Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 15:12, шпаргалка
1. Управления как общественное явление.
Управления — это целенаправленное влияние, необходимое для согласованной
общей деятельности людей. Управления являются сложным и универсальным
общественным феноменом. Развитие общества, отдельных его сфер не возможное
без установления и реализации определенного набора законов, правил, норм,
алгоритма его поведения в целому и его составных в частности. Процесс влияния
на социум есть предметом изучения науки управления.
Философская наука трактует управления как функцию организованных систем,
которая обеспечивает сохранение их структуры, поддержания режима
деятельности, реализацию их программ, достижения их цели. Управления присущее
лишь сложным социальным и несоциальным динамическим системам, имманентным
атрибутом которых есть самоуправления, то есть способность к приведению в
порядок системы, приведения ее в соответствие к объективной закономерности,
которая действует в данной среде, к оптимизации функционирования системы.
Управления осуществляется в системах, в которых существует сеть причинно-
следственных зависимостей, способных в границах данного основного качества
переходить с одного состояния в другое. Этот процесс обеспечивает
стабилизацию и развитие системы, сохранение его качественной определенности,
поддержания динамического взаимодействия со средой. Задача управления состоит
в том, чтобы по возможности целесообразнее и более оперативно реагировать на
эти изменения, которые обеспечивается своевременной перестройкой
функциональной и организационной структур системы соответственно присущих ей
закономерностей и тенденций.
литературе из менеджмента предлагается значительное количество классификаций
функций управления,
которые очень часто
объяснить тем, что в условиях постоянных изменений внешней среды тяжело, если
вообще возможно,
выделить универсальный
которого сгруппированные функции, которые наиболее полно и всесторонне
охарактеризовали бы управленческую деятельность.
Но все же наиболее распространенной классификацией есть и, что разделяет
функции на две группы: общие и конкретные функции менеджмента. Для таких
организаций, как органы государственной власти и органы местного
самоуправления, может быть принятый также подход, основанный на объединении
существенных видов управленческой деятельности в небольшое количество
категорий, а именно: процесс управления состоит из функций планирования,
организации, контроля, координации, мотивации. Эти пять функций менеджмента
(как процесс управления) образовывают управленческий цикл и объединенные
соединительными процессами коммуникации и принятия решения. Кроме того,
следует различать понятие “функция управления” и “функции организации”,
“функции структурных подразделов организации”, “функции управленческого
аппарата” и др. Так, в структурном подразделе может осуществляться не только
одна функция управления или ее часть, а и может быть объединен несколько
функций.
К функциональным
зонам организации относят
учет, операции, человеческие ресурсы, культуру и характер организации; к
функциональным
подсистемам организации
персонал, финансы, менеджмент.
Каждая из этих подсистем реализует свои цели, которые логически вытекают из
миссии как общей цели организации.
Анализ проблем управления с точки зрения его функций составляет основу для
установления объема работ за каждой из них, определения количества
управленцев и, наконец проектирования самой структуры и организации аппарата
управления. С целью усовершенствования деятельности государственных органов и
повышение эффективности их работы проводится функциональный анализ.
Функциональный анализ органов государственной власти осуществляется на основе
соответствующего функционального обследования аппаратов этих органов всех
уровней в соответствии
с методическими
Постановлением Коллегии Голов-госслужбы (протокол № 6 от 6 июля 2000 г.).
Задача функционального обследования аппарата конкретного органа состоят в
том, чтобы определить:
• которые конституционное и законодательное определенные целые поставлен
перед конкретным органом исполнительной власти и охватывают ли их задачу,
предусмотренные в положении об этом органе;
• какие функции закреплены в положении об этом органе и насколько они
отвечают задачам, определенным в других актах законодательства;
• в какой мере
положения о структурных
власти отвечают положению об этом органе, полностью ли полномочия этих
органов обеспечивают выполнение функций, положенных на орган;
• в какой мере должностные инструкции отвечают положениям об органе и он
структурных подразделах,
профессионально-
посад государственных служащих, а также реально выполняемой робот;
• требуют ли уточнения перечень задач и функций данного органа, а также
структура его аппарата и кадровый состав1.
Осуществляя функциональное обследование, следует руководствоваться такими
определениями целей,
задач и функций
— целые деятельности органа исполнительной власти определяются Конституцией и
законами Украины, указами Президента и постановлениями Кабинета Министров
Украины;
— задачи конкретизируют целые органа и, как правило, составляют целевую
функцию структурного подраздела, их реализация может обеспечить достижение
цели деятельности органа;
— функцией следует считать деятельность, связанную с получением четко
определенного конечного результата, который прямо отображает достижения задач
органа исполнительной власти.
Соответственно Методическим рекомендациям из проведение функционального
обследования аппаратов органов исполнительной власти всех уровней
функциональное обследование осуществляется за такими этапами.
1. Организация
работы по проведение
2. Функциональное обследование аппарата органа исполнительной власти.
3. Функциональное
обследование структурных
4. Анализ распределения
обязанностей между
руководителя органа исполнительной власти.
5. Итоги функционального обследования.
25. ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Построение организационной структуры государственного управления, размещения
и взаимодействие его элементов, вертикальные и горизонтальные связи, форма
связей формируются под влиянием как внешних, так и внутренних объективных и
субъективных условий и факторов, а именно:
• конституционное определенной формы государства;
• конституционное определенных функций государства, а также целей и функций
государственного управления;
• демократизму и стиля государственного управления;
• государственной политики;
• состояния и размещения объектов управления;
• компетентности управленческих кадров;
• информационного обеспечения государственного управления.
В организационных структурах, в том числе государственного управления,
используют такие организационные основы, которые формируют соответствующие
типы структур: линейная; функциональная; линейно-функциональная; штабная;
программно-целевая; матричная.
Линейная основа создает структуру, за которой преобладает вертикальная
подчиненность органов государственной власти — иерархическая пирамида.
Для линейной организационной структуры управления характерные такие
преимущества: единство и четкость распоряжений; согласованность действий
исполнителей; простота управления; четко выраженная ответственность;
оперативность в принятии решений; личная ответственность руководителя за
окончательный результат деятельности своего подраздела.
Недостатками линейной
организационной структуры
руководителю, который может быть всесторонне подготовлен, чтобы обеспечить
эффективное руководство всеми функциями управления; перегруженность
информацией; осложненные связи между подразделами; концентрация власти в
управленческой верхушке; слабо выраженные обратные связи.
Функциональная основа предусматривает формирования органов государственной
власти, приспособленных специально к выполнению конкретных функций
управления.
Преимуществами этой основы построения организационной структуры есть: высокая
компетентность специалистов, которые отвечают за осуществление конкретных
функций; увольнения линейных управленцев от решения некоторых специальных
вопросов; стандартизация, формализация и программирование явлений и
процессов; исключения дублирования и параллелизма в выполнении управленческих
функций; уменьшения потребности в специалистах широкого профиля.
К недостаткам функциональной структуры можно отнести: чрезмерную
заинтересованность в реализации целей и задач “своих” подразделов; трудность
отладки межфункциональной координации; проявления тенденций чрезмерной
централизации; долгопродолжительная процедура принятия решений.
Линейно-функциональная основа обеспечивает объединения преимуществ линейной и
функциональной основ и оказывает содействие созданию структуры, в который
одни органы принимают решения и властно проводят их у жизни, а другие
обеспечивают их информацией.
Основными преимуществами линейно-функциональной структуры есть более глубокая
подготовка решений,
которые связаны с
главного линейного управленца от глубокого анализа проблем; возможность
привлечения консультантов и экспертов.
Однако этот тип структуры не лишен и определенных недостатков, среди которых:
отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне;
недостаточно четкая ответственность, поскольку тот, кто готовит решения, в
его реализации, как правило, участия не берет; чрезмерно развитая система
взаимодействия по вертикалу, который порождает тенденцию к чрезмерной
централизации1.
Программно-целевая основа закладывает в организационную структуру ориентацию
на цель. Это предоставляет организационной структуре такие преимущества:
обеспечивает комплексный системный подход к решению определенной проблемы;
оказывает содействие интеграции интеллектуальных, материальных, финансовых,
естественных ресурсов для решения актуальных общественных проблем;
возможность привлечения компетентных специалистов, которые отвечают за
реализацию отдельных задач и мероприятий программы.
Недостатками программно-
мероприятий, которые реализуются в рамках отдельных программ;
заинтересованность в реализации только тех целей, которые определенные в
программе; отсутствие
надлежащей взаимосвязи между
исполнителями программы.
Матричная структура объединяет линейную и программно-целевую структуры.
Основными преимуществами матричной структуры есть: возможность быстро
реагировать и адаптироваться к условиям, которые изменяются; повышение
творческой активности управленческого персонала за счет формирования