История менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 16:50, курсовая работа

Описание работы

Первое, что нам приходит в голову, когда мы слышим термин «менеджмент»,– это управление. И, несмотря на то, что для специалистов эти понятия далеко не синонимы (о чем речь пойдет далее), нужно признать, что менеджмент зародился как особый вид управленческой деятельности и поэтому рассматривать его историю вполне справедливо начать с рассмотрения природы и истории развития управления.

Файлы: 1 файл

1 История менеджмента.doc

— 430.50 Кб (Скачать файл)

Но, как указывают в своем учебнике американские авторы Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф.  управление и организации древности сильно отличались от современных. Хотя организации существуют почти столько же, сколько существует мир, до 20 века вряд ли кто-нибудь задумался над тем, как управлять ими системно. Людей  интересовало, как, используя организации, заработать больше денег, приобрести большую практическую власть, но не то, как управлять ими. [30,с.62-63]  

Не стоит все же называть менеджментом управление людьми при первобытнообщинном строе, или управление феодальным хозяйством. Он появился  в ходе качественного преобразования управления несколько позже.

Попытка систематизировать мировые исторические тенденции развития управления,  представлена в концепции управленческих революций. [ 40,с.11]  

Управленческие революции – это качественные преобразования управления в процессе исторического развития общественно-экономических формаций.  Их выделятся пять.

Первая управленческая революция  вошла в историю как «ре­лигиозно-коммерческая».   Она произошла примерно 7 тысяч лет назад в древних Шумере, Египте, Акаде. На данном этапе происходит зарождение незнакомого до этого времени слоя жрецов, которых по праву можно назвать бизнесменами. Они по своему, пере­формулировали основополагающие религиозные принципы. Ес­ли раньше боги требовали человеческих жертв, то позднее, по мнению жрецов, им стала нужна жертва символическая. Боги будут удовлетворены, если верующие ограничатся подно­шением денег, скота, масла, ремесленных изделий и т.д. Надо признать гениальность авторов этой идеи. Шумерские жрецы стали богатым и влиятельным слоем -  они обладали огромным количеством имущества, собираемого в виде своеобразной дани и  пускаемого ими в хозяйственный оборот.

Каждый из жрецов должен был отчитываться перед верховным жрецом за полученное имущество, чтобы соблюдать порядок и не положить что-нибудь в свой карман «по забывчивости». Держать в уме сведения о своих доходах и расходах, производить сложные расчеты было тяжело,  и жрецы были вынуждены как-то фиксировать большой объем информации, в результате чего – ни много, ни мало – изобрели письмо.  Со­хранились глиняные таблички с их деловыми записями, которые и стали первыми письменами в истории человечества.  На них можно увидеть доказательства того, что уже в Древнем Шумере реализовывались такие функции как снабжение, бухгалтерский учет, контроль и пр., что и сегодня является неотделимой частью процесса управления.

В результате первой революции выделилось особое свойство управления  как инструмент коммерческой и религиозной деятельности, постепенно превращаясь в особый социальный институт и новое профессиональное занятие. [40,с.12]   Интересен следующий факт.  Необходимость управления в этой древней цивилизации вызвала к жизни письменность, а она, в свою очередь, через глиняные таблички, дожившие до современности свидетельствует нам  о том, что уже  этим древним цивилизациям были присущи  управленческие функции.

Вторая управленческая революция  была связана с име­нем вавилонского царя  Хаммурапи (2123-2081гг. до н.э.).  Хаммурапи разработал  Кодекс Хаммурапи – важнейший вклад вавилонян в управленческую мысль. Он состоял из 282 законов, которыми  регулировались сделки между людьми, контроль над соблюдением их условий, определялся минимум заработной платы, устанавливалась ответственность исполнителей и пр. Это, несомненно,  был каче­ственно новый уровень управления. Не на микро, а на макро­экономическом уровне — уровне всей страны. Поэтому вторую управленческую революцию обычно называют «светско-административной». Кроме того, Хаммурапи  интересовался проблемами лидерства и мотивации.

Третья управленческая революция связана также с правителем Вавилона – Навуходоносором II (605—562 гг. до н.э.)  и вошла в историю как «производственно-строительная», поскольку она была направлена на соединение государственных методов управления с контролем за деятельностью в сфере производства и строительства. На текстильных фабриках этого периода имеются примеры  производственного контроля и стимулирования работников. Как средство контроля над пряжей на каждую партию из еженедельного поступления прикреплялся ярлычок разного цвета для того, чтобы определить сколь долго находилась на фабрике та или иная партия сырья. Труд женщин, которые работали с пряжей, оплачивался продуктами питания, и количество их зависело от объема работы, выполненной каждой работницей. Царь Навуходоносор II также был автором проектов некоторых из семи чудес света, в частности Вавилонской башни и Висячих садов.

Четвертая управленческая революция является наиболее значимой  в истории менеджмента, поскольку именно она знаменует собой его формирование в том самом смысле, который вкладывают в него наши современники.

Катализаторами этой революции выступили зарождение капитализма и начало индустриального развития европейской  цивилизации. Именно переход от феодализма к капитализму, зарождение и развитие рынка, промышленная революция и  дальнейшая индустриализация оказали на развитие управление наиболее сильное влияние по сравнению со всеми прочими факторами, наблюдаемыми в пору разных управленческих революций.

Начавшись в XVIII столетии в Великобритании, промышленная революция вскоре пересекла Атлантику и достигла берегов Америки. Основным ее достижением стала замена ручного труда машинным, что, в свою очередь, сделало экономически выгодным производство товаров не отдельными семьями, а в фабричных условиях.  Эти фабрики, представляли  собой крупные предприятия  со сложным технологическим оборудованием, где отсутствовал личный контакт владельца с каждым работником, а также   возможность непосредственного наблюдения и контроля за ними. Старые эмпирические, «дедовские» методы здесь не подходили. Управление такими предприятиями, нуждалось в  знании оптимальных возможностей оборудования и рабочей силы, в определении норм выработки, в усовершенствовании условий труда и взаимоотношений администрации  и работников. Старая система этого обеспечить не могла. Требовалось внедрение научного эксперимента – а это уже совершенно новое слово в управлении.  Таким образом, именно промышленная революция  дает толчок развитию теории и практики управления.

Увеличение размеров предприятий привело к невозможности реализовывать все функции, связанные с его работой одним человеком – владельцем бизнеса. Объективно возникла необходимость передать полномочия по выполнению части работы от хозяина к наемному работнику – так управление начинает постепенно отделяться от собственности и появляется новая самостоятельная деятельность – наемное управление, которое перерастает в  профессиональное управление или менеджмент. В ту пору менеджеры выполняли  лишь только техническую работу и в основном контролировали реализацию намеченного владельцем курса действий. Однако, несмотря это, совершенно однозначно можно утверждать следующее: во-первых, появилась потребность в управляющем нового  типа, а во-вторых,  появился новый самостоятельный вид деятельности – профессиональное управление новыми предприятиями в новых (рыночных) условиях, который мы сегодня и называем менеджмент.

В эпоху монополистического капитализма в ответ на объективную потребность постичь азы эффективного,  научного, а не эмпирического, управления  стали появляться первые школы бизнеса и система профессионального обучения руководителей.  Пятой управленческой революцией, произошедшей в  конце  19 – начале 20 века стало появление класса  профессиональных менеджеров, что, по мнению специалистов,  явилось радикальным переворотом в обществе. Менеджеры выделились в отдельный от капиталистов класс.

 

 

1.2 Условия и факторы возникновения и развития менеджмента

 

В предыдущем разделе, характеризуя природу управления, мы остановились на классификации процессов управления и указали, что различают процессы управления в технических, биологических и социальных системах. Тогда же мы упомянули, что термином менеджмент мы можем характеризовать управленческую деятельность лишь в социальной и социально-экономической системе. Отсюда еще раз следует вывод о том, что термины «управление» и «менеджмент» не синонимы: русское «управление» гораздо шире американского «менеджмент». П.Друкер, американский авторитет в области теории менеджмента дает следующие разъяснения: «Термин «менеджмент» исключительно труден для понимания. Во-первых, он специфически американского происхождения и едва ли  может быть переведен на какой-либо другой язык, включая английский  язык Британских островов. Он обозначает функцию, но также и людей, ее выполняющих; он указывает на социальное или должностное положение, но в то же самое время означает учебную дисциплину и область научного исследования. Однако даже  в американском употреблении менеджмент не адекватен как понятие: для организаций, не имеющих отношение к бизнесу не говорят о менеджменте и менеджерах».  Менеджмент – это лишь одна из форм управления, а именно управление социально-экономическими процессами посредством и в рамках предпринимательской деятельности или акционерной компании. [33,с.18] Более обстоятельно  с определением понятия менеджмент вы столкнетесь в следующей главе. Здесь же рассмотрим процесс его выделения из управления на определенном историческом этапе.

Мы будем трактовать менеджмент как науку, учебную дисциплину, искусство управления, а также как самостоятельный вид профессиональной деятельности по эффективному управлению фирмой, действующей в условиях рынка. Чтобы глубже разобраться в сути понятия необходимо ясно представлять себе те причины и факторы, способствующие его появлению и развитию.

Об управлении мы говорим с момента появления первобытного общества, а вот «менеджмент» гораздо моложе. Его отсчет начался со времен промышленной революции и индустриального развития европейской цивилизации. Появление менеджмента как особого вида деятельности – результат четвертой управленческой революции, уже рассмотренной нами ранее. Но как же быть тогда со «строителями» египетских пирамид, которых П.Друкер назвал великим менеджерами в истории?

Ответим на этот вопрос позже, разобравшись в факторах и условиях развития менеджмента. Обобщая исследования можно выделить следующие факторы его возникновения:

1)      рыночные отношения;

2)      индустриальный способ организации производства;

3)      появление акционерной собственности

Рыночные отношения. Речь идет о зрелом, сформировавшемся рынке, предусматривающем распространение рыночных отношений на подавляющее большинство общественных процессов. [33, с.12]  Известный историк менеджмента Д.Рен так говорит о роли рынка: «Возникновение и совершенствование рыночной экономики вызвало к жизни потребность в более творческих управляющих, лучше информированных о том, как наилучшим образом управлять организациями. Столкнувшись с конкуренцией, изменчивой внешней средой, управляющие развивали систему знаний о том, как лучше использовать ресурсы. Люди стали думать о  личной выгоде и приспосабливаться к любой рациональной  административной системе. Возникновение современного менеджмента основано на рациональных способах принятия  решений; организации больше не могли работать в соответствии с прихотями нескольких лиц.» [42,с.52]  Более кратко и емко о роли данного фактора в возникновении менеджмента сказать сложно.

Феодальная система хозяйствования, вековая власть церкви не способствовали развитию общества. Католическая церковь, которая доминировала в средние века, предостерегала  против извлечения материальных выгод, ведения торговли, получения прибыли, трактуя бизнес как удел дьявола. Покорность и  унижение, отсутствие материального интереса и деловой активности – такой была господствовавшая в то время мораль и этика. [ 25,с.49]   Начиная с  периода реформации происходят изменения во взглядах, которые приводят к признанию необходимости получения людьми вознаграждений за земные страдания и к пониманию политической системы, которая способствовала бы  свободе личности  в условиях наличия частной собственности и жизни людей по естественным законам разума, а не по правилам и капризам правителей.

Но основой существования феодального общества было натуральное хозяйство, существующие немногочисленные ремесленники не испытывали конкурентного соперничества и, поэтому, не возникало насущной необходимости искать более рациональные способы ведения хозяйства.  Это не значит, что раньше люди не стремились повысить производительность и улучшить качество своего труда – они, безусловно, задумывались над этими проблемами, но нерациональное управление не означало тогда гибель всего бизнеса.  Оно было лишь менее эффективно,  что  многих бизнесменов вовсе не беспокоило. Лишь в условиях конкуренции хозяйствующие субъекты почувствовали необходимость «правильного», лучшего по сравнению с другими ведения дела – ответом на эту потребность и стало появление менеджмента.  Менеджеры были необходимы, чтобы предсказать изменения спроса и найти рынок сбыта, чтобы справиться с новыми тенденциями во внешнем окружении и выжить в конкурентной борьбе, которой  раньше не было в принципе.

Итак, лишь только появление и развитие рыночных отношений создали почву для зарождения  нового вида деятельности – менеджмента.

Индустриальный способ организации производства. Как известно, экономическая система капиталистического общества исторически сложилась на базе  ручной техники, доставшейся ей от феодального хозяйства и первоначально утвердилась в виде мануфактурной организации производства. Однако  возникший к концу 18 века промышленный капитализм знаменует собой переворот в прежних методах организации производства и  резко отличается от мануфактурного. Если мануфактура элементарно и механически соединяла  известное множество рабочих и ремесел в одном помещении без разложения сложного труда на его составные части и не приспосабливала специализированных рабочих к выполнению сравнительно простых операций, то исходным пунктом  капиталистической кооперации, напротив, явилось «действие многих рабочих в одно и то же время, в одном и том же месте… для производства  одного и того же вида товаров, под командой одного и того же капиталиста». Благодаря  этому на капиталистическом предприятии сберегался постоянный капитал, достигалась экономия на  условиях производства, что в итоге дало мощный импульс развитию производительных сил общества.[33, с.13 ]

      Крупнейшие фабрики и заводы объединяли под своей крышей тысячи рабочих. Превышением общих потребностей над возможностями их удовлетворения прежними средствами был  вызван к жизни машинный труд. На предприятиях  устанавливалось дорогостоящее оборудование, внедрялись сложнейшие технологические процессы, основанные на новейших достижениях научно-технической мысли. На работу стали приходить более образованные и более грамотные люди, постепенно начавшие осознавать себя личностями и понимать свою роль в производстве. Они организуются в целях решения различных производственных и экономических  задач -  происходит переворот и в производственных отношениях.  В результате индустриальная организация стала нуждаться в специфических формах управления и надзора за работниками крупных предприятий.

Информация о работе История менеджмента