Формирование стратегии конкурентоспособностью ТОО «Eliza Group»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 07:27, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование процесса управления конкурентоспособностью организации и изучение стратегии фирмы.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
рассмотрение понятия конкурентоспособности и факторов, её определяющих
рассмотрение теоретических основ оценки конкурентоспособности предприятия;
оценка конкурентоспособности предприятия на примере ТОО «Eliza Group»
проведение SWOT-анализа предприятия
выработка практических рекомендаций для ТОО «Eliza Group» по повышению конкурентоспособности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….................
3
1
Теоретические основы конкурентоспособности организации


1. Конкурентоспособность и конкурентные преимущества фирмы…….
5

1.2 Современные научные подходы к формированию механизма конкурентоспособности организации ……………………………………


1.3 Конкурентная среда и развитие организации ……………………….
19

2

Анализ конкурентоспособности предприятия на примере ТОО «Eliza Group»


2.1 Характеристика деятельности ТОО «Eliza Group» …………………
33

2.2 Анализ основных экономических показателей и внешней и внутренней среды организации……………………………………..…….

35

2.3 Оценка конкурентоспособности ТОО «Eliza Group» ……………...
58

3

Формирование стратегии конкурентоспособностью ТОО «Eliza Group»


3.1. Программный подход к формированию стратегии конкурентоспособности ТОО «Eliza Group» ………………………….

65

3.2 Разработка проекта по формированию механизма управления конкурентоспособностью ТОО «Eliza Group» ………………………....

69


Заключение………………………………………………………………..

76

Список использованной литературы…………………

Файлы: 1 файл

слепокуров.docx

— 268.52 Кб (Скачать файл)

Процессный  подход рассматривает функции управления как взаимосвязанные. Процесс управления является цепью непрерывных взаимосвязанных  действий по стратегическому маркетингу, планированию, организации процессов, учёту и контролю, мотивации, регулированию (Рисунок 6). В центре круга – координация работ [16].

Процесс управления начинается со стратегического  маркетинга – комплекса работ  по прогнозированию нормативов конкурентоспособности  и формированию портфеля новшеств и  инноваций, рыночной стратегии фирмы  на основе стратегической сегментации  рынка.

 

 

 

          регулирование Стратегический


 маркетинг


                  Мотивация       Планирование




 


Учёт и контроль   Организация процессов

 

 

Рисунок 6 -  Цикл (колесо) функций управления.

 

 Планирование  – функция управления, комплекс  работ по анализу ситуаций  и факторов внешней среды; прогнозированию,  оптимизации и оценке альтернативных  вариантов достижения целей; выбору  наилучшего варианта плана.

 Организация  процессов – комплекс управленческих  и производственных процессов  по реализации планов. Процессы  могу быть основными, вспомогательными  и обслуживающими.

 Учёт  – функция управления по фиксации  времени, расхода ресурсов, каких-либо  параметров системы менеджмента  на различных видах носителей  информации. Контроль – функция  управления по обеспечению выполнения  программ, планов, письменных или  устных заданий, реализующих управленческие  решения.

1.3 Конкурентная среда и развитие организации

 

Предположения, бытовавшие в начале 90-х годов, о том, что конкурентоспособность  казахстанских предприятий сформируется в режиме саморазвития при переходе к рынку, не сбылись. Причин крайне низкого уровня этого показателя по сравнению с западными компаниями достаточно много. Не останавливаясь на недостатках государственного управлениями условиями, формирующими высокую конкурентоспособность отечественной промышленности, отметим слабость методической базы перестройки казахстанских предприятий, ориентированной на их возрастающую конкурентоспособность. По сути, речь идет о методическом обеспечении процессов реструктуризации предпринимательской организации, придании ей особых свойств и способов функционирования в конкурентной среде.

А. Развитие в конкурентной среде

Ключевым понятием предпринимательской  организации является конкурентоспособность. Данное понятие разностороннее и  распространяется на такие составляющие деятельности предприятия, как товар  и основные его характеристики: качество, технология производства. Помимо этого, в научной литературе используются понятия конкурентоспособности  региональной и национальной экономики.

Рассмотрим соотношение таких  понятий, как цель и конкурентоспособность. Для предприятия цель можно сформулировать: как быть лучше других участников конкретного рынка по некоторым  показателям деятельности в течение  продолжительного периода. Предполагается, что эти преимущества позволяют  лучше удовлетворять потребности  клиента по его индивидуальным критериям. Имея в виду, что процесс удовлетворения индивидуальных потребностей — это  всегда система согласований, то организованность элементов, умение в конкретной ситуации находить верное решение и достигать  согласия в продаже товара являются важнейшими элементами в конкурентной борьбе за потребителя.

Таким образом, существуют две стороны  конкурентоспособности. Это элементы, ее составляющие (высокое качество товара, дополнительный сервис товара, обслуживание в течение всего  срока службы и т.д.), и целевое  решение задачи продажи товара в  конкретной ситуации (конкретный покупатель с его индивидуальными потребностями, его возможность и способность  выбирать из множества конкурирующих  на рынке организаций по собственной  шкале предпочтений, личных качеств  самого продавца). Победа в конкурентной борьбе (увеличение доли компании на рынке), по сути, выражает результаты конкурентоспособности.

Первенство в конкурентной борьбе возможно при высоком уровне обеих  составляющих, а проигрыш — при  слабой организации и хорошем  товаре. Устойчивый выигрыш не возможен при плохом товаре, его низком качестве или уровне технологии производства. Таким образом, целеустремленная организация  предпринимательского типа в конкурентных условиях должна обладать двумя атрибутами.

Во-первых, определенным свойством, необходимым  для организации процесса достижения цели во внешней среде на конкурентных условиях. В нашем случае это свойство — конкурентоспособность. Важнейшим  условием при установлении характера  данного свойства организации выступают  свойства самой среды. Таким свойством  в рыночных условиях является наличие  ресурсов. Именно в ресурсонесущей среде разворачивается конкуренция  как за доступ к ресурсам, так  и за достижение целей организации. Данное требование относится ко всем ресурсам, которыми оперирует менеджмент: капитал, технология, персонал, информация. Научно-технический прогресс, переход  от индустриального к информационному  обществу изменяет соотношение затрачиваемых  ресурсов. Вместе с тем, содержание механизма конкурентной борьбы и  ее цели не меняются, а, следовательно, и неизменным остается требование к  конкурентоспособности как свойству организации, функционирующей в  среде с подобными свойствами.

Во-вторых, определенной системой управления деятельностью организации, базирующейся на ключевом свойстве (конкурентоспособности) для достижения целей ее функционирования. В современных рыночных условиях характерной для процесса целедостижения предпринимательской организации  является множественность целей. Это, с одной стороны. С другой, — произошло усложнение требований потребителя к товарам и сопровождающим услугам, к усилению индивидуализации данных требований. Процесс целедостижения выстраивается во внешней среде, обладающей свойством неопределенности. В этих условиях система управления должна обладать свойством генерации множественности управленческих реакций на изменения внешней среды. Такое положение обуславливает востребоваемость ситуационного подхода в качестве основного к организации управления [16].

Итак, в конкурентных условиях и  неопределенной внешней среде процесс  целедостижения предпринимательской  организации базируется на ее определенных свойствах (конкурентоспособности) и  свойствах системы управления (множественности  реакций). Успешность в конкурентной борьбе выступает мерой использования  потенциала, который определяется уровнем  развития свойств организации и ее системы управления.

Б. Формирование конкурентоспособности

Собственно свойство конкурентоспособность, по нашему мнению, состоит из двух главных частей: адаптивности и инновационности. Адаптивность организации понимаем как свойство приспосабливаемости, как форму отношений организации с внешней средой, как процесс внутриорганизационной перестройки.

В свою очередь, инновационность будем  представлять как способность обновляться, как внутриорганизационные процессы перестройки по критериям: ритмичность, технологичность, минимальная себестоимость. Иными словами, процессы обновления должны быть постоянными и ритмичными, технологизированными, т.е. стандартными процедурами достижения целей обновления, а также реализовывать обновленческие процессы с минимальными затратами.

Если адаптивность характеризует  реакцию организации на изменения  внешней среды, то инновационность  — основу такой реакции, восприятие решений в своей деятельности, направленное изменение деятельности на основе освоения новых элементов. Адаптивность соответствует необходимости  существования в среде с установленными свойствами. Инновационность реализует  понятие конструкции организации, источника адаптивности, т.е. соответствует  понятию достаточности.

Итак, свойства адаптивности и инновационности  определяют необходимые и достаточные  условия формирования свойства конкурентоспособности  организации. В свою очередь, создание этих свойств предприятия опирается  на более частные свойства элементов  организации. Так, в частности, адаптивность не может формироваться без способности  технической базы, технологического оборудования предприятия производить  разнообразные изделия. Именно диапазон выпускаемых изделий, потенциальное  их разнообразие определяет гибкость технико-технологической базы фирмы.

Свойство инновационности опирается  на способность осваивать два  вида новаций. С одной стороны, это  технические новации, связанные  с обновлением технико-технологической  составляющей производства. Сюда входят методы и способности осваивать новшества в сфере оборудования и аппаратуры, технических средств производства, организации и технического оснащения НИОКР, а также технологии производства изделий. Другой важной составляющей инновационности служат социальные инновации. Технической и инструментальной базой такого рода новаций является набор освоенных социальных технологий. Известно, что эффективность технических новшеств определяется системой мер по организации персонала для изменения набора образцов устойчивого поведения.

Отношения, связывающие свойство адаптивности и гибкости технической базы, а  также свойство инновационности  с техническими и социальными  новациями, характеризуются как  отношения: «использование потенциала и потенциал». Без способности  оборудования производить широкий  диапазон изделий, реализовывать НИОКР  и технологии, осваивать новшества, персоналу менять набор устойчивых образцов своего поведения невозможны обновляемость и адаптивность организации  под изменяющуюся внешнюю среду  для достижения целей выживания  организации в конкурентных условиях.

Принципиальная схема зависимости  рассмотренных свойств, формирующих  конкурентоспособность организации в условиях неопределенности [14, c.43-112].

Выделенный вид отношений «потенциал — использование потенциала», возникающих  в процессе формирования конкурентоспособности  организации, имеет ряд отличий. Данный вид отношений представляет основу потенциального подхода к  эффективности управления. Цель управления состоит в максимизации использования  потенциала.

Проблема рациональной переработки  ресурсов в организации решается в разовом порядке. Принципиальным становится требование порядка, упорядоченности  внутриорганизационных отношений. Реализация этого требования предполагает наличие определенной оргструктуры (от линейной до дивизиональной). В таком  режиме достижим лишь разовый эффект. Проблема состоит в обеспечении  постоянного эффекта в условиях неопределенности. Другой подход в оценке эффективности — обеспечение выживаемости организации в долгосрочном периоде.Качественной особенностью данного подхода является постоянство перемен. Причиной постоянной перестройки организации является подвижность внешней среды. Речь идет о свойстве внешнего окружения хозяйствующего  субъекта в развитых рыночных отношениях, его постоянном изменении. Скорость подобных изменений определяется уровнем развития и глубиной отношений.

В этих условиях темпы развития экономики  определяются степенью предоставления свободы выбора предприятию в  направлениях предпринимательства. Речь идет о таких атрибутах экономики  современного рыночного хозяйствования, как права на интеллектуальную собственность, правовые рамки хозяйственного взаимодействия, гарантии хозяйственных отношений, границы предпринимательского риска [15, 57c.].

Самоорганизация предприятия в  вопросах внутреннего устройства становится обязательным требованием его выживаемости. Это, с одной стороны. С другой, — внутриорганизационные отношения  являются следствием условий выбора форм и механизмов хозяйственных  связей, прежде всего, партнеров рыночного  взаимодействия. По сути, речь идет о  форме механизма конкуренции  и его различиях в сферах экономики. Именно его конкретизация, точнее границы  механизма конкуренции определяют правила» внутриорганизационного устройства предприятия, обеспечивающего выживаемость в условиях неопределенности. Данное условие позволяет выбрать конкретную форму таких свойств, как конкурентоспособность, инновационность, адаптивность.

В. Эффективная конкурентоспособность

Задачу формирования высокой конкурентоспособности  рассмотрим на примере выбора конкретных уровней развития двух ее составляющих: адаптивности и инновационности  организации. Задача формулируется  как выбор из набора альтернатив сочетания данных двух показателей по критерию конкурентоспособности. Предполагается линейная зависимость уровня конкурентоспособности от каждого из них. Например, высокая инновационность организации при определенных условиях позволяет достигнуть высокой конкурентоспособности. Аналогичная зависимость и по показателю адаптивности. Возможные сочетания величин рассматриваемых показателей и конкурентоспособности рассмотрим на множестве, изображаемом плоскостью в координатах «инновационность-адаптивность». Для упорядочения процедуры пересмотра вариантов по каждой из координат введем соответствующие масштабы в шкалах измерений с такими требованиями, чтобы максимальная величина принимала значение, равное единице, минимальное — нулю. Итак, в координатах «инновационность-адаптивность» выделим квадрат со стороной, равной «1», площадь квадрата заключает все множество сочетаний значений данных показателей от минимальных до максимальных. На всем множестве сочетаний выделим пять областей, качественно определяющих величину конкурентоспособности (эффекта). Соотношения названных областей в координатах «инновационность-адаптивность» приведены на рисунке 8 [16, 112c.].

Информация о работе Формирование стратегии конкурентоспособностью ТОО «Eliza Group»