукции  или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Этот стандарт ввел такие понятия, как "обеспечение качества", "управление качеством", "спираль качества". Требования к качеству на международном уровне определены стандартами ИСО серии 9000. Первая редакция международных стандартов ИСО серии 9000 вышла в конце 80-х годов и ознаменовала выход международной стандартизации на качественно новый уровень. Эти стандарты вторглись непосредственно в производственные процессы, сферу управления и установили четкие требования к системам обеспечения качества. Они положили начало сертификации систем качества. Возникло самостоятельное направление менеджмента – менеджмент качества. В настоящее время ученые и практики за рубежом связывают современные методы менеджмента качества с методологией TQM (total quality management) – всеобщим (всеохватывающим, тотальным) менеджментом качества [10, с.20].

Стандарты ИСО серии 9000 установили единый, признанный в мире подход к  договорным условиям по оценке систем качества и одновременно регламентировали отношения между производителями и потребителями продукции. Иными словами, стандарты ИСО – жесткая ориентация на потребителя. При этом речь идет о культуре производства качества. Качество можно представить в виде пирамиды (рисунок 1) [3, с.71].





 

    Рисунок 1. Пирамида качества

 

Наверху пирамиды находится TQM - всеохватывающий, тотальный  менеджмент качества, который предполагает высокое качество всей работы для  достижения требуемого качества продукции. Прежде всего, это работа, связанная с обеспечением высокого организационно-технического уровня производства, надлежащих условий труда. Качество работы включает обоснованность принимаемых управленческих решений, систему планирования. Особое значение имеет качество работы, непосредственно связанной с выпуском продукции (контроль качества технологических процессов, своевременное выявление брака). Качество продукции является составляющей и следствием качества работы. Здесь непосредственно оценивается качество годной продукции, мнение потребителя, анализируются рекламации.

Менеджмент  качества - это управление бизнесом и ресурсами фирмы на основе современных  знаний и умения их применять в  форме требований будущего эффекта. Некоторые считают, что менеджмент - это искусство, другие - что это наука управления,  совокупность принципов, методов,  средств и форм управления, разработанных с целью повышения эффективности и прибыли. Рассматривается там же и такое определение менеджмента, как  «умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей, работающих в организации» [10, с.156].

Считается, что, во-первых, менеджмент  уже понятие  управления. Во-вторых, менеджмент основан  на анализе управленческих ситуаций, стажировках на фирмах мирового масштаба, деловых и управленческих играх. И, в-третьих, термин менеджмент (management) трудно переводим с английского и потому труден для понимания отечественной наукой и практикой как типичное явление. Эпоха глобализма, наступившая в III тысячелетии, делает этот этап особенно значимым и переменчивым в отношении менеджмента качества.

Современный менеджмент качества базируется на результатах  исследований, выполненных крупными зарубежными корпорациями по программам  управления качества. Основой деятельности ведущих фирм относят следующие направления улучшения работы: заинтересованность руководства высшего звена; образование совета по улучшению качества работы; вовлечение всего руководящего состава в процесс улучшения работы; обеспечение коллективного участия; обеспечение индивидуального участия; создание групп по совершенствованию систем (групп регулирования процессов); более полное вовлечение поставщиков; обеспечение качества функционирования систем управления; разработка и реализация краткосрочных планов и долгосрочной стратегии улучшения работы; создание системы признания заслуг.

Сегодня в управлении качеством  важное значение имеет наличие на фирмах сертифицированной системы  менеджмента качества, что является гарантией высокой стабильности и устойчивости качества продукции. Сертификат на систему качества позволяет сохранить конкурентные преимущества на рынке [18, с.56].

Таким образом, решение проблемы качества - неотъемлемый элемент стратегии развития современных  организаций, поэтому начинать внедрение  системы менеджмента качества (далее – СМК) продукции следует с определения места этой системы в общей стратегии предприятия.

 

 

1.2 Особенности  формирования, развития и контроля 

системы менеджмента качества в сельскохозяйственных организациях

 

Комплексная система  управления качеством в сельском хозяйстве это – система мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества продукции.

Управление любым производством, в том числе и качеством  продукции, включает четыре обязательных этапа:

1 этап. Планирование качества  – постановка задач (выбор  сортов, пород, подготовка посевного  материала, разработка технологий  и т.д.).

2 этап. Организация выполнения  намеченных планов.

3 этап. Мотивация работников.

4 этап. Контроль качества продукции – проверка соответствия полученных результатов плановым показателям [7, с.120].

Управление  качеством направлено на получение  экономического эффекта от повышения  качества продукции.

Эффект от повышения качества продукции имеет разнообразные формы:

- прямая экономия материалов  и энергии;

- получение большего количества  продукции на единицу затрат  труда;

- снижение себестоимости  и рост прибыли;

- ускорение оборачиваемости  оборотных средств;

- экономическое и социальное  развитие предприятия [7, с.154].

Эффект от повышения  качества продукции в животноводстве имеет большое значение:

1. Для производителей  продукции - более полно используются  ресурсы; сокращаются потери от  брака и рекламаций, увеличиваются  доходы от реализации продукции  повышенного качества; повышаются возможности материального стимулирования работников; возрастает материальное удовлетворение коллектива предприятия.

2. Для потребителей продукции  - выше  удовлетворенность покупателей;  расширяется и обновляется ассортимент  продукции; сокращаются затраты на потребление; создаются более благоприятные условия в сфере потребления.

3. Для государства  - расширяются экспортные возможности  и валютные поступления; увеличивается  народнохозяйственный эффект на  единицу затрат; более полно удовлетворяются потребности населения; ускоряется внедрение достижений научно-технического прогресса в отрасли [9, с.12].

В настоящее время выживаемость любой сельскохозяйственной организации, ее устойчивое положение на рынке  предлагаемой продукции животноводства определяются уровнем конкурентоспособности. В свою очередь конкурентоспособность связана с двумя показателями - уровнем цены и уровнем качества продукции животноводства. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место. Производительность труда и экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции  животноводства.

Система менеджмента  качества продукции животноводства должна обеспечивать как соответствие продукции спросу на нее, так и  гарантированное качество выпускаемой  продукции животноводства [16, с.20].

Выделяют три уровня систем управления качеством:

- системы, соответствующие  требованиям стандарта ИСО 9000;

- всеобщее управление  качеством – TQM (Total Quality Management);

- системы, соответствующие  критериям национальных или же  между – народных (региональных) премий, дипломов по качеству [4, с.20].

Составными  частями TQM являются коренная (ключевая) система, системы технического обеспечения, непрерывного совершенствования и  развития (рисунок 2).

 

Система непрерывного совершенствования и развития

 

Система технического обеспечения

 
   

Коренная (ключевая) система

   

 

     

 

     

 

Рисунок 2. Элементы системы всеобщего управления качеством

Системный подход к управлению качеством продукции  в сельском хозяйстве  может дать ощутимый эффект лишь в том случае, если он будет охватывать и увязывать всю иерархическую структуру управления.

Одной из основных функций управления качеством является контроль. Он позволяет вовремя выявить  ошибки, чтобы оперативно исправить  их с минимальными потерями.

Деятельность, связанная с контролем качества включает проведение измерений, экспертизы, испытаний или оценки параметров объекта и сравнение полученных величин с установленными требованиями к этим параметрам (показателями качества) [6, с.20].

Современные инструменты контроля качества продукции — это методы, которые используются для решения задачи количественной оценки параметров качества. Такая оценка необходима для объективного выбора и принятия управленческих решений при стандартизации и сертификации продукции, планировании повышения ее качества и т.д. [13, с.10].

Формирование  качества сельскохозяйственной продукции  происходит в течение длительного  периода и зависит от условий, создаваемых технологическими операциями всего производственного цикла. Контроль параметров, оказывающих влияние на качество конечной продукции, особенно важен.

Современные подходы к  управлению качеством предполагают внедрение системы контроля показателей  качества продукта на всех этапах его  жизненного цикла.

Основная задача контроля качества - не допустить появления брака. Поэтому в ходе контроля проводится постоянный анализ заданных отклонений параметров продукции от установленных требований. В том случае, если параметры продукции не соответствуют заданным показателям качества, система контроля качества поможет оперативно выявить наиболее вероятные причины несоответствия и устранить их [6, с.86].

Управление качеством  базируется на положениях стандартизации.

Стандартизация - установление и применение правил (стандартов) с  целью упорядочения деятельности в определенных отраслях на пользу и при участии всех заинтересованных сторон [4, с.21].

Объекты стандартизации в  животноводстве - конкретная продукция (молоко, мясо), нормы, требования, методы, термины, обозначения и т.д.

Становление и развитие рыночных отношений в агропромышленном комплексе (далее - АПК)  страны предполагают поиск различных эффективных рычагов проведения аграрной реформы. Эти средства воздействия приводят к глубоким преобразованиям в сферах материального производства, которые, в свою очередь, оказывают решающее влияние на систему управления.

Важное значение имеют  также соизмерение продукции (работ) с затратами и исчисление себестоимости  продукции (работ) не только в целом  по отраслям производства (хозяйству), но и по каждому хозрасчетному подразделению с тем, чтобы наиболее объективно и оперативно оценить их работу, вскрыть имеющиеся недостатки и принимать оперативные решения по устранению этих недостатков [6, с.84].

Сельскохозяйственное производство носит биологический и, пространственно рассредоточенный характер, что создает естественные границы концентрации производства. Сельское хозяйство, объективно более отсталое в плане развития производственных сил по сравнению с промышленностью, медленнее, чем другие адаптируется к меняющимся экономическим и технологическими условиям. Вложенный в него капитал приносит меньшую отдачу, чем в других отраслях экономики.

Одним из важнейших элементов  формируемой национальной политикой  в области качества должна стать  поддержка предприятий, в том числе и сельского хозяйства, осваивающих современные системы управления качеством. Сельское хозяйство занимает особое место среди отраслей материального производства - оно призвано обеспечить население продуктами питания. Не случайно повышение качества сельскохозяйственной продукции считается одним из основных путей снижения дефицита продовольствия в мире.

Информация о работе Формирование и развитие менеджмента качества в ООО «Уралагро» г. Пермь