Формирование стратегии конкурентоспособностью ТОО «Eliza Group»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 07:27, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование процесса управления конкурентоспособностью организации и изучение стратегии фирмы.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
рассмотрение понятия конкурентоспособности и факторов, её определяющих
рассмотрение теоретических основ оценки конкурентоспособности предприятия;
оценка конкурентоспособности предприятия на примере ТОО «Eliza Group»
проведение SWOT-анализа предприятия
выработка практических рекомендаций для ТОО «Eliza Group» по повышению конкурентоспособности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….................
3
1
Теоретические основы конкурентоспособности организации


1. Конкурентоспособность и конкурентные преимущества фирмы…….
5

1.2 Современные научные подходы к формированию механизма конкурентоспособности организации ……………………………………


1.3 Конкурентная среда и развитие организации ……………………….
19

2

Анализ конкурентоспособности предприятия на примере ТОО «Eliza Group»


2.1 Характеристика деятельности ТОО «Eliza Group» …………………
33

2.2 Анализ основных экономических показателей и внешней и внутренней среды организации……………………………………..…….

35

2.3 Оценка конкурентоспособности ТОО «Eliza Group» ……………...
58

3

Формирование стратегии конкурентоспособностью ТОО «Eliza Group»


3.1. Программный подход к формированию стратегии конкурентоспособности ТОО «Eliza Group» ………………………….

65

3.2 Разработка проекта по формированию механизма управления конкурентоспособностью ТОО «Eliza Group» ………………………....

69


Заключение………………………………………………………………..

76

Список использованной литературы…………………

Файлы: 1 файл

слепокуров.docx

— 268.52 Кб (Скачать файл)

 

Рисунок 3 - Основные виды и методы конкуренции

 

С точки  зрения сферы конкурентной борьбы различают  внутриотраслевую и межотраслевую  конкуренцию. Внутриотраслевая конкуренция формирует единую по отрасли рыночную цену. Тем самым при различных индивидуальных издержках и, соответственно, индивидуальной цене этот вид конкуренции обеспечивает различия в прибылях, а, в конечном счете, побуждает повышать эффективность производства. 

Межотраслевая конкуренция формирует единую равновесную цену производства на макроэкономическом уровне и тем самым выполняет регулирующую функцию, обеспечивая равную прибыль на равный капитал и макроэкономическое рыночное равновесие.

Под конкуренцией понимается соперничество в какой-либо деятельности между отдельными юридическими и физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели. С точки зрения организации такой целью является максимизация прибыли в результате легальных действий по завоеванию предпочтений потребителей. В основе понятия «конкуренции» лежат человеческие нужды, выражающиеся в потребностях, которые специфичны для различных культур и людей. Они могут быть удовлетворены с помощью различных товаров, услуг, идей. Организация должна осуществить это лучше конкурентов, опираясь на знание рынка, требования и возможности потребителей – такова центральная идея конкурентной борьбы. На практике она может быть реализована, с одной стороны, за счет тщательного изучения рынка, отношений, складывающихся между предприятиями и потребителями ее продукции. С другой стороны – в результате активного воздействия на рынок и существующий спрос для увеличения рыночной доли и повышения рентабельности продаж. В рыночной системе основное содержание конкуренции – борьба за потребителя, полное удовлетворение его потребностей. Это борьба за долю на рынке, успех который зависит от дешевизны и качества товаров. Конкуренция превращает потребителя в индикатор предпринимательской деятельности.

 

1.2 Современные научные подходы к формированию механизма конкурентоспособности организации

 

Современный менеджмент существенно более сложен и отличается от традиционного менеджмента, в течение многих десятилетий  применявшегося во всех отраслях и  сферах жизни общества.

Менеджмент  возник на рубеже XIX-XX вв. в результате напряженного поиска средств повышения  конкурентоспособности и эффективности, что является главным для выживания  на рынке. Предприниматели неоднократно убеждались, что успех их организации  зависит не столько от финансовых возможностей, так как в любой  момент могло произойти банкротство, сколько от умения эффективно их использовать, активизировать внутренние возможности  и потенциал персонала, поставить  во главу угла специальный вид  деятельности по управлению всеми процессами — менеджмент.

Традиционный  менеджмент исходит из представления  процесса управления в виде выполнения менеджерами ряда функций, включающих планирование, организацию, координацию, активизацию и контроль. В широком  смысле в понятие традиционного  менеджмента входят:

- персонал менеджеров, включающий кадры высшего руководства организации (президент, генеральный директор, вице-президенты компании, заместители директора), менеджеров нижестоящих уровней, включающих менеджеров среднего звена (руководителей функциональных отделов, групп, подразделений) и менеджеров нижнего звена, линейных менеджеров, которые непосредственно руководят работниками, производящими продукцию или создающими услуги;

- непосредственно процесс управления;

- теория, наука и искусство управления;

- особый вид профессиональной деятельности, обеспечивающий деятельность организации как единого целого.

Классическое  определение традиционного менеджмента  основано на разделении процесса управления по функциям. К основным функциям относятся:

  • планирование – формирование целей организации и выбор путей их достижения;
  • контроль – определение соответствия характеристик управления целевым плановым параметрам и оценка эффективности действий менеджеров и их подразделений;
  • координация – обеспечение взаимодействия между различными звеньями подразделений, организациями и управленческими работниками;
  • мотивация – система стимулов эффективного труда, создание целевых установок эффективного труда.

Эти функции  иногда расширяют и дополнительно  включают такие, как:

  • организация (как функция управления) — определение того, как должны быть достигнуты цели, кем и когда, распределение работ между исполнителями;
  • лидерство – руководство и мотивация персонала, разрешение конфликтных ситуаций;
  • подбор и расстановка кадров персонала — выработка и проведение кадровой политики организации в области приема на работу, расстановка по рабочим местам, а также методы оценки кадров [9].

Ряд важных новых черт отличают современный  эффективный менеджмент от традиционного  менеджмента прошлых лет.

1. Интеллектуальный  характер процессов принятия  решений . Это проявляется в  привлечении интеллектуальных ресурсов  в сферу планирования, переходу  к многоцелевым планам, учитывающим  противоречивость принимаемых управленческих  решений и их различные последствия.  Решение, эффективное в одной  сфере, может вызвать негативные  последствия или снижение эффективности  в других сферах.

В традиционном управлении многоцелевой фактор практически  не учитывается. Даже если говорится  о нескольких целях, они рассматриваются  изолированно, как набор, а не комплекс, и планирование осуществляется по готовым  шаблонам, что неизбежно приводит к ошибкам и снижению эффективности. Так одна из ошибок традиционного  планирования — это применение однокритериального подхода, когда учитывается всего  один критерий (показатель эффективности), например прибыль или доходы. В  результате достигают одну цель, например концентрируют усилия на расширении производства продукции за счет сокращения инвестиций на ее обновление, а впоследствии, отстав от конкурентов, быстрообновляющих  свою продукцию, несут убытки вместо получения прибылей.

В принципы современного менеджмента входит непрерывность  и повсеместность инновационных процессов внутри организации. Инновации должны создаваться не только специализированными отделами и службами по исследованию и разработкам, но и превратиться в главные ежедневные инструменты роста внутренней эффективности и конкурентоспособности всех подразделений. Развитие любой организации без организации инновационных процессов обрекает ее на быструю потерю рыночных позиций.

2. Эффективный  менеджмент основан на образовании  в системах управления интеллектуального  ядра, включающего сеть команд, объединяющих  наиболее талантливых менеджеров  и специалистов, способных выбрать  оптимальный вариант развития, решить  как текущие проблемы, так и  проблемы будущего всей организации.  Типичный российский подход, предмет  гордости многих руководителей,  заявляющих о своих управляющих:  «Мы одна команда!», показывает  непонимание сущности современного  менеджмента. Наличие одной команды  даже для компании среднего  размера совершенно недостаточно. Так же как один руководитель  не может решать всех задач  управления, так и одна команда  не может охватить весь комплекс  проблем развития. Команды должны  быть специализированы, гибко менять  свои структуры и состав. Кроме  того, всего одна команда означает, что внутри организации нет  сети команд, а есть административно-бюрократическая  группа силового влияния на  персонал, сформированная при руководителе  для подтверждения и поддержки  его управленческих решений. В  этой команде все думают, что  и как надо сказать, чтобы  это понравилось руководителю. Культура  эффективного менеджмента основана  на многополярности интересов.

3. Разветвление  некогда единой системы общего  менеджмента и появление новых  видов менеджмента, таких как  инвестиционный менеджмент, маркетинговый,  инновационный и другие.

Современный менеджмент представляет собой сложную  модель, которая включает в себя средства системного воздействия на компании, обеспечивающие рост их конкурентоспособности. Отдельные функции менеджмента  по мере его развития преобразовались  в самостоятельные системы. Так, в последние годы на базе маркетинга возник маркетинговый менеджмент, на базе методов логистики — менеджмент логистики, на основе планирования и  внедрения инноваций — инновационный  менеджмент и многие другие виды.

4. Расширение  функций менеджеров, обогащение  их содержания и возникновение  новых функций, что связано  с усложнением среды управления, необходимостью максимального использования  всех внутренних резервов менеджеров, ростом влияния менеджеров на  конечные результаты, необходимостью  роста интеллектуального уровня  руководства и квалификации менеджеров.

Функции традиционного менеджмента включают планирование, организацию, контроль, координацию и стимулирование. Функции  современного менеджера значительно  расширяются, процессы их интеграции и  появление новых происходят непрерывно.

Рассмотрим  некоторые новые функции менеджеров.

Реакция на изменения и угрозы внешней  и внутренней сред. Означает необходимость  развития способностей гибко изменять стратегию в условиях появления  новых факторов угроз, готовность противодействия  этим угрозам. Они могут иметь  как внешнее, так и внутреннее происхождение.

Конкуренция означает действия менеджеров, направленные на рост конкурентоспособности своего подразделения с учетом достижений аналогичных подразделений компаний-лидеров. Конкуренция в эффективно работающих компаниях является не только внешней, но в первую очередь внутренней, она начинается на рабочих местах компании. Новым фактором является и развитие цивилизованной конкуренции, основанной на открытом соревновании и сравнении результатов различных  менеджеров, росте индивидуальной конкурентоспособности.

Межличностные и сетевые коммуникации включают обмен информацией путем личного  общения и через компьютерные информационные сети, что значительно  сокращает время и расширяет  возможности использования больших  объемов информации.

Непрерывное обучение и самообучение — новая  функция менеджера в условиях быстрого обновления производств, продуктов, появления новых методов и  технологий управления.

Социальная  ответственность менеджера означает осознание им особой роли во влиянии  на личности других людей, которые находятся  в его подчинении, в проявлении им требовательности. Социальная ответственность  означает следование общечеловеческим ценностям в управлении.

Логистические функции включают в себя комплексное  обеспечение работников всем необходимым, включая ресурсы, средства производства, материалы и информацию.

Развитие  самоуправления личности и коллективов  предусматривает предоставление большей  самостоятельности менеджерам, ориентированной  на стратегические цели организации, систему  воздействия на формирование человеческого  капитала компаний, вовлечение в процесс  управления персонала, повышение устойчивости личности менеджера к негативным воздействиям среды, стрессу, избытку  информации, конфликтам и другим факторам.

Работа  в сети проектов включает участие  менеджера в различных проектах, направленных на решение проблем  развития компании и его подразделения. Эти проекты должны основываться не на шаблонах, а на применении многоцелевых, интеллектуальных методах и технологиях. Их главная цель — достижение максимальных конкурентных преимуществ. Методы и  технологии управления проектами (менеджмента  проектов) составляют интеллектуальный потенциал каждой организации, относятся  к числу ее наиболее ценных неосязаемых  активов [10].

Создание  положительного имиджа компании и менеджера  включает деятельность менеджера, обеспечивающую укрепление рыночного положения  компании и собственного положения  в ней. Ошибки менеджера во взаимодействии всего с одним клиентом могут привести к общему снижению имиджа фирмы и следующей за этим потере ею значительной доли рынка, снижению отдачи вложенных в нее инвестиций.

5. Интенсивное  развитие и становление самоуправления  внутри организации в различных  видах: от сети команд менеджеров  и специалистов, самоуправляемые  децентрализованные подразделения,  включая бизнес-единицы (центры  доходов, прибыли), центры инвестирования, центры ответственности, развитие  коллективных форм собственности,  когда работники становятся собственниками  компании, в которой они работают. Развитие самоуправления — одна  из наиболее важных черт современного  менеджмента. В отличие от казахстанских организаций, где решения в основном принимаются исключительно руководством, в зарубежных компаниях все более явно видна тенденция передачи части решений, включая стратегические, подразделениям. Вовлечение персонала в управление ведет к росту производительности и качества труда, сокращает расходы, повышает эффективность и отдачу инвестируемых средств.

6. Рост  социальной ориентации менеджмента  внутри компании и по отношению  к обществу. Компании, которые продолжают  политику отношения к своим  менеджерам как к простым работникам  по найму, отстают от компаний-лидеров,  которые стремятся создать обстановку  коллегиальности и партнерства  во всем, вовлечь работников в  долевое участие в прибылях, а  нередко и в собственности  компании, создать для него долгосрочную  перспективу улучшения уровня  жизни и комфорта. С другой  стороны, в условиях конкуренции  социальный имидж компании в  обществе принимает значение  важнейшего фактора конкурентного  преимущества и борьбы за клиентов.

Информация о работе Формирование стратегии конкурентоспособностью ТОО «Eliza Group»