Формирование и развитие менеджмента качества в ООО «Уралагро» г. Пермь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 02:20, дипломная работа

Описание работы

Цель выпускной квалификационной работы – формирование менеджмента качества в ООО «Уралагро» г. Пермь.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
- изучены теоретические основы формирования и развития системы менеджмента качества в сельскохозяйственном производстве;
- проанализирована организационно-управленческая, производственно-экономическая и финансовая характеристика деятельности организации

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
1 Теоретические основы формирования и развития системы менеджмента качества в сельскохозяйственном производстве………………………………...5
1.1 Сущность и значение системы менеджмента качества в организациях
в современных условиях……………………………………………………..5
1.2 Особенности формирования, развития и контроля системы
менеджмента качества в сельскохозяйственных организациях………….12
1.3 Оценка существующих проблем в системе менеджмента качества
и пути повышения конкурентоспособности продукции
сельскохозяйственных организаций………………………………………...17
2 Характеристика деятельности ООО «Уралагро» г. Пермь……………...…….24
2.1 Организационно-управленческая характеристика организации………24
2.2 Производственно-экономическая и финансовая характеристика
организации…………………………………………………………………...26
2.3 Анализ состояния молочного животноводства и системы менеджмента
качества сельскохозяйственной продукции в организации…………….....36
3. Повышение эффективности процесса формирования и развития системы менеджмента качества в ООО «Уралагро» г. Пермь……………………………45
3.1 Направления повышения эффективности менеджмента
качества продукции в организации……………………............................…45
3.2 Оценка эффективности организации отдела менеджмента в ООО
«Уралагро»……………………………………………………………….…....49
3.3 Повышения качества продукции путем модернизации
оборудования в молочном животноводстве……………………………...…58
3.4 Экономический эффект от предложенных мероприятий.……………...63
Выводы и предложения…………………………………………………….......….65
Список использованных источников………………………………………….…..67
Приложения ..………………………………………………………………………69

Файлы: 1 файл

diplom_Demidova_M (2).doc

— 607.50 Кб (Скачать файл)

Повышение качества продукции  включает следующие составные части:

- создание качества;

- обеспечения качества;

- управление качеством.

К общей проблеме государственного регулирования рынка сельскохозяйственной продукции принято положение о том, что абсолютно саморегулируемых систем управления в принципе не существует, любая система представляет собой сочетание механизмов самоорганизации и реагирования на внешние воздействия, т.е. регулирование. Это положение вытекает из общесистемных принципов управления и определяется рядом объективных факторов, среди которых наиболее существенными являются:

- разнообразие природно-экономических  условий, диктующих необходимость создания и развития системы защиты сельхозтоваро- производителей;

- страхование деятельности  сельхоз. товаропроизводителей; неустойчивости  цен и доходов в агропромышленном  производстве, зависящих как от  природных факторов, так и от  конъектуры рынка;

- низкая степень монополизации  трудовых процессов в сельском  хозяйстве и высокая в ресурсообеспечивающих  и обслуживающих сферах;

- слабая привлекательность  инвестирования сельского хозяйства  в силу специфики воспроизводственных  процессов [14, с.91].

К числу наиболее важных принципов государственного регулирования  аграрного сектора экономики  следует отнести: аграрный протекционизм; единство экономических и социальных целей; сочетание индикативности и  директивности; программное регулирование.

Центральное место в экономическом механизме управления качеством продукции в АПК, занимают ценовые отношения. В процессе ценообразования основная роль отводится определению ценовой политики предприятия, цели которой представлены следующим образом: обеспечение существования сельскохозяйственного предприятия на рынках; получения максимум прибыли; оптимальное увеличение сбыта; лидерство в качестве и стратегии ценообразования.

Таким образом, для обеспечения  качества сельскохозяйственной продукции  необходима поддержка доходности сельских товаропроизводителей на уровне, обеспечивающим возможность ведения расширенного воспроизводства, осуществляется путем выплат дотаций и компенсаций. Это позволяет, в какой то мере, поддерживать цены на конечные продукты на более низком уровне в соответствии с платежеспособностью населения.

 

1.3 Оценка существующих  проблем в системе менеджмента  качества 

и пути повышения конкурентоспособности  продукции сельскохозяйственных организаций

 

В последние  годы в России создаются условия  для формирования конкурентоспособного сельского хозяйства, находящегося долгое время в тяжелейшем положении в результате проведения различных экономических реформ.

Реализация  национальных проектов в сельскохозяйственной отрасли способствовала развитию растениеводства и животноводства, кормопроизводства и внедрению современных технологий и оборудования, повышению качества жизни на селе. А также важной задачей является  создание новых, более эффективных систем управления. Но решение этой задачи становится, порой, серьезной проблемой. В значительной степени это связанно с неготовностью руководства предприятий понять значение человеческих ресурсов, а значит и роли кадровых служб в успешном управлении предприятиям и достижение конкурентных преимуществ, и эффективное использование финансовых ресурсов.

Не редко  руководители предприятий просто не знают, какие сведения, и какие  результаты они могут и должны требовать от кадровых служб. Неготовыми к работе в условиях внедрения  новых систем управления предприятиями  зачастую оказываются и кадровые службы. Их работники и руководители смутно   представляют себе систему и организацию работы в новых условиях. Важным фактором роста эффективности аграрного производства является укомплектованность сельскохозяйственных организаций высококвалифицированным персоналом. Дефицит специалистов и низкое качество их профессиональной подготовки не позволяют эффективно использовать высокотехнологичное оборудование, совершенствование и развитие отраслевой специализации, что приводит к недостаточной конкурентоспособности продукции.

Проблемы повышения  качества жизни сельского населения, и эффективности его использования  могут быть решены с использованием в сельском хозяйстве международных  стандартов серии ISO 9000:2000, направленных на создание и постоянное совершенствование эффективности систем управления предприятиями и их бизнес-процессами. Выстраивание СМК позволяет снизить затраты предприятия на обнаружение и исправление дефектов, а также внешние и внутренние потери, вызванные дефектами и несоответствиями.

Эффективная СМК позволяет  снизить затраты на управление. Как  результат - деятельность предприятия  становится более прозрачной для  ее руководителей и для внешнего окружения, повышается точность, качество и оперативность принятия управленческих решений.

Непосредственно региональные сельскохозяйственные предприятия, в тоже время, находясь в прямой зависимости от внешних факторов, сталкиваются с проблемами, в целом характерными для отечественного сельского хозяйства, которые приводят к банкротству и ликвидации предприятий. Так, за последние годы численность сельскохозяйственных предприятий в Пермском крае сократилась. Это в свою очередь оказывает негативное влияние на развитие сельского хозяйства региона, поскольку сокращение экономических субъектов хозяйствования приводит к снижению объемов производимой ими сельскохозяйственной продукции. Поэтому разработан проект Министерства сельского хозяйства Пермского края - «Земли сельхозназначения». Его цель - формирование эффективного рынка земель, предоставление доступного земельного ресурса агробизнесу. Таким образом, количество эффективных сельскохозяйственных организаций в отрасли планируется увеличить с  210 в 2012 году и до 251 в 2014 году [12, с. 3].

Исходя из того, что существующие проблемы носят  многосторонний характер и не все подвержены влиянию системы управления предприятия, они были объединены по признаку осуществления на них возможного воздействия в две группы: внутренние и внешние. При этом между обозначенными двумя группами существует тесная взаимосвязь, а точнее, зависимость внутренних проблем от внешних. В связи с этим первоочередной задачей представляется устранение внешних препятствий с целью создания благоприятной среды для управления конкурентоспособностью.

Сельскохозяйственная  отрасль в силу своей специфики не способна эффективно функционировать без государственной поддержки, которая в виду сказанного выступает платформой для его развития.  

Несмотря на то, что в  последние годы внимание со стороны  государства к сельскому хозяйству  возросло, и наблюдается некоторый рост государственной поддержки, уровень субсидирования сельскохозяйственных предприятий остается на уровне, недостаточном для повышения конкурентоспособности отрасли.

Кроме того, важно  отметить, что большинство субсидий, предоставляемых сельскохозяйственным товаропроизводителям, носят компенсационный характер и предоставляются после осуществления ими платежей. Учитывая низкий уровень платежеспособности сельскохозяйственных предприятий, подобные условия предоставления государственной поддержки несколько осложняют работу.

Наличие другой внешней проблемы обусловлено тем, что сельское хозяйство представляет собой отрасль, подверженную влиянию  всевозможных рисков, от макроэкономических до технологических и природных. Наиболее значимыми угрозами для развития конкурентоспособного сельского хозяйства являются: рост цен на энергоресурсы; технико-технологическое отставание отрасли; неразвитая социальная инфраструктура и инфраструктура продовольственного рынка; низкий уровень доходов сельского населения; низкое плодородие почв и нерациональное использование сельскохозяйственных земель; погодные аномалии. При этом природные риски традиционно остаются сдерживающим фактором развития сельского хозяйства.

Одним из шагов  решения проблемы защиты сельскохозяйственного производства от природных рисков является Федеральный закон N 260-ФЗ от 25.07.2011 «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства»», устанавливающий правовые основы агрострахования и вступивший в силу с 1 января 2012 года. Государственная поддержка будет оказываться агропроизводителям при страховании рисков утраты (гибели) урожая сельскохозяйственной культуры, посадок многолетних насаждений и сельскохозяйственных животных в размере 50 % от страховой премии. Предполагается, что данный механизм позволит покрыть страхованием до 80% посевных площадей в стране [5, с. 4].

На Всероссийском аграрном форуме, состоявшемся в феврале 2012 года в Уфе, в процессе обсуждения  перспектив развития сельского хозяйства России, сообщили, что с 2008 по 2011 год из федерального бюджета на поддержку сельхозстрахования было выделено 14,4 млрд. рублей. При этом с 2008 по 2010 год число организаций, заключивших договоры страхования, постоянно снижалось. В 2008 году их было 8,2 тыс., в 2009 - 5 тыс., в 2010 - 3,9 тыс. В 2011 произошел небольшой рост до 4 тыс. Сокращалась и доля посевной площади застрахованных культур. Если в 2008 году было застраховано 25 % посевных площадей, то в 2010 году их было только 13 %. И планируют, что в России в 2013-2020 годах на господдержку агрострахования будет выделено 67,2 млрд. рублей. В частности, 48,1 млрд. рублей планируется направить для сельхозпроизводителей, занимающихся растениеводством, 19,1 млрд. рублей - для сельхозпроизводителей, занимающихся животноводством [28, с. 6].

Обозначенные  внешние проблемы оказывают негативное влияние на финансовое состояние  сельскохозяйственных предприятий  и как результат, формируют достаточно низкий уровень инвестиционной активности, что в свою очередь выступает сдерживающим фактором в повышении их конкурентоспособности.

Анализ сложившихся  в регионе условий для развития хозяйств и оценка деятельности сельскохозяйственных предприятий показали, что для  выхода на новый уровень инвестиционной активности сельхозпредприятиям не хватает финансовых ресурсов. При этом следует отметить, что в отечественной науке создаются передовые технологии и методы для эффективной организации и ведения сельскохозяйственного производства.

В настоящее  время финансовое благополучие сельскохозяйственного  производства во многом зависит от качества производимой продукции.

Качество сельскохозяйственной продукции, как приоритетный фактор роста конкурентоспособности предприятия, можно охарактеризовать, как особый показатель, раскрывающий свойства продукта и характеризующийся совокупным составом и наличием полезных и вредных веществ.

Качество продукции  находится в непосредственной взаимосвязи  со степенью удовлетворения потребностей, которая достигает максимальных значений при наиболее полном отражении запросов потребителей. При этом мерой повышения качества сельскохозяйственной продукции выступает не только количество удовлетворяемых потребностей, но и рост степени соответствия того или иного продукта установленным технологическим нормативам.

Говоря о  качестве сельскохозяйственной продукции, необходимо исходить из сущности данной категории, и факторов, оказывающих  на нее непосредственное влияние. Вся  сельскохозяйственная продукция делится  на 2 вида: продукты животноводства и растениеводства. По данным отечественных и зарубежных ученых на качество продукции животноводства оказывают влияние кормовые факторы, генетические факторы и условия содержания животных и хранения продукции. Причем более 50% влияния приходится на первую  группу.  Рассматривая продукцию растениеводства, можно отметить здесь аналогичные факторы, а именно генетические факторы, условия роста и сбора урожая.

Итак, качество сельскохозяйственной продукции определяется несколькими группами факторов:

- наличие высокоэффективных  средств производства продукции;

- наличие материально-сырьевой  базы (кормовая база, средства защиты  растений), развитие которой, в свою очередь, возможно за счет совершенствования технологии возделывания культур, увеличения посевов, использования современной техники;

- обладание  передовыми технологиями выращивания,  получения и сохранения продукта.

Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что для существенного увеличения качества сельскохозяйственной продукции следует в первую очередь повысить качество заготавливаемых кормов и применяемых удобрений, улучшить состояние используемых почв, использовать в хозяйствах новые продуктивные виды животных, сорта и гибриды сельскохозяйственных культур, применять высокоэффективные технологические приборы, оборудование и машины.

Передовые хозяйства  области осваивают современные  производственные технологии,  внедряют новое производственное оборудование, сельскохозяйственную технику.

Но даже при  наличии современного оборудования для успешной деятельности сельскохозяйственного предприятия необходим контроль высшего руководства или менеджера по качеству, который должен владеть знаниями, умениями и навыками в области постановки СМК   по  ISO 9000.

Одной из «болевых»  точек управления конкурентоспособностью сельскохозяйственных предприятий является отсутствие развитой информационной базы, решение которой должно осуществляться на уровне государства. При этом следует перенять положительный опыт, накопленный развитыми странами.

Недостаток необходимого информационного обеспечения связан с внутренней проблемой управления в виде отсутствия специализированных отделов на предприятиях. Таким образом, современные сельскохозяйственные организации не проводят оценку уровня конкурентоспособности и не обладают для этого специализированными структурами и компетентными кадрами.

Но даже при  наличии отдела маркетинга управление конкурентоспособностью сводится к  мониторингу регионального рынка  сельскохозяйственной продукции и  анализу собственных объемов производства. В этом кроется острейшая проблема отсутствия единой методологии управления конкурентоспособностью современных сельскохозяйственных предприятий. В настоящее время современная наука не выработала единую систему принципов, способов и методов управления, которая могла бы быть использована любым экономическим субъектом.

Информация о работе Формирование и развитие менеджмента качества в ООО «Уралагро» г. Пермь