Государственное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 15:12, шпаргалка

Описание работы

1. Управления как общественное явление.
Управления — это целенаправленное влияние, необходимое для согласованной
общей деятельности людей. Управления являются сложным и универсальным
общественным феноменом. Развитие общества, отдельных его сфер не возможное
без установления и реализации определенного набора законов, правил, норм,
алгоритма его поведения в целому и его составных в частности. Процесс влияния
на социум есть предметом изучения науки управления.
Философская наука трактует управления как функцию организованных систем,
которая обеспечивает сохранение их структуры, поддержания режима
деятельности, реализацию их программ, достижения их цели. Управления присущее
лишь сложным социальным и несоциальным динамическим системам, имманентным
атрибутом которых есть самоуправления, то есть способность к приведению в
порядок системы, приведения ее в соответствие к объективной закономерности,
которая действует в данной среде, к оптимизации функционирования системы.
Управления осуществляется в системах, в которых существует сеть причинно-
следственных зависимостей, способных в границах данного основного качества
переходить с одного состояния в другое. Этот процесс обеспечивает
стабилизацию и развитие системы, сохранение его качественной определенности,
поддержания динамического взаимодействия со средой. Задача управления состоит
в том, чтобы по возможности целесообразнее и более оперативно реагировать на
эти изменения, которые обеспечивается своевременной перестройкой
функциональной и организационной структур системы соответственно присущих ей
закономерностей и тенденций.

Файлы: 1 файл

Шпора.docx

— 197.34 Кб (Скачать файл)

     4. Основные теории и школы управления.

Государственное управление стоит перед дилеммой в своих попытках создать

всеохватывающую теорию государственного управления, которая бы синтезировала

рациональные подходы  прежде сформированных теорий и оказывала  содействие

повышению его  эффективности. Г. Мескон выделяет четыре основных подхода в

развития теории и практики управления1: школы в  управлении; процессный

подход; системный  подход; ситуационный подход.

Первое направление, которое названное школой в управлении, содержит ряд

подходов, характерных  для разных школ, а именно: • подход с точки зрения

научного управления — школа научного управления (1885—1920); •

административный  подход — классическая или административная школа в

управлении (1920—1950); • подход с точки зрения человеческих отношений —

школа человеческих отношений (1930—1950); • подход с точки  зрения поведения —

біхевіористична школа (1950 — по сей день); • подход с точки зрения

количественных  методов — школа науки управления, или количественный подход

(1950 — кінець 1960); • подход с точки зрения  “чувствительной” администрации,

полицентризма, “плоских”  структур.

     Школа научного управления (Ф.У. Тейлор, Ф. Гілберт, Л. Гілберт,

Г. Гантт) обеспечила использование научного анализа  для определения наилучших

способов достижения необходимых результатов, ввела  понятие хронометража во

исполнение работы, анализ операций, которые выполняются, учитывала человеческий

фактор, акцентировала  внимание на важности подбора кадров. Научное управление

также признавало необходимость обособления управленческих функций от

фактической производственной деятельности.

Основателем американской науки управления принят считать  Фредеріка Тейлора.

Ошибки теории Тейлора — игнорирования блага  лиц, которые выполняют работу, и

моментов личного  характера — старался преодолеть в теории организации работы

другой основоположник этой науки, американский инженер Г. Эмерсон.

Обе концепции  исследований в области организации  работы — концепция Тейлора и

концепция Эмерсона — касаются вопросов управления частным  предприятием.

Первым, кто обратил  внимание на возможность и необходимость  применения

достижений новой  науки в деятельности органов  государственного управления,

был француз Анрі Файоль, сформулировал принципы правильного  функционирования

органов управления. Он изложил их в 14 пунктах: распределение  работы;

авторитет руководства; внутренняя дисциплина; единство руководства; единство

издания распоряжений; подчинения индивидуальных интересов  более общим

интересам; вознаграждение; централизация; внутренняя иерархия; порядок;

равенство прав и  обязанностей; стабильность персонала; требование выявления

инициативы административным персоналом; единения персонала.

Формулирования  этих принципов управления есть основным взносом классической

теории.

     Теория бюрократии- рационально организованную систему управления,

в которой дела решаются компетентными служащими  на надлежащему

профессиональному равные и в полном соответствии к  законам и другим правилам.

     Школа человеческих отношений - Основной акцент было направлено на

организацию как  человеческую систему, на социологические  и

социально-психологические  аспекты поведения его сотрудников, заинтересованность

в таких новых  аспектах управления, как мотивация, лидерство, коммуникация или

динамика группы.

В рамках теории человеческих отношений приобрели развитие и  другие теории

мотивации. : теории удовлетворения; процессуальные теории.

Недостатком подходов разных школ управления являются то, что  они

концентрировали внимание на каком-то отдельном элементе, а не рассматривали

эффективность управления как результат достижения определенной цели или

определенного комплекса  целей, которая зависит от многих разных факторов.

     Системный подход дает возможность анализировать проблему ли

синтезировать необходимый  объект, направленный на достижение определенной цели,

в единства всех его  составных, что беспрерывно взаимодействуют  как между собою,

так и с внешней  средой. Он рассматривает организацию  как открытую систему,

которая состоит  из определенного количества взаимосвязанных  подсистем.

Системный подход имеет методологическую ценность для  процессов анализа и

синтеза.

     5. Верховная Рада и государственное управление.

Важная роль в  системе государственного управления належит Верховной Рада

Украины — единому  органу, который обеспечивает реализацию функции

законотворчества.

Соответственно  статье 85 Конституции Украины на Верховную Раду положены

выполнения таких  основных функций в сфере государственного управления:

— принятия законов;—  утверждения Государственного бюджета  Украины и внесения

изменений в него; — контроль за выполнением Государственного бюджета,

принятия решения  относительно отчета про его выполнение; — определения основ

внутренней и  внешней политики;

— утверждения  общегосударственных программ экономического, научно-

технического, социального, национально-культурного развития, охраны

окружающей среды; — рассмотрение и принятия решения  относительно одобрения

деятельности Кабинета Министров Украины; — осуществления  контроля за

деятельностью Кабинета Министров Украины соответственно Конституции; —

утверждения решений  о предоставление Украиной займов, экономической помощи

иностранным государствам и международным организациям, а  также о получение

Украиной от иностранных  государств, банков и международных  финансовых

организаций займов, не предусмотренных Государственным  бюджетом Украины,

осуществления контроля за их выполнением; — утверждения  перечня объектов

права государственной  собственности, которые не подлежат приватизации; —

определения правовых основ изъятия объектов права  частной собственности.

Верховная Рада исключительно  путем принятия законов может  решать широкий круг

вопросов относительно: 1) прав и свобод человека и гражданина и их гарантий;

2) основ использования  естественных ресурсов и освоения  космического

пространства; 3) внешнего сношения, внешнеэкономической деятельности; 4)

образования и  деятельности политических партий, других объединений граждан,

средств массовой информации, местного самоуправления; 5) территориального

устройства Украины; 6) основ национальной безопасности, организации

Вооруженных Сил  Украины и обеспечения общественного  порядка; 7) бюджетных

отношений, налогов  и собрания, статуса национальной и иностранной валюты на

территории Украины; 8) единиц веса, меры и времени; порядка  установления

государственных стандартов; 9) амнистий и ряда других вопросов.

Конституция Украины  закрепила за Верховной Радой  такие полномочия

относительно формирования структур исполнительной власти:

— предоставления согласия на назначение Президентом  Украины Премьер-министра;

— назначения на посада и освобождения от должности Председателя Национального

банка Украины  по представлению Президента Украины;

— назначения и  увольнения половины состава Совета Национального банка Украины;

— утверждения  общей структуры, численности, определения  функций Службы

безопасности Украины, Вооруженных Сил Украины, других образованных

соответственно  законам Украины воинских формирований, а также Министерства

внутренних дел  Украины;

— предоставления согласия на назначение на должности  и увольнение из

должностей Президентом  Украины Председателя Антимонопольного комитета

Украины, Председателя Фонда государственного имущества  Украины, Председателя

Государственного  комитета информационной политики, телевидение  и радиовещание

Украины. К полномочиям  Верховной Рады принадлежат также  определения

ответственности Кабинета Министров Украины и  принятия резолюции недоверия.

     6. Территориальные органы центральных органов исполнительной власти.

Территориальные органы (подразделы) министерств и  других ЦОИВ есть

государственными  органами, которые получаются соответствующими ЦОИВ для

реализации их функций и полномочий на местном  территориальном уровне, то есть

в областях или  районах, городах Киеве и Севастополе. Вместе с собственно

аппаратом соответствующего центрального органа (министерства,

государственного  комитета) они образовывают так называемую исполнительную

вертикаль отраслевой или функциональной направленности, которая получила

определение как  система министерства или система  государственного комитета.

Обычно на местном  уровне органами министерств, государственных  комитетов есть

управления, отделы и прочие структурные подразделы местных государственных

администраций как  подотчетные и подконтрольные соответствующим  центральным

органам. Эти подразделы реализуют на соответствующей территории политику

государства и  функции государственного управления в вопросах здравоохранения,

работы и занятости, социальной защиты населения и т.п., что фактически

отвечает отраслевым полномочиям местных администраций.

Особую группу составляют местные органы (территориальные  подразделы)

министерств и  государственных комитетов, которые  не входят структурно в

состав областных  государственных администраций, но взаимодействуют с ними в

вопросах реализации государственной политики в регионах и есть по сути

“продолжением”  центральных органов исполнительной власти, их

представительством  на местах. К их составу належат: управления, отделы

Министерства внутренних дел; управления Министерства юстиции; налоговые

администрации (инспекции) Государственной налоговой администрации;

территориальные отделения Государственной таможенной службы; территориальные

Информация о работе Государственное управление