Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 16:50, курсовая работа
Первое, что нам приходит в голову, когда мы слышим термин «менеджмент»,– это управление. И, несмотря на то, что для специалистов эти понятия далеко не синонимы (о чем речь пойдет далее), нужно признать, что менеджмент зародился как особый вид управленческой деятельности и поэтому рассматривать его историю вполне справедливо начать с рассмотрения природы и истории развития управления.
Массовое производство потребовало стандартизации и унификации всех технологических процессов.
Форд был буквально помешан на диете и здоровом образе жизни, увлекался историей американской культуры, не был чужд филантропии. Однако его общественная деятельность — активные антиеврейские выступления, круиз мира во время первой мировой войны, попытка стать сенатором — носила преимущественно скандальный характер.
Уверовав в собственную гениальность, Форд начал терять гибкость и чутье новатора. В 30-е гг. произошш серьезные изменения в потребительском спросе, а Форд, преданный своей прежней концепции, их не учел. В результате ведущие позиции в автомобилестроении пришлось уступить другой крупной компании — «Дженерал моторз».
В сентябре 1945 г. Форд передал руководство компанией (до этого формально принадлежавшее его единственному сыну Эдзелю) своему внуку и тезке Генри Форду II и отошел от дел. Спустя два года — 7 апреля 1947 г.— в возрасте 83 лет Форд скончался. [39,с.306-307]
«Террор машины» — так Форд характеризовал внедренную им систему управления. Четкая система контроля и планирования, конвейерное производство, непрерывные технологические цепочки — все это способствовало тому, что империя Форда работала в режиме автомата.
Форд первым установил на своих предприятиях минимальный уровень заработной платы и 8-часовой рабочий день. Однако, идя на улучшение социального положения трудящихся, Форд предпочитал это делать исключительно по собственной инициативе. Поэтому в дальнейшем он упорно игнорировал давление профсоюзов, что в конце концов привело к затяжному конфликту с ними в 1937—1941 гг. На его заводах была создана социологическая служба со штатом 60 человек, что по тем временам было крупным новаторством. Основой обусловленных им новых методов организации производства и труда стал придуманный им движущийся сборочный конвейер. Каждый из рабочих, размещенный вдоль конвейера, осуществлял одну операцию, состоящую из нескольких (а то и одного) трудовых движений (например, поворот гайки ключом), для выполнения которых не требовалось практически никакой квалификации. По свидетельству Форда, для 43% рабочих требовалась подготовка до одного дня, для 36% – от одного дня до одной недели, для 6% – одна-две недели, для 14% – от месяца до года.
Его философия вошла в историю управления как «фордизм». Ее суть изложена в его трудах «Моя жизнь, мои достижения» и «Сегодня и завтра».
Административная школа (1920-1950 гг.
Представители рассмотренной ранее школы научного управления пытались рационализировать труд отдельного работника и концентрировали свое внимание на цеховом уровне. В отличии от них сторонники административной школы рассматривают проблемы управления организацией в целом.
Административная школа связана с именами А.Файоля – во Франции, Л.Урвика – в Великобритании, Дж.Муни, Э.Рейли, Л.Гьюлика, У.Ньюмэна, Л.Э.Аллена – в США, М.Вебера – в Германии и пр. В отличии от представителей научной школы (Ф.Тейлора, Ф.Гилбрета), которые начинали свою трудовую деятельность простыми рабочими, они занимали довольно значимые посты. Анри Файоль руководил крупной горной и металлургической компанией – «Комамболь», Линдалл Урвик был консультантом по вопросам управления в Англии, Джеймс Д.Муни работал под руководством Алфреда П.Слоуна в компании «Дженерал Моторс». [30,с.67] Возможно именно это повлияло на формировании их теорий.
Анри Файоль. Он, по мнению американских историков менеджмента является наиболее значительной фигурой, которую дала науке управления Европа в первой половине 20 века.
Анри Файоль родился в 1841 году; он был самым молодым студентом в группе выпускников Горного института Франции. Ему было всего 19 лет, когда он стал работать инженером на шахте компании «Комментри-Фуршамболь-
К тому времени, когда Файоль пришел в компанию она была убыточной. Когда же он уходил в отставку фирма находилась в хорошем финансовом состоянии. Говорят, что Файоль не соглашался занимать такого положения, которое не имело бы прямой связи с его службой в «Комамболь» [18,с.55]
Выйдя в отставку в 1918 г , Файоль возглавил созданный им Центр административных исследований (впоследствии объединившийся с его согласия с французской организаций последователей Тейлора). Слава, признание, богатство – все это было у Файоля. Он был удостоен звания офицера ордена Почетного легиона, других государственных наград и научных званий. Однако меньше всего в нем наблюдалось желание воздвигнуть прижизненный памятник самому себе. Он прожил долгую жизнь и умел ей радоваться: был общительным, подвижным человеком, много занимался с внуками и правнуками, неустанно пропагандировал свою теорию и даже в последний год жизни не прекращал исследований – на сей раз организации работы французской табачной промышленности. [39,с.7]
Анри Файоль создал «теорию администрации». Его первая статья по данной тематике вышла в 1900 г., а его книга– «Общее и промышленное управление» - в 1916 г. Задержка с публикацией книги, которая произошла из-за первой мировой войны, привела к тому, что французы больше увлеклись распространившейся в ту пору теорией Тейлора и поначалу проигнорировали идеи своего соотечественника. Впрочем, вскоре они воздали им должное: образцовая организация и процветание «Комамболя», вклад компании в общенациональные усилия в годы войны – все это неминуемо привлекло внимание к трудам Файоля. Сам Файоль не раз подчеркивал, что никакого противоречия между его теорией и теорией Тейлора нет, просто они рассматривают разные уровни организации производства.
Файоль выделяет 6 групп операций, имеющих место в ходе осуществления производственной деятельности: технические (производство, выделка, обработка); коммерческие ( покупка, продажа, обмен); финансовые (привлечение средств и распоряжение ими); страховые (страхование и охрана имущества лиц); учетные (бухгалтерия, калькуляция, учет, статистика и т.д.); административные (предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль).
Таким образом, Файоль в 1916 году первым выделяет функции менеджмента. Функцию предвидения и планирования он понимал как «исследование будущего и формулировку плана действий»; организацию – как «построение структуры, создание материальной базы производства и профессионального коллектива»; координацию – как «соединение и гармонизацию всех действий и усилий»; а контроль – как «отслеживание того, что все происходило с установленными правилами и изданными приказами».
Он говорил, что организация начинается со стратегического плана или определения целей; развивается как способная их воплотить структура; поддерживается контролем и взаимодействием между руководителем и рабочей силой и контролем за ее деятельностью; обретает гармонию благодаря управлению, координирующему работу разных отделов; и, наконец, осуществляет проверку эффективности собственной деятельности с помощью независимых штатных департаментов, не связанных с производящими.
Файоль считал, что руководитель добивается наилучшей производительности подчиненных, используя свои лидерские качества, знания о бизнесе и о подчиненных, а также культивируя миссионерский энтузиазм. Свой богатый опыт продолжительной работы в промышленности Анри Файоль обобщил в 14 общих принципах менеджмента (универсальных способов осуществления управленческой деятельности, следуя которым, организация обязательно добьется успеха):
1. Разделение труда и его специализация предоставляет возможность развития профессиональных навыков сотрудника и повышения его производительности. «Цель разделения труда — увеличить производительность и повысить качество работы одновременно».
2. Полномочия, равные ответственности. «В общем, ответственности боятся в той же мере, в которой ищут власти, а боязнь ответственности парализует инициативу и разрушает многие полезные качества. Хороший лидер должен обладать смелостью и вселять ее в окружающих с целью вдохновить их на принятие ответственности».
3. Дисциплина, «то есть послушание, труд, вкладываемая энергия, поведение и внешние признаки уважения в соответствии с соглашениями между фирмой и ее сотрудниками ... Если дисциплина страдает или нет взаимопонимания между руководством и сотрудниками, то это является следствием непригодности руководства».
4. Единоначалие: каждый работник должен иметь только одного начальника без какой-либо путаницы в вертикали власти. «Везде — в человеческих отношениях, в промышленности, в коммерческой деятельности, в армии, в доме и в государстве двойное руководство является вечной причиной конфликтов...»
5. Единство направления: «один руководитель и единый план действий при единой цели. Это важнейшее условие единства действий, координации усилий и концентрации сил».
6. Подчинение интересов одного работника общественным интересам, примирение конфликта интересов, где это необходимо: «Это представляет собой великую трудность менеджмента». Способы ее разрешения: а) твердость и хороший пример со стороны руководства, б) максимально достойные соглашения и в) постоянный надзор.
7. Достойное вознаграждение. «Оплата труда повышает ценность персонала, поскольку улучшает условия жизни сотрудников, а также усиливает желание работать на всех уровнях - следовательно, зарплата должна быть предметом постоянного внимания руководителя».
8. Централизация или децентрализация. Решение вопроса о том, насколько необходимо быть независимым или зависеть от состояния фирмы и культуры ее персонала. «Поиск того, что даст наивысший результат, — вот сложность выбора централизации или децентрализации. Все, что увеличит важность подчиненности, — децентрализация, а все, что уменьшит, — централизация».
9. Скалярная цепь, или иерархический принцип менеджмента — путь, «продиктованный необходимостью передачи полномочий и принципом единства в управлении, но не всегда быстрый». Скалярная цепь — это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от занимающего самое высокое положение и заканчивая руководителем низшего звена. «Ошибкой является беспричинный отход от иерархической системы, но еще большей ошибкой будет удерживать ее, когда она наносит вред бизнесу ... Когда подчиненный обязан выбирать между двумя поступками и не может просить совета у руководства, он должен быть достаточно смелым, чтобы поступить так, как будет полезно для общего дела».
10. Порядок — материальный и социальный: «Социальный порядок требует точного знания человеческих потребностей и ресурсов их наполнения, атаке постоянного баланса между ними».
11. Одинаковое отношение к подчиненным: «Руководитель предприятия обязан бороться за укоренение чувства равенства на всех уровнях скалярной цепи».
12. Стабильность рабочего места для персонала: «В массе своей персонал процветающих концернов стабилен, в компаниях, находящихся в упадке, — нет. Текучесть кадров в одно и то же время и причина, и следствие плохого управления. Но, конечно, изменений в кадровом составе не избежать... стабильность кадрового состава также зависит от структуры компании».
13. Инициатива: «Успешная реализация задуманного плана приносит огромное удовлетворение мыслящему человеку и является одним из сильнейших трудовых стимулов... Инициатива менеджера, получающая поддержку, если необходимо, представляет собой великий источник энергии бизнеса... Руководитель должен быть способен принести в жертву свое тщеславие ради того, чтобы предоставить своим подчиненным возможность испытать подобные чувства».
14. Корпоративный дух- единство персонала. В единении – сила. Руководству жизненно необходимо поддерживать настрой на рабочих местах. «Требуется настоящий талант, —писал Файоль, —для координации усилий, поддержки желания трудиться, развития умений человека и вознаграждения каждого по заслугам без возбуждения зависти или расстройства гармонии в отношениях». [22,с.95]
Файоль утверждал, что одни и те же принципы управления можно применять в организациях любой направленности, вне зависимости от их размера — на промышленных предприятиях, в коммерческих, правительственных, политических или даже религиозных структурах, на любом уровне менеджмента. Он доказывал, что менеджмент имеет отношение ко всем сферам человеческой деятельности; бизнесу, управлению государством и даже к домашнему хозяйству. [36,с.67] Сегодня уже многие авторы говорят о менеджменте как о всеобщей человеческой деятельности.
Связав стратегию с организационной теорией и уделив внимание развитию менеджмента и качествам лидера, Анри Файоль на годы опередил свое время. Игорь Ансофф в «корпоративной стратегии» (1965) говорил, что «Файоль предвосхитил большую часть теорий современного анализа бизнес-практики», хотя Питер Друкер в своей энциклопедии «Менеджмент: задачи, обязанности, практика» (1973) критиковал применение функционального подхода в крупных и более сложных организациях, чем во времена Файоля.
Макс Вебер (1864-1920) — немецкий социолог и экономист, юрист по образованию, преподавал в университете Берлина и позднее стал профессором экономической теории в университетах Фрайбурга, Гейдельберга и Мюнхена. В 1918 году он был членом совета, организованного для написания конституции Веймарской республики. Основной интерес для изучающих менеджмент и организационную теорию представляют идеи Вебера о теории структур власти, нашедшие отражение в книге «Теории социальных и экономических организаций», впервые вышедшей в свет в 1924 году— через четыре года после смерти автора.
Вебер описывает организационную деятельность на основе отношений власти. Рассматривая устройство организаций, Вебер выделял три типа власти: рациональную, традиционную и харизматическую. Рациональная, или рационально-законная, власть (он считал, что она доминирует в современных организациях) основывается на системе рационально продуманных целей и функций, рассчитанных на увеличение производительности организации, и внедряемой набором определенных правил и процедур. Власть в этой модели сконцентрирована в должности человека, но не в нем самом. И эту безличную, описанную им без всякого критицизма модель Вебер назвал бюрократией. Он считал бюрократию одной из наиболее эффективных форм управления, потому что она функционирует на базе общепринятых иерархий, вне зависимости от личностных особенностей и с помощью назначенных экспертов.