История менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 16:50, курсовая работа

Описание работы

Первое, что нам приходит в голову, когда мы слышим термин «менеджмент»,– это управление. И, несмотря на то, что для специалистов эти понятия далеко не синонимы (о чем речь пойдет далее), нужно признать, что менеджмент зародился как особый вид управленческой деятельности и поэтому рассматривать его историю вполне справедливо начать с рассмотрения природы и истории развития управления.

Файлы: 1 файл

1 История менеджмента.doc

— 430.50 Кб (Скачать файл)

Массовое производство потребовало стандартизации и унифи­кации всех технологических процессов.

Форд был буквально помешан на диете и здоровом образе жизни, увлекался историей американской культуры, не был чужд филантропии. Однако его общественная деятельность — актив­ные антиеврейские выступления, круиз мира во время первой миро­вой войны, попытка стать сенатором — носила преимущественно скандальный характер.

Уверовав в собственную гениальность, Форд начал терять гибкость и чутье новатора. В 30-е гг. произошш серьезные измене­ния в потребительском спросе, а Форд, преданный своей прежней концепции, их не учел. В результате ведущие позиции в автомоби­лестроении пришлось уступить другой крупной компании — «Дженерал моторз».

В сентябре 1945 г. Форд передал руководство компанией (до этого формально принадлежавшее его единственному сыну Эдзелю) своему внуку и тезке Генри Форду II и отошел от дел. Спустя два года — 7 апреля 1947 г.— в возрасте 83 лет Форд скончался. [39,с.306-307]  

 

 

«Террор машины» — так Форд характеризовал внедренную им систему управления. Четкая система контроля и планирования, конвейерное производство, не­прерывные технологические цепочки — все это способствовало тому, что империя Форда работала в режиме автомата.

Форд первым установил на своих предприятиях минимальный уровень заработной платы и 8-часовой рабочий день. Однако, идя на улучшение социального положения трудящихся, Форд пред­почитал это делать исключительно по собственной инициативе. Поэтому в дальнейшем он упорно игнорировал давление профсо­юзов, что в конце концов привело к затяжному конфликту с ними в 1937—1941 гг. На его заводах была создана социологическая служба со штатом 60 человек, что по тем временам было крупным новаторством. Основой обусловленных им новых методов организации производства и труда стал придуманный им движущийся сборочный конвейер. Каждый из рабочих, размещенный вдоль конвейера, осуществлял одну операцию, состоящую из нескольких (а то и одного) трудовых движений (например, поворот гайки ключом), для выполнения которых не требовалось практически никакой квалификации. По свидетельству Форда, для 43% рабочих требовалась подготовка до одного дня, для 36% – от одного дня до одной недели, для 6% – одна-две недели, для 14% – от месяца до года.

Его философия вошла в историю управления как «фордизм». Ее суть изложена в его трудах «Моя жизнь, мои достижения» и «Сегодня и завтра».

 

Административная школа  (1920-1950 гг.

Представители рассмотренной ранее школы научного управления пытались рационализировать труд отдельного работника и  концентрировали свое внимание на цеховом уровне. В отличии от них сторонники административной школы рассматривают проблемы управления организацией в целом. 

Административная школа связана  с именами  А.Файоля – во Франции, Л.Урвика – в Великобритании, Дж.Муни, Э.Рейли, Л.Гьюлика, У.Ньюмэна, Л.Э.Аллена – в США, М.Вебера – в Германии и пр. В отличии от представителей научной школы  (Ф.Тейлора, Ф.Гилбрета), которые начинали свою трудовую деятельность простыми рабочими,   они занимали довольно значимые посты. Анри Файоль руководил крупной горной и металлургической компанией – «Комамболь», Линдалл Урвик был консультантом по вопросам управления в Англии, Джеймс Д.Муни работал под руководством Алфреда П.Слоуна в компании «Дженерал Моторс». [30,с.67]    Возможно именно  это повлияло на формировании их теорий.

Анри Файоль. Он, по мнению американских историков менеджмента является наиболее значительной фигурой, которую дала науке управления Европа в первой половине 20 века.

Анри Файоль родился в 1841 году; он был самым  молодым студентом в группе выпускников Горного института Франции. Ему было всего 19 лет, когда он стал работать инженером на шахте компании «Комментри-Фуршамболь-Деказвиль» («Комамболь»). С этой фирмой он связал всю свою профессиональную карьеру, а после ухода сохранил титул главного управляющего до своей смерти в 1925г.

К тому времени, когда Файоль пришел в компанию она была убыточной. Когда же он уходил в отставку фирма находилась в хорошем финансовом состоянии. Говорят, что Файоль не соглашался занимать такого положения, которое не имело бы прямой связи с его службой в «Комамболь» [18,с.55]  

Выйдя в отставку в 1918 г , Файоль возглавил созданный им Центр административных исследований (впоследствии объединившийся с его согласия с французской организаций последователей Тейлора). Слава, признание, богатство – все это было у Файоля.  Он был удостоен  звания офицера ордена Почетного легиона, других государственных наград и научных званий. Однако меньше всего в нем наблюдалось желание воздвигнуть прижизненный памятник самому себе. Он прожил долгую жизнь и умел ей радоваться: был общительным, подвижным человеком, много занимался с внуками  и правнуками, неустанно пропагандировал свою теорию и даже в последний год жизни не прекращал исследований – на  сей раз организации работы французской табачной промышленности. [39,с.7]  

 

Анри Файоль создал «теорию администрации». Его первая статья по данной тематике  вышла в 1900 г., а его книга– «Общее и промышленное управление» - в 1916 г. Задержка с публикацией книги, которая произошла из-за первой мировой войны, привела к тому, что французы больше увлеклись распространившейся в ту пору теорией Тейлора и поначалу проигнорировали идеи своего соотечественника. Впрочем, вскоре они воздали им должное: образцовая организация и процветание «Комамболя», вклад компании в общенациональные усилия в годы  войны – все это неминуемо привлекло внимание к трудам Файоля. Сам Файоль не раз подчеркивал, что  никакого противоречия между его теорией и теорией Тейлора нет, просто они рассматривают разные уровни организации производства.

Файоль выделяет 6 групп операций, имеющих место в ходе осуществления производственной деятельности: технические (производство, выделка, обработка); коммерческие ( покупка, продажа, обмен); финансовые (привлечение средств и распоряжение ими); страховые (страхование и охрана имущества лиц); учетные (бухгалтерия, калькуляция, учет, статистика и т.д.); административные (предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль).

Таким образом, Файоль в 1916 году первым выделяет функции  менеджмента. Функцию предвидения и планирования он понимал как «исследование будущего и формулировку плана действий»;  организацию – как «построение структуры,  создание материальной базы производства и профессионального коллектива»;  координацию – как «соединение и гармонизацию всех действий и усилий»; а контроль – как «отслеживание того, что все происходило с установленными правилами и изданными приказами». 

Он говорил, что организация начинается со стратегического плана или определения целей; развивается как способная их воплотить структура; поддерживается контролем и взаи­модействием между руководителем и рабочей силой и кон­тролем за ее деятельностью; обретает гармонию благодаря управлению, координирующему работу разных отделов; и, наконец, осуществляет проверку эффективности собствен­ной деятельности с помощью независимых штатных депар­таментов, не связанных с производящими.                                

Файоль считал, что руководитель добивается наилучшей производительности подчиненных, используя свои лидер­ские качества, знания о бизнесе и о подчиненных, а также культивируя миссионерский энтузиазм. Свой богатый опыт продолжительной работы в промышленности Анри Файоль обобщил в 14 общих принципах менеджмента (универсальных способов осуществления управленческой деятельности, следуя которым, организация обязательно добьется успеха):

1. Разделение труда и его специализация предостав­ляет возможность развития профессиональных навыков сотрудника и повышения его производительности. «Цель разделения труда — увеличить производительность и повысить качество работы одновременно».

2. Полномочия, равные ответственности. «В общем, от­ветственности боятся в той же мере, в которой ищут власти, а боязнь ответственности парализует инициативу и раз­рушает многие полезные качества. Хороший лидер должен обладать смелостью и вселять ее в окружающих с целью вдохновить их на принятие ответственности».

3. Дисциплина, «то есть послушание, труд, вкладываемая энергия, поведение и внешние признаки уважения в соответствии с соглашениями между фирмой и ее сотрудниками ... Если дисциплина страдает или нет взаимопонимания между руководством и сотрудниками, то это является следствием непригодности руководства».

4. Единоначалие: каждый работник должен иметь толь­ко одного начальника без какой-либо путаницы в вертика­ли власти. «Везде — в человеческих отношениях, в про­мышленности, в коммерческой деятельности, в армии, в доме и в государстве двойное руководство является веч­ной причиной конфликтов...»

5.  Единство направления: «один руководитель и еди­ный план действий при единой цели. Это важнейшее усло­вие единства действий, координации усилий и концентра­ции сил».

6. Подчинение интересов одного работника обществен­ным интересам, примирение конфликта интересов, где это необходимо: «Это представляет собой великую трудность менеджмента». Способы ее разрешения: а) твердость и хо­роший пример со стороны руководства, б) максимально достойные соглашения и в) постоянный надзор.

7. Достойное вознаграждение. «Оплата труда повыша­ет ценность персонала, поскольку улучшает условия жиз­ни сотрудников, а также усиливает желание работать на  всех уровнях - следовательно, зарплата должна быть предметом постоянного внимания руководителя».

8. Централизация или децентрализация. Решение воп­роса о том, насколько необходимо быть независимым или зависеть от состояния фирмы и культуры ее персонала. «Поиск того, что даст наивысший результат, — вот слож­ность выбора централизации или децентрализации. Все, что увеличит важность подчиненности, — децентрализа­ция, а все, что уменьшит, — централизация».

9. Скалярная цепь, или иерархический принцип менедж­мента — путь, «продиктованный необходимостью передачи полномочий и принципом единства в управлении, но не всегда быстрый». Скалярная цепь — это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от занимающего самое высокое положение и заканчивая руководителем низ­шего звена. «Ошибкой является беспричинный отход от иерархической системы, но еще большей ошибкой будет удерживать ее, когда она наносит вред бизнесу ... Ког­да подчиненный обязан выбирать между двумя поступками и не может просить совета у руководства, он должен быть достаточно смелым, чтобы поступить так, как будет полезно для общего дела».

10.  Порядок — материальный и социальный: «Социальный порядок требует точного знания человеческих потребностей и ресурсов их наполнения, атаке постоянного баланса между ними».

11. Одинаковое отношение к подчиненным: «Руководи­тель предприятия обязан бороться за укоренение чувства равенства на всех уровнях скалярной цепи».

12.  Стабильность рабочего места для персонала: «В массе своей персонал процветающих концернов стаби­лен, в компаниях, находящихся в упадке, — нет. Текучесть кадров в одно и то же время и причина, и следствие плохо­го управления. Но, конечно, изменений в кадровом соста­ве не избежать... стабильность кадрового состава также зависит от структуры компании».

13.  Инициатива: «Успешная реализация задуманного плана приносит огромное удовлетворение мыслящему че­ловеку и является одним из сильнейших трудовых стиму­лов... Инициатива менеджера, получающая поддержку, если необходимо, представляет собой великий источник энергии бизнеса... Руководитель должен быть способен принести в жертву свое тщеславие ради того, чтобы пре­доставить своим подчиненным возможность испытать по­добные чувства».

14. Корпоративный дух- единство персонала. В единении – сила. Руководству жизненно необходимо поддерживать настрой на рабочих местах. «Требуется настоящий талант, —писал Файоль, —для ко­ординации усилий, поддержки желания трудиться, разви­тия умений человека и вознаграждения каждого по заслу­гам без возбуждения зависти или расстройства гармонии в отношениях». [22,с.95] 

 

Файоль утверждал, что одни и те же принципы управле­ния можно применять в организациях любой направленно­сти, вне зависимости от их размера — на промышленных предприятиях, в коммерческих, правительственных, полити­ческих или даже религиозных структурах, на любом уровне менеджмента. Он доказывал, что менеджмент имеет отношение ко всем сферам  человеческой деятельности; бизнесу, управлению государством и даже к домашнему хозяйству. [36,с.67]   Сегодня уже многие авторы говорят о менеджменте как о всеобщей человеческой деятельности. 

Связав стратегию с организационной теорией и уделив внимание развитию менеджмента и качествам лидера, Анри Файоль на годы опередил свое время. Игорь Ансофф в «корпоративной стратегии» (1965) говорил, что «Файоль предвосхитил большую часть теорий современного анализа бизнес-практики», хотя Питер Друкер в своей энциклопедии «Менеджмент: задачи, обязанности, практика» (1973) критиковал  применение функционального подхода в крупных и более сложных организациях, чем во времена Файоля.

Макс Вебер (1864-1920) — немецкий социолог и экономист, юрист по образованию, преподавал в университете Берлина и по­зднее стал профессором экономической теории в универ­ситетах Фрайбурга, Гейдельберга и Мюнхена. В 1918 году он был членом совета, организованного для написания кон­ституции Веймарской республики. Основной интерес для изучающих менедж­мент и организационную теорию представляют идеи Вебера  о теории структур власти, нашед­шие отражение в книге «Теории социальных и экономических организаций», впервые вышедшей в свет в 1924 году— через четыре года после смерти автора.

 

Вебер описывает организационную деятельность на основе отношений власти. Рассматривая устройство организаций,  Вебер выделял три типа власти: рациональную, традиционную и харизматическую. Рациональная, или раци­онально-законная, власть (он считал, что она доминирует в современных организациях) основывается на системе раци­онально продуманных целей и функций, рассчитанных на увеличение производительности организации, и внедряемой набором определенных правил и процедур. Власть в этой модели сконцентрирована в должности человека, но не в нем самом. И эту безличную, описанную им без всякого крити­цизма модель Вебер назвал бюрократией. Он считал бюро­кратию одной из наиболее эффективных форм управления, потому что она функционирует на базе общепринятых иерар­хий, вне зависимости от личностных особенностей и с по­мощью назначенных экспертов.

Информация о работе История менеджмента